Исследовательская работа на тему "Частушки села Волое Кировского района Калужской области". Исследование в области литтературного творчества.
Вложение | Размер |
---|---|
Частушки, бытующие в селе Волое. Исследовательская работа. | 134 КБ |
Гуманитарная секция
Исследование в области литературного творчества
Частушки села Волое
Кировского района Калужской области
Автор: Миронова Оксана Николаевна
МКОУ «Фоминичская СОШ», 10 класс
Калужская область, Кировский район
Научный руководитель:
Живцова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Фоминичская СОШ»,
Калужская область, Кировский р-н
Фоминичи – 2016
Оглавление
Стр.
Введение ……………………………………………………………………………3
Основная часть
Глава 1. ……………………………………………………………………………..5
1. Определение и история возникновения жанра «частушка»……………….…5
Глава 2………………………………………………………………………………6
1.1. Характеристика района исследования………………………………………..6
1.2. Материалы и методы……………………………………………………….….7
1.3. История исполнения частушек села Волое………………………………..…8
1.4. Тематический анализ материала……………………………………….......….9
1.5. Композиция частушек…………………………………………………….…..10
1.6. Анализ языкового материала………………………………………………....10
1.7. Основные мотивы в частушках исполнительниц……………………….…..11
Заключение………………………………………………………………………....14
Литература…………………………………………………...………………….….15
Приложения………………………………………………………………………...15
Введение.
Русский фольклор – важнейший пласт русской культуры, возникший в глубине веков. Бережно передаваемое из поколения в поколение, народное творчество сопровождало и сопровождает всю нашу жизнь. Наряду с литературными произведениями мы слышим и рождающееся постоянно в недрах народной речи меткое и звучное русское слово. К сожалению, современное общество все больше уходит от самобытного уклада жизни, теряет присущую ему неповторимость, теряет фольклорную составляющую культуры. Все это приводит к утрате знаний о традициях и обрядах, которые бытовали в той или иной местности. Но хотя сейчас традиционная культура не востребована в той мере, как это было раньше, интерес к ней не утрачивается. Важно сохранить это знание, сберечь, пока живы носители этой культуры, пока мы можем его услышать не в записи, а вживую. Меня всегда интересовали частушки нашего села, старинные, которые поют бабушки и прабабушки, и новые, которые сочиняет молодое поколение жителей нашего села.
Частушка - особый жанр русского песенного творчества. В частушке отражается наша национальная история, вечные человеческие темы.
На территории Калужской области фольклорные экспедиции по сбору частушек начали проводить в конце 19 века. Из дореволюционных изданий наибольшую ценность представляет сборник Е.Н. Елеонской (1914) «Сборник великорусских частушек», в котором публикуется более девяти тысяч частушек, записанных в самых разных губерниях России, в том числе и записанных в Калужской области.
В советское время значительно расширяется работа по собиранию частушек, углубляется их исследование. Выходит много специальных сборников частушек разных областей. Например, «Калужские страдания» можно найти в сборнике «Русские частушки, прибаски, говорушки, завлекашки, перепевки, нескладехи, посиделочные». Составитель А. Аверкин М.: «Музыка» 1990 год. Частушки Калужского края можно найти в разделе книги «Фольклор Калужской губернии» выпуск 1, 2 (1997). Большой вклад по собиранию, обработке и изданию частушек Калужской области внесла Азарова Т.В. Татьяна Васильевна Азарова, член Союза литераторов России, выпустила уже 4 по счету сборник с калужскими частушками: первые три вышли в 2004, 2006 и 2007 годах. В 4 сборнике 2009 года собраны только частушки: весёлые и грустные, плясовые и задорные, свадебные и детские.
В Кировском районе народные песни, частушки и другие фольклорные произведения собирал, анализировал и публиковал тягаевский поэт, фольклорист, общественный деятель А.С. Кузьмичевский. Сборник «Свадьба: стихи и частушки о любви». – М.: МП «Пламя», 1991. – 80 с., 12 ил. – 2000 экз. и другие его публикации представляют частушки деревни Тягаево и прилегающих к ней населенных пунктов.
