Исследовательская работа. Призер городской НПК. Рассказ Л. Андреева “Ангелочек” и поэтический отклик на него – стихотворение А. Блока “Сусальный ангел” объединяет общий сюжет, трехуровневая композиция и система образов, свойственная рождественским текстам.
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhet_o_rozhdestvenskom_angelochke.pptx | 2.4 МБ |
syuzhet_o_rozhdestvenskom_angelochke_poslednee.doc | 102.5 КБ |
Слайд 1
Тема: «Сюжет о рождественском ангелочке в рассказе Л. Андреева «Ангелочек» и стихотворении А. Блока «Сусальный ангел» Выполнила: Шарапова Юлия 7Б класс школа № 169 Руководитель: Федотова О.В.Слайд 2
Цель работы: «Показать варианты реализации сюжета о рождественском ангелочке в рассказе Л. Андреева «Ангелочек» и стихотворении А. Блока «Сусальный ангел»
Слайд 3
Задачи: Сопоставить сюжеты рассказа и стихотворения; Выявить особенности композиции; Определить художественную функцию образа ангела и образа ребенка.
Слайд 4
Рассказ Л. Андреева “Ангелочек” и поэтический отклик на него – стихотворение А. Блока “Сусальный ангел”
Слайд 5
Рождество – радостный праздник, когда возможны любые чудеса, надо только верить в них. Рождественские или святочные рассказы – это литературный жанр, отражающий веру в способность при посредстве магии, ритуала воздействовать на мир человека.
Слайд 6
Святочный вертеп – рождественское представление, разыгрываемое с помощью кукол в специальном ящике
Слайд 7
Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трехуровневой организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания
Слайд 8
«…казалось, чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови» «Ад» «Земля» «Рай» «Сашка не осознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что это было как раз то, чего не хватало в его жизни, что он всегда знал его и всегда любил, любил…больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца» «И в этот момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим мальчиком и одухотворённым личиком ангелочка» Л. Андреев «Ангелочек»
Слайд 9
На разукрашенную елку И на играющих детей Сусальный ангел смотрит в щелку Закрытых наглухо дверей. А няня топит печку в детской, Огонь трещит, горит светло... Но ангел тает. Он - немецкий. Ему не больно и тепло. Сначала тают крылья крошки, Головка падает назад, Сломались сахарные ножки И в сладкой лужице лежат... Потом и лужица засохла. Хозяйка ищет - нет его... А няня старая оглохла, Ворчит, не помнит ничего... «Рай» «Земля» «Ад» А. Блок «Сусальный ангел»
Слайд 10
Ломайтесь, тайте и умрите, Созданья хрупкие мечты, Под ярким пламенем событий, Под гул житейской суеты! Так! Погибайте! Что в вас толку? Пускай лишь раз, былым дыша, О вас поплачет втихомолку Шалунья девочка - душа... «Рай» «Земля» «Ад»
Слайд 11
Символическое звучание образа ангела в произведениях По христианскому учению все ангелы – посланники Бога, они несут добрую весть, укрепляют в вере, охраняют человека. Ангел восковой у А.Блока и сахарный у Л.Андреева гибнут, потому что ничто материальное не вечно на земле. Но ощущение радости, добра и надежды будут жить в душах детей, потому что Ангел-хранитель остается рядом.
Слайд 12
Образы чуда и ребенка являются основными сюжетообразующими образами рождественских текстов Но наряду с традиционными образами чуда, ребенка, возникает снижение традиционных образов семейного очага, матери, рождественской елки.
Слайд 13
Вывод Рассказ Л. Андреева “Ангелочек” и поэтический отклик на него – стихотворение А. Блока “Сусальный ангел” объединяют общий сюжет; трехуровневая композиция; система образов, свойственная рождественским текстам.
Школьная научно – практическая конференция
школьников
Тема: «Сюжет о рождественском ангелочке в рассказе Л. Андреева «Ангелочек» и стихотворении А. Блока «Сусальный ангел»
Реферативно-исследовательская работа
Секция: лингвистическая.
