Проект "Квест – игра по творчеству Фёдора Александровича Абрамова"
Вложение | Размер |
---|---|
Квест – игра по творчеству Фёдора Александровича Абрамова | 618.55 КБ |
МБОУ СШ №14
с углублённым изучением отдельных предметов
имения Я. И. Лейцингера
Квест – игра по творчеству
Фёдора Александровича Абрамова
Учитель русского языка и литературы:
Пятовская Мария Вячеславовна
Подготовлен: ученицей 8 «В» класса
Кабановой Надеждой
Предмет: Искусство Севера
2017
Цель: Оценить действенность нестандартных подходов проверки знаний учащихся.
Задачи:
• Провести квест – игру по творчеству Фёдора Абрамова среди учеников 8 «В» класса.
• Проверить уровень знаний творчества Ф. Абрамова среди учеников 8 «В» класса.
• Содействовать более сплочённой работе 8 «В» класса путём взаимодействия в команде.
Причины:
- Пониженная активность в работе на уроках Искусства Севера 8 «В» класса.
- Необходимость в создании универсального средства проверки знаний, после прохождения трилогии Фёдора Абрамова в восьмых классах.
- Повышенная разобщённость 8 «В» при работе в команде.
Обоснование:
Я считаю, что такой метод проверки знаний будет целесообразным, потому что в нём будут задействованы все учащиеся, без исключений, у них останутся положительные эмоции, после проведения такого контрольного игрового мероприятия, а не напряжение как после обычной проверочной работы.
Гипотеза:
Предмету «Искусство Севера» выделен один час в неделю, для большей заинтересованности учеников в изучении этого предмета, можно применять нестандартные методы проверки знаний, например подобные квесты или игры по станциям. Я думаю такой подход интереснее и веселее. Школьники будут более усердно готовится к квесту, чем к обычному тесту.
Актуальность:
Ученики 8 «В» класса показывали недостаточные знания биографии и трилогии Фёдора Абрамова, на уроках работали неактивно и возник вопрос: «Как заинтересовать их в изучении творчества нашего земляка?». Возможно, ответ на него кроется в проведении динамичного квеста.
Анализ
Я и моя помощница Анастасия, заблаговременно пришли для подготовки к игре. Взяли секундомер, расставили парты и стулья, пересчитывали учеников, мысленно представляя количество человек в одной команде. Проблема, с которой мы столкнулись на этом этапе, была довольно проста: всюду шныряли любопытные одноклассники, которые то и дело пытались заглянуть в вопросы или выведать ответы, бегали и громко разговаривали, мешая подготовке к игре. Желательно организовывать подобное мероприятие, когда ученики находятся в коридоре.
Когда прозвенел звонок, в класс вошла Мария Вячеславовна и все тут же умолкли. Она разделила учеников на команды. Не все были довольны распределением, но, естественно, всем не угодишь. Вскоре все окончательно успокоились и расселись по местам.
Мы с Настей сначала рассказали правила игры и объявили ценность вопросов. Я раздала таблицы для заполнения. Несмотря на то, что все справочные материалы нужно было убрать, некоторые девочки сидели с тетрадками. Мария Вячеславовна, заметив это, попросила убрать всё со стола. Нужно тщательно следить за дисциплиной в классе, во время проведения квеста, что бы никто не смог списать.
Началась игра, мы поочерёдно задавали вопросы, засекали время и заносили баллы в таблицы. Иногда Анастасия или Мария Вячеславовна фотографировали класс. Меня приятно удивило, что на лёгкие вопросы группа отвечала почти мгновенно, на вопросы средней сложности – думали менее пятнадцати секунд, на сложные – менее тридцати. Это значит, что класс был хорошо подготовлен к игре, и время для ответа на вопросы можно сократить как минимум вдвое. Момент, который меня сильно огорчил – излишнее соперничество между командами. Внутри каждой команды дети наоборот стали дружнее и сплочённее.
Под конец игры напряжение полностью рассеялась, остались лишь радостные эмоции, общее настроение поднялось. Так как все работали активно, за эту работу ребятам поставили отлично, а я и Настя получили по две высшие отметки.
Что такое квест?
Квест в реальности — это развлекательная игра для команды из нескольких человек, в помещении со специально подготовленными заданиями. Нужно применять логику, сообразительность и ум, а так же работать в команде. Несмотря на то, что квесты появились уже давно, в учебном процессе они не применялись.
Необходимость нескольких свободных кабинетов может осложнить проведение квеста, если такие трудности возникли, можно провести игру по группам находясь в одном кабинете. Такой вариант был проведён в 8 «В» классе.
