исследовательская работа проведена в рамках областного конкурса "Отечество" , 2017 г.
Вложение | Размер |
---|---|
gorkiy-_poet.docx | 44.98 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Медянская средняя школа
Областной конкур «Отечество»
Номинация «Нижний Новгород-
родина великого писателя Максима Горького»
Исследовательская работа
«Горький – поэт?!»
Выполнила: ученица 10 класса
МОУ Медянская СШ Шитова Олеся
Руководитель: Аношина Вера Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
Тел. 904 39 55 362
Медяна, 2018
Содержание
о Буревестнике», «Песня о Соколе»………………………стр.9
Введение
Нижегородский край является родиной многих известных людей России. Наверное, нет такой области искусства, науки, общественной жизни, где бы не оставили свой след наши земляки.
Протопопа Аввакума, И.П.Кулибина, Козьму Минина, Н.И.Лобачевского, Н.А. Добролюбова, И.М.Сеченова, А.В.Ступина, М.А.Балакирева, П.И.Мельникова-Печерского, Н.П.Суслову, В.П.Чкалова, П.Н.Нестерова, Е.А.Евстигнеева, А.М.Горького, я уверена, знают не только в России, но и за пределами нашей страны. И это лишь малый список людей, чьи имена вписаны в славную историю России. Безусловно, каждый заслуживает пристального внимания и изучения, но в преддверии 150 –летнего юбилея М.Горького я бы хотела изучить малоизвестные (по крайней мере для меня) страницы его творчества. Готовясь к докладу по жизни и творчеству М.Горького, в книге История русской литературы Д.П.Святополка-Мирского[1] я увидела стихи Алексея Максимовича. Признаюсь, была приятно удивлена, так как никогда раньше не слышала и не читала о том, что М.Горький писал стихи. И думаю, что я такая не одна. Заинтересовавшись данным открытием, я решила подробнее узнать об этих мало освещенных фактах творчества писателя. Однако не все оказалось так просто: в доступных мне книгах о том, что Горький увлекался поэзией, не было сказано ни слова. Во всех библиографических словарях пишут, что «Горький-писатель, публицист, драматург». В поисках информации заглянула в интернет. Но и тут меня ожидало разочарование: на прямой запрос «Горький-поэт» интернет ничего не находил. Вероятно, критики не воспринимают Горького как поэта, не придают его стихам должного значения. Возможно, они и правы. Горького мы мыслим как прозаика, и формула «Горький - поэт» многим кажется сомнительной и парадоксальной. Однако факт остается фактом: стихи Горького, совершенные или несовершенные (судить явно не мне), существуют, и, на мой взгляд, заслуживают внимания.
Таким образом, я убедилась, что тема « Поэтическое творчество Горького» является малоизученной и остается актуальной на сегодняшний день. В своей исследовательской работе я бы хотела осветить именно эту тему и ответить на следующие вопросы: Какую роль играют и какое место занимают лирические произведения в творческом наследии М. Горького? В чём их художественная особенность? Какие поэтические произведения написаны в нижегородский период жизни Горького?
Цель исследовательской работы: выявить художественное своеобразие и особенности поэтических произведений Максима Горького.
Задачи:
Методы работы:
II. Поэтическое творчество Максима Горького
Как известно, детство и отрочество Алеша Пешков провел в мещанской среде, далекой от культурной жизни. Вряд ли в доме деда Каширина звучали стихи, велись беседы об искусстве. Но его окружала иная стихия, мощная стихия народной устной поэзии. Проводником этой поэзии явилась для Горького бабушка, Акулина Ивановна Каширина. Для Алеши она была добрым ангелом-хранителем. Её песни, сказки, прибаутки мальчик заполнил на всю жизнь. Об этой наставнице в поэзии Горький кратко, но ярко сказал: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов».