Выполнила: Шарапова Юлия
г. Зеленогорск,
школа № 169, 7 «Б» класс
Научный руководитель:
Федотова О.В.,
учитель МБОУ «СОШ №169»
г. Зеленогорск 2014 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Специфика рождественского рассказа…………………………………….......4
Глава 2. Композиция произведений………………………………………………………6
Глава 3. Система образов…………………………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………………….11
Введение
Рождество – радостный праздник. Все ждут чуда, подарков, исполнения желаний. Люди с удовольствием погружаются в атмосферу праздника: смотрят доброе кино, слушают чудесные истории и читают рождественские рассказы. Сюжет этих историй, в основном, одинаков. Несчастный человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, вдруг чудесным образом обретает надежду и веру в лучшее будущее. Он начинает менять свое отношение к жизни, к окружающим его людям и все преображается, потому что в светлый праздник Рождества возможны любые чудеса, надо только верить в них.
Такие истории относятся к рождественским или святочным рассказам — это литературный жанр, берущий начало в календарной мифологии, повествующей о смене временных циклов дня и ночи (свет и тьма), зимы и лета и т.п., отражающей веру в способность при посредстве магии, ритуала воздействовать на мир человека.
«Можно не сомневаться, что в целом духовная литература воздействует и на сознание, и на эмоции, и, пожалуй, на всю человеческую природу вообще…Она изначально направлена на преодоление нравственно негативного в человеке». ( Минералова, с. 48)
Библейские истории существуют в «зашифрованном виде» во множестве художественных произведений: в переложении Священного писания для детей, в литературной сказке, в сюжетах фэнтези, в жанре святочного или рождественского рассказа.
Основателем жанра святочного рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который в 1840-х гг. задал основные идеи «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к человеку, детства. Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие.
Один из первых рассказов Леонида Андреева, который открывает его творческую биографию и вводит его в большую литературу – это рассказ «Ангелочек», вышедший в рождественском номере газеты «Курьер». А ровно через 10 лет, в 1909 году, русский поэт А. А. Блок напишет свой поэтический вариант поразившего его андреевского рассказа – стихотворение «Сусальный ангел».
Произведения Л. Андреева и А. Блока объединяет общий сюжет и сходная тема: столкновение идеала и действительности, поиск смысла жизни и выбор человека.
Различна родовая принадлежность данных текстов. Рассказ относится к эпосу, писатель описывает героев, их поступки, передает свое отношение к ним. Стихотворение-это лирика, оно рисует отдельное состояние характера, выражает чувства и мысли автора в связи с различными жизненными впечатлениями.
Сопоставляя такие произведения, мы можем увидеть общий мотив рождественского чуда, единство композиции и системы образов в рассказе и в стихотворении.
Тема: Сюжет о рождественском ангелочке в рассказе Л. Андреева «Ангелочек» и стихотворении А. Блока «Сусальный ангел».
Цель работы: Показать варианты реализации сюжета о рождественском ангелочке в рассказе Л. Андреева «Ангелочек» и стихотворении А. Блока «Сусальный ангел».
Задачи:
1) Сопоставить сюжеты рассказа и стихотворения;
2) Выявить особенности композиции;
3) Определить художественную функцию образа ангела и образа ребенка.
Актуальность: Эти произведения написаны в конце 19 века, но необходимы читателям и сегодня, особенно молодым. Потому что «многое откроют, от многого предостерегут, многому научат. Понятно, что каждый постигает жизнь в одиночку, самостоятельно совершает все ошибки, совершенные предыдущими поколениями, но ориентиры все же необходимы»,- считает исследователь творчества Л.Андреева Роман Сенчин. (лит матрица) Рассказ Л. Андреева «Ангелочек» и стихотворение А. Блока «Сусальный ангел» заставляют нас в повседневной жизни и в вихре праздника задуматься о тех, кому нужна наша поддержка и помощь.
1 глава
Специфика рождественского рассказа
Библейские истории существуют в «зашифрованном виде» во множестве художественных произведений: в переложении Священного писания для детей, в литературной сказке, в сюжетах фэнтези, в жанре святочного или рождественского рассказа.
Основателем жанра святочного рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который в 1840-х гг. задал основные идеи «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к человеку, детства. Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие.
