В данной творческой работе ученица, используя достоверные биографические сведения известных русских писателей, чья жизнь связана с землёй башкирской, повествует о душевной щедрости и открытости башкирского народа. Она считает, что важно воспитывать в юных сердцах уважение к истории предков, чтить традиции и обычаи своего народа.
Вложение | Размер |
---|---|
gostepriimstvo.doc | 37 КБ |
Республиканский конкурс «Детская литературная карта»
Гостеприимная башкирская земля
(рассказ)
Работу выполнила Кокина Регина Геннадиевна,
ученица7в класса муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа
с. Ермекеево муниципального района Ермекеевский район
Республики Башкортостан
Руководитель Загирова Галия Фариховна
2015г.
Как-то в конце осени Искандер предложил жене:
̶ А не навестить ли нам, Гульсум, наших родных, не съездить ли всей семьей в родное село?
Хайдар был на седьмом небе от счастья, ведь скоро он повидается со своими бабушкой и дедушкой, погостит у своих братьев и сестёр, будет бегать по знакомым тропинкам села, любоваться красотой местной природы!
Как решил, так и сделал Искандер. Сообщил родителям о своём намерении и скоро вместе со своей женой Гульсум и с сыном направился к родным.
А в селе родственники готовились к приезду гостей: украшали свой дом, красиво наряжались, готовили подарки и угощения.
Приехали гости ̶ и сразу к столу. А на нём: лапша, бялеш, бишбармак, губадия, казылык, кыстыбый, эчпочмак, кумыс ̶ чего только нет! Разложили к чаю башкирскую ягодную пастилу, мёд липовый, вынесли чак-чак с чаем.
- Угощайтесь, гости дорогие! Будьте как дома!
Набежали родные, соседи, всем хотелось повидаться и поговорить. За столом завели разговор о гостеприимстве и душевной щедрости хозяев.
- Башкиры издавна внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостям, заговорил дедушка Хайдара, – об их гостеприимстве сложены легенды, в одной из которых говорится, что каждому народу в мире Богом был дан свой язык, своя одежда, своя пища. Когда всё необходимое было уже распределено, бог оповестил народы, чтобы подходили получать свои праздники. Каждый народ отправил своих посланцев, явился человек и от башкир. На долю каждого выпало по пять праздников. Взяли они их, погрузили на арбы и пустились домой. В пути у башкира сломалась телега. Что было делать? Один за другим передал он свои праздники соседям. Повсюду начались празднества, только на башкирской земле тишина и покой. Решили башкиры отправить к богу снова этого человека. Бог ему ответил, что кончились у него праздники, а если им они очень нужны, пусть приглашают гостей, каждый гость принесет с собой праздник. С тех самых времен укоренилось у башкир душевное гостеприимство.
Правда, в старину небогато жили люди, но это не было преградой в их общении, ведь главная радость не от еды, а от доброй встречи. "Если нет угощения, приласкай гостя словом" и "Если угощают, пей даже воду", - учат башкирские народные пословицы.
Хайдар затаив дыхание слушал своего деда.
За самоваром беседа оживилась. Каждый сидящий за столом спешил поделиться своими сокровенными мыслями. Гости брали слово по старшинству.
- Гостеприимством всегда славилась наша ермекеевская земля, - заговорил Ахмед, долгожитель села, - на ней побывало столько талантливых людей! Совсем недавно односельчане со всеми почестями встречали известного башкирского поэта Марселя Шайнуровича Салимова с группой молодых талантливых единомышленников. В районной библиотеке состоялась творческая встреча жителей села с поэтами. Яркие выступления гостей, искреннее общение с ними напоминали присутствующим сказку и оставили неизгладимый след в сердцах ермекеевцев.
- Природа, жизнь людей Башкортостана всегда привлекали внимание и вдохновляли многих писателей и поэтов, - перебил Ахмеда отец Хайдара. - Например, А.С. Пушкин был одним из первых русских писателей, обративший внимание на жизнь башкирского народа. С целью изучения исторических материалов он побывал в Башкирии. Пушкин писал о жизни предков с уважением, отдавая должное их обычаям, нравам, культуре. Запоминающиеся образы башкир он впоследствии создал в своих произведениях «История Пугачева» и «Капитанская дочка».
- Сам Лев Николаевич Толстой неоднократно гостил в башкирских степях и долгие годы общался с башкирами, - продолжил Искандер. - Писатель откровенно восхищался их добротой, душевностью, гостеприимством, его привлекали отзывчивость, природный талант и духовное богатство народа. В своих рассказах «Много ли человеку земли нужно?», «Ильяс» писатель правдиво отразил его фольклор, быт, характеры и социальное положение.
На земле предков побывали также такие известные писатели, как В.И. Даль, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, татарский поэт Г. Тукай. В башкирских степях они лечились кумысом, изучали местные традиции и обычаи, исчерпали богатый материал для своих будущих произведений.
Оживлённая беседа продолжалось за чашкой кумыса. Гости, перебивая друг друга, заговорили о народных башкирских сэсэнах.
Но Хайдар уже мыслями был далёк от их разговоров. Он погрузился в свой мир чувств и не мог поверить тому, что создатели его любимых произведений А.С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин когда-то прошлись по его родной земле, были на ней уважаемыми гостями и с особой теплотой отзывались о красоте земли и душевной щедрости башкирского народа.
Именно сегодня, в кругу гостей, Хайдар понял, что является потомком гордого, свободолюбивого народа, продолжателем его воли, традиций и обычаев.
В раздумьях он не заметил, как, поблагодарив хозяев за хлеб и соль, гости стали выходить из дома. А во дворе их перехватил сосед: "А теперь пожалуйте ко мне!"
Здесь снова лапша с гусем, чак-чак с чаем. И так целых два дня. Со всеми повидались, узнали много нового, рассказали о своём житье-бытье.
Разве не захочется ещё приехать?
Уезжали из села Искандер и его семья с любовью в сердце к гостеприимным землякам.
Снег своими руками
Рисуем пшеничное поле гуашью
Рисуем белые грибы пастелью
Мать-и-мачеха
Медведь и солнце