Быстро течет время, меняя все кругом. Становится грустно, когда видишь, сколько сел и деревень исчезает с лица нашей необъятной страны. А ведь многие из них имеют удивительно богатую историю. Такая же ситуация складывается и в нашем крае. Меледино, Фонвизино, Долгово, Татаурово, Завражье, Левино… – сколько таких деревень умирает вокруг нашей деревни Савино. Теперь уже сложно сказать, когда они были основаны, почему получили такие названия: сведения о прошлом обрывочны, и восстановить их историю трудно. Все меньше остается людей, помнящих о них. А в каждой деревне были свои памятные и приметные места. Чаще всего таким местом становилась часовня или храм (в селе).
Вложение | Размер |
---|---|
zabytaya_istoriya.pptx | 752.67 КБ |
munitsipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 263.63 КБ |
Слайд 1
Страницы забытой истории… Выполнил ученик 7 класса Королёв Виталий Руководитель проекта Лебедева Н.Л. учитель истории и истоковСлайд 2
Я не верю той любви к Отечеству, которая презирает его летописи или не занимается ими: надо знать что любишь: а чтобы знать настоящее, должно иметь сведения о прошедшем. Н.М.Карамзин
Слайд 3
Актуальность проекта Быстро течет время, меняя все кругом. Становится грустно, когда видишь, сколько сел и деревень исчезает с лица нашей необъятной страны. А ведь многие из них имеют удивительно богатую историю. Такая же ситуация складывается и в нашем крае. Меледино , Фонвизино , Долгово, Татаурово, Завражье, Левино… – сколько таких деревень умирает вокруг нашей деревни Савино. Теперь уже сложно сказать, когда они были основаны, почему получили такие названия: сведения о прошлом обрывочны, и восстановить их историю трудно. Все меньше остается людей, помнящих о них. А в каждой деревне были свои памятные и приметные места. Чаще всего таким местом становилась часовня или храм (в селе).
Слайд 4
Цель проекта на основе собранного материала об «умирающих» деревнях нашего края, выпустить брошюру «Страницы забытой истории. Храмы и часовни нашего края»
Слайд 5
Задачи: 1. Изучить материалы книги Белорукова «Деревни и села Костромского края» 2. Встретиться с местными жителями, переехавшими в Савино из разных близлежащих деревень, и записать их воспоминания о родной деревне. Обозначить на карте храмы и часовни, о которых удалось узнать. 3. Оформить собранный материал в виде брошюры.
Слайд 7
Храмы Храм в селе Горелец Церковь Троицы Живоначальной в Макариково (Татаурово) Церковь Преображения Господня в Долгово Церковь Положения Ризы Божией Матери в Озерках
Слайд 8
Часовни Кунаково Пример широко распространённой часовни клетского типа в ее простейшем варианте. Стоял в восточной части деревенской площади, по периметру застроенной домами. Рублена с остатком, без обшивки
Слайд 9
В деревне Фонвизино была часовня. Она стояла посередине деревни. В ней люди молились. Часовня была небольшая, в ней помещался только один человек. Неизвестно, в какое время на горелецкой улице напротив митькинского заулка была поставлена часовня в виде кирпичного столба с иконой.
Слайд 10
Часовня в деревне Панино была богатая. Стояла в центре деревни, прямо посреди улицы, поэтому ее нужно было объезжать. Представляла собой клеть (квадрат). Околочена дощечкой внутри и снаружи. Снаружи была окрашена, имела узоры. Окна полукруглые сверху, по 2 с каждой стороны, кроме входа. Наверху деревянный купол, околоченный железом. Разобрали часовню в начале 70-х годов прошлого века. Купол утащили трактором и утопили в реке Мокрец. Фрагменты узора часовни можно увидеть на одной из бань в нашей деревне.
