Вложение | Размер |
---|---|
эпистолярный жанр письма в русской литературе | 100.98 КБ |
эпистолярный жанр письма в русской литературе | 1.9 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кумарейская средняя общеобразовательная школа
Эпистолярный жанр в русской литературе
(на примере творчества А.С. Пушкина)
Районная научно-практическая конференция школьников
«В мир поиска, мир творчества, мир науки»
Секция «Литература»
Исследовательская работа Чепкевичюс Евгении Александровны, обучающейся
9 класса МБОУ Кумарейская СОШ
Руководитель: Москалева Екатерина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кумарейская СОШ
Адрес учреждения: 666 397 Иркутская, Балаганский , с. Кумарейка, Школьная,1
МБОУ Кумарейская СОШ
Контактный телефон:
Моб. 89247092853 e-mail: mou-kumar@ yandex.ru
Кумарейка, 2017
Оглавление.
1. Введение………………………………………………………………………….…с.3
2. История появления эпистолярного жанра………………………………...........…с.5
3. Эпистолярный жанр в жизни и творчестве А.С. Пушкина……..……………….с. 8
3.1. Роль письма в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»................с.8
3.2. Значение письма в романе «Евгений Онегин».........................................с.15
3.3. Письма в жизни А.С Пушкина……………………………………….….с.17
3. Анкетирование……………………………………………………………………...с.20
4. Заключение………………………………………………………………………..с.22
5. Библиографический список…………….……………………………………….….с.24
Жизнь людей за последнее время существенно изменилась, но от этого не стала лучше, чище и благороднее. Отвыкли многие от волшебного ощущения беседы «письмеца в конверте», а ведь именно в них раскрывается внутренний мир человека, его взгляды, уровень культуры, интересы, индивидуальность. Электронные послания заменили все виды переписки, они чаще всего бывают с ошибками клавиатурного набора, иногда написаны просто так, неизвестно кому, ради развлечения.
Страшно становится при виде таких посланий, бездушные машины украли у нас внимание друг к другу, искренность чувств, отзывчивость, слова единственные, сокровенные, идущие от сердца. Мы порой не знаем, как начать, чем продолжить, каким образом закончить самое простое письмо.
Ведь именно письмо является разговором с отсутствующим на расстоянии, его можно перечитать, проверить, обдумать содержание – ведь слова могут и вылечить, и больно ранить.
Обращение к эпистолярному наследию русских писателей является не случайным. Это наследие имеет большее значение для современной культуры как в собственно языковом отношении (особенно в свете современной языковой ситуации) так и в культурно – историческом.
Материалом для данной исследовательской работы послужили художественные тексты А.С. Пушкина, а также материалы, собранные в процессе изучения соответствующей литературы.
Цель работы заключается в определении роли эпистолярного жанра в жизни и творчестве А.С. Пушкина через интерпретацию текста.
При выполнении работы выдвигается рабочая гипотеза: письмо является средством раскрытия образа главного героя произведения, а также отражением эпохи.
Для достижения цели служит постановка следующих задач:
Объектом исследования явились произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», а также материалы личной переписки писателя с друзьями и родственниками.
Предметом исследования в работе выступает каждое произведение в отдельности.
Цель и задачи исследовательской работы определяют основные методы исследования:
Методологической и теоретической основой работы послужили художественные тексты А.С. Пушкина, справочные материалы научно-популярных статей и Интернета.
Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографического списка, в котором насчитывается 11 наименований.
Во введении кратко обосновывается выбор темы, определяются цель и задачи исследования, коротко освещается содержание работы.
В основной части работы отображены история и основные функциональные особенности эпистолярного жанра. При этом выделены именно те особенности, которые нам понадобятся для дальнейшего анализа. Здесь же мы непосредственно приступаем к исследованию значения письма через его интерпретацию текста. Она необходима, для того чтобы показать, какое влияние оказывает эпистолярный жанр на идейное содержание произведений А.С. Пушкина на всех уровнях повествования. После чего сделаны промежуточные выводы по главе.
В заключении обобщаются результаты исследования, подведены итоги, сделаны выводы.
Приложение состоит из компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint.
Предложенный материал может быть использован как на уроках, кружках и факультативах по литературе, так и на внеклассных занятиях по краеведению, библиотечных и классных часах.
Как же давно начали писать письма? История говорит о том, что первое письмо было рисуночное. Появилось оно около 5 тысяч лет назад. Люди с помощью рисунков пытались рассказать о событиях своей жизни или передать какое - то сообщение.
В Древнем Египте и Китае люди придумали другой способ письма- иероглифы. Слово «иероглиф» означает « священные знаки». Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.
Позже, 3 тыс. лет назад, возник другой вид письма – клинопись..
Его придумали финикийцы, которые каждому звуку дали свой символ – букву. Символы объединялись и образовывали целое слово. От греческого алфавита произошла славянская азбука, которая была создана братьями Кириллом и Мефодием. Она получила название кириллица. Имея 40 букв, кириллица является одной из самых удобных систем письма.
Люди писали письма на камнях, глиняных дощечках, бересте, папирусе, а потом и бумаге.
Интересна и история передачи сообщений на расстоянии. С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу.
Первое упоминание о «Бутылочной» или «Морской» почте появилось около 1493 года. Чаще всего этот способ использовали для передачи сообщений о бедствиях кораблей.
Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду, с большой скоростью (60-80 км/ч) пользовались ещё в глубокой древности. Греки, римляне, египтяне, персы, евреи, а позднее галлы и германцы использовали голубей для военных, коммерческих и других целей. Греки сообщали в различные города имена победителей на Олимпийских играх с помощью голубей. Особое развитие получила голубиная почта в Египте.
Когда же появилась почтовая связь, а грамотных стало больше, ямщицкие почтовые тройки мчали письма адресатам. В письма вкладывали душу, им доверяли самое сокровенное; рекомендательные письма открывали двери самых неприступных домов, а подброшенные письма губили самые непорочные репутации[1;34].
В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки — столько проезжал почтовый дилижанс.
Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века - самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.
Особое место в истории занимает фронтовое письмо – треугольник. Как ждали этих треугольников на фронте! Но и в тылу их ждали тоже.
И наконец, сегодня, в 21 веке мы, имеем особый жанр письма – SMS – сообщение, которое пришло к нам вместе с новым чудом техники – мобильным телефоном. Краткость содержания и мобильность пересылки стали основными критериями его востребованности [1;78].
О чем были первые письма? Древние греки подарили миру первого классика жанра — афинянина Эпикура. Письма древних греков и римлян были самыми разнообразными по своему содержанию: начиная от эпизодов из повседневной жизни, заканчивая обсуждением общественных проблем. В России же письмо появилось в VIII-IX веках. В Древней Руси письма носили нравоучительный характер. Яркий пример тому — «Поучение Владимира Мономаха» (письмо к Олегу Святославовичу), в котором открывается великодушие и мудрость князя, таким образом, письмо помогает увидеть историческое лицо эпохи. Сначала письма заучивали наизусть и передавали их содержание другому человеку. С течением времени грамотных стало больше, но письма писали не все. Были люди, к которым обращались с просьбой о написании письма. Их писали по определенному образцу, который можно было посмотреть в специальной книге – письмовнике, где можно было узнать, какого рода были письма, в какой форме и кому следует их адресовать. Когда же появилась почтовая связь, а грамотных стало больше, ямщицкие почтовые тройки мчали адресатам письма, в которые вкладывали душу, которым доверяли тайны, переживания… Письма были разные: просительные, жалобные, одобрительные, хвалебные, поздравительные… Русский писатель и путешественник Николай Карамзин высказывался о письмах: « В них специально ничему не научишься; но вместе с тем научишься всему, что облагораживает ум и возвышает душу».
Так что представляет собой эпистолярный жанр? Эпистолярный жанр- (от греч. epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений [6;176].
Изначально письмом называли рукописное текстовое сообщение на бумаге, глиняном черепке, листе пергамента или куске берёсты. В настоящее время под письмом понимают сообщение, созданное или переданное электронным способом или посредством СМС ( мобильного телефона). Такое письмо содержит не только текст, но и различные мультимедийные элементы видео и аудиозаписи.
Самым большим письмом в мире является пергамент длиной 10м и шириной 7м, отправленный персидским шахом турецкому султану. Самое маленькое письмо имеет размеры 23x36 мм и было обнаружено в Стокгольме. За историю письменности письма писались на самых разнообразных носителях. В музее Краснодарского края хранится письмо, написанное на листе магнолии и датированное 1954 годом. В СССР с 1950 до 1990 годов в студиях звукозаписи была услуга звуковое письмо. Оно пересылалось в специальном конверте с надписью «Звуковое письмо. Не сгибать» [4].
В России же письмо появилось в VIII-IX веках. В Древней Руси письма носили нравоучительный характер. Яркий пример тому - «Поучение Владимира Мономаха» (письмо к Олегу Святославовичу), в котором открывается великодушие и мудрость князя, таким образом письмо помогает увидеть историческое лицо эпохи.
Сначала письма заучивали наизусть и передавали их содержание другому человеку. С течением времени грамотных стало больше, но письма писали не все. Были люди, к которым обращались с просьбой о написании письма. Их писали по определенному образцу, который можно было посмотреть в специальной книге – письмовнике, где можно было узнать, какого рода были письма, в какой форме и кому следует их адресовать [1;136].
Люди всегда стремились писать письма, потому что была необходимость в общении, а разные виды писем содержали разную информацию. Нужно было уделять внимание оформлению письма, соблюдать обязательные его элементы.
Александр Сергеевич Пушкин – основоположник русского литературного языка много сделал для того, чтобы «гордый наш язык» стал языком эпистолярного жанра.
Его роман «Капитанская дочка» написан в виде большого письма, послания, «записок» - так определяет их сам Пушкин,- написанных Петром Гринёвым и адресованных, возможно, внукам.
Такая форма - форма мемуаров, выбранная автором, говорит о его исторической зоркости. Пушкину нужен был свидетель, непосредственно участвующий в событиях. В качестве мемуариста им непосредственно был выбран дворянин.
Сам факт выбора рассказчика - большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность повести, да и письма, с которыми мы встречаемся в повести, очень и очень разные.
Как же влияют письма на развитие действия? Какова их художественная роль в структуре романа?
С одной стороны, жанр исторического романа определял задачи произведения – полностью раскрыть эпоху, но с другой стороны – само название «Капитанская дочка» обнаруживает ещё один план произведения: показать простую человеческую жизнь, понять человека в своём времени, его интимные, духовные и общественные стремления. Причём оба эти «плана» взаимосвязаны, и поэтому можно говорить о нескольких конфликтах в романе: историческом, личном, общественном, психологическом и бытовом. При раскрытии их огромную роль играют письма героев, «вносящие» живую струю в роман.
Завязкой произведения является письмо, написанное отцом Петруши своему давнему товарищу : «Милостивый государь, Андрей Карлович, надеюсь, что Ваше превосходительство не забыло… и когда покойным фельдмаршалом Мин… походе.. также и ..Каролинку…
Теперь о деле.. К Вам моего повесу… держать в ежовых рукавицах.. При сём его паспорт… Отписать в Семёновский … Позволишь без чинов обнять себя и старым товарищем и другом …» [4;146].
Письмо адресовано генералу, к которому едет служить сын. Андрей Петрович соблюдает субординацию, обращаясь к другу молодости. Он использует официальные выражения «милостивый государь», «ваше превосходительство».
