Цель моего проекта - рассмотреть особенности отражения военной действительности в художественной литературе и кинематографе (на примере произведения М. Шолохова «Судьба человека»)
Задачи проекта:
Изучить и кратко осветить творческий путь М. Шолохова.
Рассмотреть идейно-художественное своеобразие произведения «Судьба человека».
Проследить «жизнь» данного произведения в кинематографе.
Провести опрос учащихся гимназии №19 на предмет знания произведений М. Шолохова и знакомства с их экранизациями.
Вложение | Размер |
---|---|
otrazhenie_voennoy_deystvitelnosti_v_hud._proizvedeniyah_i_kinematografe.docx | 34.54 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №19 им. Н.З.Поповичевой г. Липецка
Исследовательский проект на тему:
«Отражение военной действительности в художественной литературе и кинематографе»
Выполнила:
Ученица 11В класса
Невинная Ксения
Руководитель проекта:
Барон Елена Владимировна,
учитель русского языка
и литературы
2016 год
Содержание
Введение
Цель моего проекта - рассмотреть особенности отражения военной действительности в художественной литературе и кинематографе (на примере произведения М. Шолохова «Судьба человека»)
Задачи проекта:
Война! На нашей планете войны шли всегда. Сердца людей, которые встретились лицом к лицу с войной, переполняла боль утраты. И по сей день отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей, оглушительные взрывы, они разрывают наши сердца. К несчастью, сегодня мы знаем о войне не только из художественных фильмов и литературных произведений…. События на Украине никого не оставляют равнодушными… Весь мир следит за обстановкой в Сирии… Выбор темы данной работы не является случайным. Мир не должен забыть ужасов войны, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве наших соотечественников, извлекать для себя уроки. Этим обусловлена актуальность данной работы.
Гипотеза: Экранизация литературных произведений о войне и подвигах наших соотечественников, также нужна и важна, как и сама литература. Ведь киноискусство сочетает в себе все аспекты восприятия событий.
Михаил Шолохов.
Личность и творчество.
Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе, а затем—до 1918 года—в гимназии. В годы гражданской войны Шолохов служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых. В 1920 году он создал комсомольскую ячейку в одной из станиц. По окончании войны Шолохов работал каменщиком, чернорабочим, счетоводом. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство.
После выхода в свет первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в родную станицу. «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который я знал», — вспоминал он.
В 1926 году Шолохов начал работать над «Тихим Доном». Первая книга романа вышла в 1928 году, вторая—в 1929 году, третья—в 1933 году, четвертая — в 1940 году.
В 1932 году Шолохов опубликовал первую книгу нового романа «Поднятая целина». Для того чтобы написать новое произведение по горячим следам коллективизации, писатель прервал на время работу над «Тихим Доном».
В годы Великой Отечественной войны Шолохов — деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и рассказ «Наука ненависти» (1942). В то же время Шолохов приступил к работе над романом о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину». В нем изображены тяжелые героические бои, которые вела Советская Армия летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.
Значительным художественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека», напечатанный на страницах «Правды» в 1957 году. Рассказ быстро стал известен всему миру. В 1959 году Шолохов закончил вторую книгу «Поднятой целины», завершив тем самым весь роман в целом.
За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в 1960 году Ленинской премии. В 1965 году Шолохову была присуждена международная Нобелевская премия.
Основные черты творчества.
Вся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественных произведений.
Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни донского казачества — важная особенность творческой деятельности Шолохова.
Это отнюдь не значит, что Шолохов — писатель какой-то чисто местной темы. Напротив, на материале жизни и быта донского казачества он сумел раскрыть глубокие процессы широкого исторического значения. И здесь следует отметить вторую важнейшую особенность его творчества — стремление художественно запечатлеть поворотные, этапные периоды жизни нашей страны, когда борьба нового, социалистического мира против старого, буржуазного выступает в наиболее острой ожесточенной и драматической форме. Гражданская война, коллективизация и Великая Отечественная война — вот три периода в жизни нашего народа, на которых сосредоточено внимание художника.
С этим связана третья черта шолоховского дарования — эпическая широта, склонность к монументальным художественным полотнам, к глубоким социальным обобщениям, к постановке больших вопросов об исторических судьбах народа.
Герои произведений Шолохова — простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника.
Он неуклонно следует суровой правде жизни, воплощает действительность во всех ее противоречиях, во всей ее сложности и многогранности, во всех ее контрастах, нисколько не сглаживая напряженнейшую остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном процессе рождения нового, коммунистического мира.
