Анализ программного стихотворения поэта-символиста Ф. Сологуба.
Вложение | Размер |
---|---|
Ф.Сологуб "Чёртовы качели". Анализ. | 32.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тирлянский
Анализ стихотворения Ф. Сологуба «Чёртовы качели». Выполнила ученица 10 класса Прусакова Дарья Александровна. Руководитель учитель Русского языка и литературы Шерстнева Марина Валерьевна. 2017-2018 Писательская судьба Ф.Сологуба (Ф.К. Тетерникова) необычна и нелегка. Когда он по-настоящему вошёл в литературу, ему было уже за сорок. За плечами – долгие годы житейских лишений, напряжённой работы и непризнания, тяжкие обиды, груды ненапечатанных произведений. Математик по образованию, долгие годы преподававший этот предмет в школе, он спокойно, методично, ровным тихим голосом доказывал, что жизнь ужасна, зла, беспощадна, что существование в этом мире нестерпимо ,что жизнь - только медленное приготовление к неизбежной смерти. Искусство не может научить, как жить, оно способно быть глашатаем правды, зато ему доступна утешительная, красивая ложь: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из неё сладостную легенду, ибо я – поэт».Рассмотрю одно из известных стихотворений Ф. Сологуба «Чёртовы качели», написанное в 1907 году. После прочтения меня сразу захватила мрачная фантастика, гротеск стихотворения, поразили образы – символы: чёрт (черти) – символическое олицетворение тёмных сторон земного бытия, перед которыми бессилен лирический герой. Качели, которые раскачиваются «вперёд-назад»,- это однообразная бессмысленная жизнь человека. Герой – жалкая игрушка в руках бесовских сил, вырваться из которых , изменить свою жизнь он не может. В стихотворении много эпитетов, метафор, поражащих воображение. Каждое из этих средств порождает цепочку ассоциаций, характеризующих предмет изображения: доска – «шатучая», «стремительная»; рука чёрта – «мохнатая», «грозящая». Сильное впечатление производят глаголы, передающие не действие, а нарастающее ощущение безысходности: «держусь, томлюсь, качаюсь, хватаюсь, мотаюсь». Интересно использование разнообразия поэтических форм: среди строф- четверостиший, написанных трёхстопным ямбом с перекрёстной системой рифм, обращают на себя внимание вторая и четвёртая строфы. Это шестистишия, где рифмуются первая – четвёртая –пятая и вторая-третья- шестая строки. Меняется и ритм: трёхстопный ямб с пиррихиями во втором и четвёртом стихе резко прерывается одинаковыми строками, написанными двустопным ямбом. Удлинённая строфа сильнее передаёт тяжесть, суетность и однообразие бессмысленной жизни. Ощущение безысходности жизни и неотвратимости смерти усиливается также пятой и шестой строфами, где повторяются, варьируются одни и те же слова, строки и приёмы (прямая речь). Обращусь к фонетике стихотворения. Мрачный колорит усиливается использованием аллитерации на «ч» ( в названии стихотворения уже данный приём используется «Чёртовы каЧели» ) ,третья строка полностью инструментована этим звуком («КаЧает Чёрт каЧели»). Затем через всё стихотворение проходят звуковые сочетания : «ч»-«с» - «ш»-«х» - «з». Таким образом внешняя простота стихотворения скрывает ясность, совершенство и разнообразие форм, мастерски передающих излюбленные мотивы поэзии Ф. Сологуба: бессмысленность и однообразие жизни, неотвратимость смерти, власть над человеком тёмных мистических сил.
|
5 зимних аудиосказок
Развешиваем детские рисунки дома
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Пятёрки
Горка