Тема экологии в литературе
Вложение | Размер |
---|---|
v_sudbe_prirody._rabota.doc | 52.5 КБ |
"В судьбе природы - наша судьба"
(экологические проблемы и их отражение в литературе)
Бурмистрова С. А.
Егорьевск МОУ СОШ № 5
Год 2017 объявлен в нашей стране годом экологии. Наверное, это не случайно. В последнее время приставки «эко-» и «био-» становятся всё более популярными. И это неудивительно — на фоне научно-технического прогресса наша планета подвергается мучительной пытке. Современный писатель В.Распутин утверждал: "Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении"[9; 45] К сожалению, состояние нашей экологии весьма катастрофическое. Это проявляется в обеднении флоры и фауны.
В одной из своих статей В. Распутин размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей средой. "Сегодня не надо гадать, "чей стон раздаётся над великой русской рекой". То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, перетянутая плотинами гидростанций", - пишет автор. Глядя на Волгу, да и на другие реки, озера, поля и луга особенно понимаешь цену нашей цивилизации, то есть тех благ, которые создал для себя человек. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества. Как же предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом, имя которому – планета Земля. Этим и занята наука, которую назвали экологией. В переводе с греческого экология – наука о среде обитания, о нашем доме, о планете Земля. Впрочем, экология – это вовсе и не наука в её классическом понимании. Писатель С.Залыгин считает, что «экология всё больше и больше становится общественным движением, проникает в сознание каждого из нас». Экология – это скорее философия жизни, включающая в себя и осознанное отношение ко всему сущему и активную защиту его. Ведь в едином организме природы всё взаимосвязано, взаимозависимо. И беречь нужно каждую былинку, самую малую букашку.
Учебником жизни назвал когда-то писатель Н.Чернышевский художественную литературу. В художественных произведениях отразились представления о принципах взаимодействия человека и природы, воссозданы картины изменяющейся окружающей среды под влиянием различных причин.
У Викентия Вересаева есть потрясающее произведение под названием «Легенда». Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны. А утром они увидели, что из обрубленных сучьев деревьев капала кровь. Оказалось, что это был священный лес, а деревья в нем живые, у них есть душа, а в волокнах бежит кровь. Моряки не погибли на этом острове и даже вернулись домой, но с тех пор они перестали улыбаться, наверное, всю оставшуюся жизнь они думали о том, что же есть наша природа, как мы должны к ней относиться. Вересаев пишет: «Мне представляется: наша жизнь– это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждем – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как все это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны»[3;28].
К сожалению, мы сейчас обращаемся с природой, как эти весельчаки моряки, ни о чем не задумываясь. Всегда считалось, что познать природу человек должен не для того, чтобы властвовать над ней, а для наслаждения её красотой и гармонией, для того чтобы приобщаться к гармонии мироздания. Из далёкой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле.
«О, светло светлая и украсно украшенная земля русская!» - читаем мы строки летописца Нестора в «Повести временных лет».- Многими красотами дивишь ты, озерами многими, дивишь ты реками и источниками, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, городами великими, сёлами дивными»[4; 63]
В гениальной древней поэме «Слово о полку Игореве» русская земля осознаётся как нечто единое, как достояние народа. Душа безымянного автора «Слова…» нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живёт и дышит заодно с человеком, радуется вместе с ним победе, тужит и печалится при поражении. Этот памятник древнерусской литературы звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения нашему поколению. Это «золотое слово» учит нас любить свою родину и хранить её природу.
Литература 19 века звучит уже тревожнее. Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо». Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!
Но все же в русской литературе предшествующих столетий была видна и подчёркивалась та или иная степень единства, взаимосвязи природы и человека, их слияние, неразрывность друг с другом, а вот в литературе XX века уже видно, насколько труднее стало сблизить природу и человека, насколько сложнее стали их взаимоотношения.
Страстным призывом к современникам звучат строки поэта Станислава Куняева:
Я люблю тебя, большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне:
Не убей последнего тайменя,
Пусть гуляет в тёмной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди
Поэты призывают людей остановиться, оглянуться и увидеть, что они сделали с природой, ведь дальше так жить нельзя.
Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека. Бескрайние степи, зелёные долины, высокогорные тропы – всё поражает неповторимой красотой. С особым восхищением автор описывает те моменты, когда на какое-то время в природе возникает «изначальное равновесие». Но нарушается оно людьми. Человек становится более жестоким от поколения к поколению. Сначала охотники приходили в Моюнкумскую степь, вооружённые стрелами. Они не приносили большого ущерба природе. Но пришло время, и человекобоги стали устраивать облавы на машинах и вертолётах. И нельзя назвать их охотниками, это «расстрельщики, косящие всё живое, как будто сено на огороде». Человек своими руками рушит многокрасочный и многонаселённый мир природы. Писатель предостерегает, что бессмысленное истребление животных – угроза земному процветанию.
Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков: “...по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса”. Это избиение сайгаков читатель видит глазами волчицы Акбары: “Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце ... тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам...”[2; 45]
В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына. Синеглазая волчица Акбара. Какое удивительное словосочетание. Она, Акбара, наделена писателем нравственной памятью. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. В навязанных ей человеком жестоких обстоятельствах она вынуждена вступить с ним в смертельную схватку. Ставя человека в положение «царя» по отношению к животным, автор показывает, что такая позиция человека чревата трагедией, что природа будет мстить человеку за истребление «братьев меньших».
Академик Д.Лихачёв писал: "Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу".[5;30] Конечно же, всем хорошо известна целительная сила природы. Я думаю, что человек должен стать и её хозяином, и её защитником, и её умным преобразователем. Полюбившаяся неторопливая речка, берёзовая роща, неугомонный птичий мир, и Акбара… Мы не будем им вредить, а постараемся защитить.
Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя. А потому в русской литературе советского периода взаимоотношения человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”[10;122] Мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку. И наконец, пришло время, когда лучшие писатели и публицисты ударили в колокол, стремясь предупредить нас, что природу надо спасать. Ю. Черниченко сравнил современные отношения человека и природы с гражданской войной: “Не было бы граждан — не было бы никакой войны”. Айтматов и Астафьев, С Залыгин и В.Распутин- все они предлагают нам задуматься о проблемах экологии. Как актуально звучат сегодня слова поэта Н. Рыленкова, глубокой убеждённостью проникнуты его строки, к которым всем нам надо прислушаться:
Борьба с природой? Нет, мне страшно слушать это.
Борьбу ведут с врагом, а нам природа – мать,
Она отдаст нам всё: - Бери, но не уродуй!
Извечной красоты для суетных затей…[8;110]
Литература.
1. Айтматов Ч. Повести. М., «Детская литература», 1984г.
2. Айтматов Ч., Плаха. М., «Художественная литература», 1991г.
3. В.Вересаев «Легенда»
4. Водовозов И.И. История древнерусской литературы. М., «Просвещение», 1972г.
5. Давыденко М.В. Земля твой дом. М., «Детская литература», 1976г.
6. Залыгин С. Литература и природа. «Новый мир», №1, 1981г.
7. «Отчий край», сборник стихотворений. М., 1977г
8. «Под большим шатром голубых небес». Сборник стихов русских поэтов. М., 1992г.
9. Распутин В. Сборник статей.
10 Тургенев И.С. ПСС, т.8, «Наука», 1964г
11. Янковский Н. Виктор Астафьев. М., 1982г
Цветение вишни в лунную ночь
Рисуем лошадь акварелью
Где спят снеговики?
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Круговорот воды в пакете