Ученица готовила эту работу на школьную конференцию
Вложение | Размер |
---|---|
pantera.pptx | 91.17 КБ |
Слайд 1
«Всегда ли мы свободны?» На примере анализа стихотворения Р.М.Рильке « Пантера»Слайд 2
Biografie Geboren am 4.12.1875 in Prag. Rilke war der Sohn eines Militärbeamten und Beamten bei der Eisenbahn. Besuchte die Militärschule St. Pölten 1886 bis 1891 und danach die Militär-Oberrealschule in Mährisch-Weißkirchen. Der sensible Knabe wich der Offizierslaufbahn aus, bereitete sich privat auf das Abitur vor und studierte Kunst- und Literaturgeschichte in Prag, München und Berlin. 1897 Begegnung mit Lou Andreas-Salomé, mit der er 1899/1900 nach Rußland reiste. Das Land, die Menschen, vor allem die »russische Seele« beeindruckten ihn sehr. Begegnung mit Tolstoi. 1900 ließ er sich in der Malerkolonie Worpswede nieder und heiratete die Bildhauerin Clara Westhoff, von der er sich 1902 wieder trennte. 1905 wurde er für acht Monate der Privatsekretär von Rodin in Paris. Reisen nach Nordafrika, Ägypten, Spanien. 1911/12 lebte er auf Schloß Duino an der Adria bei der Fürstin Marie v. Thurn u. Taxis. Im 1. Weltkrieg in München; kurze Zeit beim österreichischen Landsturm; aus Gesundheitsgründen entlassen. Nach Kriegsende in der Schweiz: 1920 in Berg am Irschel , seit 1921 auf Schloß Muzot im Kanton Wallis, das ihm sein Mäzen Werner Reinhart zur Verfügung gestellt hatte. Er starb am 29.12.1926 im Sanatorium Val- Mont bei Montreux an Leukämie. Рожден 4.12.1875 в Праге. Рильке был сыном армейского служащего .Посещал армейскую школу Св. Пёльтена с 1886 по 1891 и после этого верховное реальное училище армии в моравских белых церквях. Чувствительный мальчик уклонялся от службы в офицерском звании, готовился в частном порядке к аттестату зрелости и изученной истории искусств и литературной истории в Праге, Мюнхене и Берлине. В 1897 встречу с Лу Андреас- Саломе , с которой он путешествовал в 1899/1900 в Россию. Страна, люди, прежде всего, »русскую душу« очень производили впечатление на него. Встреча с Tolstoi . В 1900 он опускался в колонии художника Worpswede и сочетался браком со скульптором Кларой Вестофф , с которым он снова расставался в 1902. В 1905 он был на 8 месяцев частным секретарем Родена в Париже. Путешествование в Северную Африку, Египет, Испанию. В 1911/12 он жил на замке Duino на Адриатике у княгини Мари v. Турн и такси. Во время 1-ой мировой войны в Мюнхене; короткое время при австрийском ландштурме; по состоянию здоровья увольняют. После конца войны в Швейцарии: В 1920 в горе в Irschel , с 1921 на замке Muzot в кантоне Валлис, который меценат Вернер Райнхарт предоставил в распоряжение ему. Он умирал 29.12.1926 в санаторие Val-Mont при Montreux от лейкемии.
Слайд 3
Der Panther Im Jardin des Plantes , Paris Sein Blick ist vom Vorübergehn der Stäbe so müd geworden, dass er nichts mehr hält. Ihm ist, als ob es tausend Stäbe gäbe und hinter tausend Stäben keine Welt. Der weiche Gang geschmeidig starker Schritte, der sich im allerkleinsten Kreise dreht, ist wie ein Tanz von Kraft um eine Mitte, in der betäubt ein grosser Wille steht. Nur manchmal schiebt der Vorhang der Pupille sich lautlos auf -. Dann geht ein Bild hinein, geht durch der Glieder angespannte Stille - und hört im Herzen auf zu sein. Rainer Maria Rilke, 6.11. 1902 Пантера - Райнер Мария Рильке Александр Герцен - с немецкого В саду растений, Париж Потерян взгляд её усталый в строю мелькающих жердей. Eй грезится, что мир бывалый предел нашёл в стране идей. Поступь изящна и упруга, как танец в темноте на слух. В дурмане замкнутого круга, томится явно вольный дух. Лишь изредка зрачка завесу, образ извне врасплох застанет, объявит призрачную пьесу - и в сердце канет.
Слайд 4
Центральным образом стихотворения Рильке «Пантера» является загнанное в клетку дикое животное, жаждущее свободы. Пантера ,словно в танце мечется по кругу, желая найти выход, вырваться на волю, но все её попытки тщетны, так как вокруг «одни лишь прутья, тысяч прутьев ряд». Пантера, заточённая в клетку, выступает в стихотворении как символ дисгармонии и несправедливости, царящей в мире. Вольнолюбивое животное по жилам которого, несмотря на безысходность, всё ещё «бьёт струя стихии новой», в конечном итоге, обречено на страдания, на примирение с обстоятельствами, которые приведут к неизбежной смерти. В образе пантеры воплощена мысль Рильке о дисгармонии окружающего мира, о страданиях человека, находящего в неволе – в плену у обстоятельств, в плену у собственной жизни, и неспособного реализовать свою мечту о получении свободы.
