Цель работы: анализ конструкции стихотворения «Зимнее утро» на основе его синтаксического построения.
Задачи:
1. анализ противоположных образов стихотворений;
2. сделать анализ синтаксических средств языка в стихотворении.
Методы исследования:
- художественный анализ стихотворения (анализа синтаксических средств языка)
- изучение литературы по проблеме
Структура: Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
gorohova_vika.docx | 31.13 КБ |
analiz_stihotvoreniya_gorohovoy.pptx | 803.26 КБ |
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Управление образования городского округа « Город Якутск»
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Работа ученицы 4 Б класса
Гороховой Виктории
Классный руководитель: Сафонова Л.В.
Якутск, 2017
Оглавление:
Введение ………………………………………………………………… § 1. Художественный анализ стихотворения……………………….. § 2. Синтаксические средства языка в стихотворении…………………. Заключение……………………………………………………………… Список использованной литературы………………………………….. |
Введение
По литературному чтению в начальной школе мы изучили три произведения А.С.Пушкина о зиме – «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога». Из творчества А.С.Пушкина мы знаем, что его любимой порой года являлась осень:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятно мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
В произведении «Осень», отрывок которого мы привели, он упоминает о зиме следующее:
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это, наконец, и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
Александр Сергеевич признается, что любит снег, луну, стоячие реки, обожает кататься с подругой на санях, лежу у печи, нравятся зимние праздники. Но ему это быстро надоедает.
Все эти чувства нашли отражение и в его стихотворениях о зиме. Во всех произведениях мы находим эти слова – снег, луна, сани, подружка, печь…
Эти произведения одинаковы еще и тем, что раскрывают настроение и чувства поэта. В «Зимнем вечере», ему скучно («будет сердцу веселей»). В «Зимней дороге» ему печально и одиноко («то сердечная тоска»). А в «Зимнем утре» у него прекрасное настроение, чувствуется удаль, веселье, он счастлив.
На наш взгляд, стихотворение «Зимнее утро» отличается:
Цель работы: анализ конструкции стихотворения «Зимнее утро» на основе его синтаксического построения.
Задачи:
Методы исследования:
Структура: Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.
§ 1. Анализ противоположных образов стихотворений
Композиционно стихотворение состоит из 5 частей, каждая из которых представляет собой секстину (шестистишие). Написано мелодичным четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой (ААВССВ), которая придает произведению особую легкость. Четыре строки с женской рифмой (первая и вторая, четвертая и пятая) разбавлены в каждой строфе двумя строчками с мужской рифмой (третья и шестая).
Существительные в стихотворении создают яркий образ зимнего морозного утра: солнце, небо, лед, иней, речка, ель, мороз. Столь же удачно Пушкин использует глаголы, которые насыщают текст динамикой жизни: явись, лежит, проснись, блестит, чернеет, зеленеет.
Чудесный день, великолепные ковры, прозрачный лес, янтарный блеск, веселый треск, милый друг – такие положительные эпитеты пробуждают в душе читателя радостное настроение. А вот для изображения вечернего ненастья Пушкин использует словосочетания и сравнения с негативной окраской: «луна, как бледное пятно», «на мутном небе», «тучи мрачные». Для вьюги и мглы поэт применяет олицетворение, придает им свойства, характерные для человека: «мгла носилась», «вьюга злилась».
В стихотворении присутствуют устаревшие и диалектные слова:
нега — наслаждение (устар.);
взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);
вечор — вчера (диал.);
нынче — сейчас (устар.);
озарена — освещена (устар.)
велеть — приказать (устар.);
запречь — запрячь, запрягать (диал.);
предадимся — отдадимся (устар.).
Аллитерация с помощью шипящих и звонких согласных, а также удачное созвучие гласных (ассонанс) передают и скрип снега, и топот лошадиных копыт. В первой строфе часто слышится звук холодного зимнего утра – «эс», а во втором шестистишии повторяется звук «эль», передающий ощущения от морозного воздуха. Эффект «янтарного блеска огня» и потрескивания сухих поленьев подчеркивают твердые согласные «т» и «р». Той же цели служит намеренная тавтология – «треском трещит».
