Участники проекта: обучающиеся 6а класса МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2»:
Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2» Камардина Наталья Игоревна.
Характер проекта – исследовательский.
Тип проекта – групповой.
Тема проекта. Исторические корни русских волшебных сказок.
Цель проекта. Выяснить источники волшебной сказки в исторической действительности.
Предметом исследования являлась русская или восточно-славянская волшебная сказка, славянская мифология, верования древних славян.
Проектная работа по литературе
«Исторические корни русских волшебных сказок»
Участники проекта: обучающиеся 6б класса МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2»:
Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2» Камардина Наталья Игоревна.
Характер проекта – исследовательский.
Тип проекта – групповой.
Тема проекта. Исторические корни русских волшебных сказок.
Цель проекта. Выяснить источники волшебной сказки в исторической действительности.
Предметом исследования являлась русская или восточно-славянская волшебная сказка, славянская мифология, верования древних славян.
В ходе исследования мы выдвинули две гипотезы:
Первой точки зрения придерживались представители так называемой школы заимствования:
А.Н. Пыпин, В.В.Стасов.
Следы древнего устного фольклора видели в сказке представители мифологической школы:
Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, О.Ф. Миллер. Однако уже в конце XIX века ученые обнаружили близкие сюжеты в фольклоре народов, которые по своему географическому расположению не могли иметь контактов. Это открытие подорвало теоретическую основу школы заимствования.
Следовательно, мы сравнивали сказку с исторической действительностью прошлого и в ней искали ее корни. Чтобы попытаться приподнять завесу над тайной происхождения волшебной сказки, мы попытались определиться в понятиях.
Фольклорная сказка - эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях.
Существует 3 вида сказок:
Возник вопрос: какие сказки можно отнести к волшебным?
Мы выделили следующие признаки волшебных сказок:
Положительные: Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, младший сын и брат, гонимая сиротка и т.д.
Отрицательные: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Морской царь, Баба Яга и др.
Так как объектом исследования являлись верования древних славян, мы попытались ответить на вопрос: кто такие славяне?
Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, объединяемая близостью языков и общностью происхождения. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных под именем вендов, относятся к I-III вв.
Древние славяне - это язычники, обожествлявшие силы природы. В старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.
Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера».
А теперь перейдём к главному объекту исследования – к русской или восточно-славянской волшебной сказке.
Как мы уже отмечали, герои волшебных сказок делятся на положительных и отрицательных. В этой работе мы остановились на отрицательных героях, так как считаем их наиболее интересными с точки зрения связи с верованиями древних славян.
Змей Горыныч — в русских сказках, представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна, там же находится и многочисленное потомство Змея Горыныча — «змееныши». Имя Змея Горыныча отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской, так и в других традициях. Северные славяне поклонялись Змею - владыке подземных вод - и называли его Ящер. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму - как символ совершенства, порядка противопоставлялся разрушительной силе этого бога. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях.
Обычай приносить в жертву подводному богу человека очень долго существовал на севере в преобразованном виде: так, на Онеге в начале ХХ в. старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили.
Баба-яга
В сказках западных и восточных славян говорится, что Баба - Яга живет в дремучем лесу или на краю леса, в избушке на курьих ножках, причем избушка может по слову героя поворачиваться к лесу задом, а к нему передом; или она живет в тереме, огороженном тыном, с воткнутыми на нем человеческими головами; вместо дверей у ворот - ноги человеческие, вместо запоров - руки, вместо замков - рот с острыми зубами: это - женихи, сватавшиеся за дочерей Бабы-яги и павшие жертвой ее людоедства. У себя Баба-яга или лежит или прядет шерсть.
В славянской мифологии лесная старуха-ведьма. Исследователи связывают происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов.
Баба - Яга может выступать в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности) и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, распросив героя, попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые сведения). В данных ритуалах отразилась схема погребального обряда.
Кащей-бессмертный – злой чародей, похищающий красавицу. Герой сказки пытается освободить ее и часто гибнет. Иногда с помощью самой красавицы герою удается узнать, как можно погубить Кащея-бессмертного; оказывается, на море-океане находится осров, на острове растет дуб, под дубом зарыт сундук, в сундуке находится заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце заключается смерть Кащея. Герой добывает яйцо, приходит к Кащею, ударяет его яйцом в лоб, и Кащей умирает.
Яйцо, как символ жизни, играет важную роль у тюрко-финских народов. Так, у чувашей, когда умирает человек, разбивают сырое куриное яйцо. По-видимому, образ яйца, в котором заключается душа Кащея, а затем и самое имя Кащей навеяны отношениями русских к тюрко-монгольским племенам.
