Данная работа посвящена изучению связи баллады В.А. Жуковского «Светлана» с фольклором и русской литературой на примере произведений школьного курса литературы 9-10 класса.
На протяжении многих лет своего жизненного пути мы неоднократно встречаемся с творчеством В.А. Жуковского, с каждым разом все больше и больше поражаясь его языку, тонкости персонажей, создаваемых поэтом в своих произведениях. Сюжетная линия баллады «Светлана» без сомнения навеяна фольклором, культурой как российской, так и зарубежной. В.А. Жуковский – мастер создания впечатления, он мог с легкостью ввести читателя в атмосферу лиричности. В качестве духовного обогащения в работе представлен краткий экскурс в мир поэтического языка Жуковского. Материал может быть использован учителем, учащимися 9-10 классов на уроках литературы и внеклассных мероприятиях при работе с текстами.
Вложение | Размер |
---|---|
issledov._rabota.docx | 30.59 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21
Тема: Связь баллады В.А. Жуковского «Светлана» с фольклором
и мировой литературой.
Учитель: Автор:
Конакова Ручкина Анастасия Юрьевна
Екатерина Алексеевна учащаяся 9 «в» класса
учитель русского языка
и литературы
Данная работа посвящена изучению связи баллады В.А. Жуковского «Светлана» с фольклором и русской литературой на примере произведений школьного курса литературы 9-10 класса.
На протяжении многих лет своего жизненного пути мы неоднократно встречаемся с творчеством В.А. Жуковского, с каждым разом все больше и больше поражаясь его языку, тонкости персонажей, создаваемых поэтом в своих произведениях. Сюжетная линия баллады «Светлана» без сомнения навеяна фольклором, культурой как российской, так и зарубежной. В.А. Жуковский – мастер создания впечатления, он мог с легкостью ввести читателя в атмосферу лиричности. В качестве духовного обогащения в работе представлен краткий экскурс в мир поэтического языка Жуковского. Материал может быть использован учителем, учащимися 9-10 классов на уроках литературы и внеклассных мероприятиях при работе с текстами.
Оглавление
1. Аннотация.....................................................................................................2 стр.
2. Введение....................................................................................................4-5 стр.
3. Основная часть........................................................................................6-9 стр.
4. Заключение.................................................................................................10 стр.
5. Список литературы....................................................................................11 стр.
6. Приложения...........................................................................................12 стр.
Введение.
Цель работы: проанализировать связь баллады В.А. Жуковского «Светлана» с фольклором и произведениями русской литературы на примере романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и Л.Н. Толстого «Война и мир».
Задачи: рассмотреть фольклорные мотивы в произведениях В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого; строить логическое рассуждение и делать выводы; способствовать постижению своеобразия художественного мира писателей; воспитывать любовь к произведениям русских классиков.
Благодаря произведениям Василия Андреевича Жуковского, мы ощущаем душевное благородство, патриотизм, торжество справедливости и любви. Его имя живет благодаря произведениям словесной живописи, природе и культуре, красоте и музыке его слова. Не зря А.С. Пушкин сказал пророческие слова: «Его стихов пленительная сладость /Пройдет веков завистливую даль».
Объектом исследования является баллада В.А. Жуковского «Светлана», ее особенности, фольклор, роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и Л.Н. Толстого «Война и мир».
На уроках при анализе баллады Жуковского мы выполняем работу по обнаружению сходств и различий с УНТ и произведениями русских классиков. Фольклор - это народное творчество. Поэты и прозаики всегда интересовались им как источником народной мифологии, как возможностью прикоснуться к «темным сторонам бытия». Обращение к истокам творчества обогащало литературу, часто именно фольклор помогал писателям в создании новых жанров прозаических или поэтических форм. Фольклорные изобразительные средства, образность и символика, включение в текст обрядов и поверий создавало особую атмосферу произведения.
Но фольклорные средства обогатили литературу не только с формальной стороны, они способствовали раскрытию ее идейного содержания. Текст УНТ передается из уст в уста и до наших дней доходит в том виде, в котором его записали писатели. Однако писатели пересказывают их по - своему, чтобы произведения были легко читаемы и поняты.
Основная часть.
Связь баллады В.А. Жуковского «Светлана» с фольклором
и мировой литературой.
В балладе В.А. Жуковского «Светлана» показана типичная ситуация «страшной баллады», где поэт рисует перед нами немалое количество пугающих и фантастических картин, также он суммировал приметы русского национального колорита: зима, снег, сани, колокольчик:
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками1
Это мы можем услышать и в русской народной песне:
Ах, нынешня зима непогожая была,
Непогожая была — все метелица мела,
Завеяла, замела, все дорожки занесла!2
Для того чтобы сделать балладу более близкой русскому читателю, в произведении используются элементы фольклора, например, гадания с зеркалом, золотой чашей, белым платком:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали3
Описаны христианские устои, обычаи:
Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой4...
