Исследование о могуществе и чудодейственной силе слова.
Вложение | Размер |
---|---|
"Слово русское, родное" | 20.35 КБ |
«Слово русское, родное».
«Если есть в мире вещи, достойные названия чудо,
слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них».
Лев Владимирович Успенский.
Кроме бессмертной души, Господь Бог подарил нам еще один бесценный дар – дар слова. Обладая двумя этими дарами, человек превосходит все живое на Земле и приближается к Богу.
Благодаря слову, этому прекрасному дару, человек смог познать Своего Создателя, весь видимый и невидимый мир, обустроить жизнь на Земле.
Все народы мира имеют свой язык, общаются между собой и понимают друг друга.
Благодаря языку развивается культура, совершаются открытия в науке и технике.
А что бы было с нами, если бы Бог вдруг отнял этот дар у людей?
Наступил бы страшный хаос и неразбериха, потому что люди перестали бы понимать друг друга! Распались бы семьи, народы, страны, и по всей земле существовали бы только дикие племена.
Все бы перестало работать: заводы, школы, больницы, магазины, метро…
Люди перестали бы думать, потому что и мысли можно выразить только словами.
Как здорово, что мы можем говорить! И какое счастье, что у нас есть великий русский язык!
Огромную силу несет в себе слово. Одним Словом Бог сотворил весь мир и одним Словом творил чудеса. Святые словом исцеляют тела больных, лечат души людей, и часто по слову святого или простого деревенского батюшки страшный грешник, вор или душегуб раскаивается и возрождается к духовной жизни.
Велика была сила молитвенного слова у святого епископа Иакова Низибийского.
Однажды он в пути встретил нищих, которые решили посмеяться над его святостью. Один из них лег голым на землю и притворился мертвым, а другие с лживыми слезами стали умолять святого:
- Отче! Накрой мертвого своей одеждой и дай денег на похороны!
Иаков поверил людям, встал лицом к востоку и усердно молился Богу, прося Его простить грехи умершего и принять душу его во царствие Божие. Затем святой, на радость обманщикам, укрыл тело лежащего своим плащом, дал денег на похороны и отправился дальше.
- Вставай! – крикнули нищие товарищу.
Но товарищ их не вставал, ибо после молитвы, которая читается над мертвыми, он умер на самом деле.
Нищие, в страхе от того, что наделали, бросились за святым, покаялись и умолили его вернуть Иакова к жизни.
Святой сжалился и совершил еще одно чудо: вернул мертвого к жизни.
Язык наш славянский, язык Библии, выразителен, красив и музыкален. На этом добром, певучем языке наши предки молились Богу и Пресвятой Богородице, просили помочь в их нелегкой жизни и избавлении Руси от диких и жестоких врагов.
Славянский язык – память о нашей истории, наши святыня и сокровище, которое обязательно надо сохранить.
«Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть», - утверждал Михаил Васильевич Ломоносов, литератор, историк.
Будучи уверенным, что обычными словами не в силах выразить величие деяний подвижников во славу Христа, агиограф Епифаний Премудрый стремился, призывая на помощь Бога, уповая на покровительство восхваляемого святого Стефана Пермского, так пользоваться обычными средствами языка, чтобы у читателя создалось представление о святом как о человеке совершенно иного духовного типа, чем остальные люди. В «Житии Стефана Пермского» Епифаний достигает настоящей виртуозности и восхваления Стефана.
«Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров», - призывал Дмитрий Андреевич Фурманов.
Мудрое слово всегда в почете. Власть слова велика. Высокий нравственный авторитет имело слово великомученика Аввакума и его сподвижников для старообрядцев.
Как по происхождении, так и по идеологии Аввакум принадлежал к «простецам», к социальным низам. Демократизм одушевлял и его проповедь, и его литературное творчество. Долгий и горький жизненный опыт убедил Аввакума в том, что простому народу живется на Руси тяжело. «И без битья человек насилу дышит, - пишет он в «Житии», вспоминая свое подневольное путешествие в Даурию. – А чуть что - палкой по лбу: не ходи, мужик, умри на работе!» Идея равенства – одна из любимых идей правоверца: «Небо одно, земля одна, хлеб общ, вода такожде». В русских людях он видел братьев и сестер «по духу», не признавая сословных различий. «Али ты нас тем лутчи, что боярыня? – вопрошал он Ф. П. Морозову. – Да единако нам Бог распостре небо, еще же луна и солнце всем сияет равно, такожде земля, и воды, и вся прозябающая по повелению владычно служит тебе не больши и мне не меньши». Аввакум в данном случае ссылается на букву и дух Евангелия. Но в применении к русской действительности 17 века мысль о равенстве приобретает «мирской» и бунтарский оттенок.
Во всех своих произведениях, и прежде всего в «Житии», Аввакум обнаруживает поразительный талант стилиста. Он владеет «русским природным языком» с какой-то особенной свободой и гибкостью. Он ласкает своего читателя-слушателя, называя его «батюшко», «голубчик», «миленькой»… Впервые в древнерусской литературе автор пишет о своих переживаниях, о том, как «тужит», «рыдает», «горюет». Впервые русский писатель дерзает сравнить себя с первыми христианскими писателями – апостолами. «Житие» Аввакума – не только проповедь, но и исповедь.
Невысоко ставя древнерусскую литературу, Симеон Полоцкий считал главной своей задачей создание в России новой словесной культуры. По глубокому его убеждению, только Слово – главный элемент культуры. Симеон представляет себе мир в виде книги или алфавита, а элементы мира – как часть книги, ее листы, строки, слова:
Мир сей преукрашенный – книга есть велика,
еже словом написана всяческих владыка.
Пять листов препространных в ней ся обретают,
еже чюдна письмена в себе заключают.
Слово воспринималось как инструмент преобразования мира, как средство создания новой культуры.
Идут года, за веком век, но восторженные, похвальные речи в адрес Слова не прекращаются. Человек все свое знание о мире, свое понимание действительности прежде всего выражает в слове.
Для поэта 20 века Иосифа Александровича Бродского слово становится не только средством выражения эмоций, но и инструментом познания мира, то есть слово, язык приобретают автономность, самостоятельную жизнь. Язык в понимании Бродского – Муза древних. В творчестве поэта есть абсолют, вечный ориентир, который позволяет его лирическому герою противостоять космической пустоте. Вся мировая поэзия, мировая культура, присутствующая в стихах Бродского, - это тоже форма сопротивления обессмыслившейся физической реальности, способ наделения смыслом каждого отдельного человеческого бытия, потому что слово, будучи нематериальным, нетленно. Эта мысль с предельной ясностью выражена в стихотворении «На столетие Анны Ахматовой» (1989):
Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усеченный волос –
Бог сохраняет все; особенно слова
прощения и любви, как собственный свой голос.
В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,
и заступ в них звучит; ровны и глуховаты,
поскольку жизнь – одна, они из смертных уст
звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.
Великая душа, поклон через моря
на то, что их нашла, - тебе и части тленной,
что спит в родной земле, тебе благодаря
обретшей дар в глухонемой Вселенной.
Сколько мудрых слов сказано о силе и величии русского слова! Достойное место в хвалебной книге о слове занимают высказывания писателей и поэтов об удивительной способности объединять людей и делать их смертельными врагами, исцелять человека и, наоборот, причинять ему страшную боль. «А ведь слово выражает мысль человека, нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места, словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества», - говорил К.С.Станиславский.
…
Самый богатый воробей на свете
Три орешка для Золушки
Яблоко
Зимовье зверей
Нарисуем попугая цветными карандашами