Несмотря на огромный фактический материал, приведенный в сборниках, очевидно, что многие места Калужской области еще не затронуты научными исследованиями. Поэтому локальные исследования частушек села Волое могут стать существенным дополнением к сведениям о бытовании жанра частушки в Калужской области.
Цель исследования:
-собрать и проанализировать частушки, характерные для употребления жителями села Волое Кировского района Калужской области;
-выявить носителей фольклора, записать от них все бытующие в селе Волое произведения частушечного жанра;
-составить сборник частушек, удобный для использования в номерах сельского дома культуры, на фольклорных школьных мероприятиях, разместить в сети интернет.
Задачи:
-провести собирательскую работу местного фольклора;
-точнее и как можно полнее представить картину народнопоэтического творчества современной эпохи.
Объект исследования: население села Волое.
Предмет исследования: частушки трудовые, исторические, солдатские, любовно-лирические, сатирические.
Гипотеза: частушка выражает различные чувства человека, рисует черты человеческого характера, отражают в себе веяния эпохи.
Научная новизна.
Создан сборник частушек, которые непосредственно исполнялись на территории села Волое Кировского района Калужской области.
Практическая значимость.
Материал, вошедший в поисковую работу, можно использовать в выступлениях самодеятельных коллективов СДК «Волое», широко использовать на музыкальных и краеведческих занятиях в школе, разместить в сети интернет.
Методы исследования. При выполнении исследования проводились встречи с песенницами села Волое.
Основная часть
Глава 1.
1. Определение и история возникновения жанра «частушка»
В первое время новый появившийся жанр песенного фольклора не имел единого названия. Новые короткие песенки в разных местах назывались по-разному: припевки, прибаски, пригудки, прибаутки, приговорки, частушки. Термин «частушка» впервые в печати употребил в 1889 году писатель Г. И. Успенский. Он не придумал этот термин, а взял из народного языка. Плясовые песни быстрого темпа назывались «частыми», поэтому новый жанр близкий ритмически к старым плясовым песням стал называться «частушками».
Частушка – один из видов словесно – музыкального народного творчества. Это короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк, исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Разновидностью частушек являются «семеновна» и «страдания», но они составляют двустрочные песенки. Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без музыкального сопровождения.
Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение не в описании каких – либо событий и фактов, а в выражении к ним определенного отношения, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Такие мысли и чувства не имеют протяженности во времени, и поэтому выражают один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем уже не поются, поэтому этим объясняется недолгий век основной массы частушек.
Возникновение и формирование жанра частушки относят ко второй половине XIX века. Рождение жанра частушки можно рассматривать как результат трансформации традиционной лирической песни в новых исторических условиях под влиянием песенной культуры. Многие из самых ранних частушек представляли собой отрывки старых длинных песен. Первые частушки зафиксированы в центральной России в 50 – 60 годах XIX века. Эти частушки были записаны в уездных городах и бойких селах, расположенных на больших дорогах, в местах строительных работ, куда стекалось много народу. Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива перешла к девушкам. С конца XIX века частушка становится и по созданию и по бытованию преимущественно женским жанром.
Частушки необычно разнообразны по своему идейно – тематическому содержанию. Частушка – жанр молодежный, поэтому главными героями частушек являются парень и девушка, а основной темой является любовь.
По своей ритмике частушки разнообразны, ритм зависит от музыкального наигрыша. Так, довольно различны по своему ритму частушки, которые сопровождают пляски «рязаночка», «цыганочка», «елецкая», «семеновна», «страдания». Как я выяснила в ходе исследования, в селе Волое основная масса частушек исполнялась в ритме «цыганочка».
Глава 2.
