Творческий проект представляет собой работу ученицы 6 класса по литературе. Проект состоит из двух глав. В первой главе содержится теория о жанре басни, а именно: определение и особенности басни, историческая справка об этом жанре литературы. Во второй главе приведены басни собственного сочинения: "Маленький щенок", "Милый дом" и др.
Вложение | Размер |
---|---|
basnya.doc | 62.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Творческая работа на тему:
«Разрешите представить: её величество Басня»
Выполнила:
учащаяся 6 А класса
Машкина София
Руководитель:
учитель русского языка
и литературы
Михеева Г.В.
г. Пыть-Ях
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О БАСНЕ…………………………………………………….4
ГЛАВА 2. БАСНИ СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ……………………………..8
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………..13
ВВЕДЕНИЕ
Басня как жанр литературы с момента своего появления и до наших дней призвана высмеивать человеческие пороки. Сколько существует человек на Земле, столько он и будет бороться со своими грехами и соблазнами. Басенный жанр ему в этом друг и помощник.
Жанр басни заинтересовал меня достаточно давно, и в большей степени этому поспособствовала моя мама. Именно она, читая басни известнейших баснописцев и показывая замечательные иллюстрации к ним, привила любовь и интерес к этому жанру.
В басне меня привлекает то, что она дает возможность посмеяться над человеческими пороками и слабостями, задуматься о собственном поведении и характере в определенных ситуациях. Не менее важным является и то, что главными героями в басне обычно являются животные (а их я очень люблю!).
Цель работы – познакомить с баснями собственного сочинения.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О БАСНЕ
Басня – подруга жизни…
Басня – короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл[1].
Структура басни состоит из четырех частей: экспозиции, замысла, действия и неожиданного результата. Иногда эта схема может изменяться. Например, результат действия может быть не показан, а лишь назван. Могут изыматься такие звенья структуры как замысел и действие. В таком случае это упрощенная басня, которая состоит из описания сюжетной ситуации и реплики, которая ее комментирует. В отдельных случаях, наоборот, в структуре басни появляются дополнительные компоненты.
В конце (реже – в начале) басни помещается краткое резюме, раскрывающее замысел басни, нравоучительный вывод (мораль). Иногда мораль может отсутствовать (в этом случае она подразумевается).
Персонажами басни могут быть как одушевленные (животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, реже – люди), так и неодушевленные предметы. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах скрываются нравственные и общественные проблемы.
В басне часто можно встретить олицетворение (изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать) и метафору (переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета другому по сходству или по контрасту).
В.А. Жуковский в статье «О басне и баснях Крылова» указал четыре главные особенности басни[2].
Первая черта басни – особенности характера, то, чем одно животное отличается от другого: «Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика...». Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации.
Вторая особенность басни, пишет Жуковский, заключается в том, что «перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим, а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною». То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.
Третья особенность басни – нравственный урок, мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа. «Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою», – пишет Жуковский.
Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. «На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных».
Таким образом, можно выделить следующие особенности басни:
Доколе дряхлостью иль смертью не увяну,
Против пороков я писать не перестану…
А.П. Сумароков
Басня – один из древнейших литературных жанров. Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Учёные считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) – это притча о соловье и ястребе, обращенная к жестоким и несправедливым правителям. Но, по преданиям, основоположником басни считают легендарного Эзопа, жившего, как предполагают, в VI в. до н.э.[3] В то время басня существовала как вид устного творчества, лишь позднее, около II в. до н.э., были записаны басни Эзопа, составившие большой сборник, предназначенный для учебных целей в риторических школах.
Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов: к басенному жанру возвращались Гораций в поэзии, Плутарх в философских трактатах. В I в. н.э. римский поэт Федр переложил басни Эзопа в стихотворную форму и издал их отдельными сборниками. Так родился жанр латинской стихотворной басни.
В XVII в. древний жанр был возвеличен французским писателем Ж. де Лафонтеном, отдавшим дань почтения своим предшественникам:
Эллада – мать искусств, за это ей хвала.
Из греческих земель и басня к нам пришла.
От басни многие кормились, но едва ли
Они до колоска всю ниву обобрали.
Доныне вымысел - свободная страна.
Не вся захвачена поэтами она.
Захватывая новые области «свободной страны», Лафонтен, в отличие от античных авторов, которым сюжет был необходим лишь в качестве иллюстрации, пишет развёрнутые, полные жизни, действий, диалогов остроумные стихотворные повествования. Лафонтен в баснях опирается на народную мудрость.
Русская литература обратилась к басне в XVII в. Жанр басни утвердил в русской поэзии А.П. Сумароков, смело вводивший в свои произведения народные выражения и пословицы. Кроме того басни находим и у М.В. Ломоносова, и у В.И. Майкова, и у И.И. Дмитриева.
Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве И.А. Крылова. Басни Крылова глубоко национальны по форме и содержанию. Их персонажи не носят условно-аллегорического характера, а становятся типичными для российской действительности. Сюжет крыловской басни облекается в форму короткой сценки, передающей живость, многообразие разговорной речи. Басни Крылова охватывают широчайший круг тем, продиктованных самой жизнью России, современной автору. В языковых средствах, образах Крылов идёт от фольклора, но при этом благодаря своей афористической точности, меткости, простоте многие строки его басен органично вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили отдельной жизнью.
Достигнув столь блестящего расцвета в творчестве Крылова, басня более чем на столетие почти исчезла из русской литературы.
В советское время басенные традиции продолжали С.В. Михалков, С.И. Олейник. В творчестве этих и других поэтов осуждается отклонение от моральных норм, международные вопросы. В творчестве современных баснописцев видно следование традициям русской классической басни.
ГЛАВА II. БАСНИ СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ
Волк-одиночка
Жил на свете один волк.
Никто не знал, какой в нём толк.
И только этот волк
Знал в себе хороший толк.
Никто не видел в нём души,
Волк чувствовал себя в глуши,
Угасал он с каждым днём,
Не понимал причины в том.
Всем всегда он помогал,
Его никто не замечал,
Всем пытался он помочь,
Но взамен все гнали прочь!
Терпел он долго, долго ждал,
Ему никто не отвечал,
Решил уйти он навсегда
И не вернуться никогда!
Затем все сразу спохватились,
Все сразу же засуетились,
Им кого-то не хватает,
Им никто не помогает!
Нет помощника, ушёл,
За собой следы замёл!
Мораль всей басни такова:
Не будь к другим ты так суров,
Душа есть даже у волков!
Маленький щенок
На свете жил один щенок,
В грязи весь день валяться мог,
Не купался никогда,
Для него вода – беда!
Мыло с полотенцем – страшные враги,
Лучше уж валяться целый день в грязи!
Не любил купаться маленький щенок,
Ничего поделать он с собой не мог.
А щенячья мама всех звала купаться,
А щенок-грязнуля продолжал валяться.
Всё не слушал маму маленький щенок,
С мылом покупаться он никак не мог!
Покусали блохи бедного щенка,
Это наблюдали дети со двора.
Привели к мамуле бедного щенка,
Увидав сыночка, она ванну набрала.
Щенка покупала, всё пошло на лад,
Стал щенок чистюлей с головы до лап.
Каждый день купался маленький щенок,
Теперь он без купанья жить никак не мог!
Мораль сей басни такова:
Каждый день купайся, наша детвора!
Борьба со страхом
Жил один мышонок,
Учили его с пелёнок,
Всего надо бояться
И нужно опасаться.
Мышонок был не трус
И намотал на ус,
Что свой страх,
Разобьёт он в прах.
Мышонок шёл вперёд,
Видел, как медведь ест мёд,
Как кошка смотрит на него,
Не испугался никого!
Пришёл домой с победой,
Одержанной в «бою»!
«Некого бояться,
Страха больше нет!
Нечего бояться,
Мил ведь белый свет!»
Мораль сей басни такова:
Не бойся своего врага!
Птенец
Жил один птенец,
Молодой же был юнец,
Не умел птенец летать,
Не учила его мать.
И боялся всем сказать,
Что не может он летать.
День за днём в гнезде грустил,
Поведать хотел он мир,
Что твориться в белом свете,
Происходит на планете.
Попросил он свою мать:
«Научи меня летать!
Чтобы мог я всё узнать,
Всё увидеть и понять!»
«Научу летать тебя!
Мама всё же я твоя!»
Всё учила и учила
Наконец-то научила!
Птенец с мамой попрощался,
Далеко он ввысь умчался.
Мораль сей басни такова:
Стремись учиться ты всегда!
Милый дом
На свете есть один приют,
В приюте кошек продают.
В приюте жил один котёнок
И о свободе мечтал с пелёнок.
И выпал шанс ему бежать,
Чтоб разыскать родную мать.
Сумел котёнок убежать,
И не было его видать.
Решили вдруг ему сказать,
Что придут его забрать,
Стали все его искать,
А котёнка не видать!
Спустя некоторое время,
Котёнок понял своё бремя,
Понял, что ошибся он,
Ведь милее родной дом!
Он направился в приют,
В котором кошек продают,
Сразу же обрёл свой дом,
И сильно радовался он!
Мораль сей басни такова:
Милее нет родного дома!
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. - 3-е изд. - М., 2004. С. 141.
[2] Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч. 1. От былин до классики XIX века/ Глав. Ред. М.Д. Аксенов. – М., 1999. С. 418.
[3] Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык», т.е. иносказательное выражение мыслей.
Рукавичка
Сказки пластилинового ослика
Ах эта снежная зима
Как Снегурочке раскатать тесто?
Фокус-покус! Раз, два,три!