Работа посвящена особенностям функционирования заглавий в творчестве нижегородского поэта Б.Корнилова.
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_sergachskaya_sosh_no_5_yashnikova.pptx | 510.14 КБ |
Слайд 1
МБОУ « Сергачская СОШ № 5» Тема исследования: Заглавия стихотворений Бориса Корнилова. Выполнила: Яшникова Диана, 6 «А» класс. Руководитель: Гудкова А.Ю.Слайд 2
Цель исследования –изучить заголовки стихотворений поэта, попытаться их классифицировать по различным признакам. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить лирические произведения поэта. 2. Выделить заглавия произведений. 3. Изучить имеющуюся литературу по данной теме. 4. Представить классификацию заглавий по различным признакам.
Слайд 3
Борис Петрович Корнилов
Слайд 4
Борис Корнилов родился 16 (29) июля 1907 года в селе Покровское Нижегородской губернии (ныне городского округа Семёновский Нижегородской области), в семье сельского учителя. В 1922 году Борис переселился в Семёнов и начал сочинять стихи. Одновременно он активно участвовал в деятельности пионерской, а затем комсомольской организаций. Первые публикации отдельных стихов Корнилова относятся к 1923 году. В конце 1925 года поэт уехал в Ленинград, чтобы показать свои стихи Сергею Есенину, но не застал его в живых. Он вошёл в группу «Смена» под руководством Виссариона Саянова , и там его вскоре признали одним из самых талантливых молодых поэтов России. В 1926 году Корнилов — вместе с Ольгой Берггольц , также участницей «Смены», — поступил на Высшие государственные курсы искусствоведения при Институте истории искусств. Борис и Ольга вступили в брак, который оказался недолговечным — они прожили вместе два года, их дочь Ира умерла в 1936 году. Корнилов не задержался и на искусствоведческих курсах.
Слайд 5
В 1928 году у него вышла первая книга стихов «Молодость». Затем в 1933 году появились сборники «Книга стихов» и «Стихи и поэмы». В 1930-х годах у Корнилова вышли поэмы «Соль» (1931), «Тезисы романа» (1933), «Агент уголовного розыска» (1933), «Начало земли» (1936), «Самсон» (1936), «Триполье» (1933), «Моя Африка» (1935). Писал также песни («Песня о встречном», «Комсомольская-краснофлотская» и др.), стихотворные агитки («Вошь»), стихи для детей («Как от мёда у медведя зубы начали болеть»). В 1932 году поэт написал о ликвидации кулачества, и его обвинили в «яростной кулацкой пропаганде». Частично реабилитировала его в глазах советских идеологов поэма «Триполье», посвящённая памяти комсомольцев, убитых во время кулацкого восстания. В середине 1930-х годов в жизни Корнилова наступил явственный кризис, он злоупотреблял спиртным. За «антиобщественные поступки» неоднократно подвергался критике в газетах. В октябре 1936 года исключён из Союза советских писателей. 19 марта 1937 года Корнилова арестовали в Ленинграде . 20 февраля 1938 года Выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда СССР под председательством корвоенюриста Матулевича Корнилов был приговорен к исключительной мере наказания. В приговоре содержится следующая формулировка: «Корнилов с 1930 г. являлся активным участником антисоветской, троцкистской организации, ставившей своей задачей террористические методы борьбы против руководителей партии и правительства». Приговор приведен в исполнение 20 февраля 1938 г. в Ленинграде.
Слайд 6
З аглавие- «первая, графически выделенная, строка произведения, содержащая «имя» произведения, это верхний предел текста». Заглавие придает тексту свойство внутренней собранности и завершенности. «Заглавие книги, особенно поэтической, - это аббревиатура основной мысли автора, миниатюрный слепок его философии» . Понять заглавие – значит, проникнуть в сущность авторской мысли. Поэтому нам интересны заглавия в так называемом «чистом» виде.
Слайд 7
Неозаглавленность / озаглавленность стихотворений по мнению Н.А. Фатеевой «является индивидуальной особенностью каждого автора", то есть характеризует его идиостиль . Следует заметить, что у Б. Корнилова количество неозаглавленных текстов, т.е. названиями которых является первая строка, составляет около 18,5 % от общего числа стихотворений, без учета неоконченных текстов и вариантов , соответственно процент озаглавленных – 81,5%.
Слайд 8
Использование в качестве названия первой строки или ее части имеет целый ряд особенностей: - принципиальная незаконченность, - подчиненность последующему тексту, - использование открытых конструкций.
Слайд 9
З аглавия сообщающие читателю о главных героях лирического текста- персонажные заглавия, значительную часть таких заглавий представляют антропонимы , они как правило сообщают читателю о национальности, родовой принадлежности или социальном статусе главного героя: «Ратник Иван Иванов», «Алеко», «Обвиняемый», «Провинциалка», «Хозяин», « Конобой », «Русалка», «Дед», «Пулеметчики», «Подруга», «Фронтовики», «Цыганки», «Прадед», «Командарм», «Мама», «Сыновья своего отца», «Сын», «Дети», «Чиж», «Старик», «Убийца», а также зоонимы - «Лошадь», «Собака», «Чиж».
