Афанасий Фет – самый смелый экспериментатор в русской поэзии XIX века, прокладывающий свой путь в будущее. Философское осмысление жизни, особый склад лирического дарования, сверхчуткое художественное восприятие природы не предполагают знакомства читателя с предыдущим творчеством поэта, оно открыто для ассоциативных связей, это
как бы запись одного мгновенного переживания или впечатления в цепи переживаний. Это звено в цепи, не имеющей взаимного начала и конца, но этот «кусочек жизни» самостоятелен, он органичен и значим своей самостью. Именно с этих позиций философии и эстетики рассмотрено творчество великого певца русской природы, а вектор исследования направлен на выявление импрессионистических тенденций в поэтических образах утра и вечера в лирике А.А. Фета.
В двух главах работы прослеживается отношение поэта-импрессиониста к природе, а именно изображению утра и вечера не только лишь как объектов художественного восторга, эстетического наслаждения, но и как органического единства с переживаниями, чувствами человека.
Хронотоп фетовских стихотворений разлит в мире звуков, красок, чувств. Поэт улавливает самые сокровенные минуты бытия. Если это время суток, то обязательно утро или вечер; если время года – то обязательно весна. У многих поэтов есть «своя» тема, у Фета же есть свои любимые поэтические образы, которые предстают по-новому в каждом новом стихотворении – утро и вечер. Эту загадку видения поэта неповторимости в обыденном будет исследовать не одно поколение поклонников поэзии, наслаждаясь прозрачностью звука и чистотой слога удивительного поэта - Афанасия Афанасьевича Фета.
Автор работы предприняла попытку структурирования стихотворений по предмету исследования, рассмотрела в каких отношениях (бинарных или полярных) находятся поэтические образы утра и вечера, а также осуществила литературоведческий анализ отдельных (не программных) произведений Фета и определила черты импрессионизма в этой группе стихотворений.
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskiy_vcher_utra_i_vechera_v_lirike_poeta-impressionista_a.feta_.doc | 114.5 КБ |
XX городская открытая научная конференция школьников, посвященная памяти академика А.А. Ухтомского
ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
УТРА И ВЕЧЕРА
В ЛИРИКЕ А.А. ФЕТА-ИМПРЕССИОНИСТА
Шабаршина Елена Владимировна,
дата рождения: 03.06.1996 г.
МОУ СОШ № 35, 10 класс
Научный руководитель
Белякова Людмила Михайловна,
дата рождения: 21.05.1955
учитель русского языка, литературы и
мировой художественной культуры
МОУ СОШ №35;
Ткаченко Юлия Николаевна,
Дата рождения 21.08.1972;
учитель литературы
высшей квалификационной категории
Содержание
2. Глава I
Лирика А.А. Фета в эстетике «чистого искусства» 3-4
3. Глава II
А.А. Фет как основоположник импрессионизма 4-6
русской поэзии II половины XIX века
4. Глава III
Природа импрессионизма в пейзажной лирике А.А. Фета 7-11
5. Заключение -12-
6. Список использованной литературы -13-
7. Приложение 14-17
Введение
Поэты как реки… Творчество одних можно сравнить с медленным, спокойным и гармоничным течением, другие завораживают своими круговоротами, стремительностью и непредсказуемостью. Воды одних катят мощные волны и не останавливаются ни перед чем, другие же наполнены восхитительной тишиной и таинственностью.
А какова поэзия Афанасия Афанасьевича Фета, творчество которого пришлось на сложный во всех отношениях период как в истории, так и в литературе - II половину XIX века? Почему до сих пор не утихают споры о сущности его поэзии, в какую эстетическую формулу можно заключить его творчество, в чём, по Фету, смысл бытия и назначение поэта? Ответам на эти вопросы стало настоящее исследование, предметом которого выбран поэтический образ утра и вечера в лирике А.А. Фета. Цель работы сформулирована следующим образом:
- выявить импрессионистические тенденции в поэтических образах утра и вечера в творчестве поэта. Обозначенная цель исследования потребовала решения таких задач:
- структурировать стихотворения автора в две группы по предмету исследования: утро – вечер;
- рассмотреть в каких отношениях (бинарных или полярных) находятся поэтические образы утра и вечера;
- осуществить литературоведческий анализ отдельных (НЕ ПРОГРАММНЫХ) произведений Фета и определить черты импрессионизма в этой группе стихотворений.
