Представленная учебно – исследовательская работа выполнена на тему: «Агния Барто – известный детский поэт (к 110-летнему юбилею поэтессы)». Агния Барто – один из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Её стихи известны многим: и юным читателям, и взрослым. Весёлые и интересные стихи Барто понятны каждому ребёнку. Стиль её стихов очень лёгкий, они легко запоминаются. Она имеет особый дар говорить с детьми. Барто верила, что своими произведениями поможет воспитать честных, культурных граждан.
Вложение | Размер |
---|---|
uir_agniya_barto.docx | 69.73 КБ |
agniya_barto.pptx | 2.67 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ШКОЛА №20 Г.БОР
АГНИЯ БАРТО – ИЗВЕСТНЫЙ ДЕТСКИЙ ПОЭТ
(К 110-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ПОЭТЕССЫ)
(УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ)
ШИТОВА КСЕНИЯ
Ученица 2 «б» класса
ХОРОШУН ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
Учитель начальных классов
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение стр.3-4
2.Любим ли мы читать? стр.5-7
3.Страницы биографии А.Л.Барто стр.8-9
4.Творческий путь стр.10-11
5.Этапы исследовательской работы стр.12
6.Заключение стр.13
7.Список литературы стр.14
ВВЕДЕНИЕ
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Человек, который вступает в современное информационное общество и намерен активно в нём жить, должен уметь читать.
Но сейчас многие считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо, т.к. с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Но я думаю, такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна. Именно книга помогает овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена.
Из общения со своими сверстниками я пришла к выводу, что нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что ребятам просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, многие из них сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому новые книги представляются скучными, так как трудно представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка.
Бывая в гостях у своих друзей, я обратила внимание на отсутствие в доме у некоторых из них книг. Я считаю, это плохо, когда в семье не любят читать. Именно от таких ребят можно услышать на уроках литературного чтения слова: «Я эту книгу не нашел». В моей семье книга остаётся лучшим подарком!
Представленная учебно – исследовательская работа выполнена на тему: «Агния Барто – известный детский поэт (к 110-летнему юбилею поэтессы)». Агния Барто – один из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Её стихи известны многим: и юным читателям, и взрослым. Весёлые и интересные стихи Барто понятны каждому ребёнку. Стиль её стихов очень лёгкий, они легко запоминаются. Она имеет особый дар говорить с детьми. Барто верила, что своими произведениями поможет воспитать честных, культурных граждан.
Перед собой я поставила цель: выявление роли произведений А.Л.Барто для детского чтения
Задачи исследования:
1. Проанализировать причины уменьшения количества читающих детей
2. Познакомиться с биографией А.Барто, её произведениями
3.Выяснить, в чём секрет стихов А.Барто
Шаги для достижения цели:
- сбор информации;
- анкетирование среди одноклассников;
- проведение конкурсов (рисунков, стихов);
- проведение викторины;
- создание книжки-малышки.
ЛЮБИМ ЛИ МЫ ЧИТАТЬ?
Чтение - самый распространенный способ получения знаний. Человек, умеющий и любящий читать, чувствует себя уверенным, охотно берется за любое дело и выполняет его без особого труда. А любим ли сегодня мы читать?
Чтобы ответить на этот вопрос, я провела в своём 2 «б» классе анкетирование:
1.Чем ты любишь заниматься в свободное время?
2.Любишь ли ты читать книги?
3.Чтение для тебя это …
4.Как часто ты читаешь дополнительную литературу?
5.Кто тебя заставляет читать?
6.Какую литературу ты предпочитаешь?
7.Дарят ли тебе родители книги?
8.Есть ли у вас домашняя библиотека?
10.Какая книга твоя любимая? Напиши название и автора
11.Как ты считаешь, твои сверстники много читают?
12.Почему дети мало читают?
По результатам анкетирования (приложение 1) я сделала следующие выводы:
1)Мои одноклассники любят читать, но улица, игры на свежем воздухе, общение с друзьями притягивают больше.
2)В основном ребята читают учебную литературу («Литературное чтение», «Окружающий мир»), но 1-2 раза в неделю интересуются познавательной литературой.
3)Очень порадовало, что у большинства моих одноклассников есть в доме книги и родители часто делают подарки в виде книги.
4)Огорчило то обстоятельство, что ребятам безразлично, как читают их сверстники и почему так мало читают.
5)Наиболее популярной среди моих сверстников является А.Барто и её сборник детских стихов «Игрушки»
Вывод: любовь к творчеству А.Барто поможет вернуть читательский интерес моих одноклассников, и чтение станет для них желанным занятием.
СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ А.Л.БАРТО
Родилась Агния Львовна Барто 17 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Агния училась в хореографическом училище и собиралась стать балериной. Она очень любила танцевать. Стихи А. Барто начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии. Самым строгим ценителем первых стихов Агнии был ее отец. Он очень любил читать, знал наизусть множество басен Крылова, выше всех ценил Льва Толстого. Когда девочка была совсем маленькой, он подарил ей книгу под названием «Как живёт и работает Лев Николаевич Толстой». С помощью этой и других серьёзных книг, без букваря, отец обучил Агнию читать.
С приходом Великой Отечественной войны поэтесса писала военные стихотворения, была фронтовым корреспондентом. Также была организатором передачи «Найти человека» на радио «Маяк». Благодаря этой передаче удалось соединить 927 семей. После эвакуации в город Свердловск, она освоила для себя профессию – токарное дело.
Когда же война была окончена, Агния Барто много путешествовала, побывала во многих странах, встречалась с детьми, и отовсюду привозила стихи «невеликих поэтов» - так в шутку она их называла. Так родилась необычная книга под названием «Переводы с детского».
Слава пришла к ней довольно быстро, но не добавила ей смелости — Агния была очень застенчива. Она обожала Маяковского, но, встретившись с ним, не решилась заговорить. Отважившись прочесть свое стихотворение Чуковскому, Барто приписала авторство пятилетнему мальчику. Может быть, именно благодаря своей застенчивости Агния Барто не имела врагов.
Стремительная, яркая Агния Барто всё успевала. Писала стихи, пьесы, сценарии фильмов. Однажды поэтесса сказала: «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может». В случае с ней самой это была не минута — так она прожила всю жизнь. Умерла Агния Барто в возрасте 75 лет в 1981 году. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
В 1925 году А.Барто выпустила свою первую книжку «Китайчонок Ван Ли». Следующими сборниками стихов были «Братишки», «Мальчик наоборот». В 1936 году выходит самый популярный сборник стихов «Игрушки». Это произведение завоевало любовь у детей нескольких поколений. У всех на слуху: «Уронили мишку на пол…», «Зайку бросила хозяйка…», «Идёт бычок качается…»… Не одно поколение выросло на этих стихах. Стихи поэтессы весёлые и в тоже время поучительные. Барто предлагает взглянуть на себя со стороны и постараться исправить в себе плохие черты. Не забросить мишку с оторванной лапой, не забыть щенка, дать щеглу напиться, присмотреть за чужим малышом – поэт не только открывает мир нам, детям, но и стремиться заложить в детскую душу доброту, ответственность.
Многие стихи Агния Львовна посвятила дочери Татьяне. А с появлением внука Володи написала ряд стихотворений, например, «Вовка — добрая душа».
А.Барто часто можно было увидеть среди ребят. Она посещала школы, присутствовала на уроках, встречалась со своими читателями в детских библиотеках. Часто приезжая на выступления Агния Барто предлагала: "Уважаемые дети, - я прочту лишь первую строчку, а вы сами продолжайте остальное". Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение. Барто почти всегда в своих стихах говорит от лица ребенка. Когда читаешь её стихи, представляешь, будто автор живет вместе с каждым героем, слышит их разговоры, умеет читать их мысли.
Агния Львовна писала не только стихи. У неё есть несколько сценариев для кинофильмов. Это «Подкидыш» (совместно с Риной Зелёной), «Слон и верёвочка», «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Чёрный котёнок», «Десять тысяч мальчиков». А многие стихи Барто стали песнями: «Любитель-рыболов», «Лёшенька, Лёшенька», «Полезная коза» и др.
Барто была организатором важного проекта «Найти человека». Позже вышла повесть Барто «Найти человека», в основу которой легли случаи поисков людей.
Вклад Агнии Барто в развитие русской культуры неоценим. Она всегда защищала интересы детей, подчёркивала важность их проблем и уважала индивидуальность каждого маленького человека.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
1.Мною была создана и представлена одноклассникам викторина в виде презентации «Известные детские писатели и поэты»
2. Познакомившись с биографией А. Барто, я узнала, что в этом году у неё юбилей: 110 лет со дня рождения и предложила устроить посвященную этой дате выставку книг и рисунков, конкурс стихов (Приложение 2)
3.В ходе исследовательской работы мы с удовольствием читали, учили наизусть самые разные стихотворения А.Барто, с интересом их обсуждали, обыгрывали понравившиеся стихотворения.