Традиция Диккенса в России была быстро воспринята и частично переосмыслена, благо почва уже была подготовлена такими гоголевскими произведениями, как «Ночь перед Рождеством». Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки трагические финалы. Специфика диккенсовской традиции требовала счастливого, пусть даже и не закономерного и неправдоподобного финала, утверждающего торжество добра и справедливости, напоминающего о евангельском чуде и создающего рождественскую чудесную атмосферу.
В противовес нередко создавались более реалистичные произведения, которые сочетали евангельские мотивы и основную жанровую специфику святочного рассказа с усиленной социальной составляющей. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, — «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, цикл святочных рассказов Лескова, рождественские рассказы А. П. Чехова (как, например, «Мальчики»).
Одним из теоретиков и создателей календарно-духовных произведений был Н. С. Лесков, который представил стройную концепцию святочного рассказа как жанровой формы и дал классические образцы пасхального текста. Н.С. Лесков в рассказе "Жемчужное ожерелье" писал: "Это такой род литературы, в котором писатель чувствует себя невольником слишком тесной и правильно ограниченной формы». Лесков выделил основные признаки, которыми обладает рождественские рассказ:
1. «чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера»;
2. «чтобы он был сколько-нибудь фантастичен»;
3. «имел какую-нибудь мораль, хотя вроде опровержения вредного предрассудка»;
4. «чтобы оканчивался непременно весело».
Писатель утверждает, что «в жизни таких событий бывает немного, и поэтому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе. А через это в святочных рассказах и замечается большая деланность и однообразие ».[112, 7,4].. Совместить все требования в рамках одного текста непросто, но все же были произведения, отвечающие всем выдвинутым Лесковым критериям.
В противовес традиционным рождественским рассказам нередко создавались более реалистичные произведения, которые сочетали евангельские мотивы и основную жанровую специфику рождественского рассказа с усиленной социальной составляющей. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, — «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, цикл святочных рассказов Лескова, рождественские рассказы А. П. Чехова (как, например, «Мальчики»).
Один из первых рассказов Леонида Андреева, который открывает его творческую биографию и вводит его в большую литературу – это рассказ «Ангелочек», вышедший в рождественском номере газеты «Курьер». Рассказ можно отнести к жанру рождественского рассказа, действие происходит в канун праздника, главный герой мальчик Сашка – несчастный озлобленный ребенок, преображается после встречи с ангелочком. Но ангел исчезает, и финал рассказа остается открытым. Ровно через 10 лет, в 1909 году, русский поэт А. А. Блок напишет свой поэтический вариант поразившего его андреевского рассказа – стихотворение «Сусальный ангел».
Произведения Л. Андреева и А. Блока объединяет общий сюжет и сходная тема: столкновение идеала и действительности, поиск смысла жизни и выбор человека.
«Ангелочек» посвящен Александре Михайловне Велигорской, ставшей женой писателя. Произведение имеет автобиографическую основу: в детстве у писателя однажды растаял такой ангелочек. 3. Н. Пацковская, родственница Андреева, вспоминала: "Елка эта была у нас, и наверху был восковой ангелочек; Леонид все на него смотрел, потом взял его себе (моя мать ему его подарила), и когда лег спать, то положил его на горячую лежанку, и он, конечно, растаял. Было ему в это время лет 8. Но в рассказе кое-что переиначено. Там выводится мальчик из бедной семьи. Леониду же отец и мать делали обыкновенно свою роскошную елку". (Комментарии)
Детские воспоминания А. Блока тоже связаны с рождественскими праздниками: «Смутно помню я большие петербургские квартиры с массой людей, с няней, игрушками и елками – и благоуханную глушь нашей маленькой усадьбы».(Автобиография) «Был на свете самый чистый и светлый праздник. Он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе, - чувства домашнего очага. Праздник Рождества был светел в русских семьях, как елочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зеленое дерево и веселые дети; даже взрослые, не умудренные весельем, меньше скучали, ютясь около стен. И все плясало - и дети, и догорающие огоньки свечек». (Безвременье)
О своем детстве писатели сохранили самые лучшие воспоминания. Но настоящая жизнь – это не всегда праздник, в ней бывает горе, нищета и страдания. Настоящие писатели не могли этого не видеть. Поэтому в рассказе и стихотворении на рождественскую тему звучит трагическая нота невозможности вечного счастья и радости для всех.