Слайд 11
Заключение В настоящее время восстанавливаются и возводятся новые храмы. На территории нашего края остался только один действующий храм в с.Горелец , который выживает при помощи добрых людей. Очень хотелось бы, чтобы таких добрых людей стало как можно больше. И храм не просто выживал, а процветал так, как это было когда-то…
Слайд 12
Моя работа на этом не заканчивается. В будущем я продолжу собирать материал по данной теме. И следующим шагом, я думаю, будет создание сборника «Забытые деревни нашего края»
Слайд 13
Благодарность за помощь в работе над проектом Константинову Виктору Ивановичу (д.Родино) Смирновой Александре Михайловне ( д.Фонвизино ) Герус Марии Валентиновне ( С.Горелец ) Смирновой Любовь Алексеевне Смирновой Ольге Алексеевне
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Савинская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского района Костромской области
Исследовательский проект «Страницы забытой истории»
Выполнил ученик 7 класса
Королёв Виталий
Руководитель проекта
Лебедева Н.Л.
учитель истории и истоков
Савино- 2015
Название проекта: Страницы забытой истории
Тип проекта: долгосрочный
Автор проекта: Королёв Виталий
Руководитель проекта: Лебедева Н.Л., учитель истории и истоков
Эпиграф: я не верю той любви к Отечеству, которая презирает его летописи или не занимается ими: надо знать что любишь: а чтобы знать настоящее, должно иметь сведения о прошедшем. Н.М.Карамзин
Актуальность проекта: Быстро течет время, меняя все кругом. Становится грустно, когда видишь, сколько сел и деревень исчезает с лица нашей необъятной страны. А ведь многие из них имеют удивительно богатую историю. Такая же ситуация складывается и в нашем крае. Меледино, Фонвизино, Долгово, Татаурово, Завражье, Левино… – сколько таких деревень умирает вокруг нашей деревни Савино. Теперь уже сложно сказать, когда они были основаны, почему получили такие названия: сведения о прошлом обрывочны, и восстановить их историю трудно. Все меньше остается людей, помнящих о них. А в каждой деревне были свои памятные и приметные места. Чаще всего таким местом становилась часовня или храм (в селе).
Цель проекта в этом году: на основе собранного материала об «умирающих» деревнях нашего края, выпустить брошюру «Страницы забытой истории. Храмы и часовни нашего края»
Задачи: 1. Изучить материалы книги Белорукова «Деревни и села Костромского края»
2. Встретиться с местными жителями, переехавшими в Савино из разных близлежащих деревень, и записать их воспоминания о родной деревне.
3. Оформить собранный материал в виде брошюры.
Итог:
Материалы исследования «Истории забытые страницы…»
Мелединская часовня
Это было в 20-х годах. Деревню мигом облетела весть, что приехал из нижнего Сергей Тихомиров. Вечером, около часовни, там, где в ряд стояли четыре берёзы с врезанными в них досками-лавочками, собрались мелединские любители искусства. Сергей принёс отцовскую гитару, Павел Ухов по прозвищу Пашка Пырин- балалайку, сделанную собственными руками, Таня Заботина- тетрадку свих стихов.
Здесь под сенью берёз, в блеске стёкол часовни, отражавших заходящие солнце, они читали друг другу стихи, свои и не свои, пели под гитару и балалайку, делились сокровенными желаниями, мечтали стать известными, знаменитыми на всю страну людьми
Так по всему необъятному Советскому Союзу, по деревням селам под шумящими березами талантливые молодые люди с чистыми помыслами мечтали стать инженерами, учеными, летчиками, агрономами врачами, военными…
Все пути были им открыты. Еще не столкнулись они с прозой жизни, не побоялись в города по общежитиям и сырым коммунальным подвалом. Ещё не начали спорить Павел Ухов с Таней Заботиной о любимых поэтах и смысли поэзии, еще Павел не написал картину о драке на Заботиной даче и не рассорился с Заботиными. Мужики косили на ничьих полянках, и бывало, спорили бывало до драки. Еще бабы не ворчали: Вишь все работают а, Пашка Пырин мажет свои картинки.
Еще красовалась в Меледине часовня во имя Святой Троицы. Заслышав гитару, к березам бежали босоногие мальчишки в белоснежных домотканых рубахах, в штанах, закатанных почти до колен, бежали девочки в платочках. Потом к часовни потянулась и молодёжь, и в квадрате лавочек начинались танцы.
