Презентация анализа стихотворения Б.Пастернака, представленная на районную лингвистическую конференцию "Поэтический мир одного стихотворения"
Вложение | Размер |
---|---|
Б.Пастернак "Музыка" | 573.45 КБ |
Слайд 1
«Бессмертный мир музыки» (Анализ стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака «Музыка ») Районная лингвистическая конференция «Поэтический мир одного стихотворения» Работа учащейся 7 класса филиала МКОУ Кудринской ООШ « Пелеговская ООШ» Смирновой Дарии Руководитель учитель русского языка и литературы Ильинская Е.В. с. Пелегово 2015 годСлайд 2
Стихотворение «Музыка» написано Борисом Леонидовичем Пастренаком . Тема стихотворения не случайна для поэта: он вырос в музыкальной семье. Мать Розалия Исидоровна была пианисткой, а отец Леонид Осипович был замечательным художником. Пастернак учился музыке и мог бы стать пианистом. Но и став поэтом, он никогда не расставался с музыкой – ни в жизни, ни в поэзии. Возможно, писав это стихотворение, он вспоминал детство или описал тот момент, когда его семья приобрела новый рояль для его учебы.
Слайд 3
Музыка Дом высился, как каланча. По тесной лестнице угольной Несли рояль два силача, Как колокол на колокольню. Они тащили вверх рояль Над ширью городского моря, Как с заповедями скрижаль На каменное плоскогорье. И вот в гостиной инструмент, И город в свисте, шуме , гаме, Как под водой на дне легенд, Внизу остался под ногами. Жилец шестого этажа На землю посмотрел с балкона, Как бы ее в руках держа И ею властвуя законно. Вернувшись внутрь, он заиграл Не чью – нибудь чужую пьесу, Но собственную мысль хорал, Гуденье мессы, шелест леса. Раскат импровизаций нес Ночь, пламя, гром пожарных бочек, Бульвар под ливнем, стук колес, Жизнь улиц, участь одиночек . Так ночью, при свечах, взамен Былой наивности нехитрой, Свой сон записывал Шопен На черной выпилке пюпитра . Или, опередивши мир На поколения четыре, По крышам городских квартир Грозой гремел полет валькирий Или консерваторский зал При адском грохоте и треске До слез Чайковский потрясал Судьбой Паоло и Франчески .
Слайд 4
Значения незнакомых мне слов: Каланча – это высокая наблюдательная башня над зданием пожарной команды. Скрижаль – доска с написанным на ней священным текстом . Хораль – церковная многоголосая песня. Месса – литургия в католической церкви. Пюпитр – подставка для нот. Валькирия – персонаж скандинавской мифологии, забирающая души падших воинов.
Слайд 5
Описание Первая строфа стихотворения начинается сравнением . Если сказать не в стихотворной форме, дом был очень высоким как пожарная башня, имеющий очень узкую лестницу, по которой грузчики – силачи и тащили рояль, как выяснится потом, на шестой этаж. Завершается эта строфа опять же сравнением. Музыка Дом высился, как каланча . По тесной лестнице угольной Несли рояль два силача, Как колокол на колокольню …
Слайд 6
Описание Следующая строфа посвящена опять же сравнению . С помощью него из двух этих строф можно понять, что рояль очень дорогой и очень важный для хозяина. И вот рояль на месте. И для его хозяина, кажется, нет ничего важнее чем этот, дорогой его сердцу, рояль. Музыка Дом высился, как каланча. По тесной лестнице угольной Несли рояль два силача, Как колокол на колокольню. Они тащили вверх рояль Над ширью городского моря, Как с заповедями скрижаль На каменное плоскогорье. И вот в гостиной инструмент, И город в свисте, шуме , гаме, Как под водой на дне легенд, Внизу остался под ногами.
Слайд 7
Описание С появлением одного только инструмента, город стал легендой. Лирический герой с «клавишами» чувствует себя великим человеком, и ему кажется что весь мир у его ног. Он смотрит на землю с высоты, точнее с балкона, и этот жилец шестого этажа держит планету в своих руках – об этом повествует четвертая строфа.
Слайд 8
Описание И это виденье настолько великолепно, что Пастернак использует еще одно «грандиозное» выражение «Раскат импровизаций» для того чтобы окончательно доказать что лирический герой великий композитор. Пятая строфа показывает что лирический герой не плохой композитор. Пастернак использует слово, выражающее отличное умение героя писать музыку – заиграл. Заиграл не чью – нибудь чужую пьесу, а свою, свою пьесу, как написал автор – хорал свою мысль, то есть выражал свое виденье мира и жизни.
Слайд 9
Описание Раскат импровизаций нес все, что окружало музыканта. Город, ночь, людей и разные звуки. Он играл до ночи, до глубокого сна – гласит седьмая строфа. Он играл и записывал ноты, забыв свою нехитрую невинность.
Слайд 10
Описание Жилец шестого этажа написал такую великую, замечательную композицию, что опередил время - ее будут помнить вечно. Далее передается звук с помощью громкого полета валькирий - персонажей мифов, с помощью адского грохота передавал как сложилась судьба персонажей Чайковского, Паоло и Франчески .
Слайд 11
Описание Из последней строфы можно понять последствие ситуации стихотворения логически: Чайковский, скорее всего, тот композитор которому грузчики – силачи тащили рояль, тот раскать импровизаций – это судьба Паоло и Франчески , потрясшая всех слушателей до слез и все это та самая бессонная ночь композитора закончилась успехом и долгими авациями .
Слайд 12
Описание До последнего Пастернак держал в секрете кто этот музыкант – это лирический герой, для его описания автор использует контекстуальные синонимы: жилец шестого этажа, Шопен, Чайковский .
Слайд 13
Композиция Все стихотворение можно разделить на три части. Первая: как грузчики – силачи тащили рояль на шестой этаж. Вторая: рояль в гостиной и третья: создание музыкальной пьесы.
Слайд 14
Изобразительно – выразительные средства языка Все стихотворение метафорично, почти в каждой строфе есть олицетворение. Так же много сравнений . Имеется Гипербола. Дом высился , как каланча; Несли рояль два силача; Как колокол на колокольню; И город в свисте, шуме , гаме; Внизу остался под ногами ; На землю посмотрел с балкона; Как бы ее в руках держа; Но собственную мысль хорал; Раскат импровизаций нес; Грозой гремел полет валькирий; При адском грохоте и треске …
Слайд 15
Синтаксис Почти все строфы являются целыми предложениями. Все они повествовательные, то есть нет ни знаков вопроса, ни восклицания, ни многоточий, зато очень много запятых, указывающих на однородные члены.
Слайд 16
Отзывы и значение Стихотворение названо в честь «хобби» лирического героя – создания музыки. Прекрасно зная свое дело, он написал великолепную мелодию, достойную больших похвал. Значение для современников в том что не нужно бросать свою мечту, нужно стремится к ней и сделав первый шаг к приближению, не отступать, а верно знать свое дело.
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Слайд 18
Используемая литература: 2. http://www.litra.ru/ 1 . https://ru.wikipedia.org 3. Борис Пастернак. Избранное. Москва. Изд.» Эксмо » 2011 год
Нарисуем попугая цветными карандашами
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Прекрасная арфа
Мальчик и колокольчики ландышей
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды