В апреле 2016г.в нашей школе проходила краеведческая конференция "Моя малая Родина" Обучающиеся представили сообщение в виде презентации о деревне Мокушино.
Вложение | Размер |
---|---|
esli_vy_popadete_v_nashi_kraya.docx | 16.7 КБ |
mokushino.pptx | 1.67 МБ |
Выступление обучающихся 7 класса на школьной краеведческой конференции «Моя малая Родина».
Авторы: Краснокуцкая Рая
Киселева И.О
Деревня Мокушино
Если вы попадете в наши края, на реку Узолу, вам, наверное, захочется посмотреть на наши деревни, послушать плавный окающий говор жителей, поближе познакомиться с мастерами хохломской росписи, посмотреть на их работу непосредственно в мастерских.
Наконец слева от вас начинается поле, а впереди показались уже серые шиферные крыши деревни Мокушино, в которой я имею жительство. Деревушка небольшая, но, право, очень уютная. Вся она в зелени. По сторонам улицы тянутся рябины, березы, тополя, клены, ивы. Множество черемухи. Возле домов, в палисадниках, сирень, калина, малина, кусты смородины, крыжовника и обязательно цветы. А кое у кого привились даже яблони. Вы непременно зайдите в дом, где живет художник, хранитель старых традиций своеобразной травной росписи Веселов Степан Павлович. Он с удовольствием покажет свои расписанные изделия и рисунки. Степан Павлович Веселов, родившийся в деревне Мокушино Городецкого уезда Нижегородской губернии 28 октября 1903 года, первую свою ложку расписал узором "кудрина" в пять лет, а расписанные семилетним Степаном отец уже брал на продажу в Городец. «Мой отец писал "травкой" солонички, подставочки, ложки. Стал он и меня приучать к этому труду. Работали мы тогда на богатого скупщика Николая Александровича Мартынова. Заработки были плохие. Нас, малышей, будили в три-четыре часа утра и отправляли работать в красильню. Я вырос в деревне и особенно любил скот и петухов. Петухов я начал писать при советской власти. Когда советская власть явилась в 20-х годах, то появились артели. Я тоже был членом артели.
В Нижнем Новгороде тогда была так называемая "крещенская" выставка. Я для нее и написал своих птиц и петушков. Где моя роспись была, где были мои изделия, расписанные петушками и курочками, там сразу же выстраивалась очередь.
Потом стали организовываться выставки в Москве. У нас тогда хохломская роспись развивалась лучше.» –рассказывал Веселов.
В зрелом возрасте он учился у знаменитых "травников" Семена Степановича Юзикова и Архипа Михайловича Серова и сам стал "травником". В 1923 году он вступил в созданную в деревне Шабаши промартель имени М.И.Калинина, где проработал мастером росписи до 1930-х годов, после чего перешел в такую же артель в селе Семино. Потом - война, фронт. Солдат 323-й стрелковой дивизии Степан Веселов участвовал в боях под Сухиничами и Козельском, был награжден медалью "За боевые заслуги". В марте 1942 года осколками снаряда ему повредило левые руку и ногу. "Слава Господу, что правую, творческую руку не покалечило, но в госпитале думал, что с росписью для меня покончено. В деревню возвращался инвалидом..." Долгие годы Степан Павлович работал колхозным бригадиром и не помышлял о росписи. Однако в конце 1950-х годов вновь возвращается к ней. Веселовское травное письмо становится знаменитым. Поставки, чаши, братины, ковши, шкатулки Степана Веселова экспонируются на областных, всесоюзных и международных выставках народного искусства, удостаиваются почетных призов и наград, из которых особенно памятная - Диплом Академии художеств. Именно к Степану Павловичу обратился Московский институт художественной промышленности, опекавший семинский хохломской промысел, с просьбой воссоздать основные, "эталонные" композиции травного орнамента, что он и исполнил, припомнив старинные орнаменты "пряник", "древо" и другие. При этом сказал: повторять узоры ему труднее, чем придумывать новые. "У нас в Хохломе один рисунок всегда другой нарождает". "Фирменный" веселовский почерк - сочный нажим кисти в завитках орнамента, четкие, ритмичные "кустики" и "сестрички" травных мазков, искусный выбор мотивов в зависимости от формы изделий, на которых неизменно выведено какое-нибудь народное изречение: "Хлеб на стол, и стол престол. Хлеба ни куска, и престол доска". Есть и его собственные: "Прошу за стол сесть и кушать, что в этой чашке есть", "Кура уважает петуха за то, что петух спиртного не пьет и с курой весело живет. И целый день петух поет".
