Более семидесяти лет прошло с тех пор, как окончилась самая страшная и кровопролитная война двадцатого века – Великая Отечественная. Путь к Победе был долгим и трудным, но наш народ совершил беспримерный подвиг – выстоял в жестокой, затяжной войне, освободив от фашистских оккупантов не только свою землю, но и территорию почти всей Европы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_-_teoriya.doc | 180 КБ |
"Ровенская СОШ", сельский филиал МБОУ "СОШ №3"
г. Белёва Тульской области
Выполнили
Руководители
г. Белёв, 2017
Ι Вступление…………………………………………………….. 3
ΙΙ Основная часть……………………………………………… 6
Творческие работы ………………………………………….. 9
Реализация проектного исследования ……………………. 26
ΙΙΙ Заключение………………………………………………… 27
Список литературы…………………………………………….. 28
Приложение…………………………………………………….. 29
Ι Вступление
Более семидесяти лет прошло с тех пор, как окончилась самая страшная и кровопролитная война двадцатого века – Великая Отечественная. Путь к Победе был долгим и трудным, но наш народ совершил беспримерный подвиг – выстоял в жестокой, затяжной войне, освободив от фашистских оккупантов не только свою землю, но и территорию почти всей Европы. Наши солдаты преградили дорогу врагу и, не щадя себя, шли к Победе. А те, кого не взяли на фронт, служили Родине в тылу. Поэтому, говоря о солдатском подвиге, нельзя умолчать о тех людях, которые не имели военных званий, но навсегда остались в нашей памяти защитой и опорой родной земли. Женщины, старики и дети заменили ушедших на войну мужчин – делали танки, самолеты, снаряды, пахали землю и выращивали хлеб, собирали теплые вещи и одежду для фронтовиков, участвовали в партизанском движении.
Эти люди не держали в руках автоматы и не бросались под пули. Они просто жили и выживали в эти тяжелые годы. Трудовые усилия каждого советского человека - тружеников промышленного производства, сельского хозяйства, строителей – слились в единый поток освободительной борьбы против фашистских агрессоров.
Нелегко пришлось детям, родившимся в тридцатые годы, чье детство сжигали, расстреливали, убивали бомбами и пулями, голодом и страхом, безотцовщиной. Дети военной поры помнят, как умирали от голода и болезней, как теряли родителей.
Война бесцеремонно вторглась в каждую семью. Те, кто попал в войну, должен был расстаться со счастливой и беззаботной жизнью.
70 лет отделяют нас, живущих сегодня, от этого дня, но неистребимо желание знать правду о Великой войне, о том, какое влияние она оказала на судьбы наших родных и близких. Хочется знать, чем они жили и о чем мечтали, во что верили в те годы.
Это необходимо потому, что сегодня появились силы, которые в угоду политической моде хотят очернить события тех лет, пересмотреть итоги той войны, прикрываясь при этом лозунгами об общечеловеческих ценностях.
Именно поэтому нам хочется рассказать о том, какой след оставила Великая Отечественная война в семьях учеников нашей школы.
Мы уверены, что собранные нами материалы окажутся очень поучительными для будущих поколений, и, надеемся, что они смогут занять заслуженное место в школьном Музее Боевой Славы.
Воспитание гражданина – патриота своей Родины
Объект проектного исследования: Великая отечественная война 1941 – 1945 годов.
Предмет проектного исследования: влияние событий Великой Отечественной войны на судьбы наших родных и близких.
База проектного исследования: учащиеся, их родственники, материалы семейных архивов, материалы школьного музея Боевой Славы.
Предположим, что Великая Отечественная война оставила глубокий след в семье каждого учащегося нашей школы.
творческий
ΙΙ Основная часть
Поставив перед собой столь серьезный вопрос, мы решили не только собрать теоретический материал, касающийся семейных историй, но и на практике доказать необходимость исследований по поднятой проблеме. Для начала нами была составлена и распространена анкета среди всех учащихся школы. Им предлагалось ответить на 4 вопроса:
В анкетировании приняли участие 23 человека: 11 человек ученики 1 – 6 классов, 12 – ученики 7 – 11 классов. По результатам опроса оказалось, что у 68 % учеников 3 и более родственников принимали участие в ВОВ, у 22 % - 2-3 участника, и только 2 учеников (10 %) не смогли ответить на этот вопрос.
