Исследовательская работа отражает изучение словесного портрета персонажа мультфильма "Смешарики"
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_portret_personazha_multfilma.docx | 35.33 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
Исследовательская работа
«Речевой портрет Лосяша, одного из современных персонажей отечественного мультфильма «Смешарики»
Выполнила:
Ученица VIII класса
Ермакова Алина Юрьевна
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Оленич Наталья Владимировна
1-ое отделение поселка совхоза «Масловский» 2017
Оглавление
Особенности создания речевой характеристики персонажа 2
Лексические средства создания речевой характеристики персонажа 2
Особенности речи героев мультипликационного сериала «Смешарики» 2
Список использованной литературы 2
Сегодня маленькие девчонки и мальчишки много времени проводят перед телевизором. К сожалению, современные фильмы, реклама и само пребывание перед экраном влияют на подрастающее поколение не лучшим образом. Однако есть и польза, хоть небольшая, от того, что ребенок смотрит телевизор. Мы хотим поговорить о современных мультфильмах, которые всё больше и больше доступны детям.
К сожалению, сегодня многие дети обделены полноценным вниманием взрослых. Родители много работаю, имеют какие-то увлечения. Детям внимания уделяется все меньше и меньше.
Откуда же нынешние девчонки и мальчишки узнают информацию о мире? Из мультфильмов. Откуда дети узнают новые слова и используют их в речи? Из мультфильмов. Услышав от своего ребёнка новое слово или фразу, никак не соотносящуюся с его возрастом, родитель сам себе задаёт вопрос: «Откуда?» И тут же находит ответ. Возможно, поэтому так часто звучит в последнее время вопрос и в сети Интернет, и в прессе: «Какие мультфильмы полезны для детей?».
Дети подражают не только поведению мультяшных героев, но и повторяют их речь. Умение говорить очень важно для ребёнка. Далеко не всегда даже учащиеся школ умеют выражаться литературным языком, поэтому очень важно ребенку с самого детства слышать образцы правильной, красивой речи. А есть ли среди российских мультфильмов мультики, в которых герои дают образец правильное речи?
Актуальность. Речь персонажа мультфильмов влияет на детей, которые их смотрят. В связи с этим исследование речевого портрета героев отечественных мультфильмов поможет избирательно просматривать детские передачи и мультипликационные фильмы.
Цель исследования: изучить речь персонажей отечественного мультфильма «Смешарики».
Задачи:
- просмотреть серии мультсериала «Смешарики» 2007 года выпуска;
- проанализировать речь персонажей;
- изучить научную литературу по теме «Средства создания речевой характеристики».
- обобщить материал;
- сделать выводы.
Методы:
- анализ;
- классификация;
- обобщение.
Создавая мультипликационного персонажа, автор обращается к портрету, который немыслим без его речевой характеристики. Речевая характеристика – это подбор особых для каждого действующего лица мультфильма слов и выражений как средство художественного изображения персонажей.
Речевая характеристика – это один из способов раскрытия образа героя как в художественном произведении, так и в мультфильме. Именно речь помогает раскрыть внутренний мир героя, его образ жизни, ход мыслей. Талантливо созданная речевая характеристика – это украшение любого произведения.
Различают несколько видов речевой характеристики: косвенная, созданная с помощью авторских ремарок, и прямая, созданная непосредственно в речи. Так как мы берём для анализа речь мультипликационного персонажа, то нас будет интересовать именно прямая речевая характеристика.
Речевая характеристика имеет несколько функций: характеризующая (направлена на раскрытие образа героя), выделительная (с помощью своей речи герой выделяется среди прочих), сравнительная (такой вид характеристики используется для сравнения или сопоставления героев), психологическая (раскрывает эмоциональное состояние героев).
Любая речевая характеристика также отличается и выбором речевых средств, используемых для её создания. Выделяют целую группу лексических средств создания речевой характеристики героя.
1. Слова-маркеры. Герой неоднократно употребляет какое-либо слово или фразу, которые начинают ассоциироваться с ним. Основная функция – придать индивидуальность речи героя.
2. Слова-паразиты. Передает косноязычие и ограниченность лексики персонажа. Как правило, используется для комического эффекта при создании образов второстепенных персонажей.
3. Шутки и прибаутки. Используются при создании образов веселых героев или шутников.
4. Чистота речи. Герой говорит подчеркнуто правильным литературным языком. Этот способ используют, чтобы подчеркнуть хорошее образование и воспитание героя.
5. Слэнг. Подчеркивает принадлежность героя к определенной социальной группе или его чужеродность другой компании.
6. Афористичность.