В этой восприимчивости уже сказалась высокая поэтическая одарённость мальчика, а его творческая энергия выразилась в том, что, знакомясь в школе, по хрестоматиям, с книжной поэзией, он стремился тотчас же переработать её в своём зарождающемся художественном сознании. Некоторые ранние стихи Горького, несмотря на их художественное несовершенство, характеризуют, однако, его как писателя, который с первых шагов литературной деятельности стремился к активному вмешательству в жизнь. Стихами и ритмической прозой Горький особенно увлекался в юности. Я не могла установить, что именно было написано в Нижнем Новгороде, но если предположить, что большую часть юности провел в родном городе, то некоторые поэтические произведения написаны именно здесь. Не все написанное им в этот период было равноценным. Первым критиком и учителем юного писателя был В.Т. Короленко, прочитавший в 1889 г. рукопись поэмы «Песнь старого дуба», написанной стихами и ритмической прозой, а также несколько стихотворений. Художественный уровень этих произведений был невысок, об этом Короленко прямо, но с большим тактом сказал молодому поэту. После этого Горький около двух лет ничего не писал, а тетрадь со стихами и поэмой сжег. Сам Горький на этот счёт говорил : «Я стихов вообще не пишу. Лучше Пушкина не напишешь, а написать хуже – это значит оскорбить память Пушкина…». Наверное, именно поэтому, почти все стихотворения Горького остались безызвестными и неизданными. Однако к стихам Горький обращался и в последующие годы, но теперь он чаще всего приписывал их героям своих прозаических и драматических произведений. Многие из них были созданы в Нижнем Новгороде.
Его стихотворения, собранные в отдельный сборник, говорят о том, что Горький был не только великим мастером реалистической прозы, выдающимся драматургом, но и незаурядным поэтом.
Такие произведения, как лирические песни из сказки «О маленькой фее и молодом чабане», лирико-романтическая «Легенда о Марко», романтическая, окрашенная тонкой иронией «Баллада о графине Элен де Курси» и особенно созданная на фольклорной основе сказка «Девушка и Смерть», представляют собой значительный вклад в историю русской поэзии вообще и в творчество Горького-поэта в частности. Ниже особо будет сказано о знаменитых «Песнях»: «Песне о Соколе», «Песне о буревестнике».
Своё призвание Алексей Максимович осознал давно и глубоко. В 1894 году в рассказе «Об одном поэте» он обращается к лирической музе с такими высокими требованиями: «люди забыли своё призвание быть великими: ты напомнишь о нём, ты разбудишь жажду подвига?» «Мечтать - это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд». Именно этой формулой и ознаменовалось раннее поэтическое творчество Горького («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Легенда о Данко» в «Старухе Изергиль»). За долгие годы творческой жизни Горький выдвинул немало философских концепций, но приоритетной всегда оставалась одна: как бы ни менялись его взгляды, к каким бы литературным жанрам он ни обращался, писатель везде прославляет Мысль, созидающую Человека « Мысль для меня есть вечный и единственно не ложный маяк во мраке жизни. Огонь во тьме её позорных заблуждений; с вижу, что всё ярче он горит, всё глубже освещает бездны тайн, и я иду в лучах бессмертной Мысли, во след за ней, все- выше! И – вперед!»[2]. Именно этот апофеоз Мысли и звучит во многих его поэтических и прозаических произведениях (поэма «Человек»). Продолжая лучшие традиции русской классики, М.Горький в своём творчестве, в том числе и поэтическом, отразил целостную по охвату картину жизни России. Начиная от ранних произведений и заканчивая историко-философской эпопеей «Жизнь Клима Самгиеа», писатель ставил главный, по его мнению, вопрос:формирование в человеке человеческих качеств. Не случайно в несохранившейся поэме «Песнь старого дуба» (одном из первых произведений Алеши Пешкова) звучит фраза: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться»[3]. Эту фразу писатель на протяжении своего творческого бытия вспомнит неоднократно, не соглашаясь со «свинцовыми мерзостями жизни, человеческим рабством и всем, что разрушает личность: ложью, завистью, ленью, гордыней. Всему вышеперечисленному Горький противопоставляет идею человеческого самопознания. Писатель считает, что человек способен сотворить себя сам, и эта мысль сопровождает его всю жизнь и, так или иначе, звучит в его произведениях: «Человек- это звучит гордо!» - произносит Сатин, один из героев пьесы «На дне».
