Работа была представлена на научно-практической конференции "Старт в науку"
Вложение | Размер |
---|---|
Текст работы | 44.82 КБ |
Буклет к работе | 514.14 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 22 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА» |
«Белые пятна» в произведении как средство погружения в различные школьные дисциплины. |
Метапредметное исследование |
Автор: Обвинцева Алина, 5 Б класс |
Научный руководитель: Павельева О.А. |
Благовещенск, 2018 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
Объект исследования.
Цикл стихотворений Николая Гумилёва «Капитаны».
Предмет исследования.
Исследование «белых пятен» в цикле стихотворений Николая Гумилёва «Капитаны».
Часто прочтение произведений литературных произведений бывает затруднено. Не потому, что учащиеся плохо умеют читать, а потому, что на пути понимания текста встречается очень много непонятных слов и понятий. В науке такие места в литературном произведении называются «белыми пятнами».
Гипотеза.
Заполнение «белых пятен» при прочтении стихотворения имеет метапредметное значение и показывает тесную связь различных дисциплин между собою.
Актуальность темы.
Современная система образования учит нас (учеников) самостоятельно добывать и перерабатывать информацию.
Я считаю, что заполнение «белых пятен» при прочтении любого литературного произведения способствует не только правильному пониманию текста, расширению словарного запаса, но и образованию вообще. Поиск информации позволяет соприкоснуться с различными областями науки и культуры.
Свою работу я буду основывать лишь на одном цикле стихотворении. Это произведение Николая Гумилёва «Капитаны». Оно не входит в школьную программу 5 класса, но мне оно показалось наиболее подходящим к теме моего исследования.
Метод исследования.
Частично-поисковый, эристический.
2. ЦИКЛ СТИХОТВОРЕНИЙ «КАПИТАНЫ». СОДЕРЖАНИЕ И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
Цикл «Капитаны» был создан летом 1909 года.
Существует версия, что он был написан совместно с группой поэтов, которые обсуждали каждую строчку. Однако, по воспоминаниям Алексея Толстого, Николай Гумилёв несколько дней подряд запирался в своей комнате, работая над «Капитанами», а уж после представил стихи на суд своих друзей.
Цикл состоит из четырех произведений, которые объединены общей идеей романтики и путешествий. В первом из стихотворений Гумилев восхищается тем, как «меж базальтовых скал и жемчужных шелестят паруса кораблей». Образ «открывателей новых земель» настолько мил поэту, что он мысленно путешествует с ними и в собственных фантазиях переживает все те испытания, которые проходят его герои. Прокладывание пути на карте, подавление корабельного бунта, встречи с пиратами и школа выживания во время шторма – все эти составляющие морской жизни вдохновляют автора и заставляют его мечтать о подвигах. Мужество людей, которые каждый день ведут борьбу с морской стихией, не может оставить Гумилева равнодушным. «Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?», — вопрошает поэт.
Второе стихотворение цикла – гимн первооткрывателям и пиратам, которые не представляют себе спокойную жизнь на суше. Их влечет опасность и необходимость постоянно рисковать ради достижения собственных целей. «Как странно, как сладко входить в ваши грёзы, заветные ваши шептать имена», — отмечает автор. Ему кажется, что «в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога». И именно себя Гумилев видит в качестве того человека, который когда-нибудь совершит новое открытие и побывает там, где «розы краснее, чем пурпур царей».
Однако, как бы не манили моряков новые страны, они рано или поздно возвращаются в родной порт, переполненные новыми впечатлениями. И именно встрече с родиной посвящено третье стихотворение цикла «Капитаны». Суша дарит им то, чего они были лишены в своих странствиях. Женщины, пивные, игра в карты и кости, попытки узнать свою судьбу у гадалки… Но, когда «смолкает зов дурмана», каждый моряк вспоминает о своем истинном предназначении. И тогда для него нет ничего важнее, чем «рупор капитана», который вновь зовет к отплытию.