«Судьба человека»
Как уже говорилось, в послевоенные годы Шолохов, кроме второй книги «Поднятой целины», написал рассказ «Судьба человека».
Рассказ этот явился весьма значительным художественным достижением писателя.
В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал писателю печальную повесть о своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватил художника. Биографы свидетельствуют: «Возвратился тогда писатель с охоты необычно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком.
— Напишу рассказ об этом, обязательно напишу»,
Однако к исповеди своего случайного знакомого писатель вернулся только через десять лет.
За это время материал жизни, видимо, откристаллизовался и приобрел более обобщенный характер, и, таким образом, перед нами не просто талантливая запись житейского случая, а художественное произведение, созданное по всем законам типизации. На это указывает и программное заглавие: судьба человека. Для того чтобы история случайного встречного могла претендовать на такое широкое обобщение, она должна была содержать в себе нечто очень типическое и значительное.
«Судьба человека» опровергает домыслы наших недругов. утверждающих, будто советская литература обходит темные стороны жизни, сторонится всего, что несет в себе страдания и горе. Судьба Соколова, рассказанная писателем,—одно из красноречивых опровержений таких взглядов. Вот как, по свидетельству биографов, созрело у Шолохова стремление написать рассказ через десять лет после встречи с бывшим фронтовиком: «...однажды, находясь в Москве, читая и перечитывая рассказы зарубежных мастеров—Хемингуэя, Ремарка и других, — рисующих человека обреченным и бессильным, писатель вновь вернулся к прежней теме. Перед глазами снова воскресла, ожила картина незабываемой встречи с шофером у речной переправы. Тем мыслям и образам, которые у него зрели, вынашивались, был дан новый толчок и придана конкретная форма и направленность. Не отрываясь от письменного стола, напряженно работал писатель семь дней. А на восьмой—из-под его волшебного пера вышел замечательный рассказ «Судьба человека»...»
Шолохов берет в «Судьбе человека» как бы известные западным мастерам ситуации: безмерные страдания, выпавшие на долю человека из-за войны, плен, гибель родных, разрушенный домашний очаг. Но Соколов выходит из страшного водоворота войны неопустошенным, неотчаявшимся. Он сохраняет в душе подлинную человечность и отзывчивость. В романах Ремарка, Хемингуэя единственным, в сущности, проявлением человечности в обстановке озверения и одичания становилась любовь к женщине. Вот единственная сфера, где личность еще сохранила теплоту человеческого сердца. У Соколова эта сердечная теплота выражается по-иному: маленький приемыш, заброшенный войной, которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности, которую война не смогла сокрушить. Рассказ именно поэтому, в отличие от «литературы потерянного поколения», окрашен в оптимистические тона.
Пейзажные сцены рассказа—картины ранней весны — трудное еще, неуютное, хмурое время, которое, однако, предвещает тепло, солнце, расцвет. В этих пейзажных зарисовках как бы звучат первые послевоенные дни с их сложными задачами, нелегким и неустроенным бытом и лишениями и с их надеждами и ожиданиями.
В «Судьбе человека» — два рассказчика. Соколов просто и непритязательно повествует о своей судьбе, и перед читателем возникает образ рядового советского человека—мужественного, сердечного, стойкого, которого не сломили страшные тяготы войны. Но тут же слышится и голос второго рассказчика — самого писателя, который выслушивает исповедь своего героя. В этом голосе звучит безграничная любовь художника к нашим людям, сострадание ко всему тому, что довелось им пережить на войне, неугасаемая вера в нравственные силы народа.
Проникновенное и гуманное повествование Шолохова о трагической судьбе Соколова, о страданиях и муках, которые принесла ему и миллионам других советских людей война, о его мужестве и неиссякаемой духовной стойкости приобрело широчайшую известность и у нас, и во всем мире.
«Судьба человека» в кинематографе.
Экранизировать рассказ, вернее — тему, было тогда немалой смелостью — то, что было позволено Шолохову, могло быть опасным для режиссера-дебютанта, каким выступал в этой постановке Сергей Федорович Бондарчук (1920–1994).
Бондарчук мечтал о режиссуре еще с начала своего пути в кино, когда, придя после войны в солдатской шинели во ВГИК и попав в мастерскую С. А. Герасимова, участвовал в спектакле, а потом и фильме "Молодая гвардия" в роли подпольщика-коммуниста Валько. Получить постановку Бондарчуку удалось лишь в оттепель.