Я живу в селе Волое, оно находится в 20 км от г. Кирова и 5-ти км от железной дороги Сухиничи - Фаянсовая. Название села происходит от слов «волый», «волглый», что означает «сырой», «влажный». Большая часть села лежит на низком, более влажном левом берегу реки Неручь. Волое - село старообрядческое. В советские времена Волое слыло «звонким селом». Так была названа статья в книге Анатолия Салуцкого «Река полноводная». В 1981 году он приезжал исследовать наше село на пример демографического прорыва. На тот момент в селе проживало 1700 человек в 380 дворах, а около50 матерей носили звание «мать – героиня». Население жило и строилось на большой территории по берегам реки Неручь и ручья Волуйка. В нашем селе улицы с интересными старинными названиями: улицы Бирибиловка, Запрудная, Заречная, Луна, Машенский переулок, Молодёжная, Облоги, Пересветовка, Сутовки, Центральная. Каждая улица имела своих гармонистов и песенниц, у каждой песенницы был свой неповторимый набор частушек, в котором отражалось ее восприятие жизни. К сожалению, время все переписало по – своему, в нашем селе сейчас около 300 домов и всего 527 жителей, в большей части домов живут летом дачники. Сейчас в селе осталось 16 школьников, сельскую школу закрыли, а мы учимся в МКОУ «Фоминичская СОШ», в которую доставляет нас школьный автобус.
Выводы: на данный момент село Волое утратило свой статус процветающего села с большим населением, но не утратило фольклорных песенных традиций, которые продолжают жить и передаваться молодому поколению.
В школе мне предложили исполнить «воловские» частушки на фольклорном школьном празднике, я решила обратиться в местный СДК, чтобы взять там необходимый материал. Оказалось, что такой материал отсутствует, мне посоветовали частушки найти в интернете. Но я же знаю, что наше село Волое обладает своим неповторимым частушечным напевом, ведь частушки в нашем селе всегда сопровождали народные праздники. Материал, который мне был необходим, я стала сама собирать, записывая за местными песенницами, так получился сборник «Частушки села Волое Кировского района Калужской области», см. Приложение I.
Исследования проводила путем встреч с песенницами села Волое. Для сбора материала использовала альбом, авторучку, фотоаппарат, видеокамеру. Были записаны все частушки, которые частушечницы смогли вспомнить. Дальнейшая обработка материала состояла в необходимости по возможности стилизовать некоторые частушки, так как они с трудом воспринимаются из-за старинного «воловского» говора. Исследования проводила в течение 6 месяцев (июль – декабрь) 2015 года. По результатам исследования был составлен сборник частушек, который содержит весь записанный мною частушечный материал.
В исследованиях участвовали 10 жительниц села Волое:
Дроздова Прасковья Ивановна 1925 года рождения, проживающая на улице Запрудная, пенсионерка;
Дроздова Евдокия Ивановна 1931 года рождения, проживающая на улице Запрудная, пенсионерка;
Миронова Акулина Петровна 1940 года рождения, проживающая на улице Пересветовка, пенсионерка;
Тихонова Елена Матвеевна 1951 года рождения, проживающая на улице Молодежная, пенсионерка;
Земченкова Зинаида Дмитриевна 1966 года рождения, проживающая
на ул. Молодёжная, заведующая Воловским СДК;
Миронова Валентина Васильевна 1973 года рождения, проживающая на ул. Молодежная, продавец;
Кособочкина Татьяна Васильевна 1985 года рождения, проживающая на ул. Бирибиловка, медработник;
Дроздова Александра Фёдровна 1962 года рождения, проживающая на улице Центральная, учительница русского языка и литературы Воловской школы;
Писарева Галина Алексеевна 1970 года рождения, проживающая на ул. Центральная, методист в СДК;
Сидорова Раиса Сергеевна 1965 года рождения, проживающая на улице Пересветовка, учитель химии и биологии МКОУ «Бережковская ООШ».
Выводы: исследования провела среди жительниц села Волое разного возраста(1925, 1931, 1940, 1951, 1962, 1965, 1966, 1970, 1973, 1980 годов рождения), чтобы наиболее точно представить картину бытования частушек в селе.
Был составлен сборник, насчитывающий более 160 частушек.
