С раннего детсва нас пугают родители Бабушкой Ягой. И вот я выросла, стала читать сказки и заинтересовалась: правда ли она такая плохая? Начала много чиатать разных сказак. А вот что я узнала нового, это вы узнаете из моего проекта. Который можно использовать на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к проекту Кто она, бабушка Яга? | 175.75 КБ |
Проект Чтобы быть всегда в порядке, утром делаем зарядку! | 2.52 МБ |
презентация к проекту о движение | 244.77 КБ |
Проект Традиции и обычаи немецкого народа | 1.9 МБ |
proekt.pptx | 1.9 МБ |
Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Кто она, Бабушка Яга?
Автор проекта:
Заболотная Ксения Андреевна
ученица 2 «А» класса
МАОУ «Заводоуковская средняя
Общеобразовательная школа № 4
имени Заслуженного учителя РСФСР,
Почётного гражданина
г. Заводоуковска
Агафонова Леонида Устиновича»
Руководитель:
Богунова Елена Ивановна
учитель начальных классов
МАОУ «Заводоуковская СОШ № 4»
г. Заводоуковск - 2017
Кто она, Бабушка Яга?
Заболотная Ксения Андреевна
Россия, Тюменская область, г. Заводоуковск
ученица 2 «А» класса, МАОУ «СОШ № 4»
Аннотация
Цель – выяснить образ Бабы Яги (положительный или отрицательный), сделать вывод о правильности его восприятия и изменить мнение класса об отрицательном образе.
Задачи:
Решение задач осуществлялось по средствам изучения научной литературы, чтение народных сказок, работы на сайтах Интернета, метода анкетирования и анализа полученных результатов.
Сказки мы узнаем с раннего детства. Вовлекая детей в круг невероятных событий, захватывающих приключений сказки способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. В них очень ярко даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость. Постепенно, без давления со стороны взрослых дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания. Между прочим, тот факт, что в конце сказочных историй добро торжествует над злом, является важнейшим фактором в воспитании детей. Понимая эту простую, известную всем с детства истину, ребенок будет чувствовать себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимать как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.... В сказках много героев. Я помню, когда мама мне читала сказки, я - то боялась бабушки Яги, то с интересом слушала про её подвиги. И вот я уже ученица 2 класса и я часто задумываюсь над вопросом; Бабушка Яга - какая она? Злая и плохая? Или бывает добрая и рассудительная? Её образ в сказках очень противоречивый.
Может быть, мы мало читаем сказок о ее хороших поступках и наше мнение ошибочное? Может я в своей работе, попробую изучить данный вопрос и ответить себе и окружающим. Ведь в жизни случается, что мы считаем человека грубым и злым, а стоит узнать его глубже, познакомиться с ним и ближе, и наше мнение о нем изменится.
Оглавление
Введение..................................................................................................3
1. Сказочный образ Бабы Яги
1.1 Кто такая Баба Яга?........................................................................5.
1.2 Баба Яга в русских народных сказках..........................................6
2. Исследовательская работа в классе………………………………….9
Заключение............................................................................................12
Список используемой литературы ......................................................13
Приложения...........................................................................................
3
Кто она, Бабушка Яга?
Заболотная Ксения Андреевна
Россия, Тюменская область, г. Заводоуковск
ученица 2 «А» класса, МАОУ «СОШ № 4»
Введение
Сказки мы узнаем с раннего детства. Вовлекая детей в круг невероятных событий, захватывающих приключений сказки способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. В них очень ярко даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость. Постепенно, без давления со стороны взрослых дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания. Между прочим, тот факт, что в конце сказочных историй добро торжествует над злом, является важнейшим фактором в воспитании детей. Понимая эту простую, известную всем с детства истину, ребенок будет чувствовать себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимать как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.... В сказках много героев. Я помню, когда мама мне читала сказки, я - то боялась бабушки Яги, то с интересом слушала про её подвиги. И вот я уже ученица 2 класса и я часто задумываюсь над вопросом; Бабушка Яга - какая она? Злая и плохая? Или бывает добрая и рассудительная? Её образ в сказках очень противоречивый.
Может быть, мы мало читаем сказок о ее хороших поступках и наше мнение ошибочное? Может я в своей работе, попробую изучить данный вопрос и ответить себе и окружающим. Ведь в жизни случается, что мы считаем человека грубым и злым, а стоит узнать его глубже, познакомиться с ним и ближе, и наше мнение о нем изменится.
Цель – выяснить образ Бабы Яги (положительный или отрицательный), сделать вывод о правильности его восприятия и изменить мнение класса об отрицательном образе.
Задачи:
1.Прочитать русские народные сказки, в которых Баба Яга является одним из героев;
2.Систематизировать поступки Бабы Яги и обобщить полученные данные, разделив их на две части: плохие и хорошие;
3.Изучить общественное мнение о Бабе Яге на примере своего класса.
Предмет исследования – образ бабы Яги.
Объект исследования: - поступки Бабы Яги в русских сказках.
4
Гипотеза исследования. Если проанализировать поступки Бабы Яги в сказках, то можно предположить, что Баба Яга – очень разносторонний персонаж, поэтому совершает поступки как плохие, так и хорошие.
