Исследовательская работа была представлена на Научно-практической конференции.
В работе доказывается, что сказка о колобке - это лунарный миф славян.
Вложение | Размер |
---|---|
Научная работа | 42.99 КБ |
Буклет к научной работе | 725.73 КБ |
МУНИЦИПАПЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №22 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА» |
Лунарные мифы славян. |
[Введите подзаголовок документа] |
Автор: Баранова Дарья 5 Б класс |
Научный руководитель: Павельева О. А. |
Благовещенск, 2018 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 2
2. Мифы и мифология. 3
3. Лунарные мифы народов мира. 4
4. Лунарные мифы славян. 5
5. Заключение. 7
6. Список литературы. 8
Объект исследования.
Лунарные мифы.
Предмет исследования.
Существование лунарных мифов славян.
Гипотеза.
Лунарные мифы славян существуют и скрыты в устном народном творчестве, чтобы передаваться из уст в уста из поколения в поколение.
Актуальность.
В настоящее время, когда повсеместно идёт искажение истории нашего государства, уничтожаются и нивелируются русские культурные ценности, необходимо как можно серьёзнее относиться к фольклору, потому что именно в нем лежат корни, самобытность и традиции российского народа. Знание своей истории является стратегической необходимостью. Невозможно быть истинным патриотом и гражданином своего государства, не зная его культуры и истории.
Метод исследования.
Сравнительное литературоведение. Эвристический и частично-поисковый методы.
2. МИФЫ И МИФОЛОГИЯ.
Мифы возникли в ходе общего становления сознания человека – так называемой рефлексии, в ходе которой человек осознавал себя сначала индивидуумом, а потом со временем и индивидуальностью. Начальные мифологические представления формировались на первой стадии данного процесса, когда сознание человека окончательно не индивидуализировалось, т.е. можно вести речь о существовании некоего общего коллективного сознания не просто как слияния индивидуальных сознаний, но и обладающего непосредственной возможностью информационного взаимовлияния.
Предпосылками своеобразной мифологической логики являлось, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты нерасчленённости, было почти не отделимо от эмоциональной сферы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, метафорическое сопоставление природных, социальных и культурных объектов.
Миф бесконечно далек от абстрактной мысли, рационального знания. В нем нет той ясности, что присуща рациональной мысли; основа мифа – событие, произошедшее в первоначальном времени, на чьей (события) основе воспроизводятся все прочие события; истоки мифа – в подсознании.
Миф непременно конкретен, не допускает критики, требует безусловного признания.
Миф – высшая истина архаичного человека, что со временем обратится в религию и нравственные институты.
Мифология выделяет несколько категорий мифов: этиологические, космогонические, антропогонические, астральные, героические, эсхатологические, солярные, лунарные и близнечные. Мифология каждого народа, каждой цивилизации имеет свои мифы данного порядка.
Но в современном мире, с такой быстротой обрастающем новыми образами и реалиями, часто теряются сакральные знания, скрытые в мифах. Часто такая потеря происходит посредством вмешательства в культуру народа из вне.
Так произошло с мифологией славян. До нас дошли лишь отрывочные знания, мало подтверждённые, часто исковерканные. Свою историю более-мене точно мы знаем с момента возникновения письменности, то есть появления кириллицы, а значит с момента проникновения и внедрения на нашу территорию христианства. Вот что мы знаем точно, так это то, что язычество в тот момент искоренялось повсеместно. Это привело к тому, что мы теперь не знаем многих своих традиций, утрачены знания наших предков, накопленные веками, утрачена славянская культура и частично мифологическое представление о мире славян.
Но в своей работе я постараюсь доказать, что сакральные знания всё-таки дошли до нас в скрытой форме. Они и по сей день передаются из поколения в поколение, только мы видим лишь форму, не понимая её содержания.
3. ЛУНАРНЫЕ МИФЫ НАРОДОВ МИРА.
Лунарные мифы, как я уже писала выше, являются одной из категорий мифов любой мифологической системы. Часто они выступают в виде культурной пары с солярными, то есть солнечными мифами.
Изучая лунарные мифы разных народов, я пришла к выводу, что их все можно тоже разделить на группы. Одни мифы объясняют причину лунных затмений, так пугающих в древности людей. Другие лунарные мифы рассказывают о том, почему луна постоянно уменьшается и увеличивается. Есть лунарные мифы рассказывающие и о том, почему пятна на луне или о том откуда вообще луна взялась.
Согласно поверьям абхазов, затмение луны происходит из-за того, что на неё нападает чудовище, стремящееся её съесть. Чтобы спасти луну, начинали стрелять по направлению к ней. Считалось, что только одна пуля из ста может попасть в чудовище.
В корейской мифологии существуют пулькэ – «огненные собаки», пожирающие Солнце и луна, виновники солнечных и лунных затмений. Их посылал царь страны Мрака, ненавидящий тьму и желающий украсть небесные светила. Но самая большая пулькэ обожгла пасть о Солнце, а Луна оказалась для неё очень холодной.
А пятна на Луне по представлениям тех же абхазов – это коровий навоз, брошенный пастухом, или само стадо нарта Сасрыквы, пасущееся на луне.
Более интересными для моего исследования являются лунарные мифы, объясняющие причину её роста и убывания. В мифологии белых таи Вьетнама есть божество Нанг Быон – лунная дама. У неё на шее есть шарф, которым в разные дни она то сильнее, то слабее обматывает луну. Вот оттого луна постоянно уменьшается и растёт.
В литовской мифологии, нашедшей отражение в народной песне «Свадьба месяца» рассказывается о том, как месяц изменяет Солнцу с богиней утренней зари, и за это Перкунас (бог-громовержец) разрубает месяц своим мечом. Таким образом в древности литовцы представляли себе лунные фазы.
В мифологии абхазов Амза – персонификация Луны. Его преследует сестра – злой дух, которая, догнав, начинает пожирать. Узнав о беде, в которую попал её муж, Амра (персонификация Солнца) приходит ему на помощь. Спор между женой и сестрой Амзы разрешает верховное божество: на 14 дней оно позволяет злому духу пожирать Луну почти до конца, а на 15 день приходит Солнце и спасает Луну.
4. ЛУНАРНЫЕН МИФЫ СЛАВЯН.
Славянские лунарные мифы считаются утраченными, но, если обратиться к устному народному творчеству, можно всё-таки кое-что найти.
Обратимся к русским-народным сказкам. Помните присказку: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? Именно она подсказывает потомкам славян, что в сказках нужно искать древние знания. «Ложью» у cлавян называлась неполная, поверхностная правда. Например, можно сказать: «Вот целая лужа бензина», а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина. «Ложь» и «ложе», «ложа» — имеют однокоренное происхождение. То, что лежит на поверхности или — поверхностное суждение о предмете.
И все же, почему к сказам применено слово «ложь”, в смысле, поверхностная правда, неполная правда? Дело в том, что сказка — это действительно ложь, но только для мира проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других миров те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной правдой. Таким образом, можно сказать, что Сказка — это все-таки Быль, но для определенного мира, для определенной реальности. Но никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь.
«Урок» у славян означает нечто, стоящее у рока, то есть некоторую фатальность Бытия, Судьбу. Урок — то, что необходимо усвоить. Получается сказка — ложь, но в ней всегда присутствует намек на тот урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей жизни.
Всем нам знакома с детства сказка про Колобка. Герой сказки, круглый и румяный хлеб, сбегает из дома и путешествует по полному опасностей лесу. В старых сказках вы нигде не найдёте, чтобы кто-то заблудился в лесу или в дороге. Картами и компасами раньше не пользовались. А как же тогда ориентировались в пути? Какими ориентирами пользовались люди? Звёздами и созвездиями, конечно. Славяне называли их чертогами и знания о них передавались из поколения в поколение. Для большего удобства и лучшего запоминания эти астрономические данные были облачены в форму сказки.
С точки зрения этимологии, «Колобок» «коло» — это круг и «бок» какого-то круга. То есть мы видим бок какого-то круга, который ещё сам ходит по кругу.
Обратимся к возможным оригинальным текстам. «Возможным» потому, что нельзя с точностью опровергнуть эту информацию или подтвердить.
Попросил Тарх Перунович Дживу — создай колобок.
И Она по Сварожьим Сусекам поскребла, по чертожьим амбарам помела и слепила колобок, и положила на окно Чертога Рады.
И засиял колобок, и покатился по Перунову Пути.
Но недолго он катился, в Чертог Вепря прикатился, отгрыз Вепрь у колобка бок, но не весь откусил, а крошечку. Покатился дальше колобок и докатился до Чертога Лебедя, и Лебедь отклевал кусочек, и в Чертоге Ворона — Ворон отклевал кусочек, в чертоге Медведя — Медведь колобку бок помял. Волк в своём Чертоге почти пол колобка обглодал, а когда докатился колобок до Чертога Лисы, то Лиса его съела.
Попросил Рас Деву: — Испеки мне Колобок. Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке.
Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше.
Навстречу ему — Ворон: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке.
Тут навстречу ему Медведь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.
Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок.
Но Путь его еще не закончился. Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: — Колобок-Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — «ам», и съела целиком.
Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя мудрость предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни «почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.
Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). «Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, то есть каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — «съедают» часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Земля полностью закрывает Месяц от Солнца.
Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. — Это про Небеса и Ярило-Солнце.
Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Без знаний звездочтения наши предки не обходились в повседневной жизни. Эти знания нужны были не только для использования их в сельскохозяйственной деятельности. Рождение ребёнка под определённым созвездием определяло его характер, наклонности и способности к определённому виду трудовой деятельности. Всё это учитывалось в воспитании детей.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Своей работой я хотела доказать, что мифологию славян ещё можно восстановить. Нужно только внимательнее изучить фольклор, дошедший до нас через труды Владимира Ивановича Даля и Афанасия Никитина. Сказки, пословицы, поговорки, народные песни и прибаутки – всё это большой материал для дальнейших исследований.
В следующем году я планирую продолжить работу над изучением сказок. Потому что такая сказка как «Курочка-ряба» вполне может оказаться соединением космогонического и эсхатологического мифа, то есть мифов о создании мира и его гибели. Согласитесь, яйцо так похоже по форме на нашу планету, а извечный вопрос о курице и яйце требует разрешения.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М.: Советская энциклопедия, 1991.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Академический проект, 2005.
http://derzhavarus.ru/skazka-kolobok-luna.html
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Девочка-Снегурочка
Астрономический календарь. Март, 2019
Н. Гумилёв. Жираф
Зимний лес в вашем доме