Из рассказов респондентов я узнала, что полвека назад, как только заканчивались дневные труды, и в будни, и в праздники наступала пора частушек и песен. Подавала голос гармонь, и на этот голос слетались парни и девчата со всего села. Гармонист важно усаживался, перебирал лады, и начиналось веселье. Частушки пелись на посиделках, вечерках, зимними вечерами в откупленной для гуляния избе, летними вечерами, в селе и за селом, на свадьбах, сватовстве, крестинах, проводах. В «круг» выходили чаще всего 4 песенницы, у каждой из них в запасе было до 20 частушек, по очереди частушки пелись по звук гармошки и дробь пляски, «круг» останавливался тогда, когда у песенниц иссякал запас частушек. Тогда выходили следующие участники, и веселье продолжалось. Каждая песенница пела те частушки, которые на тот момент были близки ее душевному состоянию. Поэтому частушки звучали разные: веселые и грустные, лиричные и задиристые. К сожалению, до наших дней дошло совсем немного такого материала, а песенниц и того меньше.
Выводы: наиболее активный период исполнения частушек в селе Волое относится к 1950 – 1970 годам прошлого века. С развитием технического прогресса и появлением в селе телевизоров, радио, проигрывателей совместное препровождение времени стало уходить из жизни селян, это отразилось и на бытовании частушки. Исполнение частушек стало нечастым, но, тем не менее, не исчезающим жанром, сейчас частушки можно услышать на фольклорных праздниках в СДК, на свадьбах, крестинах, проводах. Такое «живое» исполнение всегда пользуется всеобщим вниманием зрителей.
За период исследования мною было собрано 160 частушек.
Основные темы частушек, собранных на территории села Волое:
любовные | исторические | сатирические | трудовые | солдатские | о селе Волое |
101 | 10 | 8 | 7 | 10 | 24 |
63% | 6,25% | 5% | 4,35% | 6,25% | 15% |
Как видно, самую большую группу частушек составляют частушки о любви. Любовные взаимоотношения людей, всевозможные сюжеты этих отношений (встречи, гулянья, размолвки, ухаживания, разлука, измена, соперничество в любви, любовь взаимная, любовь несчастная и др. ), разнообразные оттенки чувств и настроений, связанные с этой темой, получили в частушках разностороннее выражение.
Любовная тема в воловских частушках
любовь взаимная | любовь несчастная | измена | разлука | соперничество | ухаживания | другое |
30 | 12 | 12 | 10 | 10 | 8 | 19 |
29,7% | 11,8% | 11,8% | 9,9% | 9,9% | 7,9% | 18,8% |
Частушки от лица юноши или мужчины – 10 частушек – 6,25%.
От лица женщины или девушки – 120 – 75%.
Могут исполняться от лица мужчины или женщины - 30 – 18,75%.
Выводы: самая большая группа – частушки о любви, вторая по величине – о селе Волое, третья – солдатские и исторические, потом сатирические и трудовые.
Частушки в основной своей массе бывают одночастными и двухчастными. Одночастные: содержание их цельно и монолитно, ее нельзя разделить на содержательные части: «Перестройка, перестройка, И я перестроилась, У соседа денег много, Я к нему пристроилась». Таких частушек 120, что составило 75%.
Двухчастные: они состоят из двух более или менее самостоятельных в смысловом отношении частей. Чаще всего первая часть по смыслу нисколько не связана со смыслом второй части: «Из колодца вода льется, Рыбочка за рыбочкой. Я люблю таких ребят, Которые с улыбочкой». Таких частушек 40, что составило 25%.
Выводы: основную массу исследуемых частушек села Волое составляют одночастные частушки.
В основе языка частушек лежит живая разговорная речь. Каждому поколению песенниц соответствуют свои особенности речи. Следует отметить, что частушки песенниц 1925 – 1940 года рождения, которые были представлены, отличаются большим количеством возвратных глаголов: «осталася», «опускалася», «рассталися», «пришлося», «боюся» и т. д., кроме этого, у них наблюдается частое употребление слов просторечных, диалектных: «теперя», «нетути», «догонь». Язык частушек, которое представило молодое поколение песенниц, отличается правильностью речи. И у пожилых и у молодых песенниц наблюдается множество неологизмов, характерных для народного словотворчества: «гомырочка», «породина», «раздоделаем», «раскудря».