Мне не попалось не одной фотографии, ни одного рисунка мелединской часовни. Нашлись два снимка, в которые случайно попали только маленькие фрагменты часовни - стена с узким окном и дверь с углом крыши. По этим неясным фрагментам и слов людей, не умеющих рисовать, пришлось восстанавливать облик часовни. Во всей округи не было не чего подобного по красоте и архитектурному совершенству,
Часовню выполнили в виде креста с выступами, ориентированными по частям света. В северном и южном торцах были больше окна, в западном торце – дверь, а восточный алтарный торец глухой. На нём был укреплён большой железный лист/2 на 2м / с изображением Спаса.
Стены проектировали из двух квадратов наложенных один на другой со сдвигом 45 градусов, что характерно для древнего русского деревянного зодчества и отчего получился внутренний восьмигранник – основание для восьмигранной шатровой крыши, а то другой характерный элемент русских деревянных храмов.
Часовню украшали пять главок с крестами - большая и четыре маленьких на каждом выступе.
Стены срубили из бруса в лапу с небольшим обрубом. Они были покрашены желтой краской, а железная крыша- зелёной. Под каждым разжелобком- водосточная труба, всего восемь труб. Козырьки над окнами и дверью повторяли изломы крыши.
Вся крыша состояла из 24- х плоскостей, стены из 20- ти плоскостей. Конструкция довольно сложная, но множество плоскостей – трубы- козырьки. Окна по- разному освещённые, при разной погоде давали замечательный эффект игры света и тени. Мокрая крыша сверкала как бриллиант.
Неизвестно кто проектировал этакое творение – архитектор - профессионал или талантливый мелединский мужик, но сотворено было диво дивное и поставлено посреди деревни на не высоком месте взгорке. Вертикальный шатёр часовни сразу придал стройность и гармонию всей деревни, поэтому
он был зрительным центром под сенью и на фоне больших берёз стоявших вдоль улицы.
Внутри мелединской часовни потолка не было, взгляд уходил высоко в шатровый свод, и это создавало ощущение просторности. В алтаре блестел иконостас, когда зажигали разноцветные лампады, свечи начинали сверкать, оклады, бронзовые подсвечники -и было благолепие.
Кажется, служил и свой деревенский дьячок. Но часовня-это не только богослужение. Около часовни проводились мирские сходы и конечно гулянья. Когда-то водили хороводы и пели протяжные плавные широкие русские песни. Потом забренчала балалайка. А когда появилась гармошка, стали танцевать кадриль, зазвенели частушки, застучала дробь под елецкого, сормовского, русского, походного. Около часовни поставили лавки в форме большого квадрата с единственным разрывом для входа на танцевальный пятачок. Зрители-женщины, старухи, дети, мужчины сидели на лавках, стояли вокруг. В Меледине жило более 200 человек да гостей набиралось больше ста. Можно себе представить какая большая толпа собиралась. Не хватало места, и гулянье разливалось по всей деревне. Стояла мелединская часовня до 50-х годов. (Константинов Виктор Иванович)
Храм в селе Горелец
Постройка храма, освященного во имя Святой Троицы, завершилась в 1868 году.
Новый кирпичный храм был сооружен на месте деревянного, перенесенного в деревню Костылево.
Большая сумма на построение храма была пожертвована здешней помещицей Екатериной Калистратовной Заботиной. Её могила сохранилась вблизи рождественского придела храма.
Храм имеет вид «корабля», что символизирует корабль Града Божия, плывущий по волнам жизни на восток, К свету.
Здание храма можно разделить на три части. На запад обращен притвор зимнего храма с находящейся над ним колокольней. Колокольня шатровая, как это особенно часто встречается на севере России. За тем следует зимний храм с двумя приделами: Рождественским и Никольским. В плане – зимний храм прямоугольный, без куполов.
Летний храм пятиглавый, в память о четырех апостолах евангелистов и Иисуса Христа, Главы Церкви. В летнем храме расположен главный Троицкий алтарь.
