История черкесского народа
Вложение | Размер |
---|---|
История черкесского народа | 41.5 КБ |
Храбрость, ум, замечательная красота:
природа им дала все, и чем я в
особенности восхищался в их характере
это холодное благородное достоинство,
которое никогда не опровергалось, и
которое у них сочеталось с чувствами
наиболее рыцарскими и с горячей
любовью национальной свободы.
Оммар де Голь
Хэкужь… Родина… В этом коротком слове сосредоточены вся красота мира , щед- рость земли , самые нежные чувства людей , живущих на Родине предков или вдали от
неё. Нет человека , который не любил бы свой край , как нет и такого народа , который не дорожил бы своей Отчизной и не был бы готов сохранить её любой ценой.
При исследовании истории края особую сложность представляет обстоятельство, что предки кабардинцев и балкарцев в ранние периоды истории не имели своей письменнос- ти. В силу изложенного, приходится опираться на сообщения иностранцев, посещавшие в разные периоды Черкессию. Знакомясь с ними в строгой хронологической последовательности, можно заметить, что они с 13 века. н.э. начина- ют уделять все большее внимание адыгам, которых преимущественно начинают именовать черкесами. Это объясняется тем, что после татаро- монгольского завоевания Северного Кавказа и разгрома алан и половцев они постепенно занимают большую часть равнины Предкавказья и становятся наиболее многочисленным и влиятельным народом этой части Кавказа. С упадком Золотой Орды значение адыгов среди окружающих народов еще более возрастает. Адыги (черкесы) начинают заслонять другие народы Северного Кавказа. Слово «черкес» становится нарицательным. Этим словом все чаще и чаще начинают обозначать не только самых адыгов , но их соседей - абазин. Иногда, хотя и в достаточно редких случаях, этим словом обозначаются балкарцы и карачаевцы, осетины, ингуши и чеченцы. В глазах иностранцев Северный Кавказ теперь представляется страной, населенной преимущественно черкесами. Черкесский общественный строй, черкесская одежда и вооружение, черкесские нравы и обычаи становятся доминирующими.
Под понятием край нами сегодня понимается территория современной Кабардино-Балкарии , где в настоящее время живут государствообразующие этносы- кабардинцы
и балкарцы . Оба эти народа прошли долгий и сложный путь исторического развития. Они знали периоды взлета и падения, славы и унижения. Мы благодарны нашим предкам за то , что они сумели в тяжелой и , порой неравной , борьбе, отстоять национальное существование
Название Кабарда в письменных источниках известно с середины XVв.Впервые оно упоминается у венецианца Иософата Барбаро в форме «Кевертей» уже как устоявшееся название восточных адыгов. По его сведениям, кевертеи были непосредственными соседями «асов или аланов».
Предание связывает происхождение термина «къэбэрдей» с именем адыгского владетеля Кабарда. «Къэбэрдей»- «Кабарду принадлежащее». С самого начала этот термин обозначал территорию, а не жителей, её населяющих, которые продолжали называть себя – адыге. Именно так воспринимали первоначально смысл термина «кабарда» некоторые соседние народы. Например, балкарцы именовали кабардинцев черкесле , а их землю – Къабарты.
Миграционные процессы черкесов
Уже в XV в. кабардинцы занимали обширную территорию, которая охватывала на западе до реки Большой Зеленчук (приток Кубани), на севере- до района Минеральных Вод, на юге – до местных предгорий и на востоке- до рек Сунжи и Фортанги (приток Терека).Тогда Кабарда ещё формально продолжала оставаться в зависимости от монголо- татар. Правда, к середине XV в. Золотая Орда распалась, и на её развалинах возникло несколько новых образований - Ногайская орда, Казанское, Астраханское, Крымское ханства. Однако это обстоятельство не устранило угрозы вражеских набегов.
В первой половине XVI в. западные адыги и кабардинцы подвергались опустошительным набегам османских и крымских завоевателей. Адыги давали им достойный отпор.
