В работе отражены краткие биографические сведенияч отдельных авторов, иллюстрировавших сказки А.С.Пушкина, рассмотрены индивидуальные особенности творческой манеры художников (Б.В.Зворыкина, М.А. Врубеля и И.Я. Билибина). Цель исследования - показать значение работ художников в раскрытии идейно-художественного своеобразия сказок поэта.
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_i_izobrazitelnoe_iskusstvodocx.docx | 257.52 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 42»
Петропавловск-Камчатского городского округа
683002 г.Петропавловск-Камчатский ул.Савченко, 12, тел.49-89-54, 49-83-91
e-mail: sch42pkgo@yandex.ru
Вид материала: исследовательская работа
Направление работы: Пушкин и изобразительное искусство
Тема: «Волшебный мир сказок А.С.Пушкина в творчестве русских художников рубежа ХIХ – ХХ веков».
Автор работы: Кайкова Таисия, обучающаяся 5 класса
Руководитель: Жиманова Е.С.,
учитель русского языка и литературы
г.Петропавловск-Камчатский
2017 г.
Введение
Наверное, в России не существует ни одного ребенка, который бы не знал сказок Александра Сергеевича Пушкина. С произведениями этого автора мы знакомимся в раннем детстве и продолжаем изучать в школьные годы. Поэтический гений поэта настолько многогранен, что охватить в одной работе все аспекты его творчества не представляется возможным. Именно поэтому мы сконцентрировали свое внимание в рамках направления «Пушкин и изобразительное искусство», а тему исследования сформулировали следующим образом: «Волшебный мир сказок А.С.Пушкина в творчестве русских художников рубежа ХIХ – ХХ веков».
В современном литературоведении немало работ, посвященных творчеству этого автора. Отрадно, что со многими монографиями можно ознакомиться в Президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина. Особое впечатление на нас произвела книга Игоря Эммануиловича Грабаря "История русского искусства " (6 том), в обработке отдельных частей издания которого приняли участие А.Н.Бенуа, И.Я. Билибин, В.М. Васнецов и другие художники. Кроме того, на электронном ресурсе библиотеки мы получили возможность ознакомиться с работами других художников, в разное время иллюстрировавших сказки А.С.Пушкина. Книги, посвященные творчеству этого замечательного поэта, а также полотна русских живописцев и вдохновили нас на данное исследование.
Цель исследования: показать значение работы художников в раскрытии идейно-художественного своеобразия сказок А.С.Пушкина.
Задачи исследования:
Объект исследования: творчество художников, иллюстрировавших сказки А.С.Пушкина.
Предмет исследования: сказки А.С.Пушкина и репродукции картин русских художников рубежа веков.
Актуальность данной работы определяется необходимостью возрождения интереса к жанру литературной сказки и творчеств А.С.Пушкина в целом.
Гипотеза исследования: знакомство с творчеством художников побудит обучающихся к углубленному изучению творчества А.С.Пушкина, в частности тех сказок, которые не входят в курс школьной программы.
Практическая значимость работы: данное исследование обогатит обучающихся 5 класса дополнительной информацией о творчестве выдающихся иллюстраторов пушкинских сказок. Работа может быть использована на уроках литературы при изучении тем, связанных с творчеством А.С.Пушкина.
В исследовании использованы следующие методы:
Работа состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
Сопроводительный материал: видеопрезентация.
Основная часть
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!», - утверждал Александр Сергеевич Пушкин. Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, сказка - это удивительная страна, которой нет ни на одной карте мира, в которой всегда побеждают добро и красота, а невозможное становится возможным.
Литературная сказка - это повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов («Литературный энциклопедический словарь. // Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. - М., 1996).
Еще в детстве мы с увлечением рассматриваем иллюстрации в книгах со сказками, однако мало кто задумывается над тем, кто автор этих работ. Именно поэтому в процессе написания исследования для обучающихся 5 классов нами был разработан опросный лист (см.Приложение), в который были включены не только вопросы, ориентированные на знание текстов сказок А.С.Пушкина. Часть заданий предполагала выбор ответа из предложенных вариантов (задание 4); в других необходимо было процитировать текст или закончить данную фразу (задания №1, 2, 3). Задание № 6 носило межпредметный характер и было нацелено на выявление знания обучающимися имен художников, которые иллюстрировали пушкинские сказки.