Краткая биография Фёдора Абрамова
Фёдор Абрамов родился 29 февраля 1920 г. в деревне Веркола Архангельской области в многодетной крестьянской семье.
Он окончил сельскую школу, поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета. Когда началась Великая Отечественная война, ушёл в народное ополчение, участвовал в обороне Ленинграда, был несколько раз ранен. Только после войны он окончил обучение.
Писатель всегда был верен своему принципу: говорить только «правду — прямую и нелицеприятную».
В 1975 г. за трилогию «Пряслины» автору была присуждена Государственная премия СССР.
Абрамов выступал за правдивое изображение сельской жизни. Главной темой его произведений были быт и преодоление трудностей в деревне.
Повесть «Деревянные кони»
В повести Фёдора Абрамова «Деревянные кони» о конях нет почти ничего. Деревянные кони - это образ Древней Руси, возрожденный одной женщиной – Василисой Мелентьевной. В повести она с юности проявляет заботу о семье и даже незнакомых людях, что несколько раз описано автором.
Совсем юная Василиса, только принятая в семью мужа, заставила мужиков взяться за тяжелый труд, расчистить от леса новую землю под пашню. Так родилась деревушка Пижма. Построить деревню Василиса Мелентьевна наказала именно так, как строили испокон веку: огромные дома, поставленные на века, с коньками на крышах.
Для Василисы Мелентьевны важны традиции, старые устои и обычаи, она как русская женщина, считает – есть деревянный конь на крыше дома – значит и в семье будет достаток, порядок и покой.
Повесть «Пелагея»
В этой повести автор обращает наше внимание на жизнь обычной русской женщины после войны. Пелагее приходится с утра до ночи тяжело трудиться, не только на работе, но и дома.
Алька – самая важная забота для Пелагеи, ведь она еще не окончила школу, но уже гуляет.
В жизни Пелагеи нет место отдыху и покою, благополучие ее семьи и дома зависит только от нее одной.
Смерть мужа, побег дочери в город, новость о её беременности, собственная долгая болезнь, невнимание со стороны окружающих и, наконец, обман в магазине – целая цепочка несчастий приводят к смерти главной героини.
Повесть «Алька»
Ключевым лицом в повести является дочь Пелагеи – Алька. Она возвращается из города в деревню и видит, как там всё поменялось: появились новые семьи, построены новые здания, например, так полюбившийся Альке клуб. Она хочет произвести хорошее впечатление: не щадит себя на тяжёлой работе, ей, как и её матери важно мнение окружающих.
Местные жители относятся к Альке с осторожностью и предубеждениями – ведь она приехала из города. Девушка заглядывает к школьной подруге и видит, что та уже счастливо вышла за муж и ждёт ребёнка. Тут Алька по – настоящему понимает, что её никто не любит и сейчас она стала никому не нужна, она плачет об этом навзрыд. Ведь девушка, в погоне за лёгкими деньгами упустила свой шанс стать счастливой.
Альке хочется остаться в деревне, но она, со своим ветреным характером, часто меняет решения и, наперекор всем планам устраивается работать стюардессой.
Игра
ллррооо
Распределение команд
Численность одной команды должна составлять примерно восемь человек.
1 команда:
- биография
- «Деревянные кони»
- «Пелагея»
- «Алька».
2 команда:
- «Деревянные кони»
- «Пелагея»
- «Алька»
- биография.
3 команда:
- «Пелагея»
- «Алька»
- биография
- «Деревянные кони».
4 команда
- «Алька»
- биография
- «Деревянные кони»
- «Пелагея».
Балл
Категории вопросов:
Первые два лёгких вопроса – 1 балл, на обсуждение 30 секунд.
Вторые три вопроса средней сложности – 2 балла, на обсуждение одна минута.
Последние три сложных вопроса – 3 балла, на обсуждение одна минута 30 секунд.
Правила игры:
Перед началом испытаний необходимо сдать все телефоны учителю.
Каждая команда приходит в свой кабинет, доставшийся в жеребьёвке маршрутов, и располагается на первой колонке, там ей задают два лёгких вопроса, ответив на которые участники переходят ко второй колонке, где им задаются вопросы средней сложности. Затем они садятся на третью колонку и отвечают на сложные вопросы. Этап завершается, заполняется таблица команды, участники идут в другой кабинет.
Вопрос обсуждает вся команда, но ответ принимается у одного участника только по поднятой руке. У команды лишь одна попытка при ответе на вопрос. Можно ответить досрочно, но запрещено брать дополнительное время.
