Как студент колледжа 2017 года видит будущее России через 15 - 20 лет. Материал подготовлен для участия в конкурсе "Образ будущего страны", проводимого молодежной организацией Общероссийского национального фронта "Молодёжка ОНФ" в ноябре - декабре 2017 г. Материал представлен в номинации "Эссе".
Номинация «Эссе».
Тема «Образование и наука».
«КАЖДЫЙ ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В БУДУЩЕМ»
… Ученики слушают учителя, объясняющего новый материал. Те, кто не понимает, поднимают руку и задают вопросы; те, кому неинтересно, тихо занимаются своими делами, не пытаясь мешать учителю и другим ученикам. А после уроков одноклассники договариваются – кто кому помогает с проектом к уроку физики.
… Переписка в Сети между друзьями: «- Ну что, по случаю пятницы встретимся? – Извини, не получится. У нас сдача курсовых. Нужно дописать и преподавателю по почте отправить, иначе до экзаменов не допустят. К тому же нужно еще ребятам помочь, а то им двойки поставят. Давай в другой раз?».
Может, и наивно, но именно так я вижу человеческие отношения в России через 15 – 20 лет. И знаю, что именно такой подход наших граждан друг к другу пойдет на пользу нашему государству.
При сохранении существующих тенденций в глобальном мироустройстве будущее России просматривается как некая «тихая гавань» посреди бушующего моря. Для достижения этой цели имеется практически все необходимое, в настоящее время на государственном уровне разрабатываются и проводятся соответствующие мероприятия (развитие ВПК, импортозамещение и т.д.), однако следует учитывать и то, что называют «человеческим капиталом» - граждан России и тенденции в их обучении и воспитании.
В Евросоюзе и США в настоящее время, и вполне очевидно, что это будет продолжаться и в перспективе, расширяется и воспроизводится подход, в рамках которого человек определяется как некий социальный атом, а общество – как механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах. Этот тезис был высказан в рамках труда Ж.Ж.Руссо и Т. Гоббса «Теория общественного договора». При этом человек как социальный атом постоянно готов – и готовность эта всемерно поддерживается – в угоду своим интересам, зачастую подчиняясь жажде наживы, разорвать общественно полезные связи, отказаться от защиты общих ценностей, в отличие от атомов обычных, подчиняющихся законам физики и образующих кристаллическую решетку, позволяющую различным вещам сохранять свой первоначальный облик.
Логично было бы предположить, что те проблемы, которые возникают и будут возникать на Западе, в первую очередь являются следствием именно такого подхода к воспитанию. Следовательно, российские граждане, дабы наше государство избежало такого рода проблем, должны воспитываться в духе коллективизма. Коллективизм должен стать одной из духовно-нравственных ценностей. Это высшие ценности человека, главной категорией их определяющей является категория добра (блага), которая охватывает совокупность действий (служений), принципов, норм нравственного поведения. Духовно-нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек оценивает и одобряет, то есть воспринимает как добрые, благие, хорошие.
Вместе с тем России следует определить собственное место и дальнейшее занятие в мире. Общеизвестно, что тот, кто начинает любой процесс самостоятельно, получает и основную прибыль от этого процесса. Более того, присоединяющиеся к начатому процессу вынуждены исполнять указания того, кто этот процесс начал, хотя бы эти указания и были им во вред. Наглядным подтверждением этого тезиса являются прибалтийские страны, а также Болгария и Венгрия. Вполне благополучные в рамках социалистического лагеря, по некоторым параметрам уровня жизни даже обгонявшие СССР, в настоящее время эти страны влачат жалкое существование. Под влиянием собственных элит вступившие в Евросоюз, народы этих стран вынуждены подчиняться указаниям Брюсселя, что привело к практически полному уничтожению их промышленности, составлявшей сильную конкуренцию промышленности Западной Европы. Следовательно, Россия не должна повторить их судьбу и самостоятельно развивать науку, создавать новые виды техники и совершенствовать уже имеющиеся.