Пятиярусный иконостас летнего храма покрыт позолоченной резьбой по дереву. В первом ярусе, в соответствии с церковной традицией, справа от Царских врат располагается икона Спасителя, а слева – икона «Покров божьей Матери». Правее иконы Спасителя расположены иконы Архангела Гавриила и икона Святой Троицы. Левее иконы «Покров Божьей Матери» расположены иконы Архистратига Михаила и икона Святителя Николая. На резных позолоченных Царских вратах находятся малые иконы Спасителя и Божьей Матери, а так же изображения четырех евангелистов.
Во втором ярусе расположены иконы больших церковных праздников: «Вход Господень в Иерусалим», «Успение Божьей Матери», «Воздвижение Честного Животворящего Креста», «Рождество Божьей Матери», «Благовещение и «Святая Троица».
Третий ярус занимают иконы наиболее чтимых святителей: святого Тихона Задонского святого Трифона, святых просветителей славян Кирилла и Мефодия, преподобных отца Макария и Авраамия.
В медальоны вокруг Царских врат вставлены небольшие овальные иконы «Успенье Божьей Матери», «Тайная Вечеря», «Преображение Господне».
В четвертом ярусе расположены иконы Святых Апостолов. Над царскими вратами – икона «Спаситель, Матерь Божья, Иоанн Креститель»
В пятом ярусе по обе стороны от иконы «Коронование Божьей Матери», помещены изображения ветхозаветных пророков.
В круглых медальонах между большими иконами четвертого и пятого ярусов размещаются иконы двунадесятых праздников: « Введение во храм Божьей Матери», «Рождество Христово», «Сретение Господне»,» Крещение Господне».
Летний храм расписан в соответствии с церковной традицией. На стенах храма принято изображать все бытиё, Вселенную, человека и историю его спасения. Внизу, между окнами, можно видеть изображение семи Вселенских соборов. Выше написаны сцены из нового завета: « Суд Пилата», «Несение Креста», «Иисус благословляет детей», «Беседа Иисуса с самарянкой».
Всю западную стену занимает большая фреска «Страшный Суд», купол украшает изображение небесной литургии.
До 1917 года достоверных сведений об истории храма не сохранилось известно лишь, что храм действовал, не закрываясь со дня освещения, до наших дней не смотря на гонения.
В 1935 году была разрушена кирпичная ограда храма, под тем предлогом, что кирпич необходим для строительства школы. Тогда же представители сельсовета обманом проникли на колокольню и сбросили колокола. Большие колокола диаметром более полутора метров не проходили в оконные проёмы. До сих пор можно видеть, что на колокольне кирпичная кладка в оконных проёмах выбита по форме колоколов. В том же 1935 году летний храм стали использовать для хранения зерна. В результате фрески на боковых стенах алтаря и над боковыми дверями летнего храма сильно испорчены, полинял золотой фон икон и позолота иконостаса.
Деревянная ограда храма, построенная общиной верующих, в 1969 году была вновь сломана во время строительства водокачки. Неправильный выбор места водокачки привел к тому, что «поплыл» грунт, и колокольня стала оседать. Пока не провели обводную канаву, она успела осесть на 30см.
В 1982 году храм был ограблен. Ряд старинных икон и ценные предметы утвари так и не были найдены. ( Герус Мария Валентиновна)
Часовня в селе Горелец
Неизвестно, в какое время на горелецкой улице напротив митькинского заулка была поставлена часовня в виде кирпичного столба с иконой. (Константинов В.И.)
Деревня Костылево
Было в нем 85 домов. Была церковь деревянная, часовня, памятник царю Александру II. На открытие памятника приехал земский начальник из Парфеньева. Пел в церкви замечательно хор, которым руководил учитель Павел Николаевич Громов. Напротив церкви была часовня. Недалеко стояла школа, которая сгорела, и стали нас учить в домах по очереди. Были лавки, в которых торговали. После революции лавки у лавочников отобрали, а их отправили на строительство Магнитки. Жили мы тогда весело. Особенно хорошо было в праздники Казанская, Рождество, святки. Были беседы по очереди друг у друга.
