Эта работа была подготовлена для участия в Международном детско -юношеском литературном конкурсе имени Ивана Шмелёва "Лето Господне" в 2017-2018 году.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_.docx | 7.2 КБ |
О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал - истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.
А.Ахматова
Схиигумен САВВА, Священнослужитель Русской православной церкви, духовный писатель, в своей статье "Любовь Христова. Разновидности любви." пишет следующее: " Наш человеческий язык крайне ограничен и беден. Мы не в состоянии выразить достаточно четко и определенно всю бесконечную гамму личных и взаимных чувств между людьми, начиная с природной, естественной любви и кончая совершенной любовью Христовой, которые обычно заключаем в одном слове любовь."
В поэтических произведениях писателей – классиков русской литературы особое место занимает жанр молитвы. Сила молитвы нашла широкое отражение в русской литературе. К нему обращались на протяжении многовековой истории нашей страны большинство поэтов. Ведь русская литература всегда тяготела к осмыслению жизни через веру. Особое место занимают стихотворения писателей золотого и серебряного века.
В «Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова мы находим такое определение: «Молитва - установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла».
Поэтическая молитва – это художественное высказывание, направленное к Богу. Молитва - есть словесное выражение живого богообщения. По сути своей, эта форма очень многогранна, молитва вмещает в себя бесконечно много граней человеческой души: от надежды и веры на бескорыстную любовь до невыразимого покаяния и надежды на спасение и очищение.
Особо полно этот жанр воплотился в стихотворениях поэтов золотого и серебряного века.
В эту форму свои произведения облекал Александр Сергеевич Пушкин . Это произведение "Отцы пустынники и жены непорочны..." :
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
В стихотворении "Отец людей, Отец Небесный!" поэт прямо обращается к Богу за прощеньем и благословением:
Твоя да будет Воля с нами,
Как в небесах, так на земли!
Насущный хлеб нам ниспошли
Твоею щедрою рукою,
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье
И от лукавого прельщенья
Избави нас...
Одно из основных форм в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова также была форма молитвы. Неоднократно поэт обращается к этой форме в стихотворениях "Молитва",
В минуту жизни трудную
Тесниться ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть
................................
И верится, и плачется,
И так легко, легко....
В стихотворении " Когда волнуется желтеющая нива" он в каждом дуновении ветерка, в каждой дождинке, в каждой незначительной части окружающего его бытия видит ту силу, которая сотворила эту неземную красоту:
Тогда смиряется души моей тревога
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога
Воспевает божественную красоту этого мира и Константин Бальмонт:
Одна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюбленная мечта,
Не гор тяжелые громады,
И не моря, не водопады,
Не взоров женских чистота.
Одна есть в мире красота —
Любви, печали, отреченья,
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
С безоговорочной преданностью и самоотдачей обращается в своей молитве Александр Блок:
Заповеданных лилий
Прохожу я леса.
Полны ангельских крылий
Надо мной небеса.
Непостижного света
Задрожали струи.
Верю в Солнце Завета,
Вижу очи Твои.
Анна Андреевна Ахматова на протяжении всего своего творческого пути обращалась к теме разговора с высшими силами, с Богом. И также, как и Александр Блок, она видела Бога во всём её окружающем. Например, в стихотворении " В каждом древе распятый Господь...":
В каждом древе распятый Господь,
В каждом колосе тело Христово,
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть.
В стихотворении "Молитва" она выводит свою безоговорочную преданность своей стране и людям, живущим в ней , на совершенно новый уровень .Она готова отринуть всё, что ей даровано Богом взамен счастливого будущего своей родины :
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
"Любовь к Богу – это непостижимое, необъяснимое, невыразимое чувство, которое не может быть передано никакими человеческими и ангельскими языками. Оно может быть понятно только тому, кто опытом жизни испытал ее, кто приобрел или хотя бы только вкусил это самое величайшее счастье и блаженство души......" - писал Схиигумен САВВА
Сила молитвы нашла широкое отражение в русской литературе. Причем, речь идет не только о золотом или серебряном веках русской литературы. Эта тема прослеживается и бурно расцветает в стихотворениях поэтов конца 20-го века и века 21-го.
И, цитируя слова Марины Бариной -Малхасян, которая сквозь века вторит строкам Анны Ахматовой, хочу сказать:
Есть те неповторимые слова,
Таящие невиданную силу,
Подобные живому эликсиру,
Глубокие, как неба синева.
Сказать их не спешите в суете,
Растратив несомненные богатства,
Они порой бесценное лекарство,
Порой замена гулкой пустоте.
Оставьте их для тех, кто дорог вам,
Для тех, кому они сейчас нужнее,
И слов не будет чище и нежнее,
Чем этот восхитительный бальзам.
Мост из бумаги для Киры и Вики
«Течет река Волга»
Без сердца что поймём?
Филимоновская игрушка
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое