В данной работе рассматривается роль пейзажа в произведениях С.А.Есенина и Ф.В.Сычкова.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 31.1 КБ |
Исследовательская работа
Пейзаж в творчестве С.А.Есенина и Ф.В.Сычкова
Введение
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н. Заболоцкий
Русская земля богата талантами. Она является неиссякаемым источником и вдохновителем поэтов, художников, музыкантов… Может быть, именно поэтому лучшие творения великих мастеров кисти и слова посвящены России, её людям и неповторимой, неброской природе. Творчество Ф.В. Сычкова и С.А. Есенина – воплощение любви и преданности малой Родине, её родным просторам, сельским жителям. Выходцы из деревни, они через всё своё творчество пронесли трепетное, нежное отношение к культурным обычаям и традициям деревни, её самобытности и колориту.
2015 год – юбилейный для Ф.В. Сычкова и С.А. Есенина. Именно поэтому обращение к их творчеству особо актуально. Оно формирует нравственные основы подрастающего поколения, приобщает к прекрасному и воспитывает любовь к родному краю.
Цель данного исследования: выявить общие мотивы в творчестве художника и поэта.
Задачи:
- изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
- проанализировать, каким образом представлен жанр пейзажа в полотнах Ф.В. Сычкова;
- раскрыть личностное восприятие картин родного края в лирике С.А. Есенина;
- выявить характерные особенности в изображении пейзажа в творчестве художника и поэта.
Объект исследования: картины Ф.В. Сычкова и стихотворения С.А. Есенина.
Предмет исследования: характерные особенности передачи пейзажа.
1. Жанр пейзажа в творчестве Ф.В. Сычкова
Среди вспомогательного материала Ф.В. Сычкова множество пейзажей. Одни из них являлись фоном для жанровых сцен, другие – самостоятельные. Причем как самостоятельный жанр пейзаж в творчестве художника представлен мало. Однако, рисуя на своих картинах крестьян, художник той же бережной кистью воспроизводил незатейливый, но удивительно красивый деревенский пейзаж: плетень, высокие травы, крытые соломой деревенские избы на пригорке ...
Ф.В. Сычков был художником, своим творчеством доказавший, что пейзаж может быть насыщен бесконечным разнообразием мыслей, чувств и настроений.
Кисть живописца оказалась способной передать и лирический мотив солнечного дня, и тайную радость весенней пробуждающейся природы, и торжественную песнь золотой осени, и полное напряженных сил раздолье полноводной реки, и философское раздумье. Многогранность внутреннего содержания сочеталось в его картинах с тонким лиризмом, чуткостью к внутренней жизни природы и умением «очеловечить» её, найдя в природе то, что близко и дорого людям.
Люди Кочелаева, окружающая его природа по существу явились единственным постоянным источником вдохновения мастера. Это отвечало склонностям его характера и направленности его творчества. Для него искусство, говоря словами И.Е. Репина, «хорошо и понятно только на своей почве».
Природный ландшафт, органично слившийся с рукотворным, представляет собой родное и близкое пространство, ту моральную среду, в которой обитали герои сычковских произведений. Пейзаж интерпретируется художником на уровне полноправного образа композиции. Вероятно, поэтому «неба в пленэрных жанровых полотнах Ф.В. Сычкова почти не видно: его интересует пространство земли. Он «заземляет» сцены, сливая людей и место их обитания» воедино.
Для художника главное – раскрыть тайну единства человека и природы, их гармонической слитности.
Художник создавал правдивые картины в лучших традициях русской реалистической школы живописи. Живописное видение художника 80-х годов характеризуется как «естественный колорит», который определяется природными условиями и натурой. Он овладел тайной воссоздания живописью гладь воды, осязаемость травы. Он нашел свой, особый мотив, дорогую ему особенную прелесть в бесконечном разнообразии природы щедрой русской земли.
Более других времен года Сычков любил изображать зиму. Её сдержанные колористические оттенки позволяли акцентировать цветовую полихромию деревенской жизни.
«Ледоход» (1940). С помощью тончайших градаций цвета, легкими прозрачными мазками художник мягко лепит форму предметов, передает ощущение воздушной среды, создавая картину пробуждающейся весенней природы. Он находит бесконечное разнообразие мягких переводов в пределах одного цвета, стараясь передать состояние пасмурного зимнего и вечернего дня «Ледоход» 1934, «Зимой» 1933, «Весна» 1937, «На реке» 1937; или строит изображение на цветовом контрасте «Зима» 1920.
В произведениях Ф.В. Сычкова пейзаж облекся в живую ткань художественного произведения, он заиграл многими оттенками цветов пленэрной живописи. Большую роль в эмоциональном восприятии образов играет колорит и манера письма художника. Сочность и материальность его живописи подчеркивает силу и жизненность, пластическую цельность и выразительность.
«Мяльщицы льна» (1905). Пейзаж подчеркивает мажорное настроение картины. Залитые осенним солнцем, крытые соломой деревенские избы на пригорке, пожелтевшая буро-зеленоватая листва вместе с фигурами героинь сливается в единый поэтический образ.
«Трудный переход» (1912) – точная характеристика осеннего пейзажа с увядающими травами и разноцветной листвой, со стынущей речной водой и освещением серого прохладного дня, близящегося к вечеру
Л.Н. Толстой сравнивал восприятие искусства с микроскопом, наводимым художником на тайны своей души с целью показать эти тайны людям. Каждое произведение Сычкова, даже небольшой этюд, содержит в себе частицу ауры добросердечности. Мастер писал то, что видел. Простые явления жизни претворялись под его талантливой кистью в подлинные живописные шедевры.
2. Гармония человека и природы в ранней лирике С.А. Есенина
«Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине»,— так говорил Сергей Есенин о своем творчестве. А образ Родины для него неразрывно связан с родной природой. Русская природа для Есенина — это вечная красота и вечная гармония мира, врачующая людские души. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвышенно и просветленно, действуют они на нас:
Вяжут кружево над лесом в желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом слышу шепот сосняка.
Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир красоты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, предвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо. Живые картины природы в стихах Сергея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы нашего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь человек, умеющий ценить земную красоту, уже не сможет противопоставить себя ей. Поэт не устает восхищаться красотой окружающей природы.
В лирике Есенина природа демонстрируется в вечном движении и развитии. Поэтому так часто поэт употребляет олицетворения. В пейзажном творчестве Сергея Александровича нашла отражение идея о единстве всего сущего на земле. Стихии, человека, животных, растения, предметы Есенин воспринимал как сыновей одной матери — природы.
Зима ассоциируется не только с заснеженными улицами, снегопадом и ребячьими возгласами на заледеневшем пруду. Первая метель и снега приносят сказочно-волшебное настроение. Это первые колядки, о которых пишет поэт в стихотворении «Заметает пурга белый свет»:
Забежала коляда
На село,
В руки белые взяла
Помело.
Это исконно русский праздник и его олицетворение в стихотворении несет в себе тему Родины, говоря о том, что Сергей Есенин ценит свои родные места не только за пейзажные красоты, но и за все праздники, традиции и обряды, которые несут в себе русский дух. Это произведение привлекает своей энергичностью, кажется, что в нем присутствует праздничная суматоха.
Интересным по содержанию является стихотворение, названное по первым строкам: «Синий май. Заревая теплынь…» (1925) Оно проникнуто грустью, которая чувствуется не только в душевном состоянии лирического героя, но и в природе
Одиночество и бесприютность лирического «я» особо ощутимы в строфах, где человек один среди весеннего пейзажа:
…Я с собою на досуге…
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.
Пейзаж Есенина – не мертвые, безлюдные картины. Пользуясь словами Горького, можно сказать, что в него всегда «вкраплен человек». Этот человек – сам поэт, влюбленный в родной край. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия. Тема увядания, ощущение последних дней – вот что характерно этому стихотворению.
Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать
Поэт принимает все, как есть:
Принимаю – приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада…
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.
Важную роль в произведении, как и во всех других, играет цвет, который призван не только создавать цветовую гамму стихотворения, но и передавать чувства и настроения лирического героя. Любимые цвета поэта, как мы видим из этого произведения, - синий и голубой. Они усиливают ощущение необъятности просторов России («синий май», «голубая прохлада»).
Но в то же время синий цвет для Есенина – цвет покоя и тишины, поэтому он и встречается при изображении вечера. Смысловое содержание этого цвета целиком переносится поэтом на внутреннюю характеристику человека. Это всегда означает душевное равновесие, умиротворение, внутренний покой. Используя различные средства выразительности (эпитеты: «взбалмошная луна», «липким запахом», «кружевные узоры»; сравнения: «как приятная память о друге», олицетворения: «спит черемуха в белой накидке»), Есенин полнее и глубже выражает свои чувства, переживания и настроение.
Стихотворение «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха» написано на мотив старинной народной песни про «тальяночку — резвы голоски». Стихотворение часто приводилось в качестве доказательства песенных начал творчества Есенина. Так, В.Л. Львов-Рогачевский, считавший песенность вообще одной из отличительных примет «новокрестьянской» поэзии, подчеркивал: «Сами поэты-певцы прекрасно сознают, что они не стихотворцы, а певцы. Клюев слышит и заставляет слушать «сосен перезвон»... Сергей Есенин радостно обращается к своей «тальяночке» со стихами, в которых вы слышите самые звуки «тальяночки».