2 глава
Композиция произведений
Традиция рождественского рассказа, как и всей календарной литературы в целом, берет свое начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением. Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трехуровневой организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.
На формирование жанра рождественского рассказа во многом повлияли праздничные представления, которые разыгрывались для народа и воспроизводили сцены Рождества Христова. Святочный вертеп - рождественское представление, разыгрываемое при помощи кукол в специальном ящике. В этом ящике располагается несколько ярусов, которые имеют разное предназначение. Так, на нижнем ярусе разыгрываются сцены, связанные с историей царя Ирода, выше находится пещера со Святым семейством, венчает вертеп всегда изображение Вифлеемской звезды.
Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трехуровневой организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания.
В рассказе «Ангелочек» мы можем наблюдать, как меняются чувства и настроение главного героя, от горя и озлобления к вере и надежде. Сашка – мальчик из бедной семьи. Он обижен и зол на весь мир. Он не верит, что его, оборванного и голодного, позовут к себе богачи Свечниковы на рождественскую ёлку. Он не хочет идти к ним. Сашка презирает детей, их болтовню, в кармане у него папиросы, которые он стащил из кабинета хозяина. Он ведёт себя высокомерно. Щёлкнул по носу маленького мальчика, нагрубил пожилому лысому господину. Ему «казалось, чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».
И вот происходит перерождение героя, обязательное в рождественском рассказе. Он увидел на ёлке игрушку, которая его поразила. «Сашка не осознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что это было как раз то, чего не хватало в его жизни, что он всегда знал его и всегда любил, любил…больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки на груди и шептал: «Милый, милый ангелочек». Чтобы завладеть ангелочком гордый Сашка был готов извиниться перед барыней, склонить перед ней голову. Здесь в рассказе звучит мотив покаяния перед людьми, которых осуждал и не любил герой. В соответствии с принципом троичности герой проходит испытание, он три раза просит барыню отдать ему ангелочка, каждый раз чувствуя, как разрывается его сердце, испытывая невыносимые терзания.
Игрушка оказывается в его руках, и происходит преображение облика ребенка. Вот как передаёт писатель испытанную мальчиком радость: «На глазах сверкнули две маленькие слезинки. Медленно прижав ангелочка к груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая от чувства неземной радости». «И в этот момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим мальчиком и одухотворённым личиком ангелочка». В одной фразе писатель говорит нам о том, что образ и подобие Божье есть в каждом человеке, каким бы грубым и непривлекательным он ни казался нам вначале.
Рождественские подарки - как итог зачастую теряют свое вещественное наполнение и предстают в виде духовных ценностей. Игрушечный ангелочек становится ангелом – хранителем мальчика. Дома он сближает отца и сына, дает возможность почувствовать счастье. Они забывают о своих бедах и говорят о главном: о любви, о мечтах и смысле жизни. Кроткий покой и безмятежность охватывают мальчика и его отца, они засыпают. «Святочный сон, как правило, имеет конкретное, ярко выраженное значение в плане содержания и является коммуникативным знаком. Одна из функций святочного сна - стирание грани между жизнью и смертью, живым и мертвым. Святочный сон очищает и освобождает сновидца и его пространство, выполняя «охранительную» функцию». (Николаева)
Восковой ангелочек, так бережно повешенный возле горячей печки «встрепенулся, словно для полета» и растаял, но ангел – хранитель остался рядом. И нам хочется верить, что душа главного героя пройдя через такую разнообразную гамму чувств (ад-земля-рай), преобразилась в эту рождественскую ночь, и вместе с растаявшим ангелом не исчезнет покой и умиротворение в жизни Саши.