7. Парадоксальность речи. Герой – либо проводник идей автора, либо его оппонент. Парадоксальность речи подчеркивает неординарность личности.
8. Диалектизмы и речь представителей разных народностей.
9. Устаревшие слова. Используются, как правило, чтобы подчеркнуть возраст пожилого персонажа или для создания комического образа.
10. Иностранные слова. Обычно употребляются в речи иностранцев, говорящих на русском языке вперемешку с родным, или в речи молодежи, чтобы подчеркнуть увлечение Западом.
11. Ошибки в речи русскоговорящего иностранца. Необходимы для создания образа иностранцев со слабым владением языка.
12. Уменьшительно-ласкательные словечки. Обычно характеризуют доброго, ласкового героя или лицемерного, злого и завистливого, чтобы подчеркнуть его двуличность.
13. Иносказания. Герой говорит намеками и загадками.
14. Научная речь. Подчеркивает принадлежность героя к научным кругам, увлеченность наукой.
15. Профессионализмы. Подчеркивают принадлежность героя к определенной профессии. Авторами этот прием используется так же для противопоставления героев разных кругов, когда герои говорят на разных языках и не понимают друг друга.
16. Сказительность. Герой говорит в манере русских народных сказок.
17. Канцеляризмы. Обычно используют для создания образа отрицательных героев, строгих начальников, вся жизнь которых посвящена работе.
К средствам создания речевой характеристики относятся также скорость речи, её громкость, дефекты речи, особое построение фраз, повторы, рифмовка, особая болтливость или молчание героя.
Мультсериал «Смешарики» представляет собой изображение жизни лесных жителей: Крош, Лосяш, Копатыч, Совунья, Нюша, Каркарыч, Бараш, Ежик, Пин и другие. В этом сериале нас интересует речь героев. Каждый из героев представляет собой определённый характер, темперамент.
Наиболее интересным персонажем нам показался Лосяш. Это грамотный, образованный и интеллигентный лось. Конечно, его речь полня общепринятых фраз. Но это не делает неинтересным.
У Лосяша своя особенная манера общаться с другими персонажами. Он часто использует инверсию в своих фразах. Например, он часто обращается к друзьям так: «Друг мой любезный» или «Друг мой колючий». Такое обращение выделяет Лосяша из плеяды остальных персонажей.
Мы просмотрели и проанализировали выпуски «Смешариков» за 2007 год. Они показались интересными.
Например, в серии «Кулинария» Лосяш использует фразы: «Друг мой циничный, скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты, и не говорите ерунду, друг мой Копатыч». Здесь мы видим, как Лосяш умело перефразирует всем известную поговорку: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Его речь богата поговорками.
В другой серии под названием «Взаперти» этот герой использует такие выражения, как
«Друг мой аграрный, друг мой монотонный, могли бы вы престать стучать». Таким обращением он подчеркивает занятие своего собеседника и свое к нему отношение.
В серии «Плюс снег, минус елка» Лосяш говорил: «Меня эта аномалия тоже тревожит не по-детски». Он всегда осмысленно и к месту употребляет научные термины. И становится понятно значение этих слов.
В серии, которая носит название «Секрет Гудинни» этот персонаж очень возмутился и произнес в адрес Копатыча такую фразу: «Ну знаете, разве можно, извините, так наплевательски относиться к чувствам зрителя». В данном случае Лосяш говорит о том, что у каждого должна быть ответственность за любую деятельность.
В серии под названием «Вестибулярный аппарат» Лосяш объяснял Крошу и Ежику, что такое вестибулярный аппарат и как его тренировать. То есть именно Лосяш объясняет детям очень доступным языком разные явления в жизни.
Таким образом, этот персонаж играет важную роль в мультсериале «Смешарики». Лосяш доступным языком объясняет различные научные понятия, природные явления, показывает, что заниматься наукой – это очень интересно и увлекательно.
Бесспорно, мультфильмы оказывают влияние на современных мальчишек и девчонок. Поэтому очень важно, какого качества эти мультипликационные фильмы. Через героев дети познают мир, узнают, какие бывают люди по характеру, какие профессии есть в мире, чем интересен мир. И такие персонажи, как, например, рассмотренный нами Лосяш, помогают в этом малышам. Этот герой общается со всеми персонажами мультсериала одинаково, тем самым показывая, что для него все герои одинаковы и равны. И это учит детей правильно общаться. Такие положительные персонажи, у которых есть свой стиль поведения, общения, есть увлечения, цель в жизни помогают детям не просто просматривать мультфильмы, но и познавать мир, и учиться в нем жить.
Выбери путь
Что есть на свете красота?
Проказы старухи-зимы
Рисуем домики зимой
Любимое яичко