Только в 10 % семей учеников часто вспоминают истории родных, связанные с ВОВ; 35 % интересуются этой темой только по поручению учителей, а 52 % сами не интересовались данным вопросом и лишь в 3 % семей хранятся семейные архивы с военными фотографиями, письмами и другими реликвиями.
Анкетирование наглядно показывает, что многие из нас мало интересуются военным прошлым своих дедов и прадедов, хотя, мы уверены, в каждой семье хранится своя удивительная история эпохи ВОВ. Этот факт подтолкнул большинство учеников нашей школы принять участие в конкурсе сочинений на тему «След войны в моей семье».
Мы хотим представить вашему вниманию результат общей творческой работы.
(дети войны)
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной...
А. Иоффе
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» - так называют сегодняшних 60-75-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Война оставила след в каждой семье и в моей тоже. Все мои прадеды: Филин Владимир Афанасьевич, Еремичев Александр Федорович, Корнаков Иван Алексеевич, Морозов Сергей Андреевич – участники войны. Нелегко пришлось детям, родившимся в тридцатые годы, чье детство сжигали, расстреливали, убивали бомбами и пулями, голодом и страхом, безотцовщиной. Дети военной поры помнят, как умирали от голода и болезней, как теряли родителей, как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое хлеб. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Те, что попали в войну, должны были расстаться со счастливой и беззаботной жизнью. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Очень многое!
Я хочу рассказать о военном детстве бабушки Зины и дедушки Сережи. Именно их воспоминания помогли мне перенестись в то нелёгкое время, их глазами я могу посмотреть на людей, ежедневно совершавших свой подвиг в годы ВОВ. Когда началась война, моей бабушке, Морозовой (Корнаковой) Зинаиде Ивановне, было всего четыре с половиной года, но она запомнила все ужасы, горе и лишения. Вот, как вспоминает свое военное детство моя бабушка: «Мое счастливое детство окончилось, когда началась война. Впервые о начале войны в нашей Ретюни узнали к вечеру 22 июня 1941 года. Радио у нас в деревне не было, поэтому страшное известие пришло в сельсовет из райцентра с посыльным. Отец работал милиционером, и по заданию партии он остался на оккупированной врагом территории, хотя прекрасно понимал: если немцы придут в деревню, его расстреляют первым. Его у нас в деревне Ретюнь знали все, он жил и работал в городе Белёве. Как-то отец пришел поздно ночью. Первой увидела его я и позвала маму. Отец был холодный с мороза, уставший, постаревший, но такой свой, такой родной. Через несколько часов после его прихода, в дверь постучали. Папа даже не успел одеться, в дом вломились фашисты – кто-то из своих сдал отца. Вытолкнули его на улицу. Он хотел протянуть к нам руки, но его ударили и оттолкнули. Я и мои сестры причитали: «Папа, папочка!» Мама и бабушка плакали. Папу расстреляли в двух шагах от собственного дома на глазах родных. Его закоченевший труп еще несколько недель лежал на снегу, немцы не позволяли его захоронить до тех пор, пока не покинули деревню.
Фашисты уничтожили весь скот и птицу в хлеву. Несколько немцев жили в нашем доме, спали на наших кроватях, здесь же у них был штаб. Помню, как враги могли устроить беспричинную пальбу из оружия, даже после войны мы находили пули в бревенчатых стенах дома, как громко говорили по-немецки и громко смеялись, как отвешивали нам подзатыльники и шлепки. Это было очень страшно…»
В памяти бабушки живет еще один трагический эпизод. Однажды, зимним ясным днем, над Ретюнью появился советский самолет и безо всякой причины начал падать. Из него выпрыгнули трое парашютистов, а потом и четвертый, но парашют его не раскрылся, и летчик разбился. Самолет загорелся, а спасшихся летчиков приютила семья моей бабушки: накормила их, чем могла, дала теплые вещи. Один из летчиков позже прислал письмо, в котором благодарил бабушкину маму за помощь.
