Анализ стихотворения Марины Цветаевой "Книги в красном переплете" представлен в презентации. В центре внимания языковая ткань стихотворения.
Вложение | Размер |
---|---|
neizmenivshie_druzya.pptx | 885.76 КБ |
Слайд 1
«… Неизменившие друзья В потертом, красном переплете» (Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Книги в красном переплете») Номинация «Исследование» Районная лингвистическая конференция «Поэтический мир одного стихотворения» Работа учащейся 6 класса филиала МКОУ Кудринской ООШ « Пелеговская ООШ» Муравьевой Олеси . Руководитель учитель русского языка и литературы Ильинская Е.В. с. Пелегово 2015 годСлайд 2
29.03.2015 2 Фрагмент обложки первой книги Марины Цветаевой «Вечерний альбом» с надписью приятельнице: “Милой Белле Фейнберг на память о коктебельском мирке. Марина Цветаева. Коктебель, 7-го июля 1911 года”. Мари́на Ива́новна Цвета́ева — русская поэтесса, прозаик , переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века . Отец , Иван Владимирович Цветаев, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед. Мать, Мария Мейн была пианисткой. Марина начала писать стихи ещё в шестилетнем возрасте, не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом. Мария Александровна умерла в 1906, когда Марина была еще юной девушкой. К памяти матери дочь сохранила восторженное преклонение . В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона ) на свои собственные деньги первый сборник стихов — « Вечерний альбом », в который были включены в основном её школьные работы. Стихотворение «Книги в красном переплете» вошло в этот сборник.
Слайд 3
29.03.2015 3 “…едва научившись читать, она набросилась на книги и принялась читать всё без разбору: книги, которые давала ей мать и которые брать не разрешала, книги, которые должен был читать, но не читал — не любил — старший Андрюша, книги, стоявшие в запретном для Марины шкафу сестры Лёры...” После смерти матери «Марина отходила от людей и замыкалась в книгах».
Слайд 4
29.03.2015 4 У Цветаевой главным символом детства стала книга. А любимые книги детства оказываются для неё истинной ценностью. «Книги в красном переплёте»: слово “книги” стоит во множественном числе, а “в переплёте” — в единственном. Что это может обозначать? Мне кажется, что автор создаёт впечатление единого целого, возможно, речь идёт о собрании сочинений, а не отдельных томах. Исследую название стихотворения. Картине прошлого посвящена основная (центральная) его часть, которая окружена размышлениями уже повзрослевшей героини Исследую, как построено стихотворение.
Слайд 5
29.03.2015 5 Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете, Неизменившие друзья В потертом , красном переплете. Исследую текст стихотворения. Метафора помогает понять, что героине было хорошо в прошлом. “Рай детского житья” — это счастье, наслаждение, блаженство. Эпитетом « неизменившие » Цветаева показывает свою неимоверную любовь к книгам. Книги для Цветаевой действительно были живее и реальнее, чем люди, о чём она неоднократно говорила. Эпитет «потертые» говорит о книгах, которые часто держали в руках, читали и перечитывали, потому что они интересные. Автор начинает стихотворение спокойно, размеренно, неспешно Инверсия «привет прощальный» говорит, что детство больше не повторится. Не повторятся эти прекрасные мгновения, когда можно уединиться с книгой и забыть обо всём
Слайд 6
29.03.2015 6 Чуть легкий выучен урок, Бегу тот час же к вам, бывало, - Уж поздно!- Мама, десять строк !...- Но, к счастью, мама забывала. Дрожат на люстрах огоньки... Эти слова говорят нам о том, что героине поскорее хочется сесть за книгу и снова погрузиться с головой в этот загадочный мир, где она чувствует себя гораздо лучше, чем в реальном . Эпитет «легкий» утверждает, что уроки героине не кажутся сложными. Глагол “бегу”, и наречие “тотчас” , вводное слово «бывало» показывают на повтор такой ситуации. В соседней комнате мать, время от времени напоминает девочке, что пора отправляться в постель. Но лирической героине уже не оторваться от книги. А мама забывала и не очень-то настаивала. А главное, оказывается, она сама была чем-то увлечена. Ответ даёт следующая, третья строфа.