Свое исследование я проводила на основе сказок:
«Иван Быкович»
«Финист – ясный сокол»
«Василиса Прекрасная»
«Марья Моревна»
«Царевна – лягушка»
«Сказка о молодильных яблоках»
«Заколдованная королевна»
«Гуси – лебеди»
«Баба-яга»
«Ивашка и ведьма»
«Терёшечка»
«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»
В ходе работы пользовалась и электронной энциклопедией Википедия.
Методы исследования: анализ русских народных сказок, где присутствует образ Бабы Яги; работа с толковыми словарями; размышления, чтение книг; поиск информации, анкетирование.
5
1. Сказочный образ Бабы Яги
1.1 Кто такая Баба Яга
В начале совей исследовательской работы я прочитала в словаре В. Даля «Яга - «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит Ягу, становится нем».
В книге В. Проппа написано, «Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего - отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя».
А вот В. Иванов в словаре «Мифы языческой Руси» пишет: «Баба Яга - первоначально - положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь».
6
1.2. Баба Яга в русских народных сказках.
После прочитанных мною сказок, я сделала сравнительную таблицу «Хорошие-плохие» поступки Бабы Яги, а затем их сравнила.
Исследование положительного образа Бабы Яги
Название сказки | Герой сказки | Действия Бабы Яги |
«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» | Андрей | В сказке Баба Яга помогла главному герою Андрею. Она подарила ему коня для передвижения и лягушку для достижения цели |
«Финист - ясный сокол» | Марьюшка | В этой сказке три Бабы Яги подарили Марьюшке волшебные предметы для того, чтобы она могла спасти Финиста-ясного сокола |
«Василиса Прекрасная» | Василиса | В этой сказке Баба Яга в обмен на Василисин труд подарила огонь, необходимый Василисе |
«Царевна - лягушка» | Иван - Царевич | В этой сказке Баба Яга помогла Ивану Царевичу советом, как ему справиться с Кощеем и спасти Царевну |
«Сказка о молодильных яблоках» | Иван - Царевич | В этой сказке три разных Бабы Яги, они все помогали главному герою Ивану Царевичу: давали ему советы и свежих коней. |
«Заколдованная королевна» | Солдат | В этой сказке Баба Яга помогла солдату, позвав на помощь ветра и указав ему правильный путь |
«Иван Быкович» | Иван Быкович | В этой сказке Баба Яга приютила главного героя на ночь и пожелала ему удачи |
7
Исследование отрицательного образа Бабы Яги
Название сказки | Герой сказки | Действия Бабы Яги |
«Гуси - лебеди» | Иванушка | В этой сказке Баба Яга похищает Иванушку |
«Баба Яга» | Племянница Бабы Яги | В этой сказке Баба Яга желает навредить своей племяннице |
«Ивашка и ведьма» | Ивашка | В этой сказке Баба Яга похищает Ивашку |
«Терёшечка» | Терёшечка | В этой сказке Баба Яга похищает Терёшечку |
«Марья Моревна» | Иван - царевич | В этой сказке Баба Яга испытывает Ивана-царевича и угрожает отсечь ему голову |
Таким образом, распространенное мнение о злой Бабе Яге ошибочно, и это доказано нами в ходе исследовательской работы. Сказочная Баба Яга – это чаще всего положительная героиня, советчица и дарительница, образ которой складывается из разных деталей. Баба Яга дает добрые советы-наставления, вручает чудесные предметы или ценные подарки героям, но только тем, кто достоин её милости, либо выдержал все её испытания.
В сказках «Василиса Прекрасная», «Сказка о молодильных яблоках», «Финист-ясный сокол», «Царевна лягушка» Баба Яга чаще всего встречает героев очень приветливо. Она ласково обращается к ним: «голубчик», «добрый молодец», «дитя милое», «дитятко», «красна девица», «малютка». «Что ты, свет мой!», «Чей ты, дорожный человек, добрый молодец, да откуда?» из «Сказки о молодильных яблоках». Да и сами герои чаще всего обращаются к ней уважительно: «Это я, бабушка, меня мачехины дочки к тебе за огнем прислали» - из сказки «Василиса Прекрасная». «Ищу, бабушка, Финиста-ясна сокола» - в сказке «Финист-ясный сокол».
Своим героям Баба Яга оказывает должное гостеприимство: «накормила их, напоила их и спать положила», «напоила, накормила и на постелю уложила; села к изголовью и стала спрашивать», «накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане
8
выпарила, а царевич ей рассказал, что он ищет жену свою Василису Премудрую», «что ты, девушка, дело пытаешь, али от дела лытаешь?»
Яга дает мудрые, добрые советы и раскрывает тайны противников (Змея Горыныча, Кощея Бессмертного): «Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Надо тебе ехать в середину ночи, ехать на моем добром коне. Доедешь до стены - бей по бокам коня плетью. Сорви с яблони три молодильных яблока и зачерпни из колодца живой воды» - из «Сказки о молодильных яблоках». «Его смерть - на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо - в утке, та утка - в зайце, тот заяц - в кованном ларце, а тот ларец - на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем дворце растет» .