Период рубежа веков с исторической точки зрения характеризуется ломкой патриархальных устоев общества. Этот процесс, обусловленный социально- политическими и экономическими условиями бурно вторгающегося в жизнь страны нового строя, породил чрезвычайную интенсивность духовного бытия нации, что остро почувствовал М.Горький уже в начале своего творческого пути. Новый дух времени диктовал новые темы и формы поэзии и прозы. Можно сказать, что Горький сам был порождением нового времени. Многим обделенный в детстве и юности, Горький стремился постичь тайны человеческого бытия, найти «правду» жизни. Возможно, именно этим и объясняется его неугасающая популярность.
3.Жанровое своеобразие лирики
«Я — поклонник стиха классического», — признавался Горький; традиционность вкуса мешала ему по достоинству оценить новаторство ряда современных поэтов. Но талант мастера, даже далекого его миру, он стремился отметить и поддержать.
Художественная мысль Горького была направлена против ложного «возвышения» человека, она утверждала его реальные деяния. В это время Горьким создана концепция героической личности.
Это определяло характер горьковской поэзии 90-х годов, новой по содержанию и форме, к созданию которой Горький пришел не сразу. Первые его опыты выглядели явно подражательными и незрелыми.
В области жанровой формы Горький сосредоточил внимание на аллегорических песнях и балладах, поэмах, иносказательность которых помогла вместить огромное содержание.
В романтических произведениях М. Горького тесно переплетались между собой романтика и сатира, условное и реальное, героическое и низменное, фантастическое и бытовое, но главным оставались пропаганда революционных идей и осуждение социальных пороков. Итак, аллегорический «сказ» с проблемным и гражданственным содержанием и аллегорический образ в центре его — излюбленная форма выражения социальных и общественных устремлений Горького на раннем этапе его творчества.
Среди поэтического творчества Горького особое место занимают «Песни», написанные «Песня о Соколе» вложена в уста старого чабана Рагима. Она обрамлена вступлением и концовкой, связанными с содержанием «Песни», и в то же время отличными от неё по своему характеру и ритмическому строю.
Вступление написано прозой. В нём нет ни пафоса, ни героизма. Оно носит медлительно повествовательный характер. Но величавые картины южной природы в нём создают приподнятое настроение, подводят к необыкновенному, героическому содержанию «Песни» :
Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег. Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи. Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены — все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой за горными вершинами.
Пейзаж во вступлении гармонирует с душевным состоянием Рагима и его слушателя: оба находятся "в том настроении, когда все кажется призрачным, одухотворенным, позволяющим проникнуть в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать".
Сама «Песня» по форме представляет собой стихи, написана двустопным ямбом. Торжественно-патетическим тоном проникнуты строки, в которых говорится о Соколе :
«Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами. «Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. «И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:«— О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..
В картинах, рисующих Ужа, темп повествования замедляется, интонации приобретают оттенок поучительной важности и подчёркнутой рассудительности :
«Рожденный ползать — летать не может!.. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся...
«— Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам всё знаю! Я — видел небо... Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я.»
Речь персонажей «Песни» является одним из самых выразительных средств их характеристики. Речь Ужа самодовольно-рассудительная, пропитанная мещанской заботой о собственном благополучии, рабской привязанностью к клочку земли, по которому он ползает. Речь Сокола насыщена глубоким чувством. Недаром она вся состоит из коротких восклицательных предложений, выражающих стремление к свободе, к свету, к борьбе.
Уж и сокол – это не имена собственные, но в «Песне» они пишутся с большой буквы. Этим подчеркнут аллегорический смысл содержания произведения. Аллегория становится особенно явственной в заключительных строках песни, начиная со слов «Безумству храбрых поём мы славу!»
В «Песне» противопоставлены два характера, два отношения к жизни, воплощенные в Соколе и Уже, отраженные в знаменитом горьковском афоризме: «Рождённый ползать – летать не может!» Обратим внимание на то, в какой обстановке изображены персонажи, какая природная стихия близка одному и другому.