Все «блестящие» надежды рушатся, ибо отец пишет письмо не князю Б., а старинному своему товарищу, что, в общем-то, и является началом всех событий, произошедших с ним. Можно даже сказать, что это и есть завязка всего произведения. Текст письма появляется на страницах романа, когда Петруша приезжает в Оренбург. Отец просит своего «товарища» держать сына в «ежовых рукавицах», то есть навязывает свою волю. Пушкин поднимает вечный вопрос русской литературы – проблему «отцов « и «детей», «мудрости» и «неопытности». При прочтении этого письма генерал постоянно делает поправки от себя: «Что за серемонии? Фуй, как не совестно! Конечно: дисциплина перво дело, но так ли пишут к старому камрад?... Эхе, брудер! Так он ещё помнит стары наши проказы? Что такое ешовы рукавиц? Это должно быть русска поговорк..», что создаёт образ единения написанного и действительного , на страницы романа входит мотив правды жизни, что соответствует идеям реалистического произведения.
Письмо Зурина Гринёву является своеобразной экспозицией характера Петра Андреевича: « Любезнейший Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах. Готовый к услугам Иван Зурин» [4;164].
Записка короткая, но предельно ясная. Она заставляет Гринёва перейти к решительным мерам «сейчас» или «никогда».
Характер Петра Гринёва раскрывается и в письмах отца.
«Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца , и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но ещё и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путём, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин; ибо ты доказал, что шпагу носить ещё недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков он сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоём поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость,
Отец твой А.Г.»
«Стыдно тебе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донёс о сыне моём Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполнишь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! Пошлю свиней пасти за утайку правды и потворству к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили» [4;176].
Письма отца Гринёва Петру и Савельичу и есть развитие любовного и психологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий, поворачивая сюжет (открывается невозможность Гринёва и Маши быть вместе)
Пушкин передаёт негодование отца «Сын мой Пётр!» - начинается письмо, адресованное Гринёву, и фраза эта, благодаря восклицательному знаку и всему фонетическому составу, звучит как «Сын мой Камень» ( в переводе с греческого -Пётр- камень), и становится ясно, почему Пётр Андреевич с первых же строк увидел, что дело не состоялось.
Обращение к Савельичу ещё более сурово: «Стыдно тебе, старый пёс», «Пошлю свиней пасти» - пишет ему отец Гринёва. Но всё же Пушкин изображает его и как отца, заботящегося как о физическом «Хорошо ли рану залечили?», так и о духовном здоровье «Что из тебя будет?» сына.
Отец разгневан на сына за желание жениться и за дуэль, считая это детскими проказами, за которые собирается «проучить как мальчишку».
Письмо Савельичу – это письмо разгневанного барина к своему крепостному холопу, который должен был «доносить о сыне и его проказах, следить за ним, но он не оправдал «оказанного доверия», поэтому барин «грозится послать его свиней пасти за утайку правды». Письмо характеризует старого Гринёва как истинного помещика-крепостника.
Савельич отвечает своему хозяину и пишет письмо в виде челобитной:
«Государь Андрей Петрович,
Отец наш милостивый!
Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я , не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреевича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за её здоровье бога буду молить. А Пётр Андреевич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Пётр Андреевич, слава богу, здоров, и про него кроме хорошего нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырёх ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлёте меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.
Верный холоп ваш Архип Савельев» [4;189].
Это почтительное письмо обиженного, но с чувством собственного достоинства человека, который верой и правдой служил семье Гринёвых. Савельич послушно принимает грозящее ему наказание, но согласен с любым решением, так как «на то боярская воля».
«Грамота» его имеет кольцевую композицию: повествование начинается и заканчивается пересказом письма Андрея Петровича. Это, возможно, символизирует попытку Савельича помирить отца с сыном, «восстановить» ход событий жизни. Но она неумолима, поэтому приходит ещё одно, секретное письмо, меняющее не только судьбу Гринёва, но и судьбу всех обитателей белогорской крепости. Письмо от генерала адресовано коменданту крепости Миронову с предупреждением о Пугачёве и его наступлении.
«Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову.
По секрету.
Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник, Емельян Пугачёв, учинил непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III , собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях, и уже взял и разорил несколько крепостей, произведя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять надлежащие меры к отражению томящегося злодея и самозванца, а буде можно и к совершенному уничтожению оного, если он обратится на крепость, вверенную вашему попечению» [4;217].
Письмо генерала капитану Миронову написано подобно исторической записке, как на лексическом, так и на стилистическом уровне, и является завязкой исторического конфликта. Само письмо построено как целостное произведение: сначала экспозиция (вводится образ Пугачёва: «раскольник», «злодей», «самозванец»), затем вводится динамичная картина его действий, созданная с помощью обилия глагольных форм («собрал», «произвёл», «разорил», «учиня», «произведя») и вывод ( приказ отразить, а то и истребить «указанного злодея»). Но это письмо поднимает не только исторические, но, и бытовые, и философские вопросы.
Так, приписка «по секрету» обыгрывается Пушкиным в добром и немного ироничном эпизоде попытки Ивана Кузьмича скрыть положение дел от Василисы Егоровны; употребление же единственного числа по отношению всех действий Пугачёва как бы создаёт образ его одиночества; и именно за этим письмом следует вопрос, поставленный Гринёвым, который можно расценить как риторический: «Как ты думаешь, чем это кончится?»
Есть в произведении упоминание и о другом письме с историческим контекстом (воззвание Пугачёва): «Иван Кузьмич в присутствии жены прочёл нам воззвание Пугачёва, написанное каким-нибудь полуграмотным казаком. Разбойник объявлял о своём намерении немедленно идти на нашу крепость, приглашал казаков и солдат в свою шайку, а командиров увещевал не сопротивляться, угрожая казнью в противном случае. Воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей» [4;237]. Противопоставление этих двух посланий даётся Пушкиным относительно лексики и интонации, служит для создания характеристик обоим лагерям; это начальная точка их сравнения.
И вот в крепости появляется уже знакомый по письму «злодей» Пугачев, который и здесь производит грабежи и убийства и по счастливой случайности спасает Гринёва. Но отпущенный из крепости Гринёв, приехав в Оренбург, не находит поддержки со стороны чиновников, и лишь письмо Маши побуждает его пойти против бездеятельной политики «осторожности» и «благоразумия».
«Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю бога, чтоб это письмо как-нибудь до вас дошло! Максимыч обещал вам его доставить Палаша слышала также от Максимыча, что вас он часто издали видит на вылазках и что вы совсем себя не бережёте и не думаете о тех, которые за вас со слезами бога молят. Я долго была больна; а когда выздоровела, Алексей Иванович, который командует у нас на месте покойного батюшки, принудил отца Герасима выдать меня ему, застращав Пугачёвым. Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны, которая сказала злодеям, будто я её племянница. А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович. Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли я не одумаюсь и не соглашусь, то привезёт меня в лагерь к злодею, и с вами-де то же будет, что с Лизой Харловой. Я просила Алексея Ивановича дать мне подумать. Он согласился ждать ещё три дня; а коли через три дня за него не выду, так уже никакой пощады не будет. Батюшка Пётр Андреевич! вы один у меня покровитель; заступитесь за меня, бедную. Упросите генерала и всех командиров прислать ко мне поскорее сикурсу да приезжайте сами, если сможете. Остаюсь вам покорная бедная сирота
Марья Миронова [4;256].
Письмо Маши является кульминацией как личного, так и психологического конфликтов. Важна роль этого письма в раскрытии её образа. Смирение перед Богом «Богу было угодно», «молю Бога» и девическая гордость «легче умереть, чем выйти замуж за такого человека» сочетаются в ней. Большое значение играет письмо в развитии сюжета и раскрытии других характеров: открывается благородство Гринёва, великодушие Пугачёва и подлости Швабрина.
Маша спасена и отправляется вместе с Савельичем к родителям Гринёва.
И вот … в «самую минуту», когда будущая жизнь только стала представляться Петруше, «неожиданная гроза поразила» его. Новым ударом становится секретная бумага, пришедшая Зурину, об аресте Петра.
«Я стал её читать: это был секретный приказ ко всем отдельным начальникам арестовать меня, где бы ни попался, и немедленно отправить под караулом в Казань в Следственную комиссию, учреждённую по делу Пугачёва». [4;276].
Это письмо придаёт неожиданность сюжету, меняет его размеренный ход.
Письмо Маши Екатерине II является развязкой произведения.
«Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала незнакомой её покровительнице, которая стала читать её про себя. Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо её переменилось…»[4;287].
В тексте упоминается о письме Екатерины II отцу Гринёва: «Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу. Дело наше кончено. Я убеждена в невиновности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свёкру». [4;295].
Теперь это письмо, собственноручно написанное Екатериной II, « находится в одном из барских флигелей за стеклом и в рамке. Оно написано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова». [4;301].
В нём поднимается одна из главных проблем произведения – согласие ума и сердца.
Таким образом, все письма, которые мы видим в повести «Капитанская дочка» служат для развития сюжета, композиции, но и раскрывают характеры героев, их мысли и чувства. Письма в некотором роде и создают, формируют характер или, во всяком случае, шлифуют его. Ведь в письмах, как и в дневнике, человек сосредоточивается, сам себя как бы систематизирует и итожит, сам себя познаёт, объясняя себя другому. Речь героев индивидуализирована даже в письмах, что создаёт живую характеристику их образов, помогает лучше понять их действия.
Кроме того, язык, которым написаны эти письма, позволяют понять действия персонажей повести, а также более ярко и живо представить образы действующих лиц.
Эпистолярный жанр – показатель уровня культуры и самосознания.
3.2.Значение письма в романе «Евгений Онегин».
Самым известным письмами в отечественной литературе являются письмо Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину. Оба письма предельно эмоциональны, искренни, они словно зеркальны по отношению друг к другу.
Любовь Татьяны к Онегину – это ее первое чувство. А письмо, которая она решилась написать, - первый поступок любви. Татьяна пишет его ночью, в состоянии сильного волнения после разговора с няней. Почему же Татьяна все же решилась написать письмо? Ведь в XIX веке не принято было девушке первой признаваться в любви, это считалось большой дерзостью. Именно в этом кроется причина волнения героини. Она не знает, как отнесется Онегин к ее признанию. Фактически Татьяна вверяет Онегину свою судьбу, честь, репутацию. Перед тем, как привести в романе текст самого письма, автор утверждает его подлинность, жизненную правдивость, говорит, что оно лежит перед ним. Письмо героини предельно искренно, это письмо, где «сердце говорит, где все наружи, все на воле». Нужно очень сильно любить, чтобы написать Онегину первой. Но Татьяна робеет, ей страшно назвать адресата «Письмо готово, сложено для кого ж оно?». Вначале письма Татьяна называет Онегина на «Вы», в центральной и заключительной части переходит на «Ты». Однако в последних строках, когда ее чувство умолкло, и заговорили благоразумие и страх, Татьяна снова перешла на «Вы». В этом письме настоящая исповедь неопытного сердца, тревожные ожидания, сомнения («Кто ты, мой ангел ли хранитель или холодный искуситель?»), верность чувству («Нет, никому на свете не отдала бы сердца я»). Здесь в полной мере перед читателем предстает духовный облик Татьяны, ее отношение к любви.
Письмо Татьяны ярко характеризует героиню как типичную девушку своего времени и класса, которая воспитывалась на сентиментальных французских романах. Именно в них она почерпнула идеал возлюбленного, который перенесла на Евгения Онегина. Следует сказать и то, что Пушкин переводит письмо своей любимой героини (“Я должен буду письмо Татьяны перевесть”), так как Татьяна “по-русски плохо знала”, имеется в виду, что писать по-русски она не умела (“Журналов наших не читала и выражалася с трудом на языке своем родном”). Далее автор замечает: “Доныне гордый наш язык к почтовой прозе не привык”. В письме легко читаются ее искренние чувства, не прикрытые лживыми словами. Она с нежностью обращается к Евгению: “милое виденье”, “кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель...”. Татьяна отдала себя полностью во власть Онегина: “То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя...”