Если Баба Яга сама не может помочь герою, то призывает своих помощников: птиц, зверей, морских животных, ветры и т.п. Например: «Ветры вы мои буйные, по всему свету вы дуете, не видали ли где прекрасную королевну»,- в сказке «Заколдованная королевна» .
Так же в некоторых сказках Яга может быть не только гостеприимной хозяйкой, но и помощницей. Некоторым героям дает волшебные предметы-помощники: «Баба Яга дала ей дорогой подарок – золотой молоточек да десять бриллиантовых гвоздиков», как в сказке «Финист-ясный сокол». Или в «Сказке о молодильных яблоках»: «Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать». «Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали», - советует Баба Яга в сказке «Василиса Прекрасная».
Итак, в рассмотренных мною сказках, Баба Яга предстает гостеприимной хозяйкой, внимательной, заботливой, помогает героям дельными советами и щедро их одаривает.
Но даже в тех сказках, где она является отрицательным героем, я не прочитала о том, что ей удалось выполнить свое злое дело. У героев всегда есть возможность избежать злой участи, благодаря своей смекалке, ловкости и смелости.
9
Кто она, Бабушка Яга?
Заболотная Ксения Андреевна
Россия, Тюменская область, г. Заводоуковск
ученица 2 «А» класса, МАОУ «СОШ № 4»
2. Исследовательская работа в классе
Для того чтобы понять, как в моем классе относятся к образу Бабы Яги, я составила специальную анкету. Ребятам было предложено поучаствовать в опросе, и ответить на вопросы.
Ребята отвечали на такие вопросы как: кто такая Баба Яга, какая она, чем она обычно занимается, боятся ли ее дети (Приложение №1).
На вопрос о том какая Баба Яга класс ответил однозначно: «Злая и плохая». Хотя ребятам предлагалась выбрать несколько вариантов ответов, только 2 человека из класса ответили: «Отзывчивая и добрая» (Рис. 1).
Рисунок №1 Результаты ответа на вопрос: « Как ты думаешь, какая
Баба Яга?»
Несмотря на то, что в классе было определённое количество человек, которым встречались сказки, где Баба Яга выступала на стороне добра (рис. 2), ни один из опрашиваемых не выбрал вариант ответа: «Помогает другим сказочным героям» (Рис. 3).
10
Рисунок №2 Результаты ответа на вопрос: «Встерчались ли тебе сказки, где Баба Яга выступала на стороне добра?»
Рисунок №3 Результаты ответа на вопрос: «Чем обычно занимается Баба Яга?»
Однако, как показывает моё исследование, таких сказок, где Баба Яга помогает - больше половины.
Остальные результаты опроса приведены в Приложении №2.
По результатам анкетирования можно отметить, что большинство детей воспринимает Бабу Ягу как отрицательный персонаж сказок, колдунью, варящую зелье и стремящуюся причинить вред. Несколько одноклассников верит в людоедские наклонности Бабы Яги и лишь один выбрал вариант: «дает полезные советы».
Мне показалось несправедливым, что о таком неоднозначном персонаже, как Баба Яга судят так поверхностно и однобоко. Поэтому я решила сделать на уроке литературы доклад - презентацию о сказках, где Баба Яга выступает в роли советчицы и помощницы. А затем провела еще один опрос, с помощью новой анкеты (Приложение №3).
11
В анкете я оставила те же вопросы, относительно сущности и поведения Бабы Яги, и добавила вопрос: «Изменилось ли твое отношение к Бабе Яге».
Повторные результаты изменились: ребята заинтересовались сказками, проявили интерес к чтению, но самое главное - их мнение об образе Бабы Яги изменилось. На рисунке №4 видно, что большинство ребят выбрали ответ «Добрая пожилая женщина».
Рисунок №4 Результаты ответа на вопрос: «Как ты думаешь, кто такая Баба Яга?»
Наряду с ответом «злая, плохая», ребяты выбирали «веселая, шутливая» и «отзывчивая, добрая». Мнения разделились практически поровну (рис.5).
Рисунок №5 Результаты ответа на вопрос: «Как ты думаешь, какая Баба Яга?»
А если сравнить рис.1 и рис.5, то видно, как изменились ответы на один и тот же вопрос. Это значит, что отношение к Бабе Яге у ребят стало не только как к отрицательному герою.
12
Заключение
Таким образом, предположение, что Баба Яга – отрицательный персонаж в русских народных сказках, подтвердилось частично, чаще всего она выступает как положительный герой. Поэтому нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия. Мне понравилось анализировать сказки, потому что я нашла ответы на свои вопросы и смогла поделиться результатами своих исследований с одноклассниками. В волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: образ Бабы Яги может быть как положительным, так и отрицательным; в современных сказках Баба Яга чаще всего – положительный герой, помогает герою, но не всякому, а лишь тому, кто достоин.
Пройдя все этапы исследования, мы пришли к выводу, что Баба Яга – одно из самых известных и таинственных существ на Земле. Она не всегда бывает злая и коварная, часто помогает герою, но она существо более опасное, обладающее куда большей силою, потому что живет она, в дремучем лесу, на границе мира живых и мертвых и принадлежит к двум мирам. Отсюда ее безграничные возможности.