4.В ходе исследования вместе с ребятами составили общую характеристику стихотворений А.Барто:
- они про детей: больших и маленьких;
- весёлые, шутливые, задорные, добрые;
- легко и надолго запоминаются;
- музыкальные;
- заставляют задуматься детей над своим поведением;
- интересные, по ним сняты кинофильмы.
4.Создала книжку-малышку «Поэзия доброты», в которую включила самые полюбившиеся ребятам стихи поэтессы и рисунки мои и моих одноклассников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Желание дарить радость было главным в характере Агнии Барто. Интернет, компьютерная техника не могут в полной мере заменить книгу, человеческое общение, умение видеть недостатки и дурное поведение сверстников. Сегодня нам особенно нужны стихи Барто. Агния Барто учит нас дарить людям добро, счастье. Благодаря её творчеству мне и моим одноклассникам стало интересно читать стихотворные тексты, мы научились улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность стихов, стали более уверенно высказывать свое отношение к героям произведений (кто нравится, не нравится и почему). А самое главное, поэзия Агнии Львовны Барто помогает вернуть любовь к чтению художественной литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Результаты анкетирования
Чем ты любишь заниматься в свободное время?
Ответы | Количество из 22 | % | |
1 | Гулять на улице | 11 | 50% |
2 | Играть в компьютер | 2 | 9% |
3 | Рисовать | 6 | 27% |
4 | Читать | 3 | 14% |
Любишь ли ты читать книги?
Ответы | Количество из 22 | % | |
1 | Да | 14 | 64% |
2 | Нет | 2 | 9% |
3 | Не знаю | 6 | 27% |
Чтение для тебя это …
Ответы | Количество из 22 | % | |
1 | Отдых, развлечение, досуг | 4 | 18% |
2 | Труд | 8 | 36% |
3 | Задание по учёбе | 10 | 46% |
Как часто ты читаешь дополнительную литературу?
Ответы | Количество из 22 | % | |
1 | Каждый день | 5 | 23% |
2 | 1-2 раза в неделю | 14 | 64% |
3 | Очень редко | 3 | 13% |
Кто тебя заставляет читать?
Ответы | Количество из 22 | % | |
1 | Учитель | 1 | 5% |
2 | Мама или папа | 11 | 50% |
3 | Я сам люблю читать | 10 | 45% |
Какую литературу ты предпочитаешь?
Ответы | Количество из 22 | % | |
1 | Энциклопедии | 11 | 50% |
2 | Журналы | 4 | 18% |
3 | Сказки | 6 | 27% |
4 | Стихи | 1 | 5% |
Дарят ли тебе родители книги?
Ответы | Количество из 22 | % | |
1 | Да | 17 | 77% |
2 | Нет | 5 | 23% |
Есть ли у вас домашняя библиотека?
Ответы | Количество из 22 | % | |
1 | Да | 14 | 64% |
2 | Нет | 8 | 36% |
Какая книга твоя любимая? Напиши название и автора
Ответы | Количество из 22 | % | |
1 | Нет | 9 | 41% |
2 | А.Барто «Игрушки» | 5 | 23% |
3 | Сказки | 2 | 9% |
4 | В.Осеева «Волшебное слово» | 1 | 5% |
5 | А.С.Пушкин «Сказки» | 2 | 9% |
6 | Н.Носов «Живая шляпа» | 2 | 9% |
7 | Э.Мошковская «Стихи» | 1 | 5% |
Как ты считаешь, твои сверстники много читают?
Ответы | Количество из 22 | % | |
1 | Да | 5 | 23% |
2 | Нет | 6 | 27% |
3 | Не знаю | 11 | 50% |
Почему дети мало читают?
Ответы | Количество из 22 | % | |
1 | Компьютер, телевизор, телефон | 1 | 5% |
2 | Лень | 9 | 41% |
3 | Не умеют | 2 | 9% |
4 | Не знаю | 10 | 45% |
Приложение 2
Фотоотчет
конкурса рисунков и конкурса чтецов
Слайд 1
муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная школа №20 Агния Барто – известный детский поэт (к 110-летнему юбилею поэтессы) учебно-исследовательская работа по литературному чтению Шитова Ксения 2 «б» класс Бор 2016Слайд 2
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать » Дани Дидро Чтение - самый распространенный способ получения знаний. Человек, который вступает в современное информационное общество и намерен активно в нём жить, должен уметь читать. Агния Барто – один из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Весёлые и интересные стихи Барто понятны каждому ребёнку. Стиль её стихов очень лёгкий, они легко запоминаются. Она имеет особый дар говорить с детьми. Барто верила, что своими произведениями поможет воспитать честных, культурных граждан.