Вокруг недоумевали: зачем ему, актеру с мировой славой, проблематичные режиссерские лавры. Но Бондарчук, человек большой целеустремленности и дисциплины, знал что делал и не прогадал. Впереди у Бондарчука-режиссера — титанический труд над четырехсерийной эпопеей "Война и мир" и один из немногих у нашего кино приз "Оскар" за эту работу, одно из лучших батальных полотен ХХ века — фильм "Ватерлоо" (недооцененный отечественной кинокритикой), академические, скучноватые, но всегда солидные и доброкачественные "большие картины" — "Борис Годунов", "Красные колокола". Скромная черно-белая искренняя "Судьба человека" — пожалуй, наиболее цельный и глубокий фильм режиссера.
Поистине скорбным оказывается путь солдата Соколова, пережившего все беды войны: плен, потерю близких, унижение, раны.
Лишь в некоторых сценах у Бондарчука-актера появляется некий взгляд на героя со стороны, и тогда образ становится чуть приподнятым. В целом роль и сыграна, и решена режиссерским проникновением, с подлинной мощью ненависти и любви.
Русский национальный характер в новых социальных условиях — вот что стремился прежде всего воплотить в Андрее Соколове Бондарчук. Прошедший страшнейшие жизненные испытания, Андрей Соколов сохраняет как главное несгибаемую стойкость. Сдержанный темперамент, скрытый и тем более глубокий, молчаливое упорство в верности своим идеалам, конденсация воли и неизменность доброты, затаенной в натуре внешне неброской, — таков портрет русского человека, созданный в фильме. По сравнению с рассказом он приобрел у Бондарчука более суровые и трагические черты.
"Судьба человека" — фильм активной кинематографической формы, резких выразительных средств. Развиваются традиции военных фильмов. Ужасен, страшен, уродлив образ войны и фашистской неволи: израненная земля, лишь островками покоя, березовой рощей сохранившая свое естество; черный столб дыма над печью концлагеря, душераздирающая картина "сортировки" и людских очередей к крематорию — первое на советском экране, изображение Холокоста.
Вслед за картинами "Летят журавли" и "Баллада о солдате" "Судьба человека" получила огромный международный резонанс, была награждена многими почетными призами, способствовала росту престижа советского кино на мировом экране.
Места съёмок
Награды
Опрос
Мы провели небольшой опрос учащихся 8,9,10 и 11 классов гимназии №19. Результаты можно увидеть в таблице:
Класс/ № вопроса | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | ||||
«Да» | «Нет» | «Да» | «Нет» | «Да» | «Нет» | «Да» | «Нет» | |
1 вопрос | 24% | 77% | 85% | 15% | 99% | 1% | 100% | - |
2 вопрос | 3% | 97% | 33% | 67% | 52% | 48% | 81% | 19% |
3 вопрос | - | - | «Они сражались за Родину» | «Донские рассказы», «Тихий дон», «Они сражались за Родину» |
Первый вопрос звучал так: Знакомы ли вы с произведением М. Шолохова «Судьба человека»?
Второй вопрос звучал так: Знакомы ли с фильмом Ф. Бондарчука «Судьба человека»?
Третий вопрос звучал так: Какие еще произведения М. Шолохова о Гражданской и Великой Отечественной войне вы знаете?
Заключение
Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт.
Героями во время войны становились обыкновенные люди, а история в некоторых случаях даже не смогла сохранить их имен. Но в книге, возможно, под вымышленными именами, описываются подвиги, чаще всего совершенные на самом деле. Нам остается только читать, вспоминать те страшные дни, что бы быть благодарными тем, кто своей кровью спас мир от фашизма.
Книги и фильмы о Великой Отечественной войне необходимы потому, что читая и заново просматривая их «можно превосходным образом воспитать в себе человека».
Таким образом, показывая подвиг человека на войне, писатели разных времен особое внимание уделяют силе русского национального духа, нравственной стойкости, способности к самопожертвованию ради спасения Отечества. Испокон веков на Руси повелось: павшие на ратном поле – святые люди. Мы обязаны напомнить нашим детям, внукам, правнукам старинную мудрость: «Чтите и помните. Ибо жизнь есть и будет, пока чтим память предков. Ибо там, где не чтут мертвых, не любят живых» .
Эта тема вечна в русской литературе, и поэтому мы не раз еще будем свидетелями явлению миру литературных образов патриотизма и нравственности.
Используемая литература:
Машенька - ветреные косы
Просто так
Волшебная фортепианная музыка
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Никто меня не любит