Моё литературное исследование позволяет сделать вывод, что образ Бабы Яги несёт в себе большую смысловую нагрузку. Таким образом: Баба Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма: она может быть разной – и доброй, и злой. Часто она помогает герою, спасает его. Баба Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей. В сказках Баба Яга совершает как злые поступки, так и хорошие. Злой характер героини выдаёт и её речь, в которой содержатся угрозы, но также мы можем слышать и выражения, характеризующие её как положительного героя.
Опрос ребят в классе показал, что восприятие Бабы Яги зачастую поверхностное, стереотипное. Отношение к ней как к злой колдунье. Но стоит рассмотреть ее образ более тщательно, познакомиться с большим количеством сказок, то и отношение к ней меняется. Так зачастую и в жизни, мы судим о человеке поверхностно, не узнав его ближе. Никогда не надо делать поспешные выводы о характере и поведении людей, так как можно ошибиться.
13
Список используемой литературы
Приложение А
Анкета №1
Да Нет
Вымышленный персонаж | Ведьма, колдунья |
|
| Старушка с метлой |
Злая , плохая | Веселая, шутливая | Отзывчивая ,добрая |
Да Нет
5.Чем обычно занимается Баба Яга?
Помогает другим сказачным героям |
|
|
| Дает полезные советы |
Да Не т
Приложение Б.
Результаты ответа на вопрос: «Как ты думаешь, кто такая Баба Яга?»
Приложение С
Анкета №2
Вымышленный Ведьма, Добрая Злая Старушка
персонаж колдунья пожилая сварливая с метлой
женщина старуха
Злая, плохая Веселая, шутливая Отзывчивая, добрая
Да Нет
Помогает другим Летает в ступе Варит зелья, Ест детей Дает полезные сказочным героям колдует советы
Да Нет
Слайд 1
Заболотная Ксения ученица 2А класса МАОУ СОШ № 4 г. Заводоуковска классный руководитель Богунова Е. И.Слайд 2
Кто она, Бабушка Яга?
Слайд 3
Цель – изучить образ Бабы Яги, сделать вывод о правильности его восприятия и изменить мнение класса об отрицательном образе. Задачи : прочитать русские народные сказки; систематизировать поступки Бабы Яги; изучить общественное мнение о Бабе Яге на примере своего класса. Предмет исследования – образ бабы Яги. Объект исследования - поступки Бабы Яги в русских сказках
Слайд 4
Гипотеза: Если проанализировать поступки Бабы Яги в сказках, то можно предположить, что Баба Яга – очень разносторонний персонаж, поэтому совершает поступки как плохие, так и хорошие.
Слайд 5
« Яга - «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи» Из словаря В. Даля : первое слово « БАБА » происходит от слова «БАБАЙКА », которым пугают детей
Слайд 6
Джумавати – индийская Баба Яга
Слайд 7
жилье Бабушки Яги внешность Бабушки Яги
Слайд 8
транспорт Бабушки Яги друзья Бабушки Яги
Слайд 9
Положительная Баба Яга Название сказки Герой сказки Действия Бабы Яги «Финист - ясный сокол» Марьюшка В этой сказке три Бабы Яги подарили Марьюшке волшебные предметы для того, чтобы она могла спасти Финиста-ясного сокола «Василиса Прекрасная» Василиса В этой сказке Баба Яга в обмен на Василисин труд подарила огонь, необходимый Василисе «Царевна - лягушка» Иван - Царевич В этой сказке Баба Яга помогла Ивану Царевичу советом, как ему справиться с Кощеем и спасти Царевну «Сказка о молодильных яблоках» Иван - Царевич В этой сказке три разных Бабы Яги, они все помогали главному герою Ивану Царевичу: давали ему советы и свежих коней. «Иван Быкович» Иван Быкович В этой сказке Баба Яга приютила главного героя на ночь и пожелала ему удачи
Слайд 10
Баба-Яга Баба-Яга – это старая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает на ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. В сказках она бывает и добрая, которая помогает и злая, которая старается навредить главным героям.
Слайд 11
Отрицательная Баба Яга Название сказки Герой сказки Действия Бабы Яги «Гуси - лебеди» Иванушка В этой сказке Баба Яга похищает Иванушку «Баба Яга» Племянница Бабы Яги В этой сказке Баба Яга желает навредить своей племяннице «Ивашка и ведьма» Ивашка В этой сказке Баба Яга похищает Ивашку «Терёшечка» Терёшечка В этой сказке Баба Яга похищает Терёшечку
Слайд 12
Какая Баба Яга
Слайд 13
Занятие Бабы Яги
Слайд 14
Результаты
Слайд 18
1. Вывод о том, что Баба Яга – отрицательный персонаж в русских народных сказках, подтвердилось частично, чаще всего она выступает как положительный герой. 2. Никогда не надо делать поспешные выводы о характере и поведении людей, так как можно ошибиться. 3.Нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия. Выводы:
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Фестиваль детских тематических проектов
«Про движение»
Чтобы быть всегда в порядке, утром делай ты зарядку!
Авторы: учащиеся 2 классов
МАОУ СОШ № 4
Россия, Тюменская область, г. Заводоуковск,
Руководитель: Богунова Елена Ивановна
учитель начальных классов, МАОУ СОШ№4
Россия, Тюменская область, г. Заводоуковск
г. Заводоуковск, 2017
Тема. Чтобы быть всегда в порядке, утром делай ты зарядку!