В стихотворении «Сусальный ангел» также можно увидеть трехуровневую организацию пространства, свойственную рождественским историям. Ангел смотрит «на разукрашенную елку и на играющих детей», это праздничное веселье небесное существо может наблюдать только «в щелку закрытых наглухо дверей», как бы из другого мира. Ангел смотрит на детей и благословляет их. А в это время в детской «няня топит печку», «Огонь трещит, горит светло...». Ангел начинает рассыпаться: головка, крылья, ножки…Мы понимаем, что это просто елочная игрушка и испытываем жалость и разочарование. Возникает страшная картина преисподней, в нашем представлении она так и должна выглядеть: треск огня, гибель ангела и ворчание глухой старухи. Ничто не вечно в этом мире, но только душа может сохранить свою красоту, ощущение детской радости и праздника: «Пускай лишь раз, былым дыша, О вас поплачет втихомолку Шалунья девочка - душа...» Так, в соответствии с христианским учением, в стихотворении встречаются три уровня мироздания (ад – земля - рай), проходя которые чудесным образом очищается душа.
Из народной традиции театральных вертепов жанром рождественского рассказа восприняты такие стилистические составляющие: борьба светлых и темных сил, встреча со сверхъестественным, которая сближает жанр со сказкой, святочная беседа о смысле жизни, особая связь с изобразительным искусством. Рассказ и стихотворение построены по принципу троичности, что отражено уже в структуре рождественского пространства: мир реальный - «промежуточное пространство» - мир рождественский. Трехкратность в рождественских текстах восходит к фольклорным и языческим источникам, когда число три являлось магическим. И в рассказе, и в стихотворении можно выявить объединяющий центральный мотив: возвышающая человека над земной обыденностью мечта, порыв к возвышенному. Открытый финал текстов можно интерпретировать и как трагическую безысходность земного бытия, и как надежду на счастье. Недаром рождественское чудо – это обязательная развязка такого рода произведений.
3 глава.
Система образов
Образ ангела
Образ рождественского ангела появляется в названиях рассказа и стихотворения, это указывает на то, что ангел является одним из главных героев произведений. По христианскому учению все ангелы – посланники Бога, они несут добрую весть, укрепляют в вере, охраняют человека. В рождество принято украшать свой дом фигурками ангелов. Вот как описан ангелочек в рассказе Л.Андреева: «То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка …Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала, на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, неопределяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству…Он был бесконечно далек и непохож на все, что его здесь окружало. Другие игрушки как будто гордились тем, что они висят, нарядные, красивые, на этой сверкающей елке, а он был грустен и боялся яркого назойливого света, и нарочно скрылся в темной зелени, чтобы никто не видел его. Было бы безумной жестокостью прикоснуться к его нежным крылышкам». Восковой ангелочек, так бережно повешенный возле горячей печки «встрепенулся, словно для полета» и растаял, но ангел – хранитель остался рядом.
У А.Блока красота ангела передается с помощью эпитета «сусальный», что означает позолоченный. Сусальное золото используется в декорировании, с его помощью можно создавать неповторимые шедевры.
Но ангел тает. Он - немецкий.
Ему не больно и тепло.
Сначала тают крылья крошки,
Головка падает назад,
Сломались сахарные ножки
И в сладкой лужице лежат...
Гибель ангела оставляет в душе читателя грусть, потому что исчезает красота. Но ангелочек – это простая игрушка, эпитеты «сахарные» и «немецкий» имеют сниженную окраску.
Ангел восковой у А.Блока и сахарный у Л.Андреева гибнут, потому что ничто материальное не вечно на земле. Но ощущение радости, добра и надежды остаются в душах детей.
Образ ребенка
В рассказе Л. Андреева главным героем является мальчик Саша, обиженный и озлобленный ребенок, в жизни которого происходят чудесные изменения после встречи с восковым ангелочком. И читателю хочется верить, что это начало преображения души ребенка. Блок, возводивший «Ангелочка» к рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», писал о Сашке: «Его просто затащили на елку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо, все было так, как водится во многих порядочных семьях, — просто, мирно и скверно». «Злому мальчику», как назвали Сашку, глядевшему на чистеньких, красивых детей, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови». Сашка снял с райской елки одного только ангелочка, чтобы не страшен и сладок был путь, сужденный всем таким Сашкам, и ушел из рая в холодную ночь, в глухой переулок, за перегородку к пьяному отцу. Там к нему не приставала дама, господин не предлагал поместить в ремесленное училище, девочки не смеялись, перегибаясь. Отец с Сашкой заснули блаженным сном, а ангелочек растаял в отдушине печки.
