Сочинение на конкурс "Русский лес" в номинации "Русский лес в произведениях писателей XIX - XX веков"
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_rus_les.docx | 25.34 КБ |
На районный конкурс «Русский лес»
«Русский лес в произведениях
писателей XIX – XX веков»
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Выполнила:
Ильинская Полина Николаевна,
ученица 9 класса
филиала «Пелеговская ООШ»
Руководитель:
Ильинская Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
с. Пелегово
2014 год
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Лес... Произношу это слово и сразу представляю высокие кроны деревьев, густую зелень, особый мир звуков. Возможно, жизнь людей и деревьев всегда была тесно связана незримыми нитями. Издавна считали, что дерево могло стать двойником человека, охранять его, передавать часть своих сил. Полагали, что у них общая судьба. Во многих странах в день рождения ребёнка сажали дерево, которое становилось как бы его близнецом. “Кто посадит дерево – того благословят внуки, кто срубит – того проклянут дети” - эта народная мудрость точно выражает отношение наших предков к деревьям, отношение глубоко почтительное. Их наделяли душой, приписывали им человеческие качества. К деревьям относились как к существам высшего порядка, и спрашивая у них помощи и благословения перед всякими начинаниями.
Лес – это красота, богатство, гордость нашей страны. С ним неразрывно связана судьба русского народа, из леса строились крестьянские избы, лес – это топливо; лес дает ягоды, грибы и птицу. Лес – это чистый воздух, защита полей от ветра, разрушения почвы. И, конечно, это красота. Красота леса в различное время года привлекала внимание многих людей искусства: художников, писателей, музыкантов, поэтов.
Я закрываю глаза и представляю, что вошла в лес. И как будто открылась невидимая волшебная дверь, перед которой осталась вся житейская суета: неудачи, неприятности, зло, обиды … Входишь в лес, как в храм, и уже на пороге видишь жизнь и смотришь на неё другими глазами. Лес наполняет душу радостью, лёгкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься… О таком лесе, возвышающем душу человека, говорили русские писатели.
Когда-то в детстве мама мне прочитала такие строки в журнале «Мурзилка»: «Скрытые от глаз, в глубине леса прячутся чёрные ёлки. Если случайный человек забредёт в чёрноельник, он и не заметит, куда попал. Вроде бы все ёлки зелёные, а они-то — черны. Точно так получается и с берёзами. Люди давно привыкли, что берёзы белы, и не замечают, что среди них много розовых». Мне это показалось странным: елки черны, а березы почему-то розовые. Страшно мне стало от черных елок, а вдруг мой папа, уходя на работу, встретит в лесу Черного Дедку. «Там, в глубине леса, стоят кольцом чёрные ёлки, а посредине Чёрный Дедко сидит. Там прячутся самые черные силы, таятся под ёлочками». Герою ведь стало жутко в лесу: «Ветки их были завалены снегом, и я не сразу понял, что они черны. И вдруг увидел, как зияет под снежными шапками странная чернота. Стало как-то не по себе. Чёрных ёлок было немного. Они стояли поодаль друг от друга и всё-таки окружали меня кольцом. Тут стало совсем неприятно, что ёлки кольцом, а я — в середине. «Окружают, — подумал я. — Сейчас двинутся, и мне — конец». Рассказчик почтительно относится к этим деревьям: «Ладно, ладно… Не буду вас трогать, не буду».
Немного позже в рассказе «Желтый свет» у Константина Паустовского я прочитала: « Для того, чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни». Такой прием помог писателю увидеть многое, чего раньше он не замечал. Я последовала совету Паустовского при чтении книг о русском лесе и делала открытие за открытием.
Вхожу в зимний лес… Мне он кажется таким удивительным и прекрасным! «Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса», - подтверждает мои мысли писатель Соколов-Микитов. «В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей». Такой лес наполняет душу радостью.
А зимний лес у Юрия Коваля меня удивляет и немного страшит: «Лес был завален снегом. Но здесь, в черноельнике, было особенно глухо и темно. Совсем мало дневного света проникало в эту глухомань, а елки вбирали в себя свет, прятали под ветки, прижимали к стволам».
Но и Михаил Пришвин в миниатюре «Деревья в плену» утверждает: «Страшно бывает в снежную зиму войти в молодой лес: да ведь и невозможно войти… лежат согнутые деревья, да так низко, что и зайцу под ними не пробежать». Но писатель знает одно простое волшебное средство... Какое? «Я выламываю себе хорошую увесистую палочку… и волшебными ударами освобождаю множество деревьев».
Как после этого не пойти в лес и самой не стать доброй волшебницей?