Письмо Онегина отличается от Татьяниного. Он, как всегда, “предвидит все”. В этом послании отсутствуют нежные обращения. И хотя Онегин отдает себя в руки Татьяне, он боится увидеть ее “суровый взор”, то есть он как бы предвосхищает ее реакцию. Письмо Онегина — это письмо светского человека, умеющего вести переписку. В нем нет яркого и пламенного выражения чувств, лишь краткое упоминание о них. Но Евгений и не мог быть до конца открытым и искренним, так как уже давно испробовал светскую жизнь, познал все, овладел “наукой страсти нежной”, научился лицемерить и скрывать свои чувства. Написание письма само по себе является показателем того, что герой переменился, что его душа не очерствела, что он еще способен на глубокую страсть.
Письма могут сказать многое о героях, об их характерах. Письмо Татьяны разительно отличается от письма Онегина, так же как и их “отповеди”. Получив письмо Татьяны, Онегин “живо тронут был”, а затем “явил души прямое благородство”, предостерегая ее от дальнейших подобных ошибок, и посоветовал ей “учиться властвовать собой”. В восьмой главе, написав письмо и не дождавшись ответа, герой едет к Татьяне, и тут уже героиня говорит: “Сегодня очередь моя”. Татьяна разговаривает с ним на равных, но при этом она искренна, ее чувства к нему не изменились:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна. [5;76].
Татьяна не изменила своим принципам, она не ответила на любовь Онегина, оставаясь верной своему супружескому долгу.
Её письмо – это письмо любви, его письмо – письмо страсти.
Главный герой письма Татьяны – Онегин. Татьяна пишет ему, какой он замечательный и что они созданы друг для друга.
В письме Онегина главный герой – он сам: письмо жалости к себе самому, он всю жизнь видел в мире только себя. Он и сейчас такой же. Всё та же формула онегинской жизни: хочу – значит должен иметь… Евгений по-прежнему путает готовность отдать себя другому с желанием присвоить другого себе. В его письме всё: обида, страсть, упрямство - всё, но не любовь. Письмо Онегина по интонации, силе чувства, искренности напоминает послание Татьяны. Наконец-то Онегин раскрывает свою душу навстречу любви. Страстное признание он вынашивал очень долго. Его письмо также читается на одном дыхании. Здесь герой обнаруживает глубину чувства, абсолютную открытость, надежду на взаимность.
Таким образом, письма в романе «Евгений Онегин» являются важными структурными компонентами сюжета, основными средствами раскрытия подлинной сути героев произведения, а также проявляют своеобразие характеров пушкинских героев.
3.3. Письма в жизни А.С Пушкина.
Особую ценность представляют письма великих людей. Эпистолярное наследие А. С. Пушкина - бесценный документ эпохи 19 века. Именно А.С. Пушкин сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Объём эпистолярного наследия Пушкина, к нашему великому сожалению, составляет лишь 800 писем.
Письма Пушкина помогают увидеть его не только как великого поэта, но и как человека: заботливого, любящего, влюблённого. Его письма создают впечатление живой устной речи, ведь именно в них можно выразить словами свои чувства.
Во времена Пушкина русский язык ещё не стал языком культурного общения:
Доныне дамская любовь
Не изъяснялася по-русски,
Доныне гордый наш язык
К почтовой прозе не привык.
Александр Сергеевич Пушкин — основоположник русского литературного языка. Именно Пушкин многое сделал для того, чтобы "гордый наш язык" стал языком эпистолярной культуры. Почти из 800 сохранившихся писем Пушкина по-французски написаны немногим более 100. Поэт писал по-французски в основном любовные письма; так написаны и его письма к невесте, Н. Н. Гончаровой. Однако когда Наталья Николаевна стала его женой, Пушкин писал ей письма только по-русски! По-русски написаны и все письма Александра Сергеевича к друзьям [2;487].
Эпистолярная проза великого поэта — драгоценнейшая часть его наследия. Письма Пушкина полны суждений о литературе, критических оценок собственного творчества и насыщены острой полемикой. Мы вспомнили здесь о том, как русские писатели прошлого рисовали героев, пишущих письма. Но ведь они писали их и сами. Писали много, с упоением, с любовью к тем, кому они посылались. Эпистолярное наследие классиков тщательно собирается, хранится, систематизируется и изучается. Для многих писателей их частные письма были школой творчества.
А для нас – читателей и наследников – это живые уроки «слога».
До нас дошло 847 писем Александра Сергеевича Пушкина, из них 72 имеются только в черновиках. Черновики – свидетельство огромной работы Пушкина над письмом. Письма так же тщательно отделывались им, как и стихи (композиция, стиль, лексика и т.д.). Часто одно и то же место исправляется много раз (например, в черновом письме к В.Ф.Вяземской от конца октября 1824г. имеется 15 вариантов одной фразы; краткий отзыв об элегии Баратынского в письме к Бестужеву от 12 января 1824г.: «Признание» - совершенство» - переделывается 5 раз.
А.С.Пушкин конвертами не пользовался, предпочитая складывать и запечатывать письма облаткой или сургучом.
Облатка – лепёшка, которую делали из лучшей крупяной муки, замешенной на белке и употребляемой для запечатывания писем вместо сургуча. Облатка – кружок для запечатывания писем.
С сургучом было сложнее. Его разогревали на свече, капали на конверт или письмо и прикладывали печать. Пушкин пользовался печаткой с изображением фамильного герба, некоторые письма запечатывал перстнем – талисманом, подаренным Воронцовой [4].
Для официальных писем пользовались сургучом, для личных – облатками, которые хранились в специальной коробочке.
Татьяна то вздохнёт, то охнет;
Письмо дрожит в её руке;
Облатка розовая сохнет
На воспалённом языке.
Она зари не замечает,
Сидит с поникшею главой
И на письмо не напирает
Своей печати вырезной.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин).
Писали гусиными перьями или карандашом. Первые упоминания о гусином пере относятся к VII веку. Гусиное перо позволяло писать со сравнительно небольшой скоростью и издавало характерный скрип. Продавались перья в пучке по 25 штук, перевязанные бечёвкой. В поместьях перья не покупались. Пушкинские перья очинены до основания.