Слайд 5
С одной стороны перед нашими глазами довольно тривиальная картина, которую многие наблюдали в зоопарке: это мечущееся в тесной клетке дикое животное - в данном случае пантера. Но почему же это стихотворение оставляет у читателя неприятное ощущение какого-то неудобства, неудовлетворенности, страдания, вызывающего жалость. Объяснение мы находим в противопоставлении в этом стихотворении двух начал: мощи и природной силы зверя и тесноты пространства, в которое оно заключено. Вот тематический ряд слов, символизирующих оба начала: упругая поступь, танец силы, мощная воля, струя стихии новой. сошелся клином, мечется по кругу, воля погребена, навсегда смолкнуть. Именно несоответствие этих двух сфер вызывает у нас чувство дискомфорта и целый ряд ситуаций, а может и одну конкретную ситуацию, ассоциируются у читателя с этим чувством дискомфорта. В жизни Рильке это могло быть его обучение в военной реальной школе, иначе говоря, в кадетском корпусе, в котором Рильке пробыл общим счетом пять лет. В позднейших высказываниях об этом периоде сам он характеризует его как самое страшное время своей жизни, как непрерывную цепь физических и моральных мучений. Атмосфера военной учебы все время давила на тонкую психическую организацию будущего поэта. Почему же автор не хочет просто описать этот факт своей биографии? Объяснение очень простое: у любого другого человека подобные чувства могли быть вызваны совсем другими жизненными обстоятельствами. Важно лишь то, что люди испытывают при этом сходные чувства, которые и хочет воспроизвести автор. В этом заключается основная суть поэзии символизма: через те или иные отвлеченные образы - символы вызвать у читателя соответствующие чувства, передать которые чисто вербальным способом напрямую практически невозможно. Как можно описать словами то или иное волнение души? - ненависть, радость, тревогу, любовь ведь все это у каждого человека так индивидуально. Великая находка символистов: вызывать чувства через какие-либо образы, а не описывать их напрямую. Они отвергли поэтику рационального исследования и представления переживаний, как это делали Пушкин и Баратынский, например, и заменили её поэтикой ассоциаций. Ассоциации - это связи, которые непроизвольно возникают в психике между несколькими представлениями, образами, мыслями; логическое же мышление требует постоянного контроля воли, сознания. И вот символисты имитируют отказ от такого контроля, пишут так, словно просто заносят на бумагу чувства и мысли, возникающие под влиянием случайных ассоциаций. По этому пути пошли многие течения модернизма - сюрреализм, дадаизм и др. Но символисты одни из первых в мировой литературе уловили этот важнейший новый принцип.
Слайд 6
С одной стороны перед нашими глазами довольно тривиальная картина, которую многие наблюдали в зоопарке: это мечущееся в тесной клетке дикое животное - в данном случае пантера. Но почему же это стихотворение оставляет у читателя неприятное ощущение какого-то неудобства, неудовлетворенности, страдания, вызывающего жалость. Объяснение мы находим в противопоставлении в этом стихотворении двух начал: мощи и природной силы зверя и тесноты пространства, в которое оно заключено. Вот тематический ряд слов, символизирующих оба начала: упругая поступь, танец силы, мощная воля, струя стихии новой. сошелся клином, мечется по кругу, воля погребена, навсегда смолкнуть. Именно несоответствие этих двух сфер вызывает у нас чувство дискомфорта и целый ряд ситуаций, а может и одну конкретную ситуацию, ассоциируются у читателя с этим чувством дискомфорта. В жизни Рильке это могло быть его обучение в военной реальной школе, иначе говоря, в кадетском корпусе, в котором Рильке пробыл общим счетом пять лет. В позднейших высказываниях об этом периоде сам он характеризует его как самое страшное время своей жизни, как непрерывную цепь физических и моральных мучений. Атмосфера военной учебы все время давила на тонкую психическую организацию будущего поэта. Почему же автор не хочет просто описать этот факт своей биографии? Объяснение очень простое: у любого другого человека подобные чувства могли быть вызваны совсем другими жизненными обстоятельствами. Важно лишь то, что люди испытывают при этом сходные чувства, которые и хочет воспроизвести автор. В этом заключается основная суть поэзии символизма: через те или иные отвлеченные образы - символы вызвать у читателя соответствующие чувства, передать которые чисто вербальным способом напрямую практически невозможно. Как можно описать словами то или иное волнение души? - ненависть, радость, тревогу, любовь ведь все это у каждого человека так индивидуально. Великая находка символистов: вызывать чувства через какие-либо образы, а не описывать их напрямую. Они отвергли поэтику рационального исследования и представления переживаний, как это делали Пушкин и Баратынский, например, и заменили