Ранняя лирика Есенина очень гармонична. В ней присутствует целостная, стройная картина мира, позволяющая сказать о природе нечто такое, чего до него в литературе еще не говорили.
Очень важна для поэзии Есенина связь с народным творчеством. Он использует песенно-частушечные размеры:
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновые меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха.
И это придает его лирике особенную музыкальность. Есенин в художественной форме выражает мироощущение простого русского крестьянина, но не исчерпывается им, а повествует об общечеловеческих ценностях — любви к родной природе, родной стране, к близким людям.
К пейзажному творчеству поэта относится стихотворение «Закружилась листва золотая…», которое было написано осенью 1918 года. От этого произведения веет удивительным умиротворением и чистотой.
Именно в стихах раннего периода поэт раскрывает свои истинные чувства и стремления, его непреодолимо тянет на Родину, где «отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол». Синий сумрак наступающей ночи он сравнивает со стадом овец, месяц напоминает ему молодого жеребенка, который словно бы жует сено, собранное чьими-то заботливыми руками в стог. При этом поэт отмечает, что «еще никогда бережливо так не слушал разумную плоть». Этой фразой он подчеркивает, что окружающая природа гораздо мудрее человека, и у нее следует поучиться не только сдержанности, но и той тихой радости, которую она умеет дарить так щедро и безвозмездно.
В каждой строчке этого стихотворения чувствуется, насколько автор восхищается обычным сельским пейзажем, который отождествляет со своей родиной. Именно пруд, водой, окрашенной закатом в мягкий розовый цвет, и падающие в него пожелтевшие листья, дают Есенину ощущение покоя и радости, которое может подарить любящая мать-земля своему непутевому блудному сыну, вернувшемуся домой. Однако, создавая эти необыкновенные по красоте образы, автор лишь мысленно возвращается в село Константиново, где прошло его беззаботное детство. Его реальная жизнь уже тесно связана со столичным бомондом, хотя сам поэт еще не осознает, что в своих стихах он навечно прощается с той родиной, которая ему близка, понятна и бесконечно дорога. Тем не менее, в строках этого стихотворения уже присутствуют ярко различимые ноты душевного смятения и беспокойства, когда Есенин вопрошает: «Где ты, где, моя тихая радость — все любя, ничего не желать?». Поэт понимает, что его прошлая жизнь с каждым годом превращается в мираж, но он не в силах отказаться от того, что по-настоящему любит, хотя и понимает, что судьба ставит его перед необходимостью выбора, жестокого, но неизбежного.
Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения.
Заключение
Родная земля наделила поэта и художника удивительным даром — народной мудростью, впитанной со всей самобытностью родного села, с теми песнями, поверьями, сказаниями, услышанными с детства и ставшими главным источником их творчества.
Проанализировав ряд стихотворений С.А. Есенина и картин Ф.В. Сычкова, было выявлено, что общим мотивом их творчества является пейзаж, одухотворённый, неповторимый, любимый «до боли сердечной», истоки которого авторы черпали в беззаветной любви к малой Родине.
И даже экзотическая красота далеких стран не смогла затмить скромную прелесть родных просторов. Где бы ни были поэт и художник, куда бы ни занесла их судьба, сердцем и душой они принадлежали России, сёлам Кочелаево и Константинов.
Список использованных источников
1. А. Ветлугин. Воспоминания о Есенине. Русское зарубежье о Сергее Есенине. — М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2007. — 544 с.
2. Есенин С. А. Стихотворения и поэмы / Сост. и подгот. текста И. С. Эвентова и И. В. Алексахиной, примеч. И. В. Алексахиной. — Л.: Сов. писатель, 1986. — 464 с.
3. Куняев Ст. Ю., Куняев С. C. Сергей Есенин. — М.: Мол. гвардия, 2005. — 593(13) c.
4. Ф.В. Сычков. Живопись. Графика: (альбом/авт. – сост.: Л.Г.Бертяев, Л.А. Букина, М.И. Сурина; пер. на англ. яз. А.Б. Танасейчук). – Саранск, 2010. – 312 с.
5. Ф.В.Сычков: Альбом/Сост.: Л.А. Букина, М.И. Сурина; Худж. В.А. Коровина. – Саранск: Мордов. Кн. изд-во, 1998. – 288 с.: ил. 180.
Крутильный маятник своими руками
Машенька - ветреные косы
Отчего синичка развеселилась
Волшебные звуки ноктюрна
Две снежинки