В работе представлен анализ речи подростков и взрослых, использование в речи нелитературных слов и фраз.
Вложение | Размер |
---|---|
Язык мой -враг мой. | 108.06 КБ |
Игошкин Степан
1.Введение
Актуальность. «Ну вот, значит, так сказать, вот я пришёл, и сами понимаете, ну, э-э-э, м-м-м, вот, так сказать, я вот хочу вам сказать…». В речи и детей, и взрослых людей «проскальзывают» слова, называемые словами - паразитами. Понятно, что они меняют речь окружающих далеко не в лучшую сторону. Слова-паразиты живут, постепенно проникая в речь, нанося ей ощутимый смысловой урон. В центре внимания работы находятся вопросы: Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? Эту проблему попытаюсь решить в проекте «Язык мой – враг мой»?
Обучаясь в первом классе, убедился, что в предложении все слова участвуют в выражении его смысла. На уроках знакомился с правильным литературным языком, объяснял нормы и правила употребления правильных слов и выражений русского языка. Однако, знакомство с нормами русского языка не ограничивается уроками в школе. В общении со сверстниками вне школы используется совсем другой язык. Слыша, как говорят взрослые вокруг, смотря телевизор и слыша речь, свободную от каких-либо норм, ребята пользуются плохими словами потому, что хотят попробовать, как они звучат, как на это отреагируют окружающие. Заинтересовавшись, почему люди употребляют в речи «сорные» слова, поставил цель: Теоретическим и экспериментальным путем изучить засоренность речи словами –паразитами людьми разного возраста и определить причины их употребления. Исходя из поставленной цели были определены задачи: 1.Изучить литературные источники, энциклопедии о бранных словах и словах- паразитах.
2.Проанализировать, какие слова часто употребляют школьники и взрослые. 3.Обобщить изученный материал. 4.Разработать рекомендации по борьбе со словами – паразитами в речи людей.
Предметом исследования являются слова –паразиты в речи школьников, учителей, телеведущих и корреспондентов. Объектом исследования стала речь учащихся школы №7 города Нижневартовска, школы № 9 соседнего города Мегиона и их родителей.
Методы: наблюдение, эксперимент, поисковый, анкетирование, анализ речи ведущих Первого канала: «Новости» и «Пусть говорят», обобщение.
Гипотеза: Смею предположить, если привлекать внимание окружающих к употреблению слов правильной лексики, то речь людей станет более грамотной.
Практическая значимость: Школьникам, за годы учебы в школе необходимо научиться владеть словом так, чтобы оно соединяло людей, способствовало нашей образованности, вызывало уважение к своему родному языку, к своей Родине, к говорящему человеку.
2. Основная часть.
2.1 Теоретическая часть.
Что такое слова –паразиты. Богат и могуч русский язык! Много в нем красивых слов и выражений. Часто в сказках читаем: «А как речь то говорит, словно реченька бежит». Да, такую речь приятно слушать! А если весь ручеек засыпан камнями, валунами, то уже ни о какой напевности и речи нет. Слова-паразиты - это и есть те валуны и камни, которые не дают высказаться красиво.
Как часто прислушиваемся к тому, как говорим? Всегда ли правильна наша речь? Данная проблема привлекает внимание многих ученых, лингвистов. Изучая лингвистические источники в Интернете, нашел ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «вставные элементы» (Т. А. Ладыженская), «слова-заменители» (Е. А. Земская).
Итак, слова-паразиты» (также заполнители пауз) - лишние и бессмысленные слова вроде «типа», «как бы», «это самое», «короче», «на самом деле» и другие. Поэтесса
Э. Мошковская написала о словах-паразитах шуточное стихотворение:
«Жил-был этот, как его, ну, значит, и того,
Жило это самое со своею мамою».
Причины употребления слов–паразитов. Считается, что слова-паразиты часто употребляются людьми, которые не могут подобрать нужное слово, а также из-за бедности словарного запаса говорящего. Однако, люди с богатым словарным запасом тоже употребляют в своей речи слова-паразиты.
Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б. Левотина в своей статье «О словах-паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая неподготовленная речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа». Действительно, в живой разговорной речи иногда трудно подобрать подходящее слово. По этой причине и возникает в речи слово-паразит.
Тем не менее, некоторые люди намеренно употребляют слова-паразиты в своей речи. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «ну как вам сказать», «всё дело в том…», и т.п., он лихорадочно думает над тем, как ему правильно ответить на поставленный вопрос.
Часто человек, имеющий в своем словаре «слова - паразиты», начинает употреблять их, когда волнуется, чтобы избежать дискомфорта, специально затягивая время.
Какое-то время назад слова «типа», «круто», «реально» были признаком крутизны. Бывают у людей обращения-паразиты. Некоторые имеют привычку всех называть «Кисой», «Зайкой», «Малышом» и подобными ласковыми прозвищами. А это тоже слова –паразиты.
Классификация речевых паразитов. Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи одноклассников, пришел к выводу, что одна группа слов-паразитов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин, чёрт, пипец. В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёшкин кот». Подобные слова используются, как правило, для того, чтобы просто выругаться.
Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Есть также слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать и слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа того, как бы, вроде того. Это действительно паразиты. Они засоряют речь, зачастую препятствуют взаимопониманию собеседников. Особую группу занимают слова, которые особенно ярко выражают наши эмоции от сказанного или услышанного: «Ужас!», «Кошмар!», «Я в шоке!», «Это меня бесит!», «Реально!», «Отпад!» и пр. Главная их особенность заключается в том, что они позволяют одним словом выразить несколько эмоций: радость, удивление, огорчение и возмущение, что очень популярно в молодежной среде. Есть и индивидуальные слова-паразиты, характерные для одного конкретного человека. Например, слово-паразит «грит» - это сокращенное от «говорит». Обнаружить слова-паразиты в собственной речи очень сложно, ведь тем они и коварны, что для самого человека незаметны. Словом “просто” отягощают свою речь люди, привыкшие на самом деле все в жизни… усложнять. Этим словом они как будто приглашают собеседника понять их: ведь это так просто! Еще им злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: “Я просто хотела покататься на велосипеде, а он вдруг сломался”. Слова “короче”, “значит” употребляют люди, настроенные несколько агрессивно. “Это самое” украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.
2.2. Практическая часть.
Экспериментальное исследование употребления слов – паразитов.
Решил исследовать речь учащихся двух соседних городов. В исследовании принимали участие школьники из городов Нижневартовска и Мегиона (мама работает там в школе): 121 ученик 2-4 классов и 16 человек – родители нашего класса, согласившиеся на эксперимент. На вопрос «Что такое слово-паразит?» более половины опрошенных (62%) ответили, что это пустое слово, пятая часть (21%) учащихся предположила, что это слово –пауза. Но были и такие ребята, у которых понятие «слово-паразит» ассоциировалось исключительно с нецензурным словом. Заметил, что все одноклассники употребляют в своей речи слова-паразиты. На вопрос: «Используешь ли ты в своей речи слова-паразиты?» Все ребята (100%) ответили положительно, признались, что подмечают в своем лексиконе «вредные» слова.
Из готового списка со словами –паразитами предложил выбрать слова, которые они когда –либо слышали или употребляли в своей речи. Самыми популярными оказались: «блин», «как бы», «короче», «афигеть», «Ёшкин кот», «типа того», «ёпрст» и прочие.
На вопрос «Есть ли у тебя знакомые, родственники, которые используют в своей речи слова-паразиты?» практически все (78 %) ребята ответили положительно.
Половина учеников нашего класса (50%) признают, что слова – паразиты засоряют нашу речь и являются лишними в разговоре. Но треть моих одноклассников (30%)считают, что слова-паразиты помогают чётче выразить свои мысли. Остальные – пятая часть-(20%) затруднились ответить.