Русско-кабардинские отношения в XVI в .
В июле 1557 году в Москву прибыло кабардинское посольство, Посольство просило оказать помощь в борьбе с врагами. Переговоры в Москве завершились заключением взаимовыгодного военно- политического союза между русским государством и Кабардой, что послужило началом сближения Кабарды с Россией Главную роль в сближении Кабарды и России сыграл Темрюк Идаров – верховный кабардинский князь.
С начала XVIII в.спор из- за Кабарды между Россией и Турцией принял особо острый характер.
В 30-е годы XVIII в. Кабарда стала ареной ожесточённой борьбы между Турцией и Россией
Кабарда и русско-турецкая война
Как только началась русско- турецкая война 1735- 1739 гг., кабардинцы выступили в ней на стороне на России.. Война закончилась Белградским договором 1739 г. Русская дипломатия уступила. Кабарда была провозглашена вольной и должна была служить барьером между Россией и Турцией. Такое решение делало Кабарду беззащитной перед любой агрессией.
1774г. турецко-крымское войско вторглось в Кабарду, оно было разбито объединёнными силами русских и кабардинцев. В результате заключённого мира в 1774 г. Турция признала Кабарду составной частью России.
Приезд Ермолова на Кавказ
В 1816 г. наместником Кавказа становится А.П.Ермолов. Его приезд на Кавказ сопровождался усилением репрессий и колониального режима. Вторжение войск Шамиля в Кабарду
Тридцать лет (1829-1859) Шамиль вёл войну против завоевателей.. В апреле 1846 г. Шамиль с 5 –тысячным войском предпринял поход в Кабарду.
25 апреля началось отступление Шамиля, вместе с ним бежало много кабардинцев. В августе 1859 г.
Об образовании государственности Кабардино-Балкарской
республики
Первые русские поселения в Кабарде появились XVI в. Потомки Разина и Пугачёва , потомки казаков и иногородцев Прохладненского района и Майского вложили большой труд в развитие народного хозяйства края . К 1916 г.в Нальчикском округе уже имелось 16 русских населённых пунктов с населением примерно 18 тысяч человек.
16 января 1922 г. была образована Кабардино- Балкарская автономная область. На основе Конституции СССР , принятой 5 декабря 1936г., Кабардино- Балкарская автономная область была преобразована в КБАССР.
Грозные дни июня 1941г. республика встретила вместе со своей страной.
11 января 1943г. части 37-й армии завершили изгнание фашистских войск со своей территории Кабардино-Балкарии. Советские войска освободили и Приэльбрусье, альпинисты поднялись на вершину Эльбруса и, сбросив фашистские штандарты,
торжественно водрузили Государственный флаг СССР.
В марте 1944 г. части НКВД в течении нескольких часов провели акцию по выселению одного из коренных народов КБАССР- балкарцев.
8 апреля1944 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР « О ликвидации государственности балкарского народа». 377133 балкарцев выселены в Среднюю Азию.
Только 9 января 1957 г. вышел Указ «О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино- Балкарскую АССР». И началось возвращение балкарцев на родину.
Надо отметить, что в 1957 г. республика торжественно отмечала 400- летие присоединения Кабарды к России. В центре города Нальчика возведён монументальный памятник с надписью: «Навеки с Россией». Женщина символизирует свободную республику. Действительно, это был период взлёта республики по всем показателям хозяйственно-экономической и культурной жизни . 1 июля 1957 г. в Академическом Большом театре Союза ССР состоялся заключительный показ художественных коллективов Кабардино-Балкарской АССР.
Продолжая славные традиции, народ Кабардино-Балкарии и его руководство делают сегодня всё возможное для стабилизации обстановки в регионе, поддержания мира народами, населяющими его.
Марши для детей в классической музыке
Хитрый коврик
Как нарисовать ветку ели?
Воздух - музыкант
Кактусы из сада камней