Удивителен портрет С.С. Юзикова - учителя юного Степана Веселова, написанный им на дне тарелочки. Юзиков похож здесь на сказочного лешего с густыми лохматыми бровями, бородой и усами. Старожилы заволжских сел, знавшие старого мастера, отмечают несомненное сходство. На портрете только линии носа, глаз и губ - "живописны", все остальное - черные травные мазки по золотой полуде.
Степан Павлович не только традиционно для хохломы расписывает посудные формы из дерева, но создает и масштабные панно на клеенке, загрунтованной под черный фон: в центре - курочка и петушок в обрамлении крупных зеленых, серебристых и золотых травин, а по всему полю - причудливые цветы и птицы в ярком оперении.
Продолжателем дела старейшего "травника" С.П.Веселова стал его ученик, семинский мастер Николай Иванов. Его травные росписи точеных и долбленых им же из липы и осины чаш, братин и поставков на отечественных и зарубежных выставках народного искусства отмечены многочисленными дипломами и призами. В собраниях многих музеев, а также в частных коллекциях работы заслуженного художника Российской Федерации С.П.Веселова и члена Союза художников России Н.А. Иванова стоят рядом. Это была личность весьма примечательная, не каждому народному мастеру удается выработать свой неповторимый стиль. Травную роспись Веселова часто называют хохломской готикой, и это не случайно, есть в ней что-то пламенеющее, динамичное, как в стрельчатых арках средневековых готических соборов. В такую роспись травкой облачаются посуда, мебель, коврики, яйца, плоские и объемные петухи и такие редкие для мастера изделия, как красная с золотым хохломским узором игрушка-сувенир Рыбка и саночки, которые находятся во Всесоюзном музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. Степан Павлович Веселов, как и другие мастера хохломской росписи, не занимался специально изготовлением игрушек, но не упомянуть этого талантливого мастера, говоря о Ковернинском районе, невозможно. Все, кто давно знал Степана Павловича, помнили его волшебный, сказочный дом в деревне Мокушино Ковернинского района. Там он и чудодействовал, расписывая панно и чашки своими петухами и знаменитой ковернинской "травкой" Все, кто давно знал Степана Павловича, помнили его волшебный, сказочный дом в деревне Мокушино Ковернинского района. Там он и чудодействовал, расписывая панно и чашки своими петухами и знаменитой ковернинской "травкой"..
Слайд 1
Мокушино Если вы попадете в наши края, на реку Узолу , вам, наверное, захочется посмотреть на наши деревни, послушать плавный окающий говор жителей, поближе познакомиться с мастерами хохломской росписи, посмотреть на их работу непосредственно в мастерских. Обязательно посетите деревню Мокушино. Деревушка небольшая, но, право, очень уютная. Как и тысячи других, с высокими колодезными журавлями, приземистыми баньками и огородами, на берегу узенькой речонки- ройминки . Вся она в зелени. По сторонам улицы тянутся рябины, березы, тополя, клены, ивы. Множество черемухи. Возле домов, в палисадниках, сирень, калина, малина, кусты смородины, крыжовника и обязательно цветы. А кое у кого привились даже яблони. Вы непременно зайдите в дом, где жил художник, хранитель старых традиций своеобразной травной росписи Веселов Степан Павлович. В начале 20века Мокушино было еще затерянной в глухих лесах деревенькой. Там заправляли купцы –богатеи Мартыновы. У них были «красильни» и лавка в Городце.Слайд 2
История названия По одной из версий основателями были мордовцы-мокши (в русской трансприпции-мокуши .), прибывшие сюда старообрядцы и русские колонисты, вытеснили мокушей , но название закрепилось.