На вопрос «Ты бы хотел избавиться от слов – паразитов, если они у тебя есть?» практически все ученики (106 человек, 87%) опрошенных ответили «да», остальная часть школьников 15 человек (13%) сомневаются.
В этой школе учусь третий год, 2 года учился в школе города Мегиона. Заинтересовался: в какой из школ у ровесников речь менее засорена словами – паразитами? Мама работает в школе города Мегиона, она и помогла провести анкетирование в классе, где я раньше учился. По результатам анкеты сделал вывод: все учащиеся четвертых классов употребляют в своей речи слова – паразиты, и, что самое главное, это не зависит от места нахождения школы. В результате сравнения пришёл к выводу, что учащиеся обеих школ считают, что «слова – паразиты» - это нецензурные слова и поэтому их употребление в речи людей расценивается как неграмотность, невоспитанность и неуважение к другим.
Попросил одноклассников предложить способы борьбы со словами- паразитами. Каждый постарался дать совет (забыть слова – паразиты, надо читать книжки, контролировать свою речь, ударить себя, писать красивые слова, соблюдать правила этикета, прикрывать рот, выписать штраф). Родители тоже предложили способы борьбы (читать книжки, общаться с людьми и следить за своей речью, подумать перед тем, как сказать, заменить слова - паразиты, не думать об этих словах). По результатам анкетирования сделал вывод: и учащиеся, и взрослые употребляют в своей речи слова-паразиты, происходит это у каждого по разным причинам. Избавиться от речевых сорняков нелегко, это будет зависеть от каждого из нас, от нашего желания сделать свою речь чище. В начале своего исследования, внимательнее вслушиваясь в речь окружающих (и прежде всего-одноклассников), обратил внимание, сколько в ней ничего не означающих, «пустых» слов и полуслов. Решил провести еще один эксперимент и попросил своего одноклассника рассказать какой-нибудь случай из своей жизни, чтобы была возможность услышать и сосчитать, сколько слов-паразитов он произнесёт. Таким образом, он сказал 12 слов-паразитов из 50 слов текста. При этом он сам даже не задумывался, что произносит такие слова.
Были проанализированы слова-паразиты, которые наиболее часто встречаются в речи ровесников. Вот некоторые (указываю слова- паразиты и значение их):
1. короче- резкость, желание быстрее закончить речь. Короче, дело было так...
2. блин– выражение крайнего огорчения. «Не выходит», «не получается». Вот, блин, занесло нас в саму глушь.
2 как бы- неуверенность в том, что говорит. Я вчера как бы ждал тебя...
3. ёпрст- удивление, возмущение, радость. Ёпрст, у меня «5»!
4. чё- вопрос-недоумение. Ну и чё?!
5.щас,-щаз-з - нежелание что-либо делать. Ну как же, щас... размечтался! Пойти на занятие! Щаз-з!
6. реально- одобрение, уверенность. Клёвый был фильм, реально! [2, 396]
7.ёлки-палки, ёлы-палы, ёшкин кот- удивление, возмущение, радость, огорчение. Ёлки-палки, сколько можно вам говорить одно и то же?!
Решил понаблюдать за интересными людьми, работающими на телевидении. Был проведен анализ речи телеведущих и корреспондентов программы «Новости» «Первого канала», а также речи простых людей, у которых брали интервью. В ходе анализа выяснил, что в речи ведущей Екатерины Андреевой и других ведущих слова-паразиты отсутствуют. Также отсутствуют слова-паразиты в речи корреспондентов программы, а люди, дававшие интервью, используют в своей речи слова-паразиты: «э-э-э», «вот это», «это…», «как-бы», «так сказать».
Считаю, это происходит по следующим причинам: речь ведущих программы «Новости» составлена заранее, она запланирована, запланированы и вопросы корреспондентов, а речь простого человека, дающего интервью, является незапланированной, спонтанной. Отсюда и наличие в ней слов-паразитов. Наблюдение за речью Андрея Малахова, ведущего ток-шоу «Пусть говорят», показало, что в речи ведущего и участников шоу присутствует большое количество слов-паразитов и даже нецензурные слова. Наверняка, ведущий и участники этой программы не планируют свою речь заранее. Очень часто гости этой программы бывают раздражены или расстроены. И по этой причине в их речи также появляются «ненужные слова».