Война живет и в душе моего дедушки, Морозова Сергея Сергеевича, он никогда не сможет забыть ее. Дедушке было чуть более пяти лет, когда в его родное село пришли немцы. В этих местах шли особенно ожесточенные бои. Он жил с мамой и сестрами. Его отец был призван на фронт, в 1942 году погиб и похоронен на Украине. Об этом сообщила «похоронка», которую принес однажды почтальон. Дедушка Серёжа хорошо помнит, как их гнали в плен. Ночью выгоняли из деревни и под конвоем вели на Дубну, Брежнево, Касьяново, Болхов. Январь сорок второго выдался суровым. Семья дедушки быстро собрала все самое необходимое, старшие дети везли младших и продукты на санках. Идти было очень тяжело. Дети спотыкались и падали в глубокие сугробы. Но все знали, что идти нужно будет долго. Взрослые тихо шептались: «Война, плен, Сталин, фашизм, Германия, Гитлер…». Эти слова были непонятны малышам. Что такое плен? Почему его надо бояться? Как это выглядит? Так как колонна пленных была очень длинной, растянувшейся, то некоторым удавалось убежать, в том числе и семье дедушки. Это произошло в лесах Калужской области.
А ещё он рассказывал мне о Побужской трагедии. Это случилось зимой (на Рождество или под Рождество) того же сорок второго года в деревне Побужь, что в двух километрах от его села. Фашисты частью повесили, частью расстреляли и заживо сожгли в основном около 160 человек мирных жителей: женщин, стариков и детей. Побужь после войны окрестили второй Хатынью. А в соседней деревне Чермошна после зверских пыток были расстреляны десять человек. Ретюнь представляла собой жалкий вид: большинство деревянных домов были сожжены, оставшиеся разграблены фашистами и своими мародерами.
Военные годы дедушка вспоминает со слезами на глазах. Люди растеряли свое имущество, запасы закончились, скотину и птицу уничтожили фашисты, денег взять было неоткуда, продать было нечего. Туго было и с хлебом: муки не было. Собирали на поле кавардашки: подмерзший, гнилой картофель. Ели крапиву, почки деревьев, молодые побеги. Землю обрабатывали вручную: техники, коров, лошадей не было, копали даже дети. Беда была от неразорвавшихся снарядов, оставленных гранат. Дети и подростки из любопытства поднимали их, пытались играть или разрядить, но следовали взрывы, и ребята погибали. Многие дети умирали от голода и тяжелых болезней.
Конечно, и первые победные дни моим бабушке и дедушке запомнились очень хорошо: «Взрослые в начале мая сорок пятого говорили о Победе, сообщали друг другу радостную весть, а мы, маленькие, слов толком не разобрали, но поняли, что кончилась война, и кричали: «Ура!»...»
Несмотря на страдания, горе, голод дети войны выжили, выстояли. Прошла война и унесла с собой их детство. Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 7 или 10 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Дети войны – сильные люди. Им присущи такие качества, как воля, мужество, характер, душевная сила, патриотизм, любовь к Родине и ненависть к врагу, выносливость и большое трудолюбие. Они прошли суровую школу жизни.
Во время второй мировой войны на Земле погибло около тринадцати миллионов детей и подростков. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиной в целую войну. Сегодня они последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого!
Низкий поклон им от нас, молодежи двадцать первого века. Будут приходить на смену друг другу поколения за поколениями, но ни одно не должно забывать: военное поколение детей – особое. Оно отдало свое детство, свою молодость ради победы жизни, ради мира на Земле, ради нас!
(Боец Красной Армии)
А вот что узнал о прадеде ученик 4 класса Мосин Даниил:
«Моего прадедушку звали Баранов Иван Васильевич. Родился он 22 января 1926 года в городе Белёве. Учился в школе № 2, окончил 8 классов. Со старой детской фотографии смотрит на меня весёлыми глазами невысокий паренёк с курчавыми волосами, выбивающимися из – под кепки. В своём дворе Иван был настоящим заводилой. Когда пришла война в наш город, ему было всего 16 лет. Вместе с другими мальчишками он нашёл подземный ход, который вёл из Мужского монастыря в деревню Кураково. В тот момент в деревне располагались части Советской Армии. Темрянь, в которой жили прадедушкины родственники, оказалась захвачена немцами. Тайком от родителей Иван познакомился с советскими солдатами и стал добровольным разведчиком. Простому парнишке легко было пройти мимо немецких постов в гости к родной тётке. Каждый раз, оказываясь в Темряни, он внимательно наблюдал за передвижением немецких солдат, а потом докладывал все сведения в Кураково. За свою сообразительность, упрямство и юркость юноша получил весёлое прозвище Ванька – гвоздь. Его пронёс прадедушка через всю войну.