Слайд 3
По другой версии Мокошь - богиня древних с лавян. Мокушино по возрасту ровесница Безделей , расположилось выше по течению Ройминки .
Слайд 4
Мокушино в древности. В глухих деревнях люди жили бедно. Большинство жителей нанимались в работники к купцам. Работали по 17-18 часов в сутки, но при этом оставались в должниках. С раннего детства все работали. Высока в то время была детская смертность. С приходом весны жизнь дорожала. От Пасхи до Казанской мужики вкалывали на полях купцов от зари до зари.Молодежь отдыхала на « гульбинах ». Летом, по воскресным праздничные дни гуляли по полям, в середине деревни, на мостах. « Гульбины » начинались с Пасхи. По воскресеньям люди ходили в церковь в д. Бездели . Окаянные дни переживало Мокушино в годы первой мировой войны. На фронт забрали даже калек. Которые могли стоять на ногах. Деревня опустела, поля зарастали бурьяном, начался страшный голод. После войны пахарь возвратился на землю, возродилось искусство хохломы, жизнь закипела .
Слайд 5
Степан Павлович Веселов
Слайд 6
Степан Павлович Веселов, родившийся в деревне Мокушино Городецкого уезда Нижегородской губернии 28 октября 1903 года, первую свою ложку расписал узором " кудрина " в пять лет, а расписанные семилетним Степаном отец уже брал на продажу в Городец. «Мой отец писал "травкой" солонички , подставочки, ложки. Стал он и меня приучать к этому труду. Работали мы тогда на богатого скупщика Николая Александровича Мартынова . Потом стали организовываться выставки в Москве. У нас тогда хохломская роспись развивалась лучше.» – рассказывал Веселов.
Слайд 7
Когда советская власть явилась в 20-х годах, то появились артели. Я тоже был членом артели. В Нижнем Новгороде тогда была так называемая "крещенская" выставка. Я для нее и написал своих птиц и петушков. Где моя роспись была, где были мои изделия, расписанные петушками и курочками, там сразу же выстраивалась очередь. Заработки были плохие. Нас, малышей, будили в три-четыре часа утра и отправляли работать в красильню. Я вырос в деревне и особенно любил скот и петухов. Петухов я начал писать при советской власти.
Слайд 8
В этой деревни проживал старейший художник Степан Павлович Веселов. К нему ехали со всех концов писатели, артисты, художники. Он гостеприимно распахивал двери для всех ценителей искусства. Его дом – настоящий музей. Всё в доме мастер искусно расписал хохломой (даже оправы очков). Любая его работа оригинальна и самобытна. Его дом представляет большую историческую ценность. Множество пословиц и поговорок поместил автор на обычные предметы- тарелки, «жена, кушай да мужа слушай». 90 лет прожил мастер в родной деревеньке. Созданный им мир до сих пор стоит особняком в хохломе, образы гениальны по своей наивности и мудрости, простоте. Старик из Мокушина – был живой историей деревни, хорошо знавший родословную хохломских мастеров. Его книга «Травка моя, золотая» ждет его издателя. Чарующая природа Мокушина и колоритная личность старого мастера вдохновили Нижегородского поэта Валерия Шамшурина на поэму «Хохлома».
Слайд 9
Дом Веселовых.
Слайд 10
Старообрядцы Праздники Старообрядцы молились дома, кладбища были отдельные. Был дед Арсе (поп) у христиан, а потом стала женщина. Престный праздник «кирпичики» через неделю после камешек. Ходили по деревне, песни пели. Молодёжь гуляли подеревням . Плясали кадриль .
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Ледяная внучка
Снежный всадник
Сочинение
Что общего у травы и собаки?