Данная презентация явлется защитой научно-исследовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
poety_ryadom.pptx | 90.72 КБ |
stihi_moego_uchitelya.pptx | 469.33 КБ |
neizvestnyy_poet_stihi_moego_uchitelya.docx | 39.98 КБ |
Слайд 1
Поэты рядом. Стихи моего учителя Маслобоевой А.А. Выполнила: Миниахметова А. уч.6г классаСлайд 2
Творчество учителя вдохновило меня на написание работы Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить представление о поэтах родного города, и может быть использован на уроках литературы. Кроме того, в преддверии юбилея школы наше исследование расширит представление учащихся о педагогах школы.
Слайд 3
Желание познакомить моих сверстников с талантливым мастером художественного слова и обусловило актуальность данной работы. Цель исследования : знакомство с творчеством Маслобоевой А.А. Задачи: на основании изученных материалов выявить основные мотивы в творчестве Маслобоевой А.А.; - вызвать интерес у сверстников к творчеству поэта-учителя.
Слайд 4
Гипотеза : творчество поэта проникнуто мотивом горечи, утраты; невозможности счастья. В связи с этим, я поставила проблемный вопрос: каковы основные мотивы в лирике Маслобоевой А.А.? Объект исследования : поэзия – темы и мотивы лирики; Предмет исследования: стихотворения Маслобоевой А.А..
Слайд 5
Поэзия — это язык души. А поэт — это тот, кто умеет выразить словами то, что словами не выражается
Слайд 6
Тема семьи и дома прослеживается в таких стихотворениях как «Мой дом», «День рождения», «Сон», «Самое значимое» и др. Вместе с этим в стихотворениях просматривается мотив невозвратимости. Лирическая героиня уже никогда не вернется в те места, в которых выросла. Она только помнит и чтит образ дома.
Слайд 7
Мохнатый кедр никогда кедренку о любви не скажет, Он тихо тенью упадет на тонкую хвою, Он ветер отстранит, он встанет тихим стражем, Он влаги меньше станет пить, отдав ему свою. Мохнатый кедр никогда не прислонит коры шершавой К коре кедренка , никогда смолы не станет лить. Дождей дождется он, застонет величаво, Но только о любви не станет говорить. Мохнатый кедр защитит кедренка от метельной сажи. Но только вот от топора не сможет защитить. Он сам на удивленье всем вдруг рядом тихо ляжет, Посмертно, навсегда, но только рядом быть! Мохнатый кедр, ты молчал, кедренка не давил словами, Но, кажется, сейчас пришла твоя пора. Пожалуйста, закрой, закрой меня ветвями, Спаси меня, отец, от топора!
Слайд 8
Между прутьями обледенелыми Проржавевшей балконной решетки Бьется колко лучами белыми Огонек рождественский, кроткий. Нет, не спутник – совсем не движется И не всем уловимо горенье… Мне четвертую зиму не пишется, Я в опале у вдохновенья. Шить да стряпать – занятное дело – День Сурка каждый день отмечать. Неужели душа онемела И ей нечего больше сказать? Но сегодня звезда отмерила Новый срок. Мне не страшно совсем. Кроткий свет, я тебе поверила, Я уже на пути в Вифлеем.
Слайд 9
Выводы: В поэзии Маслобоевой А.А. ярко выражены следующие темы: - тема жизни и смерти; - тема материнства и отцовства; - тема утраты и горя. Мотивы : уныние, невозможность счастья, грусть, увядание – сменяются в последнее время на философское отношение к жизни и робкую надежду на счастье.
Слайд 1
Неизвестный поэт. Стихи моего учителя Автор: Колесова Дарья, обучающаяся 7г МБОУ «СОШ №17» Руководитель: Маслобоева А.А. учитель рус.яз и лит. МБОУ «СОШ №17»Слайд 2
Очень часто в обыденной жизни мы не замечаем прекрасного. Мы не видим, как танцуют снежинки, как скользят капельки дождя по оконному стеклу, как пролетают птицы… А вот поэты (среди нас есть и такие люди) замечают каждую мелочь в жизни. Благодаря поэзии мы видим красоту мира и учимся выражать собственные чувства в поэтической строке.
