Исследовательский проект "Осенние мотивы в творчестве русских поэтов и писателей" создан ученицей 4 класса, Шаминой Анастасией.Цель проекта: изучение творчества русских поэтов и писателей, обращавшихся в своих произведениях к теме осени. Методы исследования: поисковый, анкетирование, эксперимент.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект "Осенние мотивы в творчестве русских поэтов и писателей" | 2.17 МБ |
Слайд 1
Исследовательский проект «Осенние мотивы в творчестве русских поэтов и писателей» Выполнила: ученица 4«б» класса, МОУ «Гимназии №17» Шамина Анастасия Руководитель : Баукина Юлия АлександровнаСлайд 2
ВВЕДЕНИЕ Писателей и поэтов всегда привлекала родная природа . Она дорога каждому поэту и писателю своей непосредственной жизнью .
Слайд 3
В проекте я хотела бы затронуть лишь малую часть всего многообразия поэтических описаний природы , а именно переходного периода лета в зиму – « золотой» осени.
Слайд 4
Цель проекта: и зучить творчество русских поэтов и писателей, обращавшихся в своих произведениях к теме осени.
Слайд 5
Задачи проекта: - познакомиться с особенностями, средствами изображения родной природы осенью в поэзии и прозе. - провести анкетирование учащихся - провести эксперименты, - попробовать создать что - то новое в стихах о природе на тему осени.
Слайд 6
Методы исследования: п оисковый ; - анализ и обобщение изученного; - анкетирование учащихся; - эксперимент.
Слайд 7
Выборочное анкетирование среди учащихся 3-их и 4-ых классов. Вопрос: Назовите трёх ваших любимых русских писателей и поэтов, писавших о природе в осенний период.
Слайд 8
Анкетирование 3-их классов – 18 учащихся Анкетирование 4-ых классов – 25 учащихся Вывод : самыми известными и читаемыми поэтами и писателями, писавшими об осени, являются А.С. Пушкин, Ф.М. Тютчев, А.А. Фет , С.А . Есенин.
Слайд 9
Изучение источников информации, сбор материала
Слайд 10
Наследие русских, советских писателей воспевавших родную природу. (Особенности, язык изложения и используемые художественные средства в описании родной природы осенью)
Слайд 11
А. С. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин всегда ждал осень, которую любил всей душой. Для Пушкина это было самое плодотворное время года. Даже самые унылые картины осени вызывали вдохновенье. «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса ...»
Слайд 12
"багрец", "золото", "прощальная краса", "очей очарованье» – эти шикарные эпитеты, метафоры подчеркивают , как дорога осень поэту, он готов находить самые превосходные выражения.
Слайд 13
Афанасий Афанасьевич Фет точно описывает мельчайшие детали природы осенью. Ассоциативность – фирменный стиль Фета. «Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло….»
Слайд 14
Михаил Михайлович Пришвин. Его называют « старичком - лесовичком » отечественной литературы. Короткие рассказы о природе осеннего времени года Пришвина в форме заметок передают настроение романтики и приятной грусти, которое витает в природе осенью. «Осенняя роска » Заосеняло . Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.
Слайд 15
Сравнительный анализ «Какое настроение преобладает в каждый осенний месяц?» Название Настроение Цвета Сентябрь Веселое. Восхищение великолепием увядания природы Жёлтый, красный, оранжевый Октябрь Грусть от погружения природы в сон. Коричневый, жёлтый Ноябрь Радость от ожидания белоснежной зимы с её прелестями. Серый, белый, коричневый
Слайд 16
Эксперимент №1. Н а предмет взаимозаменяемости слов и словосочетаний в стихах об осенней природе известных поэтов. 1. Уж небо осенью дышало Уж реже солнышко блистало , Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась ( А.С.Пушкин ) (замена) Уж снова осенью обдало , И реже солнышко сверкало , Всё меньше становился день, Лесов загадочная сень С прощальным шумом оголялась
Слайд 17
2. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… ( Ф.И.Тютчев ) (замена) Есть в осени печальной Короткая, но славная пора — Весь день стоит как бы кристальный , Из позолоты вечера…
Слайд 18
Вывод: Я сделала несколько попыток заменить слова и метафоры в стихах классиков о природе и попробовала написать новые стихи. В результате получила довольно удовлетворительные четверостишья про осень. Конечно, достичь точного попадания, или хотя бы не сделать значительно хуже, задача практически не выполнимая, в чём я и убедилась .
Слайд 19
Эксперимент № 2. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Листья, пожелтевшие, по ветру летят ( А. Толстой) Пустеет воздух, Птиц не слышно боле ( Ф.Тютчев ) Стаи птиц улетают за синее море ( К. Бальмонт) И сад темнеет как дуброва Как отблеск старого былого ( Ф. Тютчев) И голос лета прожитого Яснее понимаем мы ( А.Фет ) И Осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой. ( И.Бунин )
Слайд 20
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтевшие по ветру летят. Пустеет воздух, Птиц не слышно боле, Стаи птиц улетают за синее море. И сад темнеет как дуброва, Как отблеск старого былого. И голос лета прожитого Яснее понимаем мы. И Осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой . «Осенние мотивы»
Слайд 21
Вывод: В получившемся стихотворении хороший ритм, сохранена рифма. Строки одного мастера художественного слова никаким образом не испортили строк другого. Получилось красочно, выразительно.
Слайд 22
Проба сил в поэзии Устали деревья от кроны за лето, Тяжёлое платье на ветки надето. Но вот наступает сентябрь молодец, Листва осыпается, зною конец. С утра ещё тянет теплом от земли, Туман на воде, в небесах журавли. Такая картина похожа на сказку, И я беру в руки кисти и краску. Люблю наблюдать за осенней порой, Бродить по лесам незнакомой тропой. Как жаль, что быстро это кончается, Но вечного нет, и жизнь продолжается. (А. А. Шамина )
Слайд 23
Выводы: Изучая творчество русских поэтов и писателей о природе в осенний период, я отметила следующие характерные черты: красочность, образность, выразительность, ассоциативность . Проведя сравнительный анализ произведений о каждом осеннем месяце, можно сказать, что осень вызывает не только грусть и печаль, но и радостное, весёлое настроение . 3. Поисковая и исследовательская работа обогащает эстетический опыт, развивает художественный вкус .
Слайд 24
Спасибо за внимание!
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Горка
Ребята и утята
Вода может клеить?