Однако на этом пути встречаются определенные препятствия. В первую очередь – отсутствие у многих людей мировоззрения, позволяющего им совместить в себе способность к творчеству, что предполагает большую самостоятельность во мнениях и взглядах, вплоть до определенного атомизма в поведении, и коллективизм, который в своей реализации требует учитывать интересы коллектива. Вместе с тем такое мировоззрение есть, и при правильном его рассмотрении и внедрении существует достаточно большая вероятность воспитания граждан России таким образом, чтобы они в своем повседневном труде могли бы реализовать как коллективизм, так и способность к творчеству. Это мировоззрение называется «религия». Как минимум в христианстве есть для этого все необходимые составляющие.
Здесь следует сказать, что ни одна из мировых официальных конфессий, не относящихся к деструктивным культам, осуществляющих свою деятельность на территории России, не проповедует ненависть к последователям иных конфессий, а тем более к неверующим. Также ни одна из указанных конфессий не ставит своей задачей отсутствие духовного развития у своих последователей, в т.ч. ликвидацию их творческих способностей.
Во-первых, способность к творчеству. Блаженный Августин учил, что коль скоро Бог создал человека по образу и подобию Своему, сам будучи Творцом, следовательно и одна из главных способностей человека есть способность к творчеству. Эта же мысль подтверждается и в Новом Завете. Евангелие от Матфея (25: 14-23) содержит притчу о талантах – денежных единицах того времени – которые временно уезжающий господин оставил своим трем рабам; двое из них приумножили данное им, а третий, убоявшись хозяйского гнева, закопал выданный ему талант, и после приезда господина вернул ему его деньги. Господин разгневался на этого раба, назвал его «лукавым и ленивым» и повелел выбросить его «во тьму внешнюю». Богословы толкуют эту притчу в аспекте необходимости развития полученных от Бога талантов, откуда и появилась пословица «зарыл свой талант в землю» в негативном ключе.
Во-вторых, коллективизм. Жалующийся на одиночество человек, как правило, сам не склонен что-то делать для других. Наоборот, он исходит из принципа «полюби меня черненьким, а беленьким меня всякий полюбит», внедренный современными психологическими подходами к образованию детей. Но здесь и кроется главная опасность для государственного строительства. Такой человек не понимает, что сколь индивидуальна ни была бы его работа, от нее в любом случае зависит результат работы всей организации. Христианство же учит идти навстречу людям, основная его объединяющая компонента – любовь к другим людям, пусть и иноверцам или даже атеистам. В Евангелии от Иоанна (13: 34-35) сказано прямо: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил Вас, так и вы да любите друг друга…».
По мнению автора, для достижения поставленной цели необходимо:
1. Провести рассмотрение имеющихся учебных пособий по дисциплине «Основы религиозных культур и светской этики» с участием представителей соответствующих конфессий, внести в них необходимые коррективы.
2. Повысить в образовательном процессе роль учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», сделав ее базовой в отношении таких общефедеральных учебных дисциплин, как «Литература», «История», «Русский язык», и то же самое осуществить в отношении соответствующих региональных компонентов.
3. Рассмотреть с привлечением экспертов имеющиеся учебные пособия (как федерального, так и регионального уровня) по литературе, русскому (иному региональному) языку, истории для редактирования путем увеличения в их содержании дидактических материалов, раскрывающих необходимость творчества в любой деятельности, значение работы каждого в работе общей, взаимопомощи, взаимоподдержки, в ряде случаев – самопожертвования, основанных на понимании необходимости единства перед лицом возникающих трудностей. Критерий отбора таких экспертов – в своей профессиональной деятельности они должны исходить из необходимости сохранения российского общества как единой межрегиональной и межконфессиональной общности. В качестве указанных дидактических материалов можно предложить произведения патриотической, военной направленности, а также произведения, в период существования СССР определявшиеся в соответствии со своим содержанием как «производственный роман».
Горка
А теперь — мультфильм
Снежная сказка
Заяц-хваста
Три орешка для Золушки