Слайд 3
Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить представление о поэтах родного города, и может быть использован на уроках литературы. Кроме того, в преддверии юбилея школы наше исследование расширит представление учащихся о педагогах школы. Желание познакомить моих сверстников с талантливым мастером художественного слова и обусловило актуальность данной работы. Важно знать и читать поэтов, которые живут рядом.
Слайд 4
Цель исследования : знакомство с творчеством Маслобоевой А.А. Задачи: на основании изученных материалов выявить основные мотивы в творчестве Маслобоевой А.А.; - вызвать интерес у сверстников к творчеству поэта-учителя. Гипотеза , которую я выдвигаю: творчество поэта проникнуто мотивом горечи, утраты; невозможности счастья. В связи с этим, я поставила проблемный вопрос: каковы основные мотивы в лирике Маслобоевой А.А.?
Слайд 5
Объект исследования : поэзия – темы и мотивы лирики; Предмет исследования: стихотворения Маслобоевой А.А.; Методы исследования: поисковый, проблемный, репродуктивный.
Слайд 6
Поэзия - особый род творчества с особой организацией речи. Поэзия — это язык души. Поэт — это тот, кто умеет выразить словами то, что словами не выражается.
Слайд 7
«День рождения», «Мой дом», «Самое значимое»… Мотив невозвратимости Тема семьи и дома
Слайд 8
«Мохнатый кедр» «Горошина» «Чтоб ты был!» Мотив невозможности Тема отцовства и материнства
Слайд 9
«Ничего не меняется…» «Светлячок» и др. Мотив грусти, переходящей в уныние Р едко прибегает к теме счастливой, взаимной любви Р обкая надежда на то, что все будет хорошо…
Слайд 10
Не 18-ть мне, да и тебе, И вроде бы так много за плечами… Какими же окольными путями Мы шли навстречу собственной судьбе. Теперь я Бога об одном молю: Пусть он останется! Нет! Пусть последним будет… И пусть холодный ветер не остудит Тепла в душе… Я об одном молю. Сейчас я, молча, подойду к окну. Еще темно. Февраль. Сугробы тают. О нас с тобой еще никто не знает, Но счастье очень любит тишину.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Конкурс иллюстраций, проектов и презентаций по произведениям
Сибирских писателей «Распутинские чтения»
Неизвестный поэт. Стихи моего учителя
Автор: Колесова Дарья
обучающаяся 7г класса
МБОУ «СОШ №17»
Руководитель: Маслобоева А.А.
учитель рус.языка и литератуы
г.Ангарск
2019г.
Содержание:
Очень часто в обыденной жизни мы не замечаем прекрасного. Мы не видим, как танцуют снежинки, как скользят капельки дождя по оконному стеклу, как пролетают птицы… А вот поэты (среди нас есть и такие люди) замечают каждую мелочь в жизни. Благодаря поэзии мы видим красоту мира и учимся выражать собственные чувства в поэтической строке.
Ангарская земля богата поэтами: Вера Захарова, Алла Стародубова, Анна Желтоногова и др. Поэты (люди с непривычным для нас взглядом на мир, выражающие свои чувства стихами) живут рядом с нами, а мы порой даже и не знаем, что они пишут стихи. К поэтам Ангарска я могу причислить своего учителя Маслобоеву Александру Александровну.
Однажды на уроке литературы мы анализировали стихи А.С.Пушкина. Учитель А.А. Маслобоева спросила: «Ребята, а кто из вас пишет стихи?». Кто-то из ребят поднял руку, а Александра Александровна предложила нам послушать стихи принадлежащие ей. Я заинтересовалась стихами своего учителя и попросила книгу с ее стихами почитать еще. Стихов Александры Александровны я прочла много. Ее творчество вдохновило меня на написание исследовательской работы.
Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить представление о поэтах родного города, и может быть использован на уроках литературы.
Желание познакомить моих сверстников с талантливым мастером художественного слова и обусловило актуальность данной работы. Похвально, что мои ровесники знают и читают Роулинга, Твена, но крайне важно знать и читать поэтов, которые живут рядом.
Цель исследования: знакомство с творчеством Маслобоевой А.А.
Задачи: на основании изученных материалов выявить основные мотивы в творчестве Маслобоевой А.А.;
- вызвать интерес у сверстников к творчеству поэта-учителя.
Гипотеза, которую я выдвигаю: творчество поэта проникнуто мотивом горечи, утраты; невозможности счастья.
В связи с этим, я поставила проблемный вопрос: каковы основные мотивы в лирике Маслобоевой А.А.?
Объект исследования: способы самовыражения в поэзии;
Предмет исследования: стихотворения Маслобоевой А.А.;
Методы исследования: поисковый, проблемный, репродуктивный.
2. Поэзия. Что это?
Для начала необходимо определить, что же такое поэзия? Как понимать этот термин, его составляющие? Обратимся к Словарю литературоведческих терминов под редакцией С.П.Белокуровой:
ПОЭЗИЯ - (греч. poiesis, от - poieo - творю, создаю) - 1. Один из двух основных способов организации художественной речи (ср. ПРОЗА). Важнейшим отличием П. от прозы является особый ритм (отчетливое деление на соизмеримые ритмические отрезки, которые не совпадают с синтаксическим членением фразы). Ср. "По скучной зимней дороге бежит борзая тройка" - "По дороге зимней, скучной // Тройка борзая бежит" (А.С. Пушкин). Кроме того, для П. характерно деление на строки (стихи) и строфы (см.)), т. е. стихотворная форма. 2. До начала XIX в. - вся художественная литература в отличие от нехудожественной (научной, официально-деловой, философской, публицистической).
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007 дает нам такое определение:
Поэзия – 1. Искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество. Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как прекрасный язык чувств. Белинский. || Творческий художественный гений, стихия художественного творчества (поэт.). И пробуждается поэзия во мне. Пушкин. 2. Стихи, стихотворная, ритмически организованная речь; противоп. проза. Поэзия и проза. 3. Совокупность стихотворных произведений какой-н. общественной группы, народа, эпохи и т. п. (лит.). Романтическая поэзия. История русской поэзии. || Художественное творчество какого-н. поэта, группы поэтов с точки зрения его особенностей, отличительных признаков (лит.). Изучать поэзию Маяковского. 4. перен. Изящество, очарование, поражающее воображение и чувство красоты (книжн.). Поэзия раннего летнего утра. 5. перен. Область воображаемого бытия, мир фантазии (устар., часто ирон.).
Известный критик современности Владимир Юденко предлагает такую формулировку:
«Поэзия — это откровенный разговор человека с человеком. Это исповедь и молитва, отповедь и проповедь. Поэзия — музыка и философия. У всех из нас свое представление о поэзии».
Поэзия – жанр литературы, содержащий в своей основе стихотворные шедевры с идеальной образностью, достигнутой при гармоничном сочетании оригинальной формы и нового содержания с чувственной окраской. Все остальные опыты со стихами – неудачи мастеров, область ученичества или попытки графоманов.
Формальные признаки поэтической речи (рифма, ритм, образность, ясность, ёмкость, глубина, лаконичность, приёмы построения) - ещё не гарантируют высокого качества произведения.
То есть они являются необходимыми, но ещё явно недостаточными условиями для соотнесения сочинения к поэзии. Её создатели и истинные ценители – чаще всего в одном лице. Беда в том, что подавляющее число пишущих авторов не умеют использовать даже эти общеизвестные признаки и способы поэтического языка. Не обладают словарным запасом из-за малой начитанности, а то и безграмотности.
Поэзия – мир, созданный для духовного развития и обогащения творческой личности. Это единственная сокровищница литературного языка, которая позволяет через традицию наиболее полно и многогранно сохранять индивидуальность нации, народа.