Слайд 3
Цель: выявление роли произведений А.Л.Барто для детского чтения Задачи: 1.Проанализировать причины уменьшения количества читающих детей 2.Познакомиться с биографией А.Барто , её произведениями 3. Выяснить, в чём секрет стихов А.Барто Шаги для достижения цели: - сбор информации; - анкетирование среди одноклассников; - проведение конкурсов (рисунков, стихов); - проведение викторины; - создание книжки-малышки.
Слайд 4
Результаты анкетирования 1)Мои одноклассники любят читать, но улица, игры на свежем воздухе, общение с друзьями притягивают больше. 2)В основном ребята читают учебную литературу («Литературное чтение», «Окружающий мир»), но 1-2 раза в неделю интересуются познавательной литературой. 3)Очень порадовало, что у большинства моих одноклассников есть в доме книги и родители часто делают подарки в виде книги. 4)Огорчило то обстоятельство, что ребятам безразлично, как читают их сверстники и почему так мало читают. 5)Наиболее популярной среди моих сверстников является А.Барто и её сборник детских стихов «Игрушки» Вывод: любовь к творчеству А.Барто поможет вернуть читательский интерес моих одноклассников, и чтение станет для них желанным занятием.
Слайд 5
Страницы биографии А.Л.Барто Родилась Агния 17 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова. Начальное образование было получено дома. В детстве увлекалась танцами. Училась в хореографическом училище. С приходом Великой Отечественной войны поэтесса писала военные стихотворения, была фронтовым корреспондентом. Также была организатором передачи «Найти человека» на радио «Маяк». После эвакуации в город Свердловск, она освоила для себя профессию – токарное дело. Когда же война была окончена, Агния много путешествовала. Из своих поездок привозила стихи детей разных стран и переводила на русский язык. Стремительная, яркая Агния Барто всё успевала. Писала стихи, пьесы, сценарии фильмов. Всю жизнь посвятила Агния Львовна детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. Умерла поэтесса в возрасте 75 лет в 1981 году.
Слайд 6
Творческий путь Агнии Барто 1925 год. А.Барто выпустила свою первую книжку «Китайчонок Ван Ли». Следующими сборниками стихов были «Братишки», «Мальчик наоборот». 1936 год. Выходит самый популярный сборник стихов «Игрушки». Это произведение завоевало любовь у детей нескольких поколений. 1940 г. Барто принимала участие в создании сценария к фильму «Подкидыш». Барто была организатором важного проекта «Найти человека». Позже вышла повесть Барто «Найти человека, в основу которой легли случаи поисков людей.
Слайд 7
А.Барто часто можно было увидеть среди ребят. Она посещала школы, присутствовала на уроках, встречалась со своими читателями в детских библиотеках. Часто приезжая на выступления Агния Барто предлагала: "Уважаемые дети, - я прочту лишь первую строчку, а вы сами продолжайте остальное". Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение. Барто почти всегда в своих стихах говорит от лица ребенка. Когда читаешь её стихи, представляешь, будто автор живет вместе с каждым героем, слышит их разговоры, умеет читать их мысли.
Слайд 8
Этапы исследовательской работы Викторина «Известные детские писатели и поэты» Выставка книг и рисунков, конкурс стихов Знакомство со стихами А.Барто Составление общей характеристики стихотворений А.Барто Книжка-малышка «Поэзия доброты»
Слайд 9
Заключение Желание дарить радость было главным в характере Агнии Барто . Интернет, компьютерная техника не могут в полной мере заменить книгу, человеческое общение, умение видеть недостатки и дурное поведение сверстников. Сегодня нам особенно нужны стихи Барто . Агния Барто учит нас дарить людям добро, счастье. А самое главное, поэзия Агнии Львовны Барто помогает вернуть любовь к чтению художественной литературы.
Слайд 10
Список литературы 1.Барто А.Л. «Стихи и поэмы». Изд-во «Детская литература», 1970 2.Барто А.Л. «Стихи». РООССА, 2012 3.Барто А.Л. «Сто лучших стихотворений» М. АСТ, 2014 4.Маховская О. «Непослушный ребёнок: перезагрузка». М. Эксмо , 2012 5.Николаева Е. «Агния Барто ». М.1972
Снегири и коты
Хитрый коврик
Ребята и утята
Отчего синичка развеселилась
Композитор Алексей Рыбников