Иван Александрович Гончаров — замечательный писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит, по словам Н. А. Добролюбова, в “уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его”. В своем романе “Обломов” автор осуждает дворянскую бездеятельность и показывает деловитость нарождающегося класса предпринимателей. Роман написан более ста лет назад, но до сих пор привлекает внимание читателей.
Вложение | Размер |
---|---|
ivan_aleksandrovich_goncharov.docx | 17.71 КБ |
Иван Александрович Гончаров — замечательный писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит, по словам Н. А. Добролюбова, в “уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его”. В своем романе “Обломов” автор осуждает дворянскую бездеятельность и показывает деловитость нарождающегося класса предпринимателей. Роман написан более ста лет назад, но до сих пор привлекает внимание читателей. Одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравнивается образ русского барина Ильи Ильича и образ русского немца Андрея Штольца. "...Апатия покорная, мирная, улыбающаяся, без стремления выйти из бездействия; это - обломовщина, как назвал ее г. Гончаров, это болезнь, развитию которой способствуют и славянская природа и жизнь нашего общества. Это развитие болезни проследил в своем романе г. Гончаров..." – так отзывался о романе И.А. Гончарова критик Д.И. Писарев.
Илье Обломову в начале романа около 32-33 лет. Он живет в Петербурге на Гороховой улице около 12 лет.. “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока”. На его лице видны выражения усталости и скуки. Обломова зовут Ильей Ильичом, потому что он во многом похож на своего отца. Обломов наследует от отца (от обоих родителей) лень и апатию, любовь к вкусной еде и сну, доброту и мягкость и т.д. Герой получает имя своего отца как символ того, что он - настоящий наследник обломовских пороков. Трудиться и учиться Обломов не любил, его так воспитали родители. Они не приучили его к труду и не стали сильно нагружать науками. Но тогда еще он был молод, и если нельзя сказать, чтоб он был жив, то по крайней мере живее, чем теперь; еще он был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли - прежде всего, разумеется, в службе, что и было целью его приезда в Петербург. Потом он думал и о роли в обществе; наконец, в отдаленной перспективе, на повороте с юности к зрелым летам, воображению его мелькало и улыбалось семейное счастье. Но дни шли за днями, годы сменялись годами, пушок обратился в жесткую бороду, лучи глаз сменились двумя тусклыми точками, талия округлилась, волосы стали немилосердно лезть, стукнуло тридцать лет, а он ни на шаг не подвинулся ни на каком поприще и все еще стоял у порога своей арены, там же, где был десять лет назад. Но он все собирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был
что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья. От этого главное поприще - служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом . Обломов служил в канцелярии всего два года. Затем он ушел в отставку, потому что устал от службы. От родителей ему досталось 350 крепостных душ (крестьян). Однако со временем число крепостных уменьшилось до 300 из-за того, что Обломов не занимался имением. Бездействие – привычное состояние Обломова. Ему нужен лишь покой, мягкий диван и удобный халат. Также он любил мечтать и философствовать. Критик А. П. Милюков в статье «„Обломов” утверждал, что "...лень и апатия Обломова происходят не столько от воспитания, как от негодности самой его натуры, от мелкости умственных и душевных сил..." Поэтому Обломову нужна была любовь не равноправная, а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Пшеницына) . В связи с этим Обломов угасал не только потому, что он как помещик может ничего не делать, но и потому, что как человек он не желает ничем заниматься в ущерб своему человеческому достоинству . Ясно, что «Обломов не тупая, статическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории», - так писал Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» И я не могу не согласиться с этим мнением. Рассмотрим теперь образ Штольца.
Штольц является антиподом, противоположностью Обломова почти во всем. Однако эти различия не мешают героям дружить уже много лет. В отличие от «обрюзгшего не по годам» Обломова, Штольц словно состоит из « костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. " Напоминает робота. Он из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать - обедневшая русская дворянка. Штольц был обучен его отцом всем практическим наукам. Он любил учиться. Закончил с успехом университет. Штольц находился в постоянной деятельности. Он всё время был чем-то занят. Выполнял всё безукоризненно. Штольцу необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Главным в жизни Андрея Ивановича является рациональное зерно, во всех делах он полагается только на разум, тогда как веления сердца, интуиция и сфера чувств для героя не только представляют собой нечто второстепенное, но и недоступны, непонятны его рациональным размышлениям. Его жизнь – стремительная гонка вперед, важным атрибутом которой являются постоянное саморазвитие личности и непрерывный труд. Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен своей неординарностью и полной противоположностью главному герою. Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!» Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.
Волшебная фортепианная музыка
Сторож
Рисуем "Осенний дождь"
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Мост из бумаги для Киры и Вики