Актуальность
В связи с проблемами со здоровьем школьников их физическое воспитание становится актуальным как никогда. Физическое воспитание школьников должно способствовать гармоничному развитию всех систем организма, закалять и повышать иммунитет школьников. Если ребенок получает физические нагрузки только на уроках в школе, то этих нагрузок может оказаться недостаточно.
Каждое утро многие из нас делают зарядку, но некоторые без желания выполняют упражнения, а кто-то даже находит причины, чтобы её не делать вообще. Мы редко задумываемся над тем, для чего делаем зарядку и практически не знаем ничего о том, какую пользу для нашего организма она приносит.
Здоровый человек - это человек с высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом.
Известно, что «подвижные» дети легче и лучше учатся, меньше конфликтуют со сверстниками и взрослыми.
Как может человек помочь себе сам при условии, что не всегда имеется возможность заниматься физическими упражнениями?
Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя физическая зарядка. Утренняя зарядка направлена на то, чтобы дети проснулись. Приучить себя выполнять утреннюю зарядку ежедневно очень важно не только для укрепления здоровья, но и для поддержания бодрого настроения, высокой работоспособности детей во время всего учебного процесса.
О пользе и значении утренней зарядки в формировании здорового организма сказано достаточно и всем хорошо известно. Однако, несмотря на эти знания, утреннюю гимнастику делают лишь единицы. Основная причина ее невыполнения – банальная лень!
Довольно трудно заставить себя с утра делать что-то подобное. Не нужно считать, что такие упражнения сопровождаются большими физическими нагрузками, такого не должно быть, ведь тяжелые нагрузки очень утомляют, а утренняя зарядка, напротив, должна взбодрить, помочь проснуться, привести организм в тонус.
Какого эффекта можно достичь, если выполнять по утрам несложные упражнения? Утренняя зарядка не только взбодрит тело с утра, но и придаст бодрости организму на целый день, увеличит поступление кислорода в организм и тем самым увеличит работоспособность мозга.
В нашей школе по утрам проводится утренняя зарядка. Зачем мы ее выполняем? Вот поэтому данный вопрос нас заинтересовал.
Гипотеза: Если будем выполнять зарядку каждый день, то наше здоровье окрепнет, мы будем меньше болеть.
Цель работы: расширение знаний о пользе утренней зарядки
Объект исследования: утренняя зарядка
Предмет исследования: знания о пользе утренней зарядки
Методы исследования: изучение литературы, сбор и изучение информации о пользе утренней зарядки, наблюдение, анкетирование, разработка комплекса упражнений утренней зарядки и распространение его среди учащихся и педагогов школы.
Задачи:
Методы исследования:
Теоретический анализ источников.
Опрос «Зачем нужна утренняя зарядка?».
Анкетирование:
Эксперимент: Работоспособность младших школьников.
«Дневник самоконтроля».
Интервью:
Конкурс «Лучшая веселая зарядка».
Работая над проектом, интересно было узнать об истории появления утренней зарядки в нашей стране. Я узнала, что привить любовь к зарядке наших бабушек и дедушек помогла радиопередача «Утренняя зарядка», которая в первый раз в нашей стране вышла 2 января 1929 года. Её ведущей была Ольга Высоцкая, до этого работавшая преподавателем физкультуры в школе.
После Ольги Высоцкой долгие годы вёл передачи, длившиеся около 15 минут, Николай Гордеев. Его голос узнавала вся страна, ведь многие начинали свой день, включив утром радиоприёмник, слышали слова: «Начинаем урок утренней зарядки». Затем в 1970-х годах появились ещё две радиопередачи: в 7 часов 10 минут ежедневно начиналась «Утренняя зарядка для детей», а в 11 часов утра для взрослых «Производственная гимнастика».
Следствиями недостаточности физических нагрузок для ребенка становится повышение его заболеваемости простудными заболеваниями, нарушения в работе органов и систем, проблемы с весом. Правильное физическое воспитание школьников должно быть комплексным: и дома, и в школе ребенок должен получать посильные физические нагрузки. Особенно важную роль играет домашнее физическое воспитание школьников - ведь современные школьники часто вечер просиживают за компьютером или у телевизора. Домашнее физическое воспитание школьников начинается с привычки делать по утрам зарядку. При этом чтобы школьник понял, как важна утренняя зарядка, родители и сами должны показывать хороший пример. Приучать школьника к утренней зарядке лучше всего в форме игры. Детям особенно нравится повторять все за родителями, поэтому хорошей практикой станет совместное проведение утренней зарядки. Нужно приучать ребёнка больше двигаться в его повседневной жизни: пусть бодрым шагом пройдёт пешком; пусть не поднимается на лифте на второй-третий этаж, а пользуется лестницей. Физическое воспитание школьников ложится во многом на плечи родителей, и нужно приложить максимум усилий, чтобы школьник вырос здоровым и хорошо развитым.
Найдем значение слова «зарядка» - запас энергии, бодрости, физических сил. Толковый словарь Ушакова Д.Н. Зарядка - совокупность оздоровительных гимнастических упражнений Толковый словарь Ожегова C.И.