Финальное стихотворение цикла посвящено морским легендам и загадкам, одной из которых является история о Летучем Голландце – корабле-призраке. Он является символом смерти и предвещает ее каждому, кто столкнется с этим призраком в море. У автора нет ответа на вопрос, откуда взялся этот корабль и какие цели он преследует. Но очевидно одно – легенда о Летучем Голландце является самой жуткой, и от этого еще более привлекательной в глазах каждого истинного моряка.
3. «БЕЛЫЕ МЕСТА» В ЦИКЛЕ И ИХ АНАЛИЗ.
Своё исследование я начала с выявления «белых мест» в цикле и их каталогизации. По моему личному ощущению и представлению я разделила все непонятные мне слова по следующим категориям: словарные слова, персоналии и понятия.
Дать толкование отдельным словам не составило труда. Толковый словарь Ожегова помог мне. Но я не просто узнала значение непонятных мне ранее слов, я расширила свои знания. Так, например, слова «хартия», «паладин» дали мне знания об истории Европы, в частности об эпохе Средневековья. Кроме того, читая о флибустьерах я узнала много нового о настоящей жизни пиратов и о их тесной связи с официальной государственной властью разных европейских стран. Например, на Тортуге или острове Гаити флибустьеры отдавали 10 % своей добычи французскому губернатору, а на Ямайке – 1/10 часть в пользу верховного лорда-адмирала и 1/15 часть – в пользу короля Англии. Конечно же много слов было из морского обихода. Например, слова «мальстрём», «фрегат» и «фелука». Я открыла для себя совершенно новое значение слов «мостик», «ботфорты». Пришлось узнать об инструментах капитана для работы с картой, чтобы понять фразу «кто иглой на разорванной карте отмечает свой дерзостный путь». Теперь я знаю о существовании разметочного циркуля и кронциркуля.
Более интересным мне показалось изучение персоналий. Если имя Колумба мне было знакомо, то с именами Лаперуза, Джеймса Кука и Васко да Гама я встретилась впервые. Я и не предполагал, что освоение новых земель, новых континентов происходило так сложно и началось так давно. Из упомянутых Н. Гумилёвым мореплавателей самым древним оказался Ганнон Карфагенянин, совершивший плаванье в 5 веке до нашей эры. Наряду с реальными людьми автор также говорит о путешественниках вымышленных. Так я узнала, что именем Улисс римляне называли Одиссея, знакомого мне из раздела о Греческой мифологии в литературе. Наряду с героем европейской литературы в стихотворении Н. Гумилёва можно встретить и героя восточных сказок – Синдбада-Морехода.
Сложной была работа над понятиями.
Такая деталь в портрете капитана в первой части цикла как брабантские кружева на его манжетах дала интересный материал. Я узнала, что Брабант – это реально существовавшее герцогство на территории исторических Нидерландов. История этой местности сама по себе достаточна интересна, но ещё более интересно то, что здесь действительно производили знаменитые брабантские кружева. Такие кружева были очень тонкими. Их тонкость достигалась тем, что для из изготовления использовали нити, которые делали их льна, выращенного в Брабанте. Вы знаете, что мы должны быть благодарны Петру Первому в появлении кружевоплетения подобных кружев в России. В 1725 году по его распоряжению из Брабанты были привезены монахини кружевницы для того, чтобы научить изготовлению голландскому кружевоплетению монахинь Новодевичьего монастыря. И вот тогда в России стали распространяться кружева. Они были ещё дороги и не каждый мог себе позволить их носить.
В последней четвёртой части цикла мне встретилась строчка об огнях святого Эльма. Оказалось, что это понятие связано с физикой. Огни святого Эльма — разряд в форме светящихся пучков или кисточек, возникающий на острых концах высоких предметов (башни, мачты, одиноко стоящие деревья, острые вершины скал и т. п.) при большой напряжённости электрического поля в атмосфере. Они образуются в моменты, когда напряжённость электрического поля в атмосфере у острия достигает величины порядка 500 В/м и выше, что чаще всего бывает во время грозы или при её приближении, и зимой во время метелей. По физической природе представляют собой особую форму коронного разряда.