Познакомившись с монографиями известных литературоведов о творчестве А.Фета, можно сделать вывод, что настоящая тема наиболее глубоко раскрыта современным критиком, писателем Львом Озеровым. Реферируя его труд «А.Фет. (О мастерстве поэта)», следует согласиться с основными выводами о том, что мироощущение поэта тесно связано с природой. Так, как чувствует, понимает, слушает и слышит природу Фет, с ним никто не сравнится, «органическое слияние с миром» [6. – с. 54] способствовало открытию новых горизонтов красоты и гармонии.
Хронотоп фетовских стихотворений разлит в мире звуков, красок, чувств. Поэт улавливает самые сокровенные минуты бытия. Если это время суток, то обязательно утро или вечер; если время года – то обязательно весна. У многих поэтов есть «своя» тема, у Фета же есть свои любимые поэтические образы, которые предстают по-новому в каждом новом стихотворении. Эту загадку видения поэта неповторимости в обыденном будет исследовать не одно поколение поклонников поэзии, наслаждаясь прозрачностью звука и чистотой слога удивительного поэта - Афанасия Афанасьевича Фета.
Меня не видать, зато сам я все вижу…
А. Фет
Глава I
Лирика А.А. Фета в эстетике «чистого искусства»
А.А. Фет занимает совершенно особое положение в русской поэзии второй половины XIX века. Общественная ситуация в России тех лет подразумевала активное участие литературы в гражданских процессах, то есть праздность стихов и прозы, а также их ярко выраженную гражданскую направленность. Некрасов дал начало этому движению, заявив, что каждый писатель обязан «отчитываться» перед обществом, быть прежде всего гражданином, а потом уже человеком искусства. Такую мысль он выразил в стихотворении «Поэт и гражданин». В одной из реплик гражданина: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…». Фет этого принципа не придерживался, оставаясь вне политики, и заполнил, таким образом, свою нишу в поэзии той эпохи.
«Откуда у этого добродушного, толстого офицера, такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» - писал Лев Толстой о Фете. «Лирическая дерзость»… Нельзя точнее определить основное качество фетовской поэзии. Творчество Афанасия Афанасьевича Фета – одна из вершин русской лирики. Тончайшее знание языка природы и человеческой души, умение лаконичными штрихами передать смену чувств, зыбкость и сущность настроений.
Через все творчество Афанасия Фета, - то затихая, то громко звуча, - проходит одна отчаянная, звучащая нота, одна звонкая трагическая доминанта, и тот, кто не чувствует этой струны, тот не чувствует Фета, ибо «все остальные мотивы, находясь как бы на периферии его творчества, и подключены к этой основной линии высокого напряжения» [4. С.68].
Афанасий Афанасьевич Фет – необыкновенно талантливый лирик Его часто называют «чистым лириком». Н. Скатов писал, что суть таланта включает в «уловлении мимолетных впечатлений от явлений природы» [8 – С.134]. Поэт сосредоточился в своем творчестве на прекрасных мгновениях в жизни природы и человека, не случайно Фет считал, что и жизнь человека и окружающий мир бессмысленны и безобразны. Достойны восхищения и поэтического описания лишь отдельные явления, мгновения.
В мировоззрении и эстетических принципах представителей «чистой» поэзии есть много общего – того, что их сближает и составляет сущность направления. Это общее понимание сущности и задач искусства, строгое разграничение «низкого» и «поэтического» в действительности, противопоставление реальной действительности свободному миру поэтической мечты, погруженность в глубины духа, напряженный интерес к тайнам души человеческой, тяга к интуитивному и бессознательному, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке. В своем творчестве поэты «чистого искусства» испытали влияние таких философов,
как Платон, Шеллинг, Шопенгауэр, с их пристальным вниманием и иррациональным глубинам психики, стремлением подвести по метафизику «всеединого сущего» надежный логико-гносеологический фундамент.
«Чистым» лирикам свойственна умиротворенность и идилличность. Можно сказать, что одна из констант их целостного мировидения – идиллический хронотоп, который они по-разному осмысливали в процессе творчества. Идиллический топос явился смысло – и структурообразующей доминантой художественной картины мира поэтов.
«Чистое искусство» сыграло важную роль в становлении конце XIX века символизма и других модернистских течений. В литературных школах, возникших вслед за символизмом (эгофутуризм, имажинизм, отчасти акмеизм), идея «чистого искусства», в сущности, исчерпала себя на русской почве.