Что такое «зарядка»? Зарядка - комплекс физических упражнений, выполняемых, как правило, утром, с целью разминки мышц и суставов. В комплекс обычно входят упражнения для мышц шеи, спины, живота, ног и рук. Типичные упражнения: потягивания, наклоны, приседания, отжимания.
Целью утренней зарядки является ускорение пробуждения полного организма. Когда мы спим, кровь в организме циркулирует медленнее и становится более густой, сердце бьется реже. Нервная система тоже отдыхает, все процессы в ней замедлены. Сразу после пробуждения у человека снижены умственная и физическая работоспособность, чувствительность, скорость реакций.
Такое состояние может сохраняться достаточно долго – до 2 часов. Но большинство из нас не могут позволить себе так долго «раскачиваться» по утрам. И вот, борясь с вялостью и желанием снова упасть в кровать, мы собираемся на учебу, а когда приходит время браться за дела, никак не можем сконцентрироваться.
Во 2 классах нашей школы было проведено анкетирование по теме « Зачем нужна утренняя зарядка». Результаты опроса (приняли участие 45 учеников)
1. Делаете ли вы утреннюю зарядку дома? Да- 17, нет -12, иногда- 6
2. Делаете ли вы её с удовольствием? Да -16, нет - 7
3. Знаете ли вы о значении утренней зарядки? Да- 38, нет –7
4. Из каких источников вы узнали о значении утренней зарядки? От учителя -25, от друзей - 2, от родителей 18.
5. Влияет ли утренняя зарядка на вашу работу в течении дня? Да, положительно- 37, нет - 8
6. Нужно ли проводить утреннюю зарядку утром в школе. Да – 32, нет – 13.
Ответы учащихся на вопрос: «Зачем нужна утренняя зарядка в школе?
Чтобы не болеть, чтобы не быть усталым, чтобы на уроках быть бодрым, чтобы проснуться, для бодрости, для укрепления костей, ума, рук, чтобы быть здоровым, делает нас сильными, чтобы у школьников была утренняя энергия, чтобы не засыпать на уроке. И лишь два ученика считают, что зарядка не нужна, они от неё устают.
Какой вывод можно сделать из ответов опрошенных учащихся? Почти все дети нашего класса выполняют зарядку и делают её с удовольствием, большая часть детей узнала о значении зарядки от учителя, на большинство учащихся зарядка влияет положительно, зарядка способствует физическому развитию, стимулирует учебную деятельность, даёт возможность чувствовать себя бодрее.
Начинать зарядку следует с ходьбы (можно на месте) - это упражнение подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке.
Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.
Второе упражнение – круговые движения согнутыми руками вперед, назад. Это упражнение увеличивает эластичность и подвижность суставов рук. кровообращения.
Третье упражнение – различные наклоны вперед назад, вправо, влево. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины и живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.
Четвертое упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения
Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.
Шестое упражнение – маховые движения руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.
Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.
Восьмое упражнение –медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.
Правила утренней зарядки
Повышает интерес к утренней зарядки это музыкальное сопровождение.
Для того чтобы доказать важность проведения утренней зарядки в классе мы провели эксперимент. Ежедневно в течение одной рабочей недели проводилась утренняя зарядка для учащихся 2 классов. В классе за 10 минут до начала первого урока, ребята выполняли зарядку. По результатам проведённого эксперимента был сделан вывод, что у детей, которые выполняли утреннюю зарядку, работоспособность повысилась. У тех, кто не выполнял комплексы утренней зарядки, работоспособность понизилась.
Сделав утреннюю зарядку в начале учебного дня, дети не устают, а продолжают активно работать на уроках в течение всего дня.
В Заводоуковске мы живем,
В 4 школе учимся.
Чтобы быть всегда в порядке
Утром делаем заряду!
1.
Мы выходим на зарядку.
Эй, проснись!
Все по росту, по порядку
Становись!
2
Руки вверх поднимем выше,
Станем на носочки,
Вдох глубокий. Мы, как мыши
На болотной кочке.
3
Выдыхаем при наклоне.
Мы уж не на кочке,
А как-будто на газоне —
Ищем там цветочки.
4
Упражнение второе,
Девочки, мальчишки!
Взялись за руки по двое,
Скачем, как зайчишки.
5
А теперь как самолёт
Полетаем сами.
Крылья в сторону! В полёт
Над рекой, лесами!
6
Вправо, влево ветер гнёт
Липы, ели, клёны.
Дети, буря к нам идёт!
Делаем наклоны.
Общий танец
- А что вы тут делаете и зачем?
Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
Мы зарядкой всегда
Будем заниматься.
Песня
На улице дождик,
на улице слякоть,
А нам всё равно.
Идём мы вместе,
Идем мы из дома,
Идём на урок.
Маленькая девочка маленькому мальчику
Задаёт вопрос:
«Полезна ли зарядка?
С утра для человека?
И в чем тут секрет
-Зарядку ты любишь?
-АГА…
-А делать ее будешь?
-АГА…
-Так будем ее делать и будем здоровы с тобою всегда!