За шум в кабинете очки могут сниматься. Команда – победитель определяется по количеству набранных баллов.
Для получения подсказки, в каком кабинете будет проводиться следующее задание, необходимо набрать как минимум восемь баллов. Если команде не удаётся получить нужное количество очков, то они должны правильно ответить на дополнительный вопрос.
Вопросы
Биография
1) Назовите основную тематику творчества писателя. (сельская жизнь)
2) В какой деревне родился Абрамов? (Веркола)
3) Какой факультет окончил Ф. Абрамов с отличием? (филологический)
4) Участвовал ли Фёдор Абрамов в Великой Отечественной войне? (Да, в народном ополчении, оборонял Ленинград, был ранен несколько раз)
5) Какое небесное тело названо в честь Абрамова? (астероид №3409)
6) Какая особенность присутствует в дате рождения писателя? (Он родился 29 февраля, в високосный год)
Дополнительно: найдите среди портретов разных писателей, изображение Абрамова.
«Деревянные кони»
1) Назовите имя – отчество главной героини. (Василиса Мелентьевна)
2) Помогает ли Василиса Мелентьевна другим людям? (да, она отдаёт всю себя другим людям)
3) Как зовут сына главной героини, который в конце повести должен был приехать за ней, но не сделал этого? (Иван)
4) Как называется деревня, в которой происходит основное действие повести? (Пижма)
5) Сколько домов осталось в деревне на момент действия рассказа? (Семь)
6) Что случилось с мужчинами, которых Василиса Мелентьевна подняла на расчистки? (их раскулачили)
Дополнительно: В каком месяце происходит действие повести? (Август)
«Пелагея»
1) Муж Пелагеи болел. Что именно у него болело? (Сердце)
2) Какие качества характера проявлялись у Пелагеи на пекарне? (Дотошность, профессионализм, трудолюбие)
3) Из – за чего постоянно переживает Пелагея? (Она точно не знает от кого у неё дочь)
4) Почему Пелагея часто меняет отношение к людям? (она живёт лишь для себя, когда ей что – либо нужно она располагает человека к себе)
5) Кем раньше мечтала стать Пелагея? (дояркой)
6) Как она отдыхала и набиралась сил, после работы, что в последствии её и сгубило? (ложилась на холодный крашеный пол)
Дополнительно: Найдите иллюстрацию, относящуюся к повести «Пелагея».
«Алька»
1) К кому приехала Алька в деревню (к Анисье)
2) Были ли у Альки родные сёстры или братья? (нет)
3) Каким одним словом можно характеризовать Альку? (Ветреная)
4) Почему Алька вела себя так в деревне? Чего она хотела добиться этим? (Она хотела показать, что не разленилась в городе/выделится, произвести хорошее впечатление)
5) Чему завидовала Алька и чего у неё не было? (семейное счастье)
6) Кем работала Алька до приезда из города в деревню? А после? (Официантка/стюардесса)
Дополнительно: Какую часть одежды Альки выделяет автор? (Красные брюки)
Таблица для заполнения
Номер команды: | Биография Ф. Абрамова | «Деревянные кони» | «Пелагея» | «Алька» |
Лёгкие | ||||
Средней сложности | ||||
Сложные | ||||
Итого: |
Итоги:
После проведения квеста, я поняла, что учеников захватил дух командной борьбы, присутствовал элемент соревнования, в глазах участников был виден энтузиазм и стремление к победе. После этого мероприятия, для меня было приятно увидеть, что, несмотря на неактивную работу на уроках по этому предмету, 8 «В» показал хороший уровень знаний биографии и трилогии Фёдора Абрамова. У всех остались лишь положительные эмоции. Многие одноклассники высказали мнение, что хорошо относятся к подобным мероприятиям, и настроены участвовать в них дальше.
Вывод:
Квест прошёл удачно, хотя, пришлось переделать его в игру по группам в одном классе, и в дальнейшем, по решению учителя, можно будет ввести его на постоянной основе в программу изучения творчества Фёдора Абрамова в других восьмых классах.
Так же, для того что бы заинтересовать школьников в изучении других крупных произведений, можно создавать квесты или игры по станциям для этих романов или повестей.
Такие квесты значительно поднимают интерес к изучению предмета «Искусство Севера» и дают ученикам возможность проявить себя, наглядно показать свои знания, выделится в качестве лидера, то есть хороши для сплочения коллектива.
Несмотря на игровой характер мероприятия, у Марии Вячеславовны была возможность объективно оценить знания школьников.
Какая бывает зима
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Рыжие листья
В поисках капитана Гранта
Красочные картины Джастина Геффри