Леший - дух и хранитель леса в славянской мифологии, который живет в лесной чащобе. Он появляется в виде дряхлого старика, либо дерева, медведя. Иногда
он кричит в лесу и пугает людей. Леший -волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники.
Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки, путая тропы и начиная водить кругами.
Забавное поверье связано в народе с днем 17 октября. "На Ерофея,- считали крестьяне,- лешие с лесом расстаются". Именно в этот день они ломают деревья, гоняют зверей по лесу до тех пор, пока не проваливаются под землю. Не полагалось в эту пору даже заглядывать в лес - там страшно: "леший бесится".
Выводы.
Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Замирание природы осенью и зимой представляется в образе похищения красавицы какими-нибудь чудовищем, Змеем Горынычем, или в образе усыпления, окаменения красавицы. Туманы и тучи, закрывающие солнце олицетворяются в образе Змея; стужа и холод представлены в образах Мороза или, чаще, Кащея Бессмертного, а зима, заставляющая всю природу окостенеть, в образе Бабы-яги костяной ноги.
Герои этих сказок ставят себе целью возвращение похищенных красавиц или их оживление, если они окаменели, уснули, т.е. оживление природы.
Эта цель достигается при помощи особых диковинных предметов или существ: так, в сказках упоминаются такие предметы, как золотые яблоки, конь златогривый, олень-золотые рога, свинка-золотая щетинка, жар-птица, которые, по-видимому, намекают на золотые лучи солнца; другой разряд диковинок, упоминаемые в сказках, как, напр., сапоги-скороходы, ковер-самолет, вероятно, означает ветер или быстро несущиеся тучи; мертвая и живая вода, оживляющая мертвых, - это роса, весенние и летние дожди, оживляющие природу; скатерть-самобранка - это образ обилия, наступающего в природе весной и летом.
В сказках ясно говорится об обрядовых действиях, сопровождаемых заговором. Такие обряды должны были обезвредить чёрные силы, подчинить их силе человека. Это и есть тот древний пласт, который сказка донесла до нас с незапамятных времён.
Библиография:
Слайд 1
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ РУССКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК Тема проекта:Слайд 2
Цель проекта - выяснить источники волшебной сказки в исторической действительности.
Слайд 3
Предмет исследования: русская или восточно-славянская волшебная сказка; славянская мифология; верования древних славян.
Слайд 4
Гипотезы: славяне заимствовали готовые сюжеты у других народов; в сказках сохранились следы древних мифов и верований славян.
Слайд 5
Школа заимствования: Александр Николаевич Пыпин Владимир Васильевич Стасов
Слайд 6
Мифологическая школа: Фёдор Иванович Буслаев Александр Николаевич Афанасьев
Слайд 7
В конце XIX века ученые обнаружили близкие сюжеты в фольклоре народов, которые по своему географическому расположению не могли иметь контактов. Это открытие подорвало теоретическую основу школы заимствования.
Слайд 8
Следовательно, сказку надо сравнивать с исторической действительностью прошлого и в ней искать её корни.
Слайд 9
Слово « сказка » засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XIX века. До XIX века использовалось слово баснь, до XI века – кощуна.
Слайд 10
Фольклорная сказка - эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Существует 3 вида сказок: сказки о животных бытовые сказки волшебные сказки
Слайд 11
Признаки волшебных сказок: Композиционные средства: присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, троекратные повторы; Сказочные сюжеты; Деление героев на положительных и отрицательных; Задача жанра - показать, что добро побеждает зло и как под воздействием добра изменяются герои сказки.
Слайд 12
Славяне Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, объединяемая близостью языков и общностью происхождения. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных под именем вендов, относятся к I-III вв.
Слайд 13
Славяне Древние славяне - это язычники, обожествлявшие силы природы. В старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом. Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера».
Слайд 14
Змей Горыныч В русских сказках, представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна, там же находится и многочисленное потомство Змея Горыныча — «змееныши». Имя Змея Горыныча отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской, так и в других традициях. Северные славяне поклонялись Змею - владыке подземных вод - и называли его Ящер. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях. Обычай приносить в жертву подводному богу человека очень долго существовал на севере в преобразованном виде: так, на Онеге в начале ХХ в. старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили.
Слайд 16
Баба - Яга Баба - Яга живет в дремучем лесу или на краю леса, в избушке на курьих ножках или в тереме, огороженном тыном, с воткнутыми на нем человеческими головами; вместо дверей у ворот - ноги человеческие, вместо запоров - руки, вместо замков - рот с острыми зубами: это - женихи, сватавшиеся за дочерей Бабы-яги. Распространено такое описание - Баба - Яга, костяная нога, сидит "на печи, на девятом кирпичи", и у нее "зубы на полке, а нос в потолок врос". В славянской мифологии лесная старуха-ведьма . Исследователи связывают происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов. Баба - Яга может выступать в функции вредителя и в функции дарителя, волшебного помощника.