Слайд 7
29.03.2015 7 Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана и Кюи Я узнавала судьбы Тома. Темнеет, в воздухе свежо... Том в счастье с Бэкки полон веры . Вот с факелом Индеец Джо Блуждает в сумраке пещеры... Вспоминая прошлое, героиня восклицает: «Как хорошо за книгой дома !» Это предложение показывает уютный дом, в котором живет любовь к искусству, культуре. Из стихотворения мы узнаем, что девочка любила читать книги под музыку. Её мама играла на рояле в соседней комнате . Героиня словно путешествует по страницам разных книг, значит автор говорит о собрании сочинений. Когда юная поэтесса читает, она как бы переносится в их мир и чувствует то же самое, что и они. Метонимия (“под Грига, Шумана, Кюи”) показывает на спокойствие, умиротворение, а чудесная (непростая) музыка — тот самый рай, о котором уже было сказано.
Слайд 8
29.03.2015 8 Кладбище... Вещий крик совы ... (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки Приемыш чопорной вдовы, Как Диоген, живущий в бочке. Светлее солнца тронный зал, Над стройным мальчиком - корона... Вдруг - нищий! Боже! Он сказал: "Позвольте, я наследник трона!" Многоточие в этой строфе показывает умолчание, недосказанность, и подтверждает испуг героини . Обратим внимание на скобки, которые принимаются многими как « ненужные». А у скобок совсем другая, важная роль. Здесь в них передаётся чувство героини, которое она испытывает при чтении. В этой строчке поэтесса ставит тире потому, что оно тут более многозначительно. Так, знаки препинания в этом предложении усиливают значение слова «вдруг». «Чопорной» - неестественно строгая в поведении. Использование этого слова тоже усиливает страх читающей девочки. В 4-й и 5-й строфах автор показывает читателю события из книги («летит», «живущий») только в настоящем времени. Так создаётся ощущение времени “здесь и сейчас”.
Слайд 9
29.03.2015 9 Ушел во тьму, кто в ней возник. Британии печальны судьбы... - О, почему средь красных книг Опять за лампой не уснуть бы? О, золотые времена, Где взор смелей и сердце чище! О, золотые имена: Гекк Финн, Том Сойер , Принц и Нищий! Лирическая героиня вспоминает: «О золотые времена…». Она использует эпитет «золотой» для того, чтобы показать как она дорожит своим детством, которое давно ушло. В этих строках виден цвет стихотворения. Золотой цвет, цвет чистоты, который приносит радость от чтения, от воспоминаний детства. В последней строке, риторическим вопросом автор снова назовет имена своих детских героев-друзей, рожденных фантазией Марка Твена: Гекк Финн, Том Сойер , Принц и Нищий. В седьмой строфе интонация меняется. Оставляя любимых героев, лирическая героиня стихотворения на какое-то мгновение погружается в свои чувства – появляется многоточие. Но затем — эмоциональный взрыв, усиленный троекратным “О” (финальная часть при этом выделена при помощи тире).
Слайд 10
29.03.2015 10 О чем же это стихотворение? Я думаю, что оно не только о любимых книгах, о любимом занятии — чтении. Возможно, оно о чуде творческого воображения, счастье сопереживания, музыке, культуре, золотой, безмятежной поре детства, всё понимающей маме...
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Слайд 12
29.03.2015 12 1. Виктория Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой» http://www.synnegoria.com/tsvetaeva/WIN/shveizer/shvB22.html 3. https://ru.wikipedia.org 4. http://www.litra.ru/ Используемая литература: 2. Саакянц А.А. «Марина Цветаева. Жизнь и творчество» http://www.russofile.ru/articles/article_97.php
Сочини стихи, Машина
На горке
Юрий Визбор. Милая моя
Паук
Можно от Солнца уйти...