Истоки творчества Афанасия Афанасьевича Фета – в его личности и биографии. Свою жизнь поэт разделил на жизнь поэта и жизнь человека. Поэт творил под псевдонимом Фет (его настоящая фамилия – Шеншин). Фет известен не только как автор прекрасных стихотворений; поэт был другом Льва Толстого, Ивана Тургенева, Апполона Григорьева, переводил труды Шопенгауэра и Гейне. И, тем не менее, главным в творчестве Фета можно назвать поклонение красоте в любых её проявлениях.
А.А. Фет был человеком с нелегкой судьбой, являлся незаконно рожденным ребенком и добивался отцовской фамилии и дворянства. Фет (Шеншин) был офицером, затем расчетливым помещиком, который ненавидел все прогрессивное. Поэзия для него стала окном, через которое он проникал из мира вечной скорби в мир красоты. Поэт никогда не говорил о том, что красота может спасти мир, изменить его. Нужно просто уметь увидеть и оценить прекрасные мгновения, а задача поэзии – остановить эти мгновения и зафиксировать их. Поэзия, по мнению Фета, должна выражать невыразимое, будоражащее сознание. Поэзия Фета сродни импрессионизму – он изображает картину, не выражая мысль, он передает впечатление от увиденного, состояние, впечатление, настроение. Прежде всего, поэта влекут загадочные, едва уловимые ощущения, навеянные созерцанием прекрасного, природы, любовью. Все это как бы витает в воздухе.
Глава II
А.А. Фет как основоположник импрессионизма русской поэзии
II половины XIX века
В 1874 году на выставке в Париже молодых художников, отвергнутых официальным Салоном, К.Моне представил свою картину «Впечатление. Восход солнца» (1872). «Впечатление» (impression) дало название новому
направлению, которое в основном проявилось в живописи. В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма.
«Чистое наблюдение», провозглашенное импрессионистами, подразумевало отказ от идеи в искусстве, от обобщения, от законченности. Традиционное изображение требовало абстрагирования от конкретного объекта и впечатлений от него, их суммирования и выделения некой средней идеи, при этом нужно было отсечь случайное, запечатлев общее, главное. Импрессионизм же был против общего, утверждал частное, импрессионисты изображали каждое мгновение. Это означало: никакого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок – инстинктом. Братья Э. и Ж.Гонкур в своих Дневниках, ставших образцом импрессионистической критики, заявили: «…искусство – это увековечение в высшей, абсолютной, окончательной форме какого-то момента, какой-то мимолетной человеческой особенности…». Они же произнесли знаменитую фразу, ставшую формулой импрессионизма: «Видеть, чувствовать, выражать – в этом все искусство».
Импрессионистическая поэтика вполне подходила под теорию натурализма. Натурализм стремился, прежде всего, выражать природу, но во впечатлении от нее. Он требовал правдивости, верности натуре, но это означало верность первому впечатлению. А впечатление зависит от конкретного темперамента, оно субъективно и мимолетно. Поэтому в литературе, как и в живописи, использовались крупные мазки: одна интонация, одно настроение, замена глагольных форм назывными предложениями, замена обобщающих прилагательных причастиями и деепричастиями, выражающими процесс, становление.
Огюст Ренуар – один из самых жизнелюбивых художников в истории искусства. Его называли «живописец счастья», «мастером гармонии», «поэтом детей и женщин». На картинах Ренуара изображен радостный, исполненный безмятежности мир, где нет места грусти и страдания. Ренуар был импрессионистом. Импрессионизм дал ему чрезвычайно много. Он выгнал его из темной мастерской. Импрессионизм открыл ему глаза на непосредственную, живописную и чувствительную прелесть солнечного света.
Импрессионист Ренуар был, прежде всего, художником, влюбленным в бесчисленные цвета, колорит, для которых, так сказать, костяком служил предметный мир.
Стремление Фета «показать явление во всем многообразии его переменчивых форм сближает его с импрессионизмом» [9. – С. 87]. Зорко вглядываясь во внешний мир и показывая его таким, каким он предстает в данный момент, Фет вырабатывает новые для поэзии приемы, импрессионистического стиля.
Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, которое производит данный предмет. Фет изображает внешний мир в том виде, который соответствует сиюминутному настроению поэта.
Новаторство Фета было настолько смелым, что многие современники не понимали его стихотворений, поэтому при жизни Фета его поэзия не нашла должного отклика у современников.
П.И. Чайковский в своем письме к Великому князю Константину (тоже поэту, писавшему под псевдонимом К.Р.) сказал о Фете так: «Считаю его поэтом, безусловно, гениальным. Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант… его часто не понимают, а есть даже такие господа, которые смеются над ним…».