Наибольшее впечатление производит переписка 18-19 века. Познакомившись с письмами выдающихся людей этой эпохи, я не перестаю восхищаться тем языком, которым они написаны, но и понимаю значение этого вида творчества. А это действительно было творчеством. К написанию письма относились трепетно, писали их долго, продумывая каждое слово, каждое обращение, вкладывая в них душу, чувства и эмоции. Оно хранит тепло рук писавшего. Оно как бы имеет душу
«Милостивый государь Александр Сергеевич!
Спешу известить Вас о том, что я с сердечною благодарностию и величайшим удовольствием прочел обязательное письмо ваше. Я давно не имел удовольствия получать от Вас известия, о чём искренне сожалею.
Долг мой и желание были бы встретиться с Вами лично. И если я прикован к Москве, то вы не век будите жить в Петербурге. И я уверен, что приехав сюда, захотите показать мне новый знак драгоценной для меня приязни вашей. Будьте уверены, что ничто не может переменить мое почтение и любовь к Вам.
С глубочайшим почтением имею счастье быть,
милостивый государь, Вашим покорнейшим слугою.
М. Загоскин.»
«Милостивая государыня матушка Наталья Ивановна!
Как я жалею, что на пути моем из Петербурга не заехал я в Ярополец; я бы имел и счастие с Вами свидеться, и сократил бы несколькими верстами дорогу и миновал бы Москву, которую не очень люблю и в которой провел несколько лишних часов. Теперь я в заводях, где нашел всех моих, кроме Саши, здоровых, - я оставляю их еще на несколько недель и еду по делам отца в его нижегородскую губернию, а жену отправляю к Вам, куда и сам явлюсь как можно скорее……..
Целую Ваши ручки и поручаю себя и всю семью мою Вашему благорасположению.
А.С Пушкин»
Москва, 26.08.1833.г. А.С.Пушкин своей жене.
« Поздравляю тебя с днём твоего Ангела, мой Ангел, целую тебя заочно в очи и пишу тебе продолжение моих похождений – из антресолей вашего Никитского двора, куда я прибыл вчера благополучно из Ярополица.
В Ярополиц приехал я в среду поздно. Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше. Я нашёл её здоровою, хотя подле неё лежала палка, без которой далеко ходить не может. Четверг я провёл у нее. Много говорили о тебе, о Машке. Мать, кажется, тебя к ней ревнует. Ей очень хотелось бы, чтобы ты будущее лето провела у неё…
В Москве я пробуду несколько времени, то есть два или три дня. Потом в Симбирск…
Прощай, береги себя. Целую всех вас.» [3;340].
Отчасти нельзя не согласиться со словами А.С. Пушкина, что «письмо – нечто столь холодное, в просьбе, передаваемой по почте, нет ни сил, ни взволнованности…»?
4. Анкетирование.
В настоящее время, с развитием современных средств связи произошло вытеснение письма. Может быть, общаться мы стали больше, но на самом деле это не так. Мы просто стали быстро обмениваться информацией.
Для того, чтобы узнать о значении письма в жизни современного школьника, мы решили провести анкетирование, в котором участвовало 30 чел.
Первая часть опроса была посвящена исследованию степени использования разных форм письменных сообщений в современной жизни подростка.
Результаты представлены в таблице:
№ | Вопросы: | Ответы: |
1 | Пишите ли вы письма? | «да» – 0 чел. «нет»- 30 чел. Основная причина – неудобно и долго ждать ответа. |
2 | Пользуетесь ли вы электронной почтой? | «да» - 3 чел. «редко» - 2 чел. «только для официальных разговоров» -3 чел. «нет» - 22 чел. Причина - нет необходимости. |
3 | Используете ли вы SMS-сообщения? | «да» - 27 чел. «редко, когда есть деньги» - 2 чел. «нет» - 1 чел. Причина – возможность просто позвонить. |
4 | Какой из трех видов сообщений является для вас приоритетным? | 1 место - SMS-ка (95%) 2 место - электронная почта (5%) 3 место – почтовое письмо (0%) |
5 | С кем чаще всего переписываетесь? | «с друзьями» - 15 чел. «с незнакомыми» - 6 чел. «со всеми» - 1 чел. «с родственниками» - 8 чел. |
Данные результаты подтверждают мое предположение о том, что традиционное почтовое письмо не пользуется авторитетом по сравнению с новыми формами письменных сообщений. Больший процент голосов за SMS-ку объясняется возможностью иметь мобильный телефон всегда под рукой (практически 24 часа в сутки), а электронная почта доступна не всегда.
Мы провели опрос среди 30-ти жителей нашего села. Всем участникам опроса предлагалось ответить на один вопрос: «Хотелось бы Вам общаться при помощи обычных писем, как это было несколько лет назад?»
№ | Возрастные группы | Сказали «Да» |
1. | 15–25 лет | 15 % |
2. | 25–45 лет | 55 % |
3. | 45–65 лет | 100 % |
Опрос показал, что в основном люди старшего возраста хотели бы общаться при помощи обычных писем, потому что в письма они вкладывали свою душу, теплоту и от этого они получали приятные эмоции.
Наблюдение.
Место наблюдения: Кумарейское почтовое отделение
Сроки проведения: январь, февраль.
Цель наблюдения: проследить динамику роста входящих и исходящих писем за 2 месяца.
Результаты:
Месяц | Общее кол-во писем | Количество исходящих писем, личные/заказные | Количество входящих писем, личные/заказные | Кол-во личные/заказные |
Январь | 150 | 1/4 | 2/143 | 3/147 |
Февраль | 124 | 2/3 | 0/119 | 2/122 |
Вывод: В селе Кумарейка проживает 1050 человек. За наблюдаемый период было отправлено 269 писем, из них 10 личного характера, а остальные заказные (письма из банка, счета за электроэнергию, деловая переписка), это доказывает, что эпистолярный жанр не пользуется популярностью в наше время, и очень жаль.
