Агния Львовна Барто - известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране практически знает каждый ребенок и взрослый. Ее книги печатались миллионными тиражами. Удивительная женщина, всю свою жизнь посвятившая детям, их воспитанию и проблемам. «Она всегда идет навстречу одному поколению, провожая другое»,- писал о ней Р.Гамзатов. С годами популярность ее книг не ослабевает, тексты Барто никогда не теряют актуальности, и молодые родители, сами воспитанные на строчках Агнии Львовны, неизменно выбирают для своих малышей именно эти стихи.
В данной работе мы попытались найти один из секретов популярности стихотворений Агнии Барто, что обеспечивает их долголетие, в чем заключается их высокое и самобытное мастерство, проанализировав стихотворения поэтессы с точки зрения использования средств художественной выразительности.
Поэтому цель нашей исследовательской работы- изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования в поэзии Агнии Барто.
Актуальность исследования продиктована тем, что 17 февраля 2016 года исполнилось 110 лет со дня рождения А.Л.Барто; исследование средств художественной выразительности в поэзии поэтессы поможет подготовиться к выполнению задания при сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе (задание 3).
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 38.61 КБ |
Вступление.
Агния Барто – явление в отечественной литературе уникальное. Каждый из нас, даже те, кто в школе не вылезал из двоек по литературе, способен процитировать не одно, не два, а десяток её стихов.
Данная исследовательская работа посвящена Агнии Львовне Барто- поэтессе, которая стала классиком ещё при жизни.
На стихах Агнии Барто выросло не одно поколение детей не только нашей страны, но и других государств, входящих в состав СССР. Ее стихи выдержали более 900 изданий на 84 языках общим тиражом 150 миллионов экземпляров. С годами популярность ее книг не ослабевает, тексты Барто не теряют своей актуальности.
В чем же секрет непреходящего успеха стихотворений Агнии Барто?
Ответить на этот вопрос мы попытаемся, проанализировав язык стихов детской поэтессы.
Цель работы – изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования в поэзии Агнии Барто.
Задачи:
-исследовать художественно-выразительные средства языка в поэзии Агнии Барто;
- развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте;
-сделать вывод о значении художественно-выразительных средств языка в поэзии А.Л.Барто.
Актуальность исследования продиктована тем, что 17 февраля 2016 года исполнилось 110 лет со дня рождения А.Л.Барто; исследование средств художественной выразительности в поэзии поэтессы поможет подготовиться к выполнению задания при сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе (задание 3).
Методы исследования: сбор материала, систематизация, выборка материала, анализ.
Средства художественной выразительности в поэзии А. Барто.
Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны.
Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи.
Особую роль играют средства выразительности в художественной речи. Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.
Язык стихов А.Барто изобилует выразительными средствами языка: необычными сравнениями, фразеологизмами, олицетворениями, эпитетами, каламбурами, переосмыслениями ходовых метафор, перенесением смысла из метафорического в буквальный, а из буквального в метафорический.
Перейдём к исследованию художественно-выразительных средств языка в поэзии Агнии Барто.
Так, её стихи насыщены аллитерациями, повторами, создающие ощущение сложного и яркого узора:
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
А в стихотворении «Про Шурочку» ,помимо шуршания листвы, словно бы подхватывающей и повторяющей её имя –«Шурочка, Шурочка», автор использует и лестные эпитеты:
Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка...
Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка..
В стихотворении «Завитушки» особое значение приобретает его насыщенность звуковыми повторами, ассонансами:
…решила ученица
Появиться завитой…
Клава молвила: — Подружки,
Я и вправду чуть жива!
Я металась на подушке:
Спать мешали завитушки —
Вся в бумажках голова.
Здесь фонетические повторы, избыточные ассонансы подчеркивают легкость и несерьёзность речи; они вполне соответствуют образу Клавы, передают существенные её черты и особенности.
«Игра в слова». Это стихотворение поэтессы можно назвать гениальным – в нем сочетаются поистине богатый язык, очень тонкий и очень точный юмор и важная воспитательная идея.
Стихотворение все построено на игре слов, особенностях акцентологии, паронимии, аллитерации:
Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.
……………………
Скажи «Родник» —
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чем.)
........................
Отца спросила дочка:
— Не знаю, как прочесть,
Есть слово «провол́очка»
И «пр́оволочка» есть.
А что такое «́атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «́атлас»,
Но есть ведь и «атл́ас».
В поэме «Звенигород» мы читаем о воспитательнице Анне Павловне:
Видит всех она насквозь...
Вдруг подходит к Ване,
Говорит:—Лягушку брось,
Не держи в кармане!
Здесь метафора воспринимается в буквальном смысле. Воспитательница так хорошо изучила своих подопечных, что ребятам кажется, что она видит их насквозь в буквальном, а не только в переносном смысле.
А вот еще пример метафоры из стихотворения «Разлука»:
Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой причёске…
Чтобы придать живость и образность своим стихам, А.Барто использует фразеологизмы:
Речка сбросила мостки,
Вырвалась из плена.
Все ей нынче пустяки.
Море по колено!
Или:
Встает на утро он чуть свет.
- Куда собрался?
- В райсовет!
В своих стихотворениях Агния Барто использует сложные синтаксические конструкции, которые наиболее точно могут передать нужное настроение. Это предложения с однородными членами, оборванные неполные предложения, что придает динамику действиям:
Я люблю ходить вдвоем
В поле, в лес, на водоем,
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь.
……………………
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно...
Ух, сильное кино!