Иной «зачарованный мир покоя и беззвучья» царит в рассказе Нагибина «Зимний дуб». «Сороки, вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки… Но ничто не рождало здесь звука. Кругом белым-бело». Больше всего мне запомнилась фраза о ветвях берез в вышине неба: «тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба». Наш взгляд от белого («кругом белым- бело») переходит к черному («в вышине чернеют») и устремляется к синему («на синей глади»). В полном безмолвии вместе с героями иду по дорожке и встречаюсь с таинственным миром ручья. «Местами ручей был застлан толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной панцирь, а порой среди льда и снега проглядывала темным, недобрым глазом живая вода». Казалось, что бы такого особенного в этой, закованной льдом воде? Почему «проглядывала недобрым глазом»? Ответ нахожу у Михаила Пришвина. «Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его…» Писатель приглашает нас вместе с ним слушать и думать. О чем же? Оказывается, у лесного ручья, как и человека, есть мускулы: «вода… собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе», «струи, как мускулы, скручиваются». «Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы, и так создается тут время. И так длится борьба…». Лесной ручей борется с препятствиями, как человек всю жизнь с какими-либо трудностями. Он становится двойником человека. Вода стекается небольшими ручьями, встречает препятствия, но «рано ли, поздно ли, попадает в океан. Так и человек, рано ли поздно ли» попадает в большую жизнь. «… там примут меня непременно за первого. Там в большой воде, в океане, ведь все первые, потому что нет конца жизни». В юности человек избегает мысли о конечности жизни. А Пришвин напоминает об этом, тревожит вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя, как любить всех, чтобы сохранить внимание к каждому? Я думаю, что наблюдения за жизнью лесного ручья привели писателя к выводу о евангельском бессмертии души. Значит и лес бессмертен, ведь каждую весну, просыпаясь, он обновляется, живет, и нет этому конца…
Многое можно увидеть и услышать в просыпающемся весеннем лесу. Соколов-Микитов так и назвал свои рассказы «Звуки весны», «Весна в лесу», «Март в лесу». Самое удивительное описание чудесного весеннего утра в лесу я нашла у этого писателя в рассказе «Звуки весны». Читаешь его строки, и в душе звучит прекрасная музыка. «Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички — зорянки. Тихий знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» — это тянет над утренним лесом вальдшнеп — лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря... В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях повсюду заливаются неутомимые музыканты — дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки». Вместе с охотником «в этот веселый торжественный час на земле» долго слушаю «прекрасную симфонию весеннего утра». Чтение таких строк наполняет душу радостью, лёгкой печалью, умиротворением.
М. Пришвин об одном из таких дней пробуждения природы, когда в озере увиделось отражение первозданного леса и всего небесного свода, написал: «Я вбежал и увидел такое, что второй раз уже невозможно увидеть… То был великий день весны, когда всё вдруг объясняется, из-за чего мы переносим столько пасмурных, морозных, ветреных дней: всё это было необходимо для творчества дня». Весенний лес творит красоту, изумляя глаза и воображение.
Не все люди способны чувствовать и понимать природу, а просто и мудро писать о ней могут лишь немногие. Наши писатели являются тонкими знатоками русского леса, прекрасно понимают и ценят его красоту. Читаешь строки мастеров слова XX века М.Пришвина, К.Паустовского, Соколова-Микитова, Ю.Нагибина, Ю.Коваля и замечаешь, что каждая строка необыкновенно поэтична, наполнена меткими наблюдениями, точными описаниями. При этом испытываешь чувство восхищения, желание их сохранить, сберечь, чтобы каждый мог насладиться и прелестью «неодетой весны» и «звоном лесной капели», услышать «прекрасную симфонию весеннего утра», насладиться очарованием «ореховых дымков». Перед нами многое открывается впервые, многое оказывается родным и созвучным, оживают молчавшие прежде листья и травы, и сам лес, со своими папоротниками и мхами, болотами и ручьями, лесными полянами.
Читая произведения русских писателей о лесе, я узнала, что пейзажи К.Паустовского глубоко лиричны. Писатель заставляет наше воображение видеть недосказанное, завершать, дорисовывать картины природы. А М.Пришвин, продолжая традиции И.С.Тургенева, показывает единство человека и природы, утверждает, что лес – это живое существо. Нужно только увидеть душу леса, услышать его язык. Поэт зовет: «Входи сюда, будь сердцем чуток». Если у меня грустное настроение – я иду в лес, если не могу сдерживать себя от радости – я тоже иду в лес. Каждая встреча – это прикосновение к тайне, волшебству.
Я очень люблю русский лес, люблю читать о нём, и каждый раз делаю это так, как будто делаю это впервые. Знаю, что любовь эта не возникла случайно, ведь я родилась и выросла в маленьком лесном поселке. Но эта любовь воспитана и русской литературой, теми писателями, которые любили русский лес и передали свою любовь мне. Они научили меня быть внимательной, чуткой, уметь видеть все изменения в жизни леса. Свои краски, свои голоса показывает лес в разное время года. Они меняются от зимы до весны, но остаются для нас всю жизнь такими, какими мы их запомнили с детства.
Знаю, что ещё не все произведения о русском лесе прочитаны мною. Я жду с нетерпением новых встреч и удивительных открытий.
Литература:
Домик зимней ночью
Кто грамотней?
Сочинение
Флейта и Ветер
Щелкунчик