Слайд 18
Кащей Бессмертный Злой чародей, похищающий красавицу. Герой сказки пытается освободить ее и часто гибнет. Иногда с помощью самой красавицы герою удается узнать, как можно погубить Кащея-бессмертного; оказывается, на море-океане находится осров, на острове растет дуб, под дубом зарыт сундук, в сундуке находится заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце заключается смерть Кащея. Герой добывает яйцо, приходит к Кащею, ударяет его яйцом в лоб, и Кащей умирает. Яйцо, как символ жизни, играет важную роль у тюрко-финских народов. Так, у чувашей, когда умирает человек, разбивают сырое куриное яйцо. По-видимому, образ яйца, в котором заключается душа Кащея, а затем и самое имя Кащей навеяны отношениями русских к тюрко-монгольским племенам.
Слайд 20
Леший Дух и хранитель леса в славянской мифологии, который живет в лесной чащобе. Он появляется в виде дряхлого старика, либо дерева, медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Леший -волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники. Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки путая тропы и начиная водить кругами. Забавное поверье связано в народе с днем 17 октября. "На Ерофея,- считали крестьяне,- лешие с лесом расстаются". Именно в этот день они ломают деревья, гоняют зверей по лесу до тех пор, пока не проваливаются под землю. Не полагалось в эту пору даже заглядывать в лес - там страшно: "леший бесится".
Слайд 22
Выводы Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Замирание природы осенью и зимой - похищение красавицы Змеем Горынычем, её усыпление. Туманы и тучи - Змей Горыныч. Стужа и холод - Мороз или Кащей Бессмертный. Зима, заставляющая всю природу окостенеть, - Баба-Яга. Золотые лучи солнца - золотые яблоки, конь златогривый, олень-золотые рога, свинка - золотая щетинка, жар-птица. Ветер или быстро несущиеся тучи - сапоги-скороходы, ковер-самолет. Роса, весенние и летние дожди, оживляющие природу - мертвая и живая вода. Образ обилия, наступающего в природе весной и летом - скатерть-самобранка. В сказках ясно говорится об обрядовых действиях, сопровождаемых заговором. Такие обряды должны были обезвредить чёрные силы, подчинить их силе человека. Это и есть тот древний пласт, который сказка донесла до нас с незапамятных времён.
Слайд 23
Библиография Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: «Просвещение»,1977. – 208 с.: ил. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. -2-еизд., испр. и доп. – М.: Высш. шк, 1983.- 448с.: ил. Соловьев В.М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней/ Владимир Соловьёв. – Белый город, 2004. – 735с.: ил. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ сост.В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1987. – 416 с.: ил. Аксенова. М.: Энциклопедия для детей. Россия: Природа, население, экономика. Аванта +, М., 1998. Решетников, Н.И.: Руский народный календарь: пословицы, приметы, обычаи, обряды, имена. „ОЛМА-ПРЕСС“, М., 2005. Шангина, И.И.: Русский народ. Будни и праздники. Издательство „Азбука-классика“, Санкт-Петербург 2003. Мифологический словарь/ Гл. ред. Е.М.Мелетинский.- М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1992.- 736с. Зуева Т.В. Русский фольклор: Слов.-справ.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2002.- 334с. Калашников В. Славянская мифология.- М.: Белый город, 2002.- 47с. Пропп В. Морфология и исторические корни волшебной сказки. М., 1998.
Слайд 24
Глоссарий Палех – миниатюрные шкатулки с яркой росписью по черному лаку, на крышке - изображения из русских сказок, внутри - красный бархат Милляр Георгий Францевич (1903 – 1993) – удивительный артист советского кинематографа! Всю жизнь он играл безобразных и отвратительных сказочных героев: чертей, водяных, чудовищ, Бабу Ягу, Кащея Бессмертного… А зрители его обожали. Билибин Иван Яковлевич (1876 – 1942) – русский художник, создал оформительские циклы для изданий сказок « Василиса Прекрасная» , « Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , « Финист Ясный Сокол» , « Царевна-лягушка». Поленова Елена Дмитриевна (1850— 1898) - русский живописец и график, автор акварельных рисунков к сказкам « Иванушка-дурачок» , « Избушка на курьих ножках» , « Морозко». Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926) – художник, преобразовавший русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды или сказки, автор картин « Витязь на распутье», «Аленушка», «Три богатыря», «Иван-царевич на сером волке».
И тут появился изобретатель
Ласточка. Корейская народная сказка
Сказка на ночь про Снеговика
Весенняя сказка
Рисуем "Ночь в лесу"