Рассмотрим стихотворение «Перед сном»:
В саду такое буйство !
Тут властвуют цветы.
Тюльпанами любуйся ,
Нарциссами любуйся
До самой Темноты !
В первой строке прослеживается оксюморон , несовместимое понятие буйства и сада.
Выявлен троп - гипербола, властвуют цветы, как преувеличение тех или иных свойств
изображаемого предмета или явления.
Обнаруживается эпифора - повторение слов, состоящих из перечислений .
Тюльпанами любуйся ,
Нарциссами любуйся…
Так же в форме шутливого преувеличения в стихотворении «Веревочка» показана неугомонность Лиды, которая во что бы то ни стало хочет научиться прыгать через веревочку и упражняется без передышки:
— Почему всю ночь в передней
Кто-то топает, как слон?
— Ну,— сказала бабушка,—
Не хватит ли пока?
Внизу, наверно, сыплется
Известка с потолка.
Рассмотрим, какие средства художественной выразительности использованы в следующем стихотворении Агнии Барто :
Я лежу, болею,
Сам себя жалею.
Повздыхаю на спине,
Снова на бок лягу...
Не идут друзья ко мне
Навестить беднягу.
Я лежу, болею,
Сам себя жалею.
Где товарищи мои?
Как проводят лето?
Без меня ведут бои
На футболе где-то...
Автор использует афоризмы - краткое, меткое и образное изречение, в строчках :
Я лежу, болею
Сам себя жалею.
Примеры синекдохи и анафары мы видим в следующих строках:
Как товарищи мои?
Как проводят лето?
Это помогает усилить выразительность и экспрессивность речи, а вопросительные предложения являются эмоциональным откликом на ситуацию.
А.Л.Барто умеет одной меткой и ёмкой фразой выразить и характер персонажа, и самый смысл той или иной истории. Она говорит о тех, кто прибегает к нечестным приёмам, чтобы только оказаться на первом месте:
Кстати ли, некстати ли,
Скажу начистоту:
Такие показатели
Грязнят всю чистоту.
Здесь поэтесса раскрывает в незатейливом каламбуре, аморальную изнанку той «показухи», которая может испортить и скомпрометировать любое начинание .
Сюжет, диалог, интонация, композиция, паузы, умолчание- всё это в стихах А.Барто слагается в цельную систему, определяемую характером ее живого, непосредственного разговора со своей аудиторией.
Так, в стихотворении « Я люблю ходить вдвоем», поэтессе удалось точно и эмоционально передать настроение и состояние героя. Для этого она использует предложения с однородными членами, оборванные неполные предложения, диалог, умолчание.
Я люблю ходить вдвоем
В поле, в лес, на водоем,
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь.
Я люблю кричать: «Гляди!
Посмотри! Постой-ка!
Видишь, речка впереди!
Лодок, лодок сколько!..»
И с обрыва, с высоты
Я зову: «Ау! Где ты?
Погляди с обрыва,
Как вокруг красиво!»
Я один брожу в лесу...
(Так бывает редко.)
Задрожала на весу,
Закачалась ветка.
Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
Крикнуть некому: «Постой!»
Я один...
Мне красотой
Поделиться не с кем.
Агния Барто , борется за подростка, защищая юную, еще только формирующуюся душу от бездуховности, эгоизма, ложных ценностей, равнодушия, которые, увы, не зарождаются сами по себе, а приходят из «взрослого» мира.
Заключение.
Проведение такого исследования преследовало цель ответить на вопрос: в чем секрет стихотворений Агнии Барто, почему ее творчество остается популярным и любимым уже многие годы.
Во-первых, на мой взгляд, А.Барто удивительно тонко, точно угадывает мысли своего читателя, разговаривает с ним как бы на равных, и потому смысловая нагрузка ее стихов естественно и незаметно достигает цели.
Стихи Барто читаются весело, легко, интересно. В них нет голых поучений, они будят в читателе самые добрые чувства: честность, взаимную поддержку, стремление к подлинной красоте, отвращение ко всякого рода фальши. Поэзия А.Л. Барто учит чуткости и вниманию к детям. Стихи ее, как правило, доказывает общность того мира, где живут дети и взрослые, и это закономерно, так как взрослые – это вчерашние дети, а дети – завтрашние взрослые.
Стихотворения Агнии Львовны по интонациям очень близки к детской речи, легко выговариваются. Это свойство, отличающее стихи Барто от произведений других детских поэтов. В то же время каждое из них имеет «свое лицо», индивидуально. Все они новы и по сюжету, и по ритму, и по образному строю.
Произведения Барто почти всегда двухадресны: они обращены и к младшему и к старшему поколению.
Во-вторых, самый язык стихов А.Барто изобилует необычными сравнениями, фразеологизмами, олицетворениями, эпитетами, каламбурами, метафорами, что помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.
А. Барто никогда не упускает из виду звучание своего «детского стиха», постоянно заботиться о том, что Маяковский называл «звуковым качеством». Она знает, что дети не любят стихов ритмически вялых, фонетически аморфных, и стремилась передать произведению предельно четкое звучание.
Все это вместе составляет тот секрет Агнии Львовны Барто, который мы хотели раскрыть, тот феномен ее поэзии, который делает ее произведения вечными, который заставляет читателей вновь и вновь возвращаться к творчеству этой великой поэтессы.
Библиография
Развешиваем детские рисунки дома
Лиса-охотница
Алые паруса
"Разделите так, как делили работу..."
Ветер и Солнце