К сожалению, результаты анкетирования показали, что ребятам знакомы только те произведения автора, которые изучаются в курсе школьной программы («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»). Всего лишь 14% справились с заданиями, посвященным «Сказке о попе и его работнике Балде», «Сказке о царе Салтане», «Сказке о золотом петушке», а произведение «Жених» вообще была одноклассникам не знакомо. Но главное, что никто из ребят не смог назвать имена художников (задание 6), которые писали произведения по мотивам пушкинских сказок. На наш взгляд, это серьезное упущение, поскольку именно изобразительное искусство помогает лучше понять и прочувствовать волшебный мир пушкинских сказок. Действительно, если мы даже не знаем содержания произведения, а только видим иллюстрации к нему, то зачастую сюжет становится понятен. Именно поэтому полагаем, что вопрос о роли художника в раскрытии главной мысли произведения является очень важным и актуальным, потому что картины помогают усилить зрительное и эмоциональное восприятие текста.
Поскольку в сказке всегда много фантазии, значит, художник должен быть немного волшебником, обладать чувством юмора, любить и понимать литературное произведение. Не случайно великое наследие А.С.Пушкина стало объектом творческого внимания мастеров изобразительного искусства уже с середины XIX века. При жизни поэта иллюстрации к его сказкам были созданы князем Г.Гагариным – литография к «Руслану и Людмиле», рисунок к «Сказке о царе Салтане» - «Три девицы и царь»; В.Лангером – «Ратмир у замка волшебных дев"; Ф.Толстым – фронтиспис к «Руслану и Людмиле». В дальнейшем к сказкам Пушкина обращались такие известные мастера, как М.Врубель, И.Билибин, Б.Кустодиев, М.Добужинский, В.Милашевский, Т.Маврина Б.В.Зворыкина и многие другие. Каждый из этих авторов по-разному видит мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу художника – раскрыть содержание произведения.
Билибин Иван Яковлевич (1876 - 1942) - выдающийся русский художник, мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства, создавал различные росписи, панно, делал декорации к театральным постановкам, занимался созданием театральных костюмов. Но именно русской сказочной теме художник посвятил огромный пласт своего творчества. И.Я. Билибин разработал систему приемов, которые дали возможность объединить иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной странице. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, с чувством народного юмора.
В 1904 году художник начинает иллюстрировать сказки Александра Сергеевича Пушкина. Первой была «Сказка о царе Салтане», выпущенная в свет в 1905 году. На обороте титульных листов художник помещает черно-белые композиции, фактически играющие роль фронтисписов. В «Сказке о царе Салтане» это лебедь, голова которого увенчана короной. Это произведение с многокрасочными картинами древнерусского быта дало богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской сказки, применяя различные стили. Иллюстрация с изображением царя Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи с натуры. Сцены приема гостей и пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц бояр и детали узора на одежде героев. Те же принципы оформления были сохранены художником и в других пушкинских сказках. Произведения И. Билибина хранятся в Государственном Русском музее и во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге, в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина в Москве, во многих государственных и частных собраниях России и за рубежом.
Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910) - русский театральный художник, график скульптор и архитектор, живописец, мастер картин на исторические, религиозные и сказочные сюжеты. Вдохновение для многих своих работ он черпал в национальном русском фольклоре, былинах, эпосе, но не слепо переводил их на холст, а творчески обрабатывал, создавая свой самобытный мир, полный художественных особенностей, придавая героям черты, близкие художнику.