В частушках большое количество разных тропов: эпитеты «чужа деревня», кудрявые березы», «ветерок холодненький», «матушка родимая; метафоры «судьба заставила любить мальчика в шинели»; сравнения «а теперя стала я, что старуха старая», «пошла баба танцевать, ноги как возилки», «мой миленок как теленок». Особенно хочется остановиться на образе любимого: у песенниц старшего поколения любимый чаще всего назван словом – «залётка», «залёточка», а у более молодых «милый», «милёнок», «милёночек», и у тех и у других «ягодка», «ягодиночка», «розочка», «малиночка», «родненький». Следует обратить внимание на употребление гипербол. Они служат для выражения мысли ярко, выпукло, броско, нередко подчеркнуто заостренно «У залётки моего восемнадцатая я», «Мы на козочке приехали, ты попробуй-ка догонь». В частушках часто встречается ирония и юмор. Частушки, построенные на иронии: «Мой милёнок как теленок. Только разница одна. Мой милёнок пьет из кружки, А телёнок из ведра», на юморе: «Моя милка заболела, Перестала водку пить, А на дверке написала: «Без бутылки не входить!» Очень много примеров употребления обращений «Ой ты, Дима дорогой!», «Ой ты, Таня дорогая, мы с тобою сестры…». Характерно и большое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами: «девочка», «винтовочка», «розочка», «козочка», «гармонистик», «гимнастерочка».
Выводы: язык частушек разнообразен, очень близок к разговорному, с употреблением диалектных и просторечных слов. Используются различные тропы: эпитеты метафоры, сравнения, гиперболы, литоты. Частушки очень часто построены на иронии и юморе. Различается по стилю язык песенниц старшего поколения и младшего поколения.
Частушки, которые представила Дроздова Александра Федоровна, в основном отражают историческую эпоху, показывают влияние времени на человека и отношение человека ко времени, в котором он живет. Она единственная из всех респондентов интересовалась отражением истории в частушках:
Когда Ленин умирал, Сталину приказывал: Вволю хлеба не давай, Булок не показывай. | Малинков, Малинков, Дал нам хлеба и блинков, А паразиту Берия Нетути доверия. |
Также ее частушки описывают колхозное неустройство жизни, а пришла перестройка, с нею пришли совсем другие ценности:
Как у нашем у колхозе Долго баня строится, Потому что председатель У корыте моется. | Перестройка, перестройка, И я перестроилась, У соседа денег много, Я к нему пристроилась. |
И совсем уж новое:
Турки сбили нашу «сушку» Путин взял их всех на мушку: Помидоры не пройдут, Пусть их сами турки….едят. | Президент у нас хороший, Он от санкций всех спасет. На российские прилавки Местный лишь товар идет. | Колбаса из Подмосковья, Из Козельска молоко. Сыр голландский В Ставрополье Приготовят вам легко. |
В частушках Дроздовой Евдокии Исаевны я увидела любование гармонистом, его игрой, сразу приходит на ум то, какие отношения у песенницы с гармонистом. А гармонист – первый парень на деревне. Как этим не гордиться?
У нашего гармониста, У нашего игрока От любови болит сердце, От игры болит рука. | Гармонистик хорош, Хоть на ручку положь. Положила б на душу, Но боюся задушу. | Гармониста я любила, Гармониста нежила, Гармонисту на плечо Сама гармошку вешала. |
Частушки Дроздовой Прасковьи Ивановны, самой старшей из всех, описывают ее работу на Торфяннике, было такое предприятие по добыче торфа за деревней Бережки. Тяжесть труда была непосильной.