Провёл наблюдение за речью учителей нашей школы (на уроках и на переменах). В ходе наблюдения выяснилось, что в их речи также присутствуют слова-паразиты: «так», «э-э-э…», «м-м-м…», «а-а-а..» и некоторые другие.
Чаще всего учителя используют звуки: «э-э-э», «а-а-а», «м-м-м». Эти слова-звуки учителя употребляют в своей речи во время объяснения материала на уроке. Можно предположить, что это определённая хитрость с их стороны. Понимая, что учеников эта заминка в речи заставляет следить за ходом мысли и подсказывать в нужный момент подходящее слово, они специально пользуются такими звуками. Во время внеурочной беседы с учениками подобных явлений не наблюдалось. Возможно, наши педагоги в свободном общении друг с другом и страдают речевым паразитизмом, но перед нами они следят за своей речью и говорят правильно.
Оказывается, не только в устной речи люди используют слова – паразиты, но ещё и в письменной. В Нижневартовске есть зоомагазин по улице Интернациональной под названием «Ёжкин кот». Это название выбрано не случайно, оно имеет связь с животными, хотя, если выяснить значение этого фразеологизма, то это означает «возмущение», «безобразие», «гадство», «свинство», «чёрт возьми», а синонимами этой фразы являются выражения «ЁКЛМН», «ЁПРСТ». Второй пример несуразности этого выражения мои родители обнаружили в автомобильном магазине, увидев ароматизатор автомобильный, на котором было написано «Йошкин кот». Интересен тот факт, что слова даже имеют разное написание. Этот фразеологизм прочно вошёл в речевой обиход, поэтому трудно, даже невозможно, на мой взгляд, искоренить слова – паразиты из жизни детей и взрослых. И это только два примера из многих.
Выводы
Изучив теоретические материалы, проанализировав речь одноклассников и их родителей, сделал вывод: Слово –удивительный феномен. Сила слова безгранична, если наша речь наполнена смыслом. Все мы знаем пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму», но при этом забываем, что выразителем нашего интеллекта, прежде всего, является наша речь. Как часто не задумываемся над тем, ЧТО и КАК говорим! А ведь от этого во многом зависит и впечатление, которое производим на собеседников, и их последующее отношение к нам.
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками да и взрослыми из-за скудности словарного запаса. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов, так как сверх частое употребление «лишних слов» портит нашу речь.
Результаты исследования и наблюдения показали, что все школьники употребляют в своей речи слова – паразиты. Подавляющее большинство в своей речи их не замечает и далеко не все понимают необходимость их искоренения из языка. А что касается взрослых, то они, как люди взрослые и сознательные, считают необходимым избавиться от слов – паразитов в своей речи, понимая, что такие слова не украшают речь, дают отрицательный пример нам, детям. А нам так хочется быть похожими на своих родителей! Таким образом, гипотезу, выдвинутую в начале работы, можно считать доказанной. Задачи реализованы. Главный вывод исследования: надо стремиться к тому, чтобы никто не сказал: «Язык мой –враг мой?» Нет! Пусть будет так: «ЯЗЫК МОЙ - ДРУГ МОЙ!» Закончить мне бы хотелось словами поэта Евгения Винокурова:
«Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразу.
Как просто это: стоит рот раскрыть,
И чудо слова возникает сразу.
Как ты проста, осмысленная речь!»
Но, чтобы возникло «чудо слова», порою мало только «раскрыть рот». Поэтому нам, школьникам, за годы учебы в школе необходимо научиться владеть словом так, чтобы оно соединяло людей, способствовало нашей образованности, вызывало уважение к своему родному языку, к своей Родине, к говорящему человеку.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
|
|
|
|
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
О чем поет Шотландская волынка?
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Рисуем весеннюю вербу гуашью