Давай скажем Саше, давай скажем Маше,
Здоровье зарядка несёт
Они ее делать совсем не желают,
Играют все дни напролет.
-Зарядку ты любишь?
-АГА…
-А делать ее будешь?
-АГА…
-Так будем ее делать и будем здоровы с тобою всегда!
Поведать мы вам хотим
Одну простую вещь,
Что бодрыми будем,
Когда наше утро с зарядки начнем.
-Зарядку ты любишь?
-АГА…
-А делать ее будешь?
-АГА…
-Так будем ее делать и будем здоровы с тобою всегда!
1
Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся,
Пусть они не ходят к нам.
Раз – два,
Шире шаг!
Делай с нами так!
2
Широко раскинул ветки
Возле дома старый клён.
Выгнул спину кот соседкин –
Физкультуру любит он.
Раз – два,
Шире шаг!
Делай с нами так!
3
Птица крылья расправляет,
Просыпаясь на заре.
Мишка лапы разминает
У берлоги на ковре.
Раз – два,
Шире шаг!
Делай с нами так!
- А давайте попробуем всех приучить к зарядке. Кто в школе по утрам делает зарядку? Поднимите руки. Помогите нам. Вставайте и выполняйте упражнений.
Зарядка с залом
1
Коль вздыхаешь ты украдкой,
Что фигурой не атлет,
Мы об утренней зарядке
Можем дать тебе совет.
2
Приседанья, бег на месте…
Чтоб здоровье укреплять,
Должен ты все это вместе
Ежедневно повторять.
3
Это должен делать каждый.
Коль твой график нерушим,
Ты тогда поймешь однажды,
Что стал сильным и большим.
4
Ну а тех, кто не желает
Заниматься круглый год,
Путин с легкостью поймает
Уши быстро надерёт.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку,
Очень нравится нам
Делать по порядку.
Вывод
Польза утренней зарядки
• Утренняя зарядка пробуждает, оздоравливает и укрепляет организм.
• Улучшает кровообращение, что помогает активизировать все системы
организма.
• Обладает закаливающим действием.
• Дисциплинирует человека.
• Повышает настроение, увеличивает работоспособность.
Даже наши любимые питомцы – кошки и собаки делают физическую зарядку с определенным комплексом упражнений. Сначала, они грациозно потягиваются – растягивая все свои мышцы, а потом начинают медленно передвигаться, разминая все суставы и мышцы, а ведь целый день их не успокоишь.
Таким образом, я подтвердила свою гипотезу, что занимаясь физической зарядкой каждый день, мое здоровье окрепнет, и я не заболею. Поэтому, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях - лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня. Зарядка полезна, для растущего организма. И мы сами себе можем помочь сохранить своё здоровье. По результатам всей проделанной работы был сделан вывод, что через утреннюю зарядку можно не только физически развиваться и прививать интерес к занятиям спортом, но повышать работоспособность детей во время всего учебного дня. Дети с удовольствием выполняют интересные упражнения все вместе и под звуки веселой музыки, что, кроме того, дает особую сплоченность в коллективе.
В результате проведенного исследования гипотеза подтвердилась.
Используемая литература
1. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … – Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940.
2. Интернет ресурсы – http://steroidman.ru/fitness/1389- utrennya...prazhnenij.html - http://steroidman.ru/fitness/1389-%20utrennya...prazhnenij.html
3. Уроки физкультуры в начальной школе: 1-4 классы: Методические рекомендации. В.И. Ковалько - 2-е изд
4. Оздоровительно-развивающие игры для школьников./О.В.Козырева.-М.: Просвещение, серия: Школьное воспитание, 2007
5. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - Москва, 1990.
6. Копылов Ю.А. Учить правильно дышать // Физическая культура в школе. - 2002. - №4. - С. 16-18.
7. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физкультурно-оздоровительное занятие в общеобразовательной школе. - Москва «Чистые пруды», 2005.
Слайд 1
Тема: «Устное народное творчество немецкого народа»Слайд 2
Россия – страна с богатым культурным наследием, которая уважает, чтит и развивает творчество любого народа, живущего в России. Зная традиции, знаем народ, Знание к истине нас приведет! Чтим мы традиции – предков завет, Мудрость народа жизненный свет! Мудрости учимся, учимся жить, Добрыми, умными, сильными быть
Слайд 4
Проблема: повлияла ли миграция населения на сохранение устного народного творчества немцев. Гипотеза: если мигрирует население, то сохраняются обычаи и традиции коренного населения. Цель исследования: изучение устного народного творчества коренного населения для сохранения обычаев и традиций .
Слайд 5
Задачи проекта: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Собрать материал по устному народному творчеству коренного населения . 3. Обогатить словарный запас на родном языке. 4. Рекомендовать материал по устному народному творчеству для использования на уроках литературы, в воспитательной работе класса, школы. 5. Собранный материал использовать на экскурсиях в школьном музее.
Слайд 6
Объект исследования: устное народное творчество. Предмет исследования: традиции и обычаи немецкого населения.
Слайд 7
СЧИТАЛКИ СКОРОГОВОРКИ ЗАГАДКИ ЧАСТУШКИ ПОГОВОРКИ Устное народное творчество ПОСЛОВИЦЫ СКАЗКИ ПЕСНИ
Слайд 8
Устное - передавалось из уст в уста. Народное – сочинял народ. Творчество – от слова « творить».