Противопоставление слов, образов, эпизодов в данном стихотворении создают композиционно смысловую рамку произведения. Мы нашли несколько противоположных образов (см. Таблицу №1)
Стихотворение начинается со слов «мороз» и «солнце», что вызывают собой противоречивые чувства, от которых автор приходит в восторг «день чудесный!»…
Повествование ведется от первого лица как обращение к собеседнику. Поэт выбрал форму диалога, непринужденного разговора. И только к концу произведения автор использует местоимение «мы».
Великолепие зимнего утра ощущается еще сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно. Описание вечера и утра заканчивается описанием нынешнего пространства – комнаты. Воспоминание о вечере смутное, рисуется большими мазками. Описание утра более детальное. При описании комнаты автор уделяет больше внимания свету и звуку. При этом использует цветовые описания:
вечер – мутный, желтый;
утро – голубое, блестящее, черное, зеленое;
в комнате – янтарный блеск.
В стихотворении при описании снега, речки поэт использует красочные эпитеты, тогда как в отношении леса, поля использует описания «лес один чернеет», «поля пустые», «леса недавно столь густые».
Таким образом, в стихотворении противоположные элементы являются основным элементом конструкции стихотворения.
Противоположные образы | Настроение, чувства, создаваемые этими образами | |
Мороз | Солнце | День чудесный! |
Ты Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… А нынче.....погляди в окно: | Я Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись… Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня | Мы Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. |
Вечер Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - | Утро А нынче.....погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. | Сейчас Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. |
Снег, речка Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. | Лес, поля Прозрачный лес один чернеет… И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые | Родное место поэта … берег, милый для меня |
§ 2. Синтаксические средства языка в стихотворении
В стихотворении преобладают повествовательные предложения. Они показывают спокойную интонацию произведения. В начале стихотворения чувствуем взволнованность автора. Это показывает восклицательное предложение: «День чудесный!».
Пушкин широко использует обращения (красавица, друг прелестный, друг милый), вводные слова и прямую речь, что создает у читателя ощущение причастности к событию.
Побудительные и вопросительные предложения помогают менять картину действия.
В начале стихотворения Пушкин призывает свою подругу встретить с ним это прекрасное утро: «Пора, красавица, проснись», «Звездою севера явись».
Вопросительное предложение «Вечор, ты помнишь…» возвращает нас в вчерашний день. А в конце стихотворения Пушкин спрашивает подругу: «Не велеть ли в санки кобылку бурую запречь?». Далее он воображает своё будущее приключение с подругой и чувствуется радость, веселье, задор, но в то же время тоска, тихая любовь к родным местам.
При описании зимней картины поэт использует прием анафоры:
… И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Таким образом, синтаксические средства языка в стихотворении очень интересные, они обогащают художественный образ и придают интонации.
Заключение
Анализировать стихи Пушкина очень интересно. Интересно, потому что он также интересовался языком и творчеством, постоянно экспериментировал и творил, выдумывал. Он действительно превратил русский язык в искусство, искусство стихосложения, искусство языка.
Это стихотворение только на первый взгляд кажется стихотворением, где описывается красота природы, зимней картины. В ней заключен намного глубокий смысли. Мы видим, каким думающим, творческим человеком был Пушкин, как он любил свой родной язык и экспериментировал, творил, создавал. Каким он является мастером высокого слова и высокого слога.