Деревня Завражье
Кто выбрал это место, когда застраивалась деревня, сейчас никому не известно. Но думаю, что это были сильно умные, трудолюбивые люди. В похозяйственной книге 1929году значится деревне 29 хозяйств и в них проживает 147 человек, в среднем по 5 человек. Но были хозяйства, где проживало 8 – 11 человек. Дома были очень красивые, с резными наличниками, обшиты, покрашены в разные цвета, желтые, красные, коричневые. Посреди деревни была часовня. Тоже очень красивая. Храмовые (деревенские, христианские) праздники были Ильин день 2 Августа и Михайлов день 21 ноября. Как красиво они праздновались. В часовне была служба, посвящена этим праздникам, а потом крестный ход вокруг деревни.
В каждом доме готовились к этим праздникам, принимали гостей со всей округи, а потом собирались у часовни, где был «круг»: установлены лавки и гуляли до утра и взрослые и дети. Сколько было радости и веселья! Пляски, песни, танцы, игры, шутки.… Сколько было знакомств и встреч!
Часовня в Фонвизино
В деревне Фонвизина была маленькая часовня. Она стояла посередине деревни. В ней люди молились. Часовня была небольшая, в ней помещался только один человек.
В деревне отмечали престольные праздники: Рождество и Троицу. Летом в праздники сидели у часовни. Пели песни, играли на гармошке. Молодые играли в лапту. Рождество отмечали дома или ходили друг к другу.
(Смирнова Александра Михайловна)
Церковь Троицы Живоначальной в Татаурово
(Церковь Димитрия Солунского)
Когда–то, в недалеком прошлом, деревня Татаурово была большой деревней. Жители строили себе жильё с постройками. Прекрасные получались дома у людей.
Деревня находилась в бывшей Жоховской волости Чухломской осады. В семи километрах от деревни, рядом с деревней Макариково, был Троитский погост с церковью во имя Троицы, на месте которой в 1845году была построена каменная церковь, позже разобранная.
В народе ее называли Дмитровская церковь; Троицкая церковь; Святотроицкая церковь; Свято-Троицкая церковь
Дата основания не позже 1-й трети XVII в.
Кирпичная церковь с такой же колокольней, построена в 1845 прихожанами. Приделы Димитрия Солунского и Афанасия и Кирилла Александрийских. Разрушена, вероятно, в 1930-е. От храма сохранился фрагмент восточной стены.
Долгово
Церковь Преображения Господня в Долгово
Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь; Спаса Преображения церковь; Спасская церковь. Дата основания не позже 2-й четв. XVII в.
Кирпичная церковь с такой же колокольней, построена в 1826 прихожанами. Приделы Николая Чудотворца и Зосимы и Савватия Соловецких. Утрачена, вероятно, в 1930-е.
Часовня в Кунаково
Пример широко распространённой часовни клетского типа в ее простейшем варианте. Стоял в восточной части деревенской площади, по периметру застроенной домами. Рублена с остатком, без обшивки. В кон. 20 в. глава обрушилась и находится внутри часовни; не сохранились навес над входом, потолок и пол. Квадратный в плане сруб крыт на два ската. Посередине западного фасада расположен прямоугольный входной проем со щитовой дверью, укрепленной с помощью жиковин. На северном и южном фасадах находится по одному окну, восточный фасад глухой. Профилированный венчающим карниз на кованых гвоздях уцелел только на западном фасаде. Внутри бревна отесаны.
Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне в Озерках
Построена в 3-ей четверти XIV в.
Кирпичная церковь построена в 1813 на средства прихожан и помещицы Г. Нелидовой вместо деревянных монастырских Ризоположенской и Никольской церквей. Колокольня построена в 1855. Основной объём храма представляет собой двусветный четверик с пятиглавым завершением. Колокольня трёхъярусная со шпилем, соединена с церковью широкой трапезной. Приделы Обретения Главы Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца и Авраамия Городецкого. Закрыта в 1949. В настоящее время заброшена, разрушается.
Сохранились сведения местных жителей, что раньше, когда не было храма в селе Горелец, жители округи ходили молиться в церковь на Озерках.
До середины XVIII века на этом месте был монастырь, известный под именем "Великой Пустыни" и основанный в 3-й четверти XIV в. прп. Авраамием Городецким, жившим некоторое время при близлежащем озерке.
Рисуем домики зимой
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Свинья под дубом
Флейта и Ветер
Золотой циркуль