5 Заключение.
В пору формирования новой литературы, проходившего в атмосфере всё более торжественных возрожденческих и просветительских идеалов, и получило развитие письмо как бытовой документ. Письмо становилось потребностью людей. Человек испытывал необходимость определить свои убеждения высказать свой взгляд по частным и общим вопросам. В 17-18 веке форма эпистолярного жанра используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общении.
Такие письма тематически и жанрово – не однотипны. Существуют различия между дружеским письмом и письмом деловым, письмом родственникам и прошением в Сенат, письмами высокопоставленным лицам или адресованным на «высочайшее» имя.
Бытовая традиция определяет различие таких писем по содержанию лексики, стиля. С появлением светской литературы жанр этот не утрачивает актуальности. И уже не только служит средством общения между людьми, но и вводится на страницы литературного произведения.
Содержание письма – смысловое целое взаимодействующее с содержанием произведения. В письме всегда передаётся индивидуальный стиль его автора; помогает как в общей характеристике персонажа, так и в раскрытии авторского отношения ко всему происходящему; а также и развитию действия в общей концепции.
В наши дни растёт отчуждение и равнодушие между людьми. Это стало проблемой современного общества. Существует и ещё одна проблема – лингвистическая: письмо как образец эпистолярного жанра умирает в эпоху телефона и Интернета. Конечно, эти проблемы не решить сразу. Сегодня проблема эпистолярного жанра решается на международном и российском уровне. Проходят конкурсы на лучшее письмо в номинациях: «Письмо Президенту», «Письмо другу», «Письмо учителю» и другие.
Исследовательская работа «Эпистолярный жанр в русской литературе» - это один из шагов к возрождению жанра. В ходе работы достигла поставленной цели: выявить значение эпистолярного жанра в русской литературе.
Как видно из работы, писатели часто используют эпистолярный жанр для того, чтобы раскрыть внутренний мир героев, показать их лучшие стороны. Письма используются ещё и для того чтобы открыть свои чувства, ведь не каждый человек может сказать правду в лицо, а через письмо это сделать проще.
Отправка или получение письма — событие, элемент сюжета. Текст письма, если это не короткая записка с просьбой или приказом что-то сделать или куда-то прийти, — внесюжетный эпизод. Это самостоятельный, "чужой", отличный от авторского повествования, текст, созданный одним из героев. Содержание письма — смысловое целое, взаимодействующее с содержанием произведения. В письме всегда передаётся индивидуальный стиль его автора. Например, письмо Маши Мироновой в романе А. Пушкина "Капитанская дочка", письма Татьяны (глава 3) и Онегина (глава 8) в романе А. Пушкина "Евгений Онегин". Письмо Татьяны Лариной Онегину, написанное по-французски и якобы лишь "переведённое" на русский язык автором "Евгения Онегина", позволяет Пушкину усилить элемент самоанализа героини ("Кончаю! Страшно перечесть") и подчеркнуть особый, новаторский в русской литературе, характер взаимотношений между "автором" и "героиней".
Эпистолярная проза великого поэта — драгоценнейшая часть его наследия. Письма Пушкина полны суждений о литературе, критических оценок собственного творчества и насыщены острой полемикой. Мы вспомнили здесь о том, как русские писатели прошлого рисовали героев, пишущих письма. Но ведь они писали их и сами. Писали много, с упоением, с любовью к тем, кому они посылались. Эпистолярное наследие классиков тщательно собирается, хранится, систематизируется и изучается. Для многих писателей их частные письма были школой творчества.
А для нас – читателей и наследников – это живые уроки «слога».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эпистолярный жанр занимает огромное место в истории русской литературы. Авторы создают таких героев, которые очень сложны в нравственном, психологическом и эмоциональном плане, и эпистолярный жанр является чуть ли не единственным средством для лучшего понимания произведения.
Таким образом, гипотеза о том, что письмо является средством раскрытия образа главных героев произведения, а также отражением эпохи, доказана.
Я считаю, что нельзя забывать эпистолярный жанр, так как он побуждает человека выразить в письме свои лучшие чувства и хочу призвать всех: пишите письма друг другу.
Интернет-ресурсы:
Рецензия
на исследовательскую работу по литературе
Чепкевичюс Евгении Александровны, обучающейся 9 класса
МБОУ Кумарейская СОШ
Тема исследовательской работы «Эпистолярный жанр в русской литературе».
Работа написана в полном соответствии с требованиями к написанию исследовательских научно-практических работ. Имеется правильно оформленный титульный лист, все страницы пронумерованы, в конце работы имеется библиографический список, а также приложение.
Актуальность данной темы заключается в том, что материал, касающийся роли эпистолярного жанра в русской литературе более детального изучения.
Обращение к эпистолярному наследию русских писателей является не случайным. Это наследие имеет большее значение для современной культуры как в собственно языковом отношении (особенно в свете современной языковой ситуации) так и в культурно – историческом.
Материалом для данной исследовательской работы послужили художественные тексты А.С. Пушкина, а также материалы, собранные в процессе изучения соответствующей литературы.
Цель работы заключается в определении роли эпистолярного жанра в жизни и творчестве А.С. Пушкина через интерпретацию текста.
При выполнении работы выдвигается рабочая гипотеза: письмо является средством раскрытия образа главного героя произведения, а также отражением эпохи, которая в конечном счете подтверждена.
Для достижения цели служит постановка следующих задач:
1. изучить историю эпистолярного жанра;
2. собрать материал о значении письма в жизни и творчестве А.С. Пушкина;
3. изучить и проанализировать собранный материал;
4. выявить стилевые функции эпистолярного жанра в произведениях А.С. Пушкина;
5. доказать или опровергнуть рабочую гипотезу.
Объектом исследования явились произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», а также материалы личной переписки писателя с друзьями и родственниками.
Предметом исследования в работе выступает каждое произведение в отдельности.
Методологической и теоретической основой работы послужили художественные тексты А.С. Пушкина, справочные материалы научно-популярных статей и Интернета.
Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографического списка, в котором насчитывается 11 наименований.
Во введении кратко обосновывается выбор темы, определяются цель и задачи исследования, коротко освещается содержание работы.
В основной части работы отображены история и основные функциональные особенности эпистолярного жанра. При этом выделены именно те особенности, которые нам понадобятся для дальнейшего анализа. Здесь же мы непосредственно приступаем к исследованию значения письма через его интерпретацию текста. Она необходима, для того чтобы показать, какое влияние оказывает эпистолярный жанр на идейное содержание произведений А.С. Пушкина на всех уровнях повествования. После чего сделаны промежуточные выводы по главе.
В заключении обобщаются результаты исследования, подведены итоги, сделаны выводы.
Приложение состоит из компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint.
Предложенный материал может быть использован как на уроках, кружках и факультативах по литературе, так и на внеклассных занятиях по краеведению, библиотечных и классных часах.
Руководитель: ___________/Салабутина В.В/
Слайд 1
Эпистолярный жанр в русской литературе (на примере произведений А.С. Пушкина) Чепкевичюс Евгения, 9 класс МБОУ Кумарейская СОШ Руководитель: Москалева Е.Ю.Слайд 2
А ктуальность Жизнь людей за последнее время существенно изменилась, многие отвыкли от «письмеца в конверте», а ведь именно в них раскрывается внутренний мир человека, его взгляды, индивидуальность. Обращение к эпистолярному наследию имеет большее значение для современной культуры.
Слайд 3
Цель определение роли эпистолярного жанра в творчестве А.С. Пушкина.
Слайд 4
Гипотеза письмо является средством раскрытия образа главных героев произведения, а также отражением эпохи.
Слайд 5
История письма
Слайд 6
История письма:
Слайд 7
История письма Сигнальная труба и барабан
Слайд 8
История пись ма:
Слайд 9
История письма :
Слайд 10
Почтовая связь:
Слайд 11
Почтовая связь:
Слайд 12
Эпистолярный жанр:
Слайд 13
А.С.Пушкин – основоположник русского литературного языка
Слайд 14
Письмо Андрея Петровича Гринева генералу: «Милостивый государь, Андрей Карлович, надеюсь, что Ваше превосходительство не забыло… и когда покойным фельдмаршалом Мин… походе.. также и .. Каролинку … Теперь о деле.. К Вам моего повесу… держать в ежовых рукавицах.. При сём его паспорт… Отписать в Семёновский … Позволишь без чинов обнять себя и старым товарищем и другом …»
Слайд 15
Письмо Зурина Гринёву « Любезнейший Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах. Готовый к услугам Иван Зурин ».
Слайд 16
Письмо от отца Петру Гринёву «Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца , и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но ещё и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путём, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин..» Отец твой А.Г .
Слайд 17
Письмо А.П. Гринева Савельичу Стыдно тебе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донёс о сыне моём Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполнишь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! Пошлю свиней пасти за утайку правды и потворству к молодому человеку .
Слайд 18
Письмо Савельича А.П. Гринёву «Государь Андрей Петрович, Отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я , не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос . Верный холоп ваш Архип Савельев
Слайд 19
Письмо-предупреждение коменданту Миронову Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову . По секрету. Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник, Емельян Пугачёв, учинил непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III , собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях, и уже взял и разорил несколько крепостей, произведя везде грабежи и смертные убийства.
Слайд 20
Письмо Зурина Гринёву «Иван Кузьмич в присутствии жены прочёл нам воззвание Пугачёва, написанное каким-нибудь полуграмотным казаком. Разбойник объявлял о своём намерении немедленно идти на нашу крепость, приглашал казаков и солдат в свою шайку, а командиров увещевал не сопротивляться, угрожая казнью в противном случае. Воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей».
Слайд 21
Письмо Маши Мироновой Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь.
Слайд 22
Приказ об аресте П.Гринева « Я стал её читать: это был секретный приказ ко всем отдельным начальникам арестовать меня, где бы ни попался, и немедленно отправить под караулом в Казань в Следственную комиссию, учреждённую по делу Пугачёва.
Слайд 23
Письмо Маши Екатерине II «Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала незнакомой её покровительнице, которая стала читать её про себя. Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо её переменилось…»
Слайд 24
Письмо от Екатерины II « находится в одном из барских флигелей за стеклом и в рамке. Оно написано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова».
Слайд 26
Письма Татьяны Лариной и Евгения Онегина
Слайд 27
Письма в жизни А.С Пушкина.
Слайд 28
Письма в жизни А.С Пушкина.
Слайд 29
Письма в жизни А.С Пушкина.
Слайд 30
Анкетирование 1 № Вопросы: Ответы: 1 Пишите ли вы письма? «да» – 0 чел . « нет»- 30 чел. Основная причина – неудобно и долго ждать ответа. 2 Пользуетесь ли вы электронной почтой? «да» - 3 чел . « редко» - 2 чел. «только для официальных разговоров» -3 чел. «нет» - 22 чел. Причина - нет необходимости. 3 Используете ли вы SMS-сообщения? «да» - 27 чел . « редко, когда есть деньги» - 2 чел. «нет» - 1 чел. Причина – возможность просто позвонить. 4 Какой из трех видов сообщений является для вас приоритетным? 1 место - SMS-ка (95%) 2 место - электронная почта (5%) 3 место – почтовое письмо (0%) 5 С кем чаще всего переписываетесь? «с друзьями» - 15 чел . « с незнакомыми» - 6 чел. «со всеми» - 1 чел . « с родственниками» - 8 чел.
Слайд 31
Анкетирование 2
Слайд 32
Наблюдение Месяц Общее кол-во писем Количество исходящих писем, личные/заказные Количество входящих писем, личные/заказные Кол-во личные/заказные Январь 150 1/4 2/143 3/147 Февраль 124 2/3 0/119 2/122
Слайд 33
Пишите письма друг другу!
Повезло! Стихи о счастливой семье
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Рисуем лошадь акварелью
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Как нарисовать черёмуху