Как мы видим, термин поэзия во все времена существования человечества вызывал много споров. Как же нам определить этот термин?
Таким образом, под поэзией мы будем понимать особый род творчества с особой организацией речи. Поэзия — это язык души. А поэт — это тот, кто умеет выразить словами то, что словами не выражается.
3. Стихи моего учителя Маслобоевой А.А
3.1. Краткая биография
Александра Александровна Маслобоева родилась 19-го февраля в 1986 года в многодетной семье. Александра пятый ребенок в семье. Родители девочки мечтали о сыне, но родилась девочка, которую с самых первых минут жизни решено было назвать в честь отца Александра Лаврентьевича Маслобоева.
Позже Саша напишет стихотворение:
«Это Я»
Била в окошки метель
Сотней заплаканных скрипок,
Ветру стелила постель,
Шел водолей на убыток.
Звездочка в небе зажглась
Яркая и не простая…
Я в эту ночь родилась,
Всем о себе сообщая!
2001г.
С самого раннего детства маленькую Сашу воспитывали в любви и уважении к старшим. Постоянно с ребенком находилась бабушка (мама отца), которая и привила девочке любовь к чтению книг, прогулкам на свежем воздухе. Бабушка рассказывала Саше сказки, которые знала сама, научила писать и читать еще до школы.
С детства Александра росла непоседливым ребенком. Дружила только с мальчишками, лазала по деревьям, убегала на озеро, разбивала колени и рвала одежду. Любимым местом пребывания был огромный сад, который возделывал отец Александры. Там-то и были прочитаны самые первые любимые книги, были доверены самые первые тайны, первые слезы. Этот сад еще не раз промелькнет в стихах Александры.
Детский сон
«Добрый день…» – прошептала я саду.
«Добрый день…» – ответил мне сад.
Еле слышным скрипеньем ограды,
И огромным кустом, что горбат.
Старый кедр, посаженый папой,
Мне в ладони хвою уронил
И своею мохнатою лапой
Снова в детство меня возвратил.
Вот я снова бег по тропинке
Вот я к солнцу ручёнки тяну,
Отряхаю с коленок росинки,
И, мне хочется верить, расту!
И идет все вокруг так не быстро:
Зимний снег, летний дождь, яркий май,
За окном коромысло повисло,
Если хочешь, иди и встречай!
Только детство мое быстро тает,
Будто сон навещает меня…
Лебедою мой сад зарастает,
А в ладонях лишь кедра хвоя.
2002г.
В шесть лет девочка «выпросилась» (как говорят родители) в школу, в первом классе была самой младшей и маленькой. Но, несмотря на маленький рост, Саша занималась спортом, туризмом, фотографией и была одной из лучших учениц средней Каразейской школы. В подростковом возрасте (12-13 лет) начала писать первые стихи. С этого же возраста Александра пробует себя на журналистском поприще. Девочка постоянно пишет в районную газету «Отчий край». Кроме того, она становится внештатным корреспондентом приложения для детей и подростков «Ступеньки» в газете «Восточно-Сибирская правда» (г.Иркутск). Это работа помогает Александре беспрепятственно поступить на филологический факультет Иркутского Государственного Педагогического университета (сейчас ВСАГО).
Во время обучения в университете Александра продолжает работать внеш.кором в ВСП и серьезно увлекается театром. Она становится завсегдатаем ТЮЗа и театра им.Охлопкова. Литературное творчество, впрочем, остается для нее важным.
В 18-ть лет Александре на день рождения дарят ее первый поэтический сборник «Мои детские стишочки». Издание, подготовленное родными Александры (сестрой Галиной и двоюродным братом Василием), включает также и прозаические тексты, в которых Александра предстает уже очеркистом.