Картина М. Врубеля "Царевна-Лебедь" стала результатом серьезной работы, на которую вдохновила художника героиня "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина. М.Врубель взглянул на нее сквозь призму своего видения мира. В оригинальной сказке А.Пушкина образ Царевны-Лебеди светлый и позитивный. В работе М.Врубеля он тревожный, предостерегающий. Царевна не приближается, а, наоборот, уходит, скрывается из виду, обернувшись словно в последний раз. Царевна-Лебедь – существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии – темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу. Он передает ускользающее движение уходящей Царевны. Изображение кажется призрачным видением. М.Врубель изобразил Царевну-Лебедь со спины, обернувшись, она смотрит на зрителя печальными, полными загадочной грусти глазами. Картина словно является окном в волшебный мир. В русской мифологии лебедь - символ творческого полета, вдохновения, фантазии, воображения.
Это произведение любили многие поэты, а коллеги мастера совершенно серьезно изучали его, чтобы понять секрет передачи неуловимого движения и смешение красок. Работа была куплена меценатом С.Морозовым, в Третьяковскую галерею попала по завещанию коллекционера. Два подробных эскиза к картине хранятся в Государственном Русском музее в Санкт -Петербурге.
Борис Васильевич Зворыкин (1872 - 1942) - был виртуозом орнамента и рисунка, прекрасным колористом, великолепным иллюстратором и оформителем книг. Самобытный русский художник, которому удалось сохранить очарование детского восприятия мира. Своим учителем он считал «сказочного» живописца В.М. Васнецова. Многие свои работы художник выполнил в эмиграции во Франции. Первым удачным опытом в области иллюстрации стала «Сказка о золотом петушке» А. С.Пушкина, которая вышла в 1925 году в Париже. Каждая его иллюстрация выполнена в гармоничной цветовой гамме, удивляет высокий уровень стилизации и тщательность проработки деталей, будь то печные изразцы или узор на платьях и кафтанах сказочных героев. Текст сказки заключен в монохромные рамки, которые еще более подчеркивают праздничное веселье красок. В каждой иллюстрации присутствует изысканный многоцветный орнамент. Творчество Б.Зворыкина представлено во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Заключение
В заключение отмечу, что основной материал живописи - цвет, литературы - слово. Живопись и литературное творчество - искусства, которые связаны множеством нитей, взаимопроникающими и дополняющими друг друга. Думаю, что художники искренне желали, чтобы интерес к сказкам Александра Сергеевича Пушкина никогда не угас. Именно поэтому, несмотря на то что каждый автор рисовал в своей манере, цветом, рисунком они передавали настроение, свое отношение к изображаемому, искали в творчестве поэта созвучие своему миропониманию и, создавая иллюстрации, становились соавтором великого поэта, поскольку стремились не только показать характер персонажей, но и выразить своё отношение к их поступкам, поведению.
.
Список литературы
Приложение
Опросный лист
Задание 1. «Да понадеялся он на русский авось»
1. Сколько сказок написал А. С. Пушкин? Перечислите их.
2. Назовите сказку, которая заканчивается словами: Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
3. Назовите верного сторожа царя Дадона.
4. Назовите обладательницу волшебного зеркала.
5 . «Ест за четверых, работает за семерых, до светла всё у него пляшет…» Назовите героя.
6. За какую плату согласился работать Балда у попа?
7. «Не печалься, ступай себе с богом...» Кто произносит эти слова?
8. Сколько времени старик и старуха прожили в землянке?
9. Продолжите высказывание А. С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть … !»
Задание 2. «Свет мой, зеркальце, скажи…» имя героя и название сказки
Задание 3. «Мы объехали весь свет», или отгадай сказку по волшебному предмету, процитировав фрагмент произведения.
Зеркальце
Корыто
Бочка
Спица
Орешки
Задание 4. «Там на неведомых дорожках…» (выбери один из вариантов ответа)
Задание 5. «Сказка ложь, да в ней намек!», или назови сказку, которая не принадлежит А.С.Пушкину
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Долго у моря ждал он ответа».
Задание 6. «Да понадеялся он на русский авось», или кто из известных вам художников иллюстрировал сказки А.С.Пушкина.
Вспомни имена художников, которые обращались в своем творчестве к сказкам А.С.Пушкина. Назови известные тебе картины.
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Юрий Алексеевич Гагарин
Подарок
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?