Это ещё раз подтверждает то, что в свое время Фета не поняли.
Только двадцатое столетие по – настоящему открыло Фета, его удивительную поэзию, которая раскрывает перед нами весь мир.
Стихи А.Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы.
«Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу...». - К.Д. Бальмонт.
«В традиционной мировой и русской лирике тема природы является одной из основных, обязательно затрагиваемых тем. И у Фета также эта тема отражается во многих его стихотворениях. Тема природы в его произведениях тесно переплетается и с любовной лирикой, и с характерной для Фета темой красоты, единой и неделимой. В ранних стихотворениях 40-х годов тема природы выражена не явно, образы природы общи, не детализируются:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна… [2. – Т.1 - С.45]
Глава III
Природа импрессионизма в пейзажной лирике А.А. Фета
Импрессионизм воздействует на человеческие чувства. Основа чувств – впечатления. Впечатление – от слова печать, некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов.
Фет в своем стихотворении играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения «милого лица» и изменения в природе подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытался её сохранить в своих стихотворениях.
Одним из ярких примеров импрессионизма в творчестве А.А.Фета является безглагольное стихотворение «Это утро радость эта…».
В чем «изюминка» этого стихотворения? Здесь нет ни одного глагола. Но столько движения, столько жизненной энергии заложено в каждой строчке!
Читается это стихотворение на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху. Этот прием «одного предложения» смог как нельзя лучше передать движение жизни, «воскрешение» природы весной:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод. [2. – Т.1 - С. 67]
Шедевром стало одно известное безглагольное стихотворение А.А. Фета: «Шепот, робкое дыханье…». Темой данного стихотворения является природа. Автор использует глаголы – это придает стихотворению выразительность и красоту. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает её плавной. Все три строфы этого стихотворения образуют одно предложение. Стихотворение очень красивое, певучее, хочется придумать к нему музыку и спеть.
Стихотворение это прозрачное, меткое, действие которого происходит на лугу, недалеко от ручья, на природе. Читая его, мысленно переносишься на луговую поляну, свежесть вливается в душу. Хочется остаться там навсегда, никогда и никуда не уходить.
«Шепот, робкое дыханье» - само название говорит само за себя. Шепот – это что-то очень тихое, что-то таинственное не нарушающее тишину. Робкое дыханье – это тихое дыхание, схожее с шепотом. Это все для того, чтобы не нарушить «жизнь» природы, её состояние. Автор использует в своем стихотворении неожиданные ассоциации, например, одна из них –
«свет ночной». Как ночью может быть свет? Ночью наступает покой, тишина и темнота.
Афанасий Афанасьевич Фет владел особым чувством природы. Он восхищался красотой мира безотчетно, непосредственно, как влюбленный юноша. Поэт создавал необычные пейзажные зарисовки, стремился рассказать о своих впечатлениях, навеянных природой. Всякая мысль у Фета рождена эмоцией. В каждом своем произведении он выражает целую гамму изменчивых чувств, переживаний, настроений, вызванных различными явлениями природы, которые у поэта всегда прекрасны. В 1857 году Фет написал стихотворение «Еще майская ночь…».
Название стихотворения говорит само за себя. Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, поэтому во всем тексте множество восклицаний:
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май! [2. – Т.1. - С.234]
Лирический герой начинает свой монолог с показа общей картины этой дивной ночи. Чем она так хороша? «Нега» - вот её характеристика. Ночь нежна. Её теплый, приятный воздух дышит ароматами цветов и трав. За это герой благодарен родному краю, к которому он обращается. Почему в майскую ночь персонаж вспоминает о зимнем «царстве»:
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май! [2. – Т.1. - С.234]
Может быть, потому что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снег?
Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе:
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь. [2. – Т.1. - С.234]
Во второй строфе поэтическое пространство немного сужается. Герой пейзажной лирики Фета всегда растворен в природе, является её неотъемлемой частью, поэтому способен воспринять и оценить многие достоинства этого мира, недоступные для обычных людей:
Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор. [2. – Т.1. - С.234]
Как тонко подмеченная каждая деталь! Ничто не ускользнуло от внимательного взгляда автора. С помощью чувственных олицетворений («звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»). Фет передает жизнь природы, которая всегда рядом с человеком, сочувствует ему, отвечает на его состояние. Не случайно с настроением новобрачной девы сравнивается «переживание» деревьев. Это сопоставление встречается
еще в устном народном творчестве. Издавна на Руси сравнивали березу и девушку. Однако Фет находит новое в этой традиции. Он сопоставляет счастливый трепет березы, которую «венчает» свежая листва, и невесты в свадебном уборе.