По окончанию университета Александра поступает в магистратуру на курс «Литературное образование». Работу по специальности (учитель русского языка и литературы) найти не удается и Александра работает приемщиком ювелирных украшений в ювелирной фирме «Мидас». Через год Александра работает учителем в школе №31 и гимназии №8 г.Ангарска. Писать стихи не прекращает, хотя (признается сама) стихи приходят гораздо реже. В 2010 году Александра уезжает жить и работать в г.Зиму. После, проработав педагогом в школе №1 5 лет, возвращается в любимый (по словам родных Александры) город Ангарск.
В данный момент Александра Александровна работает учителем русского языка и литературы в школе №17. Кроме того занимается фотографией и пением. Является капитаном команды КВН учителей «Дневниковый период». Стихи продолжает писать, участвует в различных творческих конкурсах.
Утро мягкой кошачьей лапой
Через окошки бьётся.
Все, что было заложено папой,
Все во мне остаётся.
На Тибет! Да я стану ламой!
Ну и что, что девчонкам нельзя
Всё, что было заложено мамой.
Всё во мне. Всё со мной. Это Я. (2015г.)
3.2. Основные темы и мотивы лирики
Прочитав и проанализировав достаточное количество стихотворений Маслобоевой А.А., мы распределили их по нескольким темам.
Тема семьи и дома прослеживается в таких стихотворениях как «Мой дом», «День рождения», «Сон», «Самое значимое» и др. Возьмем, к примеру, стихотворение «Мой дом»
Я когда-нибудь приду в свой старый дом
Пусть заброшенный, но все-таки любимый,
Печку затоплю, усну тихонько в нем
Так, как в детстве я спала – неповторимо!
Ветер песню перед сном споёт
О звезде, что светит в окна дома,
Что меня сюда в наш дом ведет,
Где до слез, до боли все знакомо.
А под утро я пойду в уснувший сад,
Пошуршу листвой у старой груши…
Боже мой! Ведь много лет назад
Здесь тепло нам вскармливало души!
Здесь я чувствую себя собой,
Понимаю: я нужна кому-то.
Этот дом, он навсегда со мной
В ночь холодную и в солнечное утро!
В стихотворении явно просматривается желание лирического героя посетить те места, где прошло детство, где «тепло вскармливало души». Для лирического героя образ дома становится путеводной звездой. Эта простая истина звучит и в других стихотворениях: «а дома тихо и тепло», «туда бы побежать во все лопатки» и т.д.
Вместе с этим в стихотворениях просматривается мотив невозвратимости. Лирическая героиня уже никогда не вернется в те места, в которых выросла. Она только помнит и чтит образ дома.
Тема отцовства и материнства выражена в стихах яркими образами и метафорами.
Вопросы
Маме
Станет спрашивать меня бог:
«Кто ты есть? Что ты в жизни успела?
Сколько длинных прошла дорог,
И какие ты песни пела?»
Я отвечу: «Успела пожить,
Посмотреть на людей по свету,
Может быть, успела любить,
И кого-то и всю планету».
Бог седой поглядит, поглядит,
И последний вопрос задаст:
«Ну, а кто вот сейчас не спит,
За тебя, не смыкая глаз?
Кто первые прядки твои хранит,
Ждет тебя каждой клеточкой кожи?
Кто тебе все грехи простит?
И поймет тебя и поможет?».
Мне припомнится жизнь моя,
Закричу я ему упрямо:
«Это ведь, это ведь моя
Самая лучшая в мире мама!»
Ведь она вот сейчас не спит,
И за сердце хватается с дрожью,
И ни что в мире так не горит…
Может быть своей милостью божьей,
Бог отпустит меня домой,
Постучу я в оконную раму,
И хоть часик побуду с тобой,
МОЯ ЛУЧШАЯ В МИРЕ МАМА!!!
И опять же звучит мотив жизни и смерти и их некого единства.
А в стихотворении «Кедр», ярко представлен образ отца. Метафоры отец – мохнатый кедр, ребенок – кедренок – не оставляют равнодушными читателей.