Слайд 9
Процентный состав немецкого населения 1993 – 2013 года
Слайд 10
Немецкие народные сказки Белый голубок Каменное сердце Королёк и медведь Ослик Маленькие человечки
Слайд 11
Немецкие пословицы и поговорки Alles zu seiner Zeit . Русский аналог: Всему своё время. Der Appetit kommt beim Essen . Русский аналог: Аппетит приходит во время еды.
Слайд 12
Немецкие народные загадки Немецкая народная загадка: Was ist kleiner als eine Maus u nd füllt doch ein ganzes Haus ? (die Schnecke ) Русский аналог: Что маленькое как мышь И имеет целый дом? (Улитка) Немецкая народная загадка: Ich habe viele Blätter , aber ich bin doch keine Baum. (das Buch ) Русский аналог: У меня много листиков, но я не дерево. (книга)
Слайд 13
Немецкая песенка Ringel , Ringel , Rosen , Sch ö ne Aprikosen , Veilchen und Vergißmeinnicht « Alle Kinder setzen sich !»
Слайд 14
В гостях у Шох Екатерины Клименьтьевны
Слайд 15
Количество учащихся коренной национальности
Слайд 17
Результаты анкетирования учащихся начальной школы - знание немецкого устного народного творчества на 1 сентября 2016 года - знание немецкого устного народного творчества на 1 декабря 2016 года
Слайд 18
Выводы и рекомендации: Изучили устное народное творчество немцев, пополнили свой словарный запас. 2. Установили , что изучение обычаев и традиций хранит культурное наследие коренного населения . 3. Рекомендовали использовать данный материал на уроках литературы, познания мира, в воспитательной работе школы . 4. Пополнили музей материалом по устному народному творчеству коренных жителей села.
Слайд 1
Тема: «Устное народное творчество немецкого народа»Слайд 2
Россия – страна с богатым культурным наследием, которая уважает, чтит и развивает творчество любого народа, живущего в России. Зная традиции, знаем народ, Знание к истине нас приведет! Чтим мы традиции – предков завет, Мудрость народа жизненный свет! Мудрости учимся, учимся жить, Добрыми, умными, сильными быть
Слайд 4
Проблема: повлияла ли миграция населения на сохранение устного народного творчества немцев. Гипотеза: если мигрирует население, то сохраняются обычаи и традиции коренного населения. Цель исследования: изучение устного народного творчества коренного населения для сохранения обычаев и традиций .
Слайд 5
Задачи проекта: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Собрать материал по устному народному творчеству коренного населения . 3. Обогатить словарный запас на родном языке. 4. Рекомендовать материал по устному народному творчеству для использования на уроках литературы, в воспитательной работе класса, школы. 5. Собранный материал использовать на экскурсиях в школьном музее.
Слайд 6
Объект исследования: устное народное творчество. Предмет исследования: традиции и обычаи немецкого населения.
Слайд 7
СЧИТАЛКИ СКОРОГОВОРКИ ЗАГАДКИ ЧАСТУШКИ ПОГОВОРКИ Устное народное творчество ПОСЛОВИЦЫ СКАЗКИ ПЕСНИ
Слайд 8
Устное - передавалось из уст в уста. Народное – сочинял народ. Творчество – от слова « творить».
Слайд 9
Процентный состав немецкого населения 1993 – 2013 года
Слайд 10
Немецкие народные сказки Белый голубок Каменное сердце Королёк и медведь Ослик Маленькие человечки
Слайд 11
Немецкие пословицы и поговорки Alles zu seiner Zeit . Русский аналог: Всему своё время. Der Appetit kommt beim Essen . Русский аналог: Аппетит приходит во время еды.
Слайд 12
Немецкие народные загадки Немецкая народная загадка: Was ist kleiner als eine Maus u nd füllt doch ein ganzes Haus ? (die Schnecke ) Русский аналог: Что маленькое как мышь И имеет целый дом? (Улитка) Немецкая народная загадка: Ich habe viele Blätter , aber ich bin doch keine Baum. (das Buch ) Русский аналог: У меня много листиков, но я не дерево. (книга)
Слайд 13
Немецкая песенка Ringel , Ringel , Rosen , Sch ö ne Aprikosen , Veilchen und Vergißmeinnicht « Alle Kinder setzen sich !»
Слайд 14
В гостях у Шох Екатерины Клименьтьевны
Слайд 15
Количество учащихся коренной национальности
Слайд 17
Результаты анкетирования учащихся начальной школы - знание немецкого устного народного творчества на 1 сентября 2016 года - знание немецкого устного народного творчества на 1 декабря 2016 года
Слайд 18
Выводы и рекомендации: Изучили устное народное творчество немцев, пополнили свой словарный запас. 2. Установили , что изучение обычаев и традиций хранит культурное наследие коренного населения . 3. Рекомендовали использовать данный материал на уроках литературы, познания мира, в воспитательной работе школы . 4. Пополнили музей материалом по устному народному творчеству коренных жителей села.
Рисуем кактусы акварелью
Галка в чужих перьях
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Просто так