Ох, девки, беда! Кругом болото да вода. Не найдет меня миленок. Не пробьется он сюда. | Погляжу я на болото Кругом торфа штабеля. Все подружки вышли замуж Осталася одна я. | Матушка родимая, Работа лошадиная. Только нету хомута Да ременного кнута. |
Частушки Мироновой Акулины Петровны полны грусти о рано ушедшем от нее любимом муже:
Где теперь моя малинка, Где теперь мой родненький? С той сторонки подувает Ветерок холодненький. | Я бывало запою, На голос мой милый бежит, А теперя он не слышит Во сырой земле лежит. |
В частушках Тихоновой Елены Матвеевны звучит любовь и верность любимому, который уходит в армию:
Ой ты, Ваня дорогой, Допризывник молодой. Допризывная скамеечка Стоит перед тобой. | Что ли где ли Зашумели ели. Судьба заставила любить Мальчика в шинели. |
В частушках Мироновой Валентины Васильевны сильны мотивы о боевой девчонке, которая ради любви согласна стать тихой и скромной:
Говорят я боевая, Боевой породки, Боевые мать - отец, Боевые тетки. | Говорят я боевая, Но ты, милый, не робей. Буду тихая – спокойная В семеечке твоей. |
Частушки Сидоровой Раисы Сергеевны бойкие и веселые, как и она сама, полны жизненной энергии и радости:
За цыгана выйду замуж, Хоть родная мать убей. Карты в руки, шаль на плечи И обманывать людей | Из колодца вода льется, Рыбочка за рыбочкой. Я люблю таких ребят, Которые с улыбочкой. |
Анализ частушек показывает, что все же простого человека интересовали, прежде всего, отношения друг с другом, семья, распри с соперницей, любовь взаимная, любовь безответная, работа. А потом уже политика, государство, неустроенность жизни. А еще почти у каждой песенницы сквозит любовь к своему краю, к своему селу, к нашему селу Волое:
Вам про Волое, ребята, Пропоём частушки мы. Оно славилось когда-то Да в масштабах всей страны. | Ох ты, Волое – село, Большая дорога! Здесь жить весело! Молодёжи много! | Земляки нам наказали: Первым делом - не робеть! Мы про Волое сегодня Вам частушки будем петь. |
Заключение
Изучив литературный материал, я узнала, что частушка появилась и являлась самым распространенным жанром фольклора второй половины 19 века.
Выяснила, что в основном сочинительством частушек занимались женщины, девушки. От лица женщин – 75%, от лица мужчин – 6,25 %, общие – 18,75%.
Выяснила, что существуют разные виды частушек по строению: одночастные и двухчастные, в селе Волое одночастные - 75%, двухчастные - 25%.
По манере исполнения частушки - «рязаночка», «цыганочка», «елецкая», «семеновна», «страдания». Как я выяснила в ходе исследования, в селе Волое основная масса частушек исполнялась в ритме «цыганочка» - 80%.
Выяснила, что на данный момент село Волое утратило свой статус процветающего села с большим населением, но не утратило фольклорных песенных традиций, которые продолжают жить и передаваться молодому поколению.
Исследования провела среди жительниц села Волое разного возраста(1925, 1931, 1940, 1951, 1962, 1965, 1966, 1970, 1973, 1980 годов рождения), чтобы наиболее точно представить картину бытования частушек в селе.
Выяснила, что наиболее активный период исполнения частушек в селе Волое относится к 1950 – 1970 годам прошлого века. С развитием технического прогресса изменился и статус частушки. Исполнение частушек стало нечастым, но, тем не менее, не исчезающим жанром.
Самая большая группа – частушки о любви, вторая по величине – о селе Волое, третья по величине – солдатские и исторические, потом сатирические и трудовые.
Анализ частушек показывает, что все же простого человека интересовали, прежде всего, отношения друг с другом, семья, распри с соперницей, любовь взаимная, любовь безответная, работа. Потом уже политика, государство, неустроенность жизни. А еще почти у каждой песенницы сквозит любовь к своему краю, к своему селу, к нашему селу Волое.
Считаю, что цели и задачи моей исследовательской работы решены успешно: подобрала и изучила научный материал о частушках; познакомилась с частушками, распространенными среди жителей нашего села; оформила собранные материалы в литературный сборник (Приложение №1).
Занимаясь подборкой и изучением материала, встречаясь с жителями села, узнавая новое для себя, я получила огромное удовольствие не только от результата своей работы, но и от общения с людьми, многое узнала об их жизни, об их увлечениях.
Литература
Интернет - ресурсы
1. pesochnya.com/news
3. http://www.webkaluga.ru/city
4. http://www.proza.ru/
Приложение I.
Солдатская шинель
Как нарисовать ветку ели?
Красочные картины Джастина Геффри
Снежная книга
Именинный пирог