Слайд 10
Подобные заглавия имеют высокую степень понятности для читателя, они создают определенную установку в восприятии последующего текста. Особую группу среди них представляют заглавия «семейные, родовые»: «Дед», «Мама», «Прадед», «Сын»; среди них, как заметил А. Котюсов в своей работе «Два берега Бориса Корнилова», нет «ни одного стихотворения про отца» , но в этом не следует искать подтекста в связи с тем, что отец поэта был обвинен в участии в антисоветской террористической организации и проведении антисоветской деятельности.
Слайд 11
Х ронотопические заглавия : «В нашей волости», «Лесной дом», «На Керженце », «Начало зимы», «Однажды ночью», «Качка на Каспийском море», «Вечер», «Баку», «Англия», «Скала «Пронеси, господи»»,«Красная поляна», «Испания», «Новый, 1933 год», «Баку».
Слайд 12
У Корнилова достаточно много заглавий, указывающих на жанр лирического текста: «Лирические строки», «Последнее письмо», «Рассказ моего товарища» ,«Письмо на тот свет»,«Открытое письмо моим приятелям»,«Сказание о двух товарищах»,«Рассказ конноармейца »,« Дифирамб»,«Из летних стихов»,«Сказание о герое гражданской войны товарище Громобое » и т.д.
Слайд 13
«Апшеронский полуостров» (Путевые стихи), «Ленинградские стихи»- здесь даже можно говорить о циклах стихотворений и выделить особый тип заглавий – внутренние - основная функция этих заглавий структурообразующая, они усиливают связность цикла, выявляют принципы построения текста как единого целого.
Слайд 14
Анализ заглавий с синтаксической точки зрения позволяет классифицировать их 1) в зависимости от количества составов главных членов и 2) по наличию или отсутствию второстепенных членов в заглавии .
Слайд 15
Заглавия, которые позволяют установить связь стихотворения с текстами других авторов: «Тройка» (такое же заглавие используется Некрасовым), «Царица Тамара» (это заглавие отправляет нас к произведению М.Ю. Лермонтова «Тамара», к произведениям Б. Пастернака «Памяти Демона» и В. Маяковского «Тамара и Демон»), «Гроза» (вспоминается стихотворение под таким же названием у М.Ю. Лермонтова и «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчева) и т.д.
Слайд 16
Выбор заглавия – это сложный и длительный процесс, это совместная работа автора, редактора, критиков, поэтому неудивительно, что стихотворения, часто в своей творческой истории имеют два или три названия, или вообще названием становится первая строка.
Слайд 17
«Обогащенные заглавия», иначе говоря эпиграфы. Эпиграф, «как и другие компоненты заголовочного комплекса, выполняет прогнозирующую функцию», более того, этот элемент текста является полифункциональным . В стихотворении «Тройка» в роли эпиграфа выступает частушка: «Не целуй меня на улице,- Целуй меня в сенях; Не целуй меня в сенях,- Целуй на масленой в санях .»
Слайд 18
В стихотворении «Корабли» в роли эпиграфа выступают заключительные строки баллады Н. Асеева «Черный принц»: «Ветер в песню навеки влюблен, Пойте ж эту над кораблем Каждый в сердце своем…».
Слайд 19
Посвящения используются Корниловым редко, вероятно потому, что многие из его произведений в процессе перепечатывания потеряли своего адресата, так случилось со стихотворением «Лирические строки». Это произведение впервые было напечатано в 1927 году с посвящением Т. Степениной , школьной подруге поэта, Апшеронский полуостров (Путевые стихи) посвящение Д.А. Левоневскому, Ящик моего письменного стола посвящение В. Стеничу , Триполье – памяти комсомольцев, павших смертью храбрых в селе Триполье, но имеются заглавия тождественные посвящению: «Кирову», «Девушке заставы», «Эдуарду Багрицкому».
Слайд 20
Проведенное исследование позволило решить те задачи, которые были поставлены во введении и позволяет сделать следующие выводы: 1. Заголовок текста выражает основной замысел автора; 2. В творчестве Корнилова заглавия можно классифицировать по следующим признакам: - озаглавленности / неозаглавленности , - вариативности. 3. Среди заглавий особую группу составляют те, у которых первая строка используется в качестве заглавия. 4. Кроме того существуют « персонажные », « хронотопические », а также заглавия, имеющие в себе жанровую характеристику произведенияи внутренние заглавия. 5. Заглавия делятся и в соответствии с синтаксической характеристикой предложений, вынесенных в названия. 6. Заглавия позволили установить связь стихотворения с текстами других авторов. 7. Выбор заглавия обусловлен различными причинами, это объясняет существование «обогащенных» заглавий и заглавий-посвящений.
Слайд 21
Сделанные выводы имеют практическую и теоретическую значимость при работе с творчеством Б. Корнилова, в этом заключается и новизна проведенного исследования. Исследование охватило практически все творчество автора и подобная работа не проводилась на сегодняшний день никем из литературоведов.
Слайд 22
Книги Бориса Корнилова.
Слайд 24
Спасибо за внимание!!!
Северное сияние
Груз обид
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Что общего у травы и собаки?
Муравьиная кухня