И в окно уже "пробивался синеватый свет начинающегося дня". ()
В поэтическом отклике на рассказ – стихотворении А. Блока “Сусальный ангел” главной героиней является девочка. «Хозяйка» ангелочка тоже страдает от своей потери, но в стихотворении появляется символический образ «Шалунья девочка – душа…». Душа ребенка через всю жизнь пронесет детские воспоминания о чуде и в трудные минуты сможет к ним обратиться за помощью.
Пускай лишь раз, былым дыша,
О вас поплачет втихомолку
Шалунья девочка — душа...
Традиционный Рождественский текст входил в репертуар домашнего праздничного чтения и предназначался для всех членов семьи — от мала до велика,— поэтому в основе его сюжета лежало обычно событие, способное вызвать отклик в сердце человека любого возраста, например спасение бедного ребенка.
Снижение традиционных образов
Так же необходимо отметить, что наряду с традиционными образами чуда, ребенка, возникает снижение традиционных образов (семейный очаг, мать, рождественская елка).
Сашку мать встречает дома криками и шлепками: « Где полуночничаешь, щенок? - крикнула на него мать, замахнулась кулаком, но не ударила. Рукава у нее были засучены, обнажая белые, толстые руки, и на безбровом, плоском лице выступали капли пота. Когда Сашка проходил мимо нее, он почувствовал знакомый запах водки. Мать почесала в голове толстым указательным пальцем с коротким и грязным ногтем и, так как браниться было некогда, только плюнула ».
Рождественская елка у богачей Свечниковых казалась Сашке неприятной: «елка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной…»
В стихотворении А.Блока елка - «разукрашенная», семейный очаг - «закрытые наглухо двери» и старая няня, погубившая ангела, « оглохла, ворчит, не помнит ничего....»
Если в традиционных рождественских текстах у Ч. Диккенса непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки реалистические сюжеты с усиленной социальной составляющей, горькой правдой жизни. Так традиция рождественских рассказов была воспринята и частично переосмыслена.
Заключение
Рассказ Л. Андреева “Ангелочек” и поэтический отклик на него – стихотворение А. Блока “Сусальный ангел” объединяют общий сюжет, трехуровневая композиция и система образов, свойственная рождественским текстам.
На формирование жанра рождественского текста во многом повлияли святочные вертепы - рождественские представления, разыгрываемые при помощи кукол в специальном ящике. Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трехуровневой организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего рассказе все три ступени мироздания.
Рассказ и стихотворение построены по принципу троичности, что отражено уже в структуре рождественского пространства: мир реальный - «промежуточное пространство» - мир рождественский. Трехкратность в рождественских текстах восходит к фольклорным и языческим источникам, когда число три являлось магическим. И в рассказе, и в стихотворении можно выявить объединяющий центральный мотив: возвышающая человека над земной обыденностью мечта, порыв к возвышенному. Открытый финал текстов можно интерпретировать и как трагическую безысходность земного бытия, и как надежду на счастье. Недаром рождественское чудо – это обязательная развязка такого рода произведений.
Традиционный рождественский текст входил в репертуар домашнего праздничного чтения и предназначался для всех членов семьи, поэтому в основе его сюжета лежало обычно событие, способное вызвать отклик в сердце человека любого возраста, например спасение бедного ребенка. В рассказе Л.Андреева показано преображение мальчика Саши, а в стихотворении А.Блока – описаны чувства девочки. Образы чуда и ребенка являются основными сюжетообразующими образами рождественских текстов.
Так же необходимо отметить, что наряду с традиционными образами, возникает снижение традиционных образов (семейный очаг, мать, рождественская елка). Если в традиционных рождественских текстах у Ч. Диккенса непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки реалистические сюжеты с усиленной социальной составляющей, горькой правдой жизни. Так традиция рождественских рассказов была воспринята и частично переосмыслена Л.Андреевым и А Блоком.
Использованная литература
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Заяц-хваста
Ласточка. Корейская народная сказка
Снежный всадник
Два плуга