Название явление получило от имени святого Эльма — покровителя моряков в католицизме. Морякам их появление сулило надежду на успех, а во время опасности — и на спасение.
Следующее понятие, которое мне встретилось – «Тропик Козерога». Оказалось, что его толкование лежит на стыке географии и астрономии. Южный тропик, или Тропик Козерога — одна из пяти основных параллелей, отмечаемых на картах Земли. Расположена к югу от экватора и определяет наиболее южную широту, на которой солнце в полдень может подняться в зенит. Это происходит в момент зимнего солнцестояния, когда угол падения солнечных лучей на поверхность Южного полушария, меняющийся в течение года из-за обращения наклоненной оси Земли вокруг Солнца, является максимальным. Название тропика Козерога произошло от созвездия Козерога, в которое 2 тысячи лет назад «входило» солнце в момент зимнего солнцестояния. В настоящее время в этот период солнце находится в созвездии Стрельца, что обусловлено процессом предварения равноденствий. Слово «тропик» произошло от греческого «поворот», то есть описывает процесс «разворота» движения Солнца в солнцестояние.
Пришлось так же обратиться к изучению религиозной литературы и легенд.
Завершается цикл образом капитана «с ликом Каина». Я выяснила, что Каин в традиционных христианстве, иудаизме и исламе — старший сын Адама и Евы, а в каббале и гностицизме — сын ангела Самаэля и Евы. Кроме того, в гностицизме — сын лукавого (сатаны) и Евы, первый рождённый на Земле человек. Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии. Тем не менее, имя Каина стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям.
Что касается легенды о Летучем Голландце, то я выяснила, что у этой легенды есть вполне реалистичная основа. Легенда гласит, что в 1641 году голландский капитан Филипп Ван дер Деккен возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт.
При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Среди суеверных матросов началось недовольство, и штурман предложил переждать непогоду в какой-нибудь бухте, но капитан застрелил его и нескольких недовольных, а затем поклялся костями своей матери, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдёт вечность и голос с неба сказал: «Да будет так»! Этим Ван дер Деккен, слывший страшным сквернословом и богохульником, навлёк на свой корабль проклятие. Теперь он, бессмертный, неуязвимый, но неспособный сойти на берег, обречён бороздить волны мирового океана до второго пришествия.
Анализируя личности капитанов, чьи имена упоминаются в тексте, я могу сказать, что образ капитана в цикле складывается неоднозначным. Капитан может быть как благородным офицером своей страны, так и не принадлежать никакой стране вовсе. Он может быть романтиком или кровавым злодеем. Но в любом случае капитан всегда будет характеризоваться как отважный и дерзкий открыватель новых земель.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своём небольшом исследовании я тоже стала первооткрывателем, первооткрывателем новых знаний. Я не только познакомилась с творчеством Николая Гумилёва, но и открыла для себя факты из мировой истории, литературы, географии и физики.
Это значит, что моя гипотеза оказалась доказана. Изучая значение неизвестных слов, обращаясь к словарям и дополнительной литературе, можно найти много связей между различными дисциплинами даже в одном цикле стихотворений.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Большая детская энциклопедия. История географических открытий. – М: ООО «Издательство», 2015.
Большая детская энциклопедия. История географических открытий. – М: ООО «Издательство», 2015.
Большая детская энциклопедия. История. – М: ООО «Издательство», 2015.
Гумилёв Н. Сборник стихотворений. – М.: Азбука, 2014.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М.: АСТ, 2010.
http://kanunnikovao.ru/brabantskie-kruzheva/
Философские стихи Кристины Россетти
Сказки пластилинового ослика
Четыре художника. Осень
Рисуем пшеничное поле гуашью
Госпожа Метелица