В этом стихотворении заметна такая тенденция: изображая майскую ночь в деталях, автор тяготеет к понятиям женского рода (нега, песнь, душа, тревога, любовь, береза, дева и другие). Почему? Но ведь и ночь, и весна того же рода! Видимо, Фет сознательно или интуитивно указывает здесь на то, что природа женственна, отсюда ее красота и гармония, которые всегда будет воспевать поэт:
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной – и последней, может быть. [2. – Т.1. - С.234]
В этой последней строфе заключается кульминация и идея стихотворения. Отрицания в последней строфе, а также эпитеты «невольной», «последней» свидетельствуют о том, что лирический герой переполнен чувствами. Его великое счастье граничит с глубоким отчаянием, так как он боится потерять прекрасные мгновения майской ночи. Они безвозвратны, потому что неповторимы.
А.А.Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создававший яркие, незабываемые картины природы, отразивший сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его как представителя «чистого искусства» осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота.
Стихотворение «Вечер» так же можно отнести к лирике природы, где ярко прослеживаются черты импрессионизма.
Стихотворение небольшое – всего три строфы, но они создают удивительно красивую поэтическую зарисовку борьбы между стихиями дня и ночи, в результате которой ночь побеждает.
Фет с помощью глаголов предает движение души и природы.
Стихотворение начинается с описания вечера:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу... [2. –Т.2 – С.56]
Фет – замечательный мастер слова. Эпитеты «ясная» (река), «померкший» (луг), «немая» (роща) создают дивную картину приближающегося вечера. Удивительно дополняют всю картину чуть уловимые оттенки переходного состояния природы:
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака. [2. –Т.2 – С.56]
Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично и едино слито умелой рукой мастера. Очень ярко поэт описывает образ солнца:
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака. [2. –Т.2 – С.56]
В одном предложении сразу два сравнения: «как дым, облака», а образ солнца метафоричен, солнце прячется за горизонтом, оставляя свой след на «небесной перине». Стихотворение «живое», оно наполнено звуками природы, солнца.
И река у Фета – это живое существо, она «лучами убегает на запад», любое препятствие ей не помеха, потому что все в природе гармонично, и вот этот лучезарный поток направляется вперед.
Фет – тонкий лирик. Он создает притихшую картину природы, при этом она удивительно богата красками и звуками: «прозвучало», «прозвенело» и так далее.
Завершающая третья строфа рисует победу ночи над вечером. Борьба эта, правда, чуть заметна сначала « в дыханье ночном», «звездным огнем». Картина наступления ночи метафорична, что придает ей какую-то прелесть, сказочность.
Фет вошел в историю русской поэзии как представитель, так называемого, «чистого искусства». Он утверждал, что красота - единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском. Фет обогатил русскую лирику новыми ритмами, интонациями, новыми приемами.
Очень мелодичное и интересное стихотворение – «Уснуло озеро; безмолвен черный лес…». В центре стихотворения один из распространенных художественных образов импрессионизма – вечер. Стихотворение наполнено тишиной и гармонией – все спит: лес, луна, рыбаки, ветер, тишина в стихотворении подчеркнута автором: «Как тихо» мир спит, отсутствуют звуки, минимизированы краски, в стихотворении почти нет эпитетов, но жизнь продолжается. Это внутреннее движение жизни придает внутреннею гармонию всему стихотворения, оно расширяет пространство, читатель видит не только озеро, но и безграничность вокруг него. Мир необъятен, мир прекрасен! Фет остается верен той формуле красоты, которая находит выражение во всем его творчестве: красота – это гармония. Полузвуки, полу-ощущения вместе с таинственностью несут и удерживают мысль о бесконечности мироздания. Интересна композиция стихотворения, совершается некое движение по кругу («уснуло озеро», «широкий круг», «трава на воде»).
Все действие происходит на озере, у воды. Известно также, что вода способствует распространению звука, вот почему лирический герой слышит каждый шорох:
Каждый звук и шорох слышу я [2. –Т.2 – С.99]
Глаголы в стихотворении передают медленный ритм жизни: «выплывает», «скользит», «шевельнет», «плеснет», «слышу», «колыхают». Преобладание глаголов несовершенного вида говорит о том, что ночь не вступила в свои права, она окружает только озеро. Ещё миг, и весь мир будет объят сном.
