Целостный анализ лирического произведения.
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stihotvoreniya.docx | 31.18 КБ |
Владимир Романенко.
Моя первая смерть.
Я в прошлой жизни вожаком был в стае.
Любил охоту, волю и волчиц.
Но в том далеком, злополучном мае
Я лег на «мушку» областью ключиц.
Из мутных луж лакал с червями воду,
О быстрой смерти Господа просил…
Бог буркнул зло: «В такую непогоду
За этой пулей черт тебя носил».
Под носоглоткой скапливались храпы.
(Что мог тогда я возразить Творцу?)
Немел язык, слегка дрожали лапы…
Вот только слезы были не к лицу
Мне, вожаку, пусть даже и на грани
Существованья плоти на земле.
Я умирал. Слетались мухи к ране
И дерева двоились в полумгле.
Но все же слух мой песий лай услышал.
Какая радость – расчехлить клинки!
Я встал, шатаясь, и навстречу вышел,
До самых десен оголив клыки.
Полдюжины босых стелились в беге,
Надеясь волчий мой увидеть драп.
Не быть тому. Я, выросший не в неге,
Прирос к земле подушечками лап.
А дальше было лишь круженье смерти.
Я глотки рвал и сухожилья рвал.
…Но прогремели в этой коловерти
Двухстволок залпы через интервал.
«Слабак, однако…» – егеря сказали
И пнули зверя мертвого под дых.
Хотя с травы мои мозги лизали
Уже не шесть, а только две борзых.
Анализ стихотворения.
Стихотворение В.Романенко «Моя первая смерть» повествует нам о последних мгновениях жизни волка, который был вожаком. Но, несмотря на этот сюжет, мы можем понять, что здесь «волк» - это воплощение души лирического героя. Владимир Романенко в какой-то мере высказывает нам своё мнение и даже веру в реинкарнацию через слова своего героя. Об этом ясно даёт понять первая строчка:
Я в прошлой жизни вожаком был в стае…
Этим же можно объяснить название произведения «Моя первая смерть», ведь человек умирает единожды и безвозвратно, но, по буддистской теории о реинкарнации, душа перерождается в различных телах, то есть волк для лирического героя – это этап в жизни его души, который закончился тем, о чём повествуется в стихотворении: его первой, но не единственной смертью.
В.Романенко не просто хочет передать через своё произведение веру в реинкарнацию лирического героя, но и «очеловечить», волка, наделив его возможностью как бы рассказать свою историю, показать, как не правы в своих суждениях бывают люди, и доказать, что даже волк, немое существо, может обладать разумом, честью и достоинством, а ведь это те качества личности, которые порой трудно найти у человека.
Трагичность стихотворению придаёт то, что волк верит в Бога, он молится Творцу. Автор выразил это тем, что использовал прямую речь (7,8 строки), а также риторический вопрос (10 строка), он как бы показывает нам диалог между бедным умирающим животным и тем, кто его создал, одушевил и дал такую смерть. Также на восприятие стихотворения влияет и его размер – шестистопный ямб – при этом в каждом четверостишии чередуются женская (1 и 3 строки) и мужская (2 и 4 строки) рифма. Такая конструкция словно «раскачивает» повествование, придает некую монотонность, но это используется для того, чтобы читатель ощутил мгновенность происходящего; мы переживаем с волком не череду событий, а то, что произошло для него безумно быстро и неизбежно. Придаёт стихотворению яркие краски и такая языковая форма, как риторическое восклицание в 18 строчке:
Какая радость – расчехлить клинки!
Автор этим передаёт лёгкую иронию, которую видит в своём положении герой, но также показывает, что волк до конца готов сохранить свою честь, своё достоинство, он согласен умереть, но только не бежать в страхе от охотников, псов и смерти (18 – 20 строки).
Стихотворение впечатляет своей глубиной и яркостью образа волка. Чтобы создать такой эффект, автор использует большое количество средств художественной выразительности: эпитеты, которые можно увидеть в каждом четверостишии, например, «злополучном мае», «мутных луж»; асиндетон («немел язык, слегка дрожали лапы»); метафоры («прирос к земле подушечками лап»). При этом Романенко не только чередует, но и совмещает их, например, в строке «Я лег на мушку областью ключиц» кроме метафоры мы можем увидеть ещё и метонимию «мушка». При помощи этих средств автор передаёт нам то, что волк – высокодуховное существо, способное испытывать сильные человеческие чувства.
Удивительно и то, как автор передаёт нам рассуждения волка. Сначала он бежал, молил Бога о помощи, но поняв, что тот не сделает этого, волк решается умереть гордо. Для того чтобы показать эту перемену, Романенко объединяет 3, 4 и 5 четверостишия в один абзац, показывая нам, что поступки героя вытекают один из другого, что это было обдуманное решение. Также в этом отрывке мы можем увидеть две стороны одной личности: бедное, загнанное животное («Немел язык, слегка дрожали лапы…»), но при этом гордое существо, которое противостоит таким качествам, как трусость и страх («Вот только слёзы были не к лицу»).
На протяжении всего стихотворения можно заметить не только борьбу двух противоположностей души главного героя, но и противостояние волка и людей. В конце повествования каждая из двух сторон считает, что она победила. Но что есть победа над телом по сравнению с победой духа? Ничтожные, мелкие крупицы самоудовлетворения! В своём стихотворении В. Романенко, используя противопоставление стоящего за моральные принципы волка и удовлетворяющих за счёт страдания животных свои низменные, жалкие потребности егерей, показывает, что нужно всегда сохранять чувство собственного достоинства, иметь честь и отвагу.
Ранее уже упоминались буддистские мотивы этого стихотворения. Ими же можно объяснить, почему же лирический герой помнит эту жизнь своей души. Дело в том, что душа, по мнению буддистов, не перерождается вечно, как и в любой другой религии, чистая душа стремится к совершенству, свету и покою. При реинкарнации дух существа забывает свою прежнюю жизнь, прежде чем вступить в новую. Но наш лирический герой прекрасно помнит её. Из этого можно сделать вывод, что, возможно, благодаря поступку, описанному в стихотворении, душа волка стала настолько чистой, что заслужила света и вечного покоя. Животное превзошло тех людей, которые считали себя выше его. Это ещё раз указывает на то, что в этом «поединке» победил волк, а не егеря, убившие его.
Владимир Романенко в своём стихотворении «Моя первая смерть» передаёт читателям не просто жалостливую историю смерти несчастного, но вольного животного, он старается раскрыть перед нами особое мировоззрение, показать своё восприятие жизни и места любого существа в этой Вселенной. Обдумав каждую строчку, прочувствовав её, пронеся сквозь себя, читатель должен понять, как важно оставаться в гармонии с собой, с окружающим миром, любыми живыми существами, а также то, что всегда нужно выбирать не самый лёгкий путь, а самый правильный, что наше тело не так важно, как наша душа, и именно её мы должны совершенствовать, даже если иногда ради этого приходится жертвовать телом.
Как нарисовать портрет?
Сказка об осеннем ветре
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Лиса и волк
Стеклянный Человечек