её поэтикой ассоциаций. Ассоциации - это связи, которые непроизвольно возникают в психике между несколькими представлениями, образами, мыслями; логическое же мышление требует постоянного контроля воли, сознания. И вот символисты имитируют отказ от такого контроля, пишут так, словно просто заносят на бумагу чувства и мысли, возникающие под влиянием случайных ассоциаций. По этому пути пошли многие течения модернизма - сюрреализм, дадаизм и др. Но символисты одни из первых в мировой литературе уловили этот важнейший новый принцип Einerseits vor unseren Augen das ziemlich triviale Bild, das viele im Zoo beobachteten: dieses wilde im engen Käfig hin und her laufende Tier - in diesem Fall der Panther. Aber warum gibt dieses Gedicht beim Leser die unangenehme Empfindung irgendwelcher Unbequemlichkeit, des Unbefriedigtseins , des Leidens ab, das das Mitleid erregt. Wir finden die Erklärung in der Entgegensetzung in diesem Gedicht zwei Anfänge: der Macht und der natürlichen Kraft des Tieres und der Enge des Raumes, in den es geschlossen ist. Die thematische Reihe der Wörter, die beide Anfange symbolisieren: Der elastische Gang, den Tanz der Kraft, der mächtige Wille, der Strahl des Elementes neu. Hat keilförmig übereingestimmt, läuft nach dem Kreis hin und her, der Wille ist beerdigt, für immer zu verstummen. Gerade die Nichtübereinstimmung dieser zwei Sphären ruft bei uns das Gefühl des Unbehagens und eine ganze Reihe der Situationen herbei, und kann auch eine konkrete Situation, vereinigen sich beim Leser mit diesem Gefühl des Unbehagens. Im Leben Rilke konnte es seine Ausbildung in der realen Militärschule anders gesagt in der Kadettenschule sein, in dem Rilke sich von der allgemeinen Rechnung fünf Jahre aufgehalten hat. In den spätesten Aussprüchen über diese Periode charakterisiert er es wie das Äußerste die Zeit des Lebens, wie die ununterbrochene Kette der physischen und moralischen Qualen. Die Atmosphäre des Militärstudiums drückte auf die feine psychische Organisation des zukünftigen Dichters die ganze Zeit. Warum will der Autor diese Tatsache der Biografie einfach nicht beschreiben? Die Erklärung sehr einfach: bei jedem Menschen konnten die ähnlichen Gefühle von ganz anderen lebenswichtigen Umständen herbeigerufen sein. Nur ist wichtig, dass die Menschen dabei die ähnlichen Gefühle erproben, die der Autor wiedergeben will. Darin besteht das Hauptwesen der Poesie des Symbolismus: durch diese oder jene abstrakten Gestalten - die Symbole, beim Leser die entsprechenden Gefühle herbeizurufen, die in der rein Verbalweise direkt tatsächlich zu übergeben es ist unmöglich. Wie man Wörter diese oder jene Aufregung der Seele beschreiben kann? - Der Hass, die Freude, die Besorgnis, die Liebe doch das alles bei jedem Menschen so individuell. Der große Fund der Symbolisten: die Gefühle durch irgendwelche Gestalten, und herbeizurufen, sie direkt nicht zu beschreiben. Sie haben die Poetik der rationalen Forschung und der Vorstellung der Emotionen abgelehnt, wie es Puschkin und Baratynski , zum Beispiel, machten und haben mit ihrer Poetik der Assoziationen ersetzt. Die Assoziationen ist Beziehungen, die in der Psyche zwischen einigen Vorstellungen, den Gestalten, den Gedanken unwillkürlich entstehen; das logische Denken fordert die ständige Kontrolle des Willens, des Bewusstseins. Und die Symbolisten imitieren die Absage auf solche Kontrolle, schreiben so wie einfach tragen auf das Papier des Gefühles und die Gedanken, die unter Einfluß der zufälligen Assoziationen entstehen ein. Nach diesem Weg sind gegangen viele Strömungen des Modernismus - der Surrealismus, дадаизм u.a. Aber die Symbolisten haben eine erster in der weltweiten Literatur dieses wichtigste neue Prinzip gefangen
Слайд 7
Анализ стихотворного произведения следует начать с его общей характеристики: когда и в связи с каким событием оно написано автором. Затем обозначить общее настроение и принадлежность к жанру: лирика, эпический жанр, баллада и пр. Отметить эмоциональную окраску стихотворения, выделить слова, её характеризующие. Также хорошо выделить слова, на которых сам автор делает смысловой акцент, которые важны для стихотворения в целом. Необходимо определить основную мысль или идею произведения. При анализе композиции следует отметить сюжетные особенности: наличие кульминации, развязки. Какими художественными средствами пользуется автор: метафоры, гиперболы, аллегории. Отметить речевые особенности и фигуры: противопоставления – антитезы, сравнения, эпитеты, повторы. Затем можно перейти к анализу ритмики стиха, отметить виды рифм и способы рифмовки, двухсложные или трёхсложные стопы использованы поэтом, их виды. Очень важно закончить анализ выражением собственного отношения к произведению.
Два Мороза
Весенние чудеса
Рукавичка
Солнечная система. Взгляд со стороны
Рисуем акварельное мороженое