Слайд 1
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро » Горохова Виктория Егоровна ученица 4 Б класса МОБУ СОШ № 7 ГО «Город Якутск» Научный руководитель: Сафонова Лидия Владимировна Учитель начальных классов МОБУ СОШ № 7 ГО « Город Якутск»Слайд 2
Унылая пора! Очей очарованье! Приятно мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны Как легкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмет, пылая и дрожа! Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги?.. Но надо знать и честь ; полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест. Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
Слайд 3
По литературному чтению в начальной школе мы изучили три произведения А.С.Пушкина о зиме – «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога». В стихотворении «Осень» Александр Сергеевич признается, что любит снег, луну, стоячие реки, обожает кататься с подругой на санях, лежу у печи, нравятся зимние праздники. Но ему это быстро надоедает. Все эти чувства нашли отражение и в его стихотворениях о зиме. Во всех произведениях мы находим эти слова – снег, луна, сани, подружка, печь… Эти произведения одинаковы еще и тем, что раскрывают настроение и чувства поэта. В «Зимнем вечере», ему скучно («будет сердцу веселей» ). В «Зимней дороге» ему печально и одиноко («то сердечная тоска»). А в «Зимнем утре» у него прекрасное настроение, чувствуется удаль, веселье, он счастлив. Стихотворение «Зимнее утро» отличается: обилием синтаксических средств языка; наличием противоположностей образов (антитезой) как основного элемента конструкции стихотворения (гипотеза). Цель работы: анализ конструкции стихотворения «Зимнее утро» на основе его синтаксического построения. Задачи: анализ противоположных образов стихотворений; сделать анализ синтаксических средств языка в стихотворении.
Слайд 4
Анализ стихотворения Мо- роз и солн -це ; день чу- д ес - ный ! Еще ты дрем -лешь , друг пре- л ес т -ный Пора, красавица, просн ись : Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера яв ись ! Вечор, ты помнишь, вьюга зл ѝ л ась , (А) На мутном небе мгла нос ѝ л ась ; (А) Луна, как бледное пятн ó , (В) Сквозь тучи мрачные ж ел т ѐ ла , (С) И ты печальная сид ѐ л а — (С) А нынче... погляди в окн ó : (В) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце , снег лежит ; Прозрачный лес один чернеет , И ель сквозь иней зеленеет , И речка подо льдом блестит . Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь ? Скользя по утреннему снегу, Друг милый , предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
Слайд 5
Противоположные образы Настроение, чувства, создаваемые этими образами Мороз Солнце День чудесный! Ты Еще ты дремлешь , друг прелестный – Пора , красавица, проснись : Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры , Звездою севера явись ! Вечор , ты помнишь , вьюга злилась … А нынче ..... погляди в окно: Я Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись… Скользя по утреннему снегу , Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня Мы Скользя по утреннему снегу , Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые , Леса , недавно столь густые , И берег, милый для меня. Вечер Вечор, ты помнишь, вьюга злилась , На мутном небе мгла носилась ; Луна , как бледное пятно , Сквозь тучи мрачные желтела , И ты печальная сидела - Утро А нынче ..... погляди в окно : Под голубыми небесами Великолепными коврами , Блестя на солнце , снег лежит ; Прозрачный лес один чернеет , И ель сквозь иней зеленеет , И речка подо льдом блестит. Сейчас Вся комната янтарным блеском Озарена . Веселым треском Трещит затопленная печь . Приятно думать у лежанки. Снег, речка Блестя на солнце, снег лежит ; Прозрачный лес один чернеет , И ель сквозь иней зеленеет , И речка подо льдом блестит. Лес, поля Прозрачный лес один чернеет … И навестим поля пустые , Леса , недавно столь густые Родное место поэта… берег , милый для меня Композиционно смысловая рамка произведения
Слайд 6
Синтаксические средства языка в стихотворении Мороз и солнце ; день чудесный ! Еще ты дремлешь , друг прелестный Пора, красавица , проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злѝлась , На мутном небе мгла носѝлась ; Луна, как бледное пятн ó , Сквозь тучи мрачные желтѐла , И ты печальная сидѐла - А нынче... погляди в окн ó : Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь ? Скользя по утреннему снегу, Друг милый , предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
Слайд 7
Вывод: Стихотворение раскрывает чувства автора, его эмоции. В нем органично сочетаются и высокий стих, и просторечие, разговорный язык. В стихотворении противоположные элементы являются основным элементом конструкции стихотворения . Противоположные образы, сталкиваюсь создают другой образ. С интаксические средства языка в стихотворении очень интересные, они обогащают художественный образ и придают интонации.
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Мать-и-мачеха
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Четыре художника. Осень
Рисуем "Осенний дождь"