Мохнатый кедр никогда кедренку о любви не скажет,
Он тихо тенью упадет на тонкую хвою,
Он ветер отстранит, он встанет тихим стражем,
Он влаги меньше станет пить, отдав ему свою.
Мохнатый кедр никогда не прислонит коры шершавой
К коре кедренка, никогда смолы не станет лить.
Дождей дождется он, застонет величаво,
Но только о любви не станет говорить.
Мохнатый кедр защитит кедренка от метельной сажи.
Но только вот от топора не сможет защитить.
Он сам на удивленье всем вдруг рядом тихо ляжет,
Посмертно, навсегда, но только рядом быть!
Мохнатый кедр, ты молчал, кедренка не давил словами,
Но, кажется, сейчас пришла твоя пора.
Пожалуйста, закрой, закрой меня ветвями,
Спаси меня, отец, от топора!
И опять мы слышим мотив неизбежности смерти, чего-то трагичного. Кажется, что лирический герой постоянно помнит о том, что жизнь не вечна и придется покинуть этот мир.
Тема материнства становится для лирической героини невозможной, это прослеживается в таких стихотворениях, как «Горошина», «Я ждала от тебя ребенка», «Чтоб ты был». В последнем стихотворении даже несколько раз героиня повторяет: «Никогда! Никогда! Никогда Я не услышу твоего первого крика, не увижу первой улыбки»…
Мотив грусти, переходящей в уныние часто присутствует в стихах Александры. «Ничего не меняется. Солнце также всходит, трава растёт», или «Будут падать звезды в осеннюю грязь, только я уже не поверю».
В так называемой любовной лирике Александра очень редко прибегает к теме счастливой, взаимной любви. Ее герои расстаются, разъезжаются, покидают друг друга. Это прослеживается в таких стихотворениях как «Триптих», «Через колено сломана…», «Письмо из 18-го века» и т.д. В таких стихотворениях звучит мотив невозможности счастья.
И только в некоторых стихотворениях последних лет присутствует мотив философского отношения к жизни и смерти, любви и робкая надежда на то, что все будет хорошо.
Между прутьями обледенелыми
Проржавевшей балконной решетки
Бьется колко лучами белыми
Огонек рождественский, кроткий.
Нет, не спутник – совсем не движется
И не всем уловимо горенье…
Мне четвертую зиму не пишется,
Я в опале у вдохновенья.
Шить да стряпать – занятное дело –
День Сурка каждый день отмечать.
Неужели душа онемела
И ей нечего больше сказать?
Но сегодня звезда отмерила
Новый срок. Мне не страшно совсем.
Кроткий свет, я тебе поверила,
Я уже на пути в Вифлеем.
Образ Рождественской звезды не случаен. По словам Александры, поэт несколько раз за свою творческую жизнь рождается и перерождается. Поэтому в стихах появляется мотив надежды на обретение счастья: «И пусть холодный ветер не остудит тепла в душе».
Стихотворение, датированное 2016-м годом, заканчивается словами – «счастье любит тишину». Все-таки есть он, мотив счастья!
Таким образом, можно сделать вывод, что в поэзии Маслобоевой А.А.
ярко выражены следующие темы:
- тема жизни и смерти;
- тема материнства и отцовства;
- тема утраты и горя.
Мотивы: уныние, невозможность счастья, грусть, увядание – сменяются в последнее время на философское отношение к жизни и робкую надежду на счастье.
Заключение
В результате своих исследований мы пришли к следующему выводу.
Поэзия — это язык души. А поэт — это тот, кто умеет выразить словами то, что словами не выражается.
В поэзии Маслобоевой А.А. ярко выражены следующие темы:
- тема жизни и смерти;
- тема материнства и отцовства;
- тема утраты и горя.
Мотивы: уныние, невозможность счастья, грусть, увядание – сменяются в последнее время на философское отношение к жизни и робкую надежду на счастье.
Библиографический список:
Юрий Алексеевич Гагарин
Пустой колос голову кверху носит
Сорняки
О чем поет Шотландская волынка?
Астрономический календарь. Декабрь, 2018