Заключение «Песни», как и вступление, ритмически напевно, спокойно, плавно, проникнуто глубоким раздумьем. Картины природы в нём смыкаются с только что «рассказанной» Рагимом песней, напоминают о ней, наполняют душу торжественным, «сладким ожиданием какого-то откровения»:
...Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде всё больше серебряных пятен от лунных лучей... Наш котелок тихо закипает. Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима.
В «Песне о Соколе» традиционно противопоставляют образы обывателя и борца за свободу. В прежние времена такой борец ассоциировался с революционером. Сейчас можно дать множество трактовок, лишенных революционной идеологии. Да и образ Сокола воспринимается как образ отдельного борца, гибнущего в неравной борьбе.
«Песня о Буревестнике», созданная в 1900-е годы ХХ века, содержит неприкрытый намек нам приближающуюся революцию. Буревестник олицетворяет революционную силу народа, его пробуждающееся в царской России самосознание. В образе бушующего моря воплощается нарастающее возмущение широких масс, в образе туч – силы реакции. Уловив сущность развивающихся в России событий, проникнув в их глубину, Максим Горький в своей «Песне о Буревестнике» в художественно ярких и эмоционально волнующих образах говорит о растущем в стране революционном движении.
Кроме призыва бури, революции, в произведении звучит и другой мотив - вечная тема одиночества. Здесь отвага смелого и честного героя противопоставлена обывательской трусости и ограниченности серой жизни.
Тот факт, что названия героев (и Сокола, и Буревестника) написаны с заглавной буквы, свидетельствует об аллегоричности песен писателя. Аллегория, однако, используется в басне, чтобы высмеять общественные пороки, но у Горького аллегорические образы становятся символами. Писатель использует новую революционную символику, недостаточно знакомую царским цензорам и поэтому непонятую ими. После появления «Песни о Буревестнике» в журнале «Жизнь» самого Максима Горького стали называть «буревестником» и «буреглашатаем» революции. В дальнейшем произведение было включено в сборники революционных песен и стихов, издаваемые за границей. Эта «Песня» у большевиков на долгие годы стала эффективным средством революционной пропаганды, призывающим к борьбе с самодержавием, поэтому распространялась через нелегальные издания. Ее перепечатывали и перечитывали в рабочих кружках и в кружках учащихся.
III.Заключение
Итак, в заключение своей исследовательской работы я хочу выделить некоторые моменты:
Во-первых, нельзя не отметить тот факт, что Алексей Максимович Горький – человек, который соединил в себе талант писателя- публициста, драматурга, поэта.
Во-вторых, как поэт Горький не столь значителен, однако в стихи свои (особенно в этом плане выделяются «Песни..») Горький вместил такое богатство и свежесть идей, образов, эмоций, что это придало его поэзии особую красоту - красоту одушевления и особую силу - силу убедительности и заразительности.
Таким образом, я пришла к выводу, что поэтическое творчество Максима Горького заслуживает внимания критиков и читателей, оно весьма своеобразно и оригинально. Можно смело заявить, что Горький –поэт, поэт-романтик!
Неугасающий интерес к творчеству и личности писателя обусловлен неповторимой индивидуальностью и самобытным подходом Горького к мирозданию, в котором отразилось стремление человека к гармонии бытия, самопознанию и вечным нравственным ценностям.
Литература
[1] Святополк-Мирский Д.П. История русской литературы- М.:Эксмо, 2008
[2] Горький М.Собрание сочинений. В 8 т. Т.2 рассказы, очерки.1897-1915./М.Горький; Сост.:С.А.Небольсин, А.М.Ушаков.-М.:Советская Россия,1987.
[3] Горький М.Собрание сочинений. В 8 т. Т.3. Рассказы 1916-1925. Очерки. 1904-1930./М.Горький; Сост.:С.А.Небольсин, А.М.Ушаков.-М.:Советская Россия,1988.
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Муравьиная кухня
Сочини стихи, Машина
Как нарисовать небо акварелью