«…Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами»5
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»6
Показаны птицы, почитаемые народом:
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!7
В данном случае ворон предостерегает девушку от беды, одновременно олицетворяя собой тревогу и беспокойство. Ему противопоставлен образ белого голубя, собравшего в себе все наилучшие качества, которые должен иметь человек. Именно этот персонаж и решает ход баллады:
Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул...
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами...8
Издавна голубь считался символом чистоты и верности, чего не мог не использовать В.А. Жуковский.
Тема Рождественских святок нашла свое отражение и в произведениях классиков русской литературы. Первое произведение, к которому мы обратимся, - это роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Во время святок Татьяна Ларина и ее семья участвуют в традиционных русских гаданиях:
...Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость...9
Чтобы увидеть во сне своего суженого, Татьяна кладет под подушку зеркало и ложится спать:
...А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло всё. Татьяна спит...10
В ту же ночь девушке снится странный и страшный сон, который оказывается пророческим. Во нем она видит, как Онегин убивает Ленского ножом:
...Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский...11
Сон Татьяны – это доказательство того, насколько поэзия Пушкина близка не только с народной жизнью, фольклором (мы видим сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов), но и с балладой Жуковского «Светлана»
О, ней знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана! (эпиграф к пятой главе)12
Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» продолжает тему гадания. В центре внимания автора семья Ростовых. Особо он выделяет детей: Николая, Наташу, Петю и Соню. Вернувшись от Мелюковых, Наташа и Соня нашли в своей комнате зеркала, уже приготовленные для гадания: «Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
— Отчего другие видят, а я ничего не вижу? — сказала она. — Ну, садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, — сказала она. — Только за меня... Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение и стала смотреть. ... Вдруг Соня отстранила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
— Ах, Наташа! — сказала она.
— Видела? Видела? Что видела? — крикнула Наташа.
…Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»... Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у ней вырвался крик, когда она закрыла глаза рукой.
— Его видела? — спросила Наташа, хватая ее за руку.
— Да. Постой... я... видела его, — невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его — Николая или его — Андрея»13.
Таким образом, можно сделать вывод, что фольклор нашел свое отражение в творчестве русских писателей. Устное народное творчество является ценным вкладом в сокровищницу мировой литературы.
Заключение.
Проведенная исследовательская работа позволяет расширить представления о большом жанровом многообразии фольклора и его использовании в литературе на примере произведений школьной программы 9-10 класса: баллады В.А. Жуковского «Светлана», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Фольклор - это разновидность отображения народного сознания. И это отличает его от других форм языкового искусства, в том числе и от литературы, в которой народная мудрость выражается одинокой личностью автора. Литературное произведение также может отображать сугубо личностное восприятие окружающего, в то время как фольклор объединяет собирательное, общественное видение. Авторы проявляют тенденцию к активной интерпретации добычи традиционной культуры. Рост популярности литературы обеспечивается с помощью использования писателями способности читателя воспроизводить на подсознательном уровне уже известные ему образы и сюжеты, представленные в произведении. Очень часто такой «базой» является фольклор. Ярким примером тому является баллада В.А. Жуковского «Светлана».
Список использованной литературы.
Приложения.
1Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ под ред. Коровиной В.Я. М.: Просвещение,2006, с.136
2Аникина В. Русский фольклор. М.: Художественная литература, 1985, с.11
3Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ под ред. Коровиной В.Я. М.: Просвещение,2006, с.132
4Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ под ред. Коровиной В.Я. М.: Просвещение,2006, с.136
5Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ под ред. Коровиной В.Я. М.: Просвещение,2006, с.135
6Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ под ред. Коровиной В.Я. М.: Просвещение,2006, с.135
7Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ под ред. Коровиной В.Я. М.: Просвещение,2006, с.136
8Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ под ред. Коровиной В.Я. М.: Просвещение,2006, с.137-138
9Пушкин А.С. Евгений Онегин. М.: Художественная литература, 1984, с.131
10Пушкин А.С. Евгений Онегин. М.: Художественная литература, 1984, с.133
11Пушкин А.С. Евгений Онегин. М.: Художественная литература, 1984, с.139
12Пушкин А.С. Евгений Онегин. М.: Художественная литература, 1984, с.128
13Толстой Л. Война и мир: роман. Т.1-2. СПб.: Азбука, 2014, с.617-618
Простые новогодние шары из бумаги
Как нарисовать черёмуху
"Разделите так, как делили работу..."
Хризантема и Луковица
За еду птицы готовы собирать мусор