Яркой особенностью лирики А.Фета стала мелодичность. Известный исследователь Е. Маймин писал: «Разнообразие ритмико-синтаксических отношений и соответствующих им мелодических линий в лирике Фета безгранично» [5. – С.143]. Чтобы убедиться в этом, можно сравнить два следующих стихотворения: «Какая ночь! Как воздух чист…» и «Туманное утро».
Оба стихотворения написаны одним и тем же размером — четырехстопным ямбом со смежными мужскими рифмами. Такая рифмовка, как уже отмечено, не предполагает строфического членения; разбивка в одном случае на шестистишия, в другом на восьмистишия поддерживается синтаксическими средствами. Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист... » состоит из простых параллельных предложений, занимающих по стиху или по полустишию, кроме заключительного предложения, занимающего два стиха. Стихотворение «Туманное утро» состоит из двух фраз, развернутых каждая на строфу. Каждое восьмистишие представляет собой сложноподчиненное предложение с «глубокой» синтаксической перспективой — потоком придаточных предложений и причастных оборотов разной зависимости, разбег которых резко останавливают завершающие строфу короткие главные предложения, параллельные по форме и значению. Это показывает нам то, насколько безграничны мелодические линии в лирике поэта.
Творчество Афанасия Афанасьевича Фета также отличается мелодичностью, музыкальностью. Всему этому помогают яркие эпитеты, присущие поэзии поэта. Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет. [2. –Т.2 – С. 156]
Он видел красоту в земном и обыденном, усматривал идеальное и вечное в повседневном и преходящем. Фет был импрессионистом: неясные зарождающиеся движения души, которые невозможно точно назвать, поэт умел навеять на душу читателя. Источником творчества может стать обычная прогулка, увиденный пейзаж или даже мимолетное настроение.
Мир Фета можно назвать миром «единства противоположностей», гармоничного их слияния. Это противопоставление образов можно ясно увидеть в словосочетаниях из строчек его стихотворений: «пурпурные тучи, «светлая ночь... У поэта имеется своеобразная цветовая гамма.
Создавая «мелодию» стихотворения, Фет часто пользуется теми естественными модуляциями голоса, которые связаны с различными типами
фразовой интонации, в особенности с вопросительной и восклицательной интонацией. Часто стихотворение строится на параллельных вопросительных предложениях с одним и тем же вопросом, начинающим каждую строфу или каждое двустишие (например, стихотворения «Почему?», «Отчего со всеми я любезна...»). Большую роль в создании мелодии у Фета играют словесные повторы.
Бесспорным достоинством стихотворений Фета является их певучесть и музыкальностью. Эту особенность его творчества отметил великий русский композитор П. И. Чайковский. «Можно сказать, — писал он, — что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант».
Заключение
Афанасий Фет – самый смелый экспериментатор в русской поэзии XIX века, прокладывающий свой путь в будущее. Философское осмысление жизни, особый склад лирического дарования, сверхчуткое художественное восприятие природы не предполагают знакомства читателя с предыдущим творчеством поэта, оно открыто для ассоциативных связей, это
как бы запись одного мгновенного переживания или впечатления в цепи переживаний. Это звено в цепи, не имеющей взаимного начала и конца, но этот «кусочек жизни» самостоятелен, он органичен и значим своей самостью.
У Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом. Он очень дорожит мигом, стремится к фиксации изменений в природе и любит описывать точно определимое время суток, где самыми любимыми являются вечер и утро. В его творчестве поэтический образ этого времени сопоставлен с переживаниями, психологическим настроем человека; в них Фет проявил способность передать природные ощущения в их органическом единстве.
В лирике Фета поэтический образ природы неотделим от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов.
Определяя свойство своего мироощущения, Фет писал: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы». «Природа создала этого поэта для того, чтобы самое себя подслушать, подсмотреть и самое себя понять. Для того чтобы узнать, что думает о ней, природе, человек, ее детище, как он воспринимает ее. Природа создала Фета для того, чтобы проведать – как воспринимает ее чуткая душа человека» [6. – С. 21], - так определил сущность поэта-импрессиониста современный литературовед Л.Озеров.
Список использованной литературы
Электронные ресурсы
1. http://www.tchaikov.ru/letter.html
Жизнь и творчество русского композитора П.И. Чайковского. Письма
Бальмонт Константин Дмитриевич
Философские стихи Кристины Россетти
Как нарисовать небо акварелью
Сторож
Как нарисовать зайчика
Ворона