После освобождения Белёвского района от немецких захватчиков наши войска стали продвигаться дальше. Ванька, не долго думая, приписал в свои документы 2 лишних года и отправился вслед за советскими солдатами. О том, что сын оказался на фронте, родители узнали спустя несколько месяцев из письма.
На фронте мой прадед попал в десантные разведывательные войска. В разведотряде выполнял обязанности радиста. Не раз оказывался в тылу врага. За время войны был дважды ранен: сначала в ногу, а весной 1945 года, перед самой Победой, в маленьком селении под Берлином получил осколочное ранение в голову. Каждый раз молодой боец не долечивался и сбегал из санчасти: боялся отстать от родного отряда, поэтому и документов о ранениях не было. С фронта прадедушка вернулся только в 1947 году. Как и многие солдаты, он был награждён орденами и медалями. Очень жаль, но они не сохранились! Вернувшись с фронта, Баранов Иван Васильевич работал на железной дороге. О страшном военном времени не давал забыть осколок. Умер прадедушка 25сентября 1992 года»
(Боец Красной Армии)
Война сердца вам опалила
Разлукой и безжалостным огнем,
Но все ж она в вас не убила
Того, что добротою мы зовем.
Нет никого на свете человечней
Людей, прошедших через ад войны!
Великая Отечественная война 1941-45 - освободительная война советского народа против фашистской Германии и ее союзников (важнейшая часть 2-й мировой войны). Создав на направлении ударов подавляющее превосходство, агрессор прорвал оборону советских войск, захватил стратегическую инициативу и господство в воздухе. Советский народ встал на защиту своей Родины. Не осталось ни одной равнодушной семьи.
Эта война оставила след и в моей семье. В ней участвовал мой прадедушка, Леонов Павел Фёдорович. Он родился в 1902 году в деревне Ровно Белёвского района. Большая семья Леоновых всегда была одной из самых работящих на селе. С ранних лет прадеду приходилось трудиться, а вот достойное образование так и не смог получить. В то время считалось большим успехом знание азбуки, поэтому в крестьянских семьях дети заканчивали только четыре класса.
Когда грянула война, Павлу Фёдоровичу исполнилось 39 лет. Он давно имел собственную семью: двух детей и жену, которая ждала появление еще одного малыша. Объявили всеобщею мобилизацию и его забрали на фронт. Служил прадед честно: от пуль не прятался и друзей в беде не бросал. Многое пришлось пережить: и холод, и голод, и даже фашистский плен. Попал боец в плен в 1943 году. Ужас, который пережили те военнопленные, не возможно передать словами. Многие красноармейцы были расстреляны, как ни к чему не пригодные. Прадеда спас случай. Ещё в мирное время он научился неплохо портняжничать. Этим часто зарабатывал себе и своей семье на жизнь. Попав в лагерь, Павел Фёдорович стал помогать военнопленным: перешивал изношенные вещи, чинил обувь. Об этом узнало лагерное начальство. Прадеду велели подобрать себе помощников, а затем заставили работать портным при лагере. Но он не терял надежды на возвращение к своим!
Однажды фашисты потеряли бдительность, и пленные совершили дерзкий побег, прихватив с собой боеприпасы и продовольствие. Солдаты выкрали полевую сумку с документами, после чего двинулись в лес, в сторону русских войск. Сведения, которые удалось доставить беглецам в русский отряд, оказались очень ценными. Возможно, благодаря этой информации мой прадед не попал под статью «Изменник Родины». Ведь всем известно, что многие вернувшиеся из немецкого плена попадали надолго в тюрьму.
Дожил Павел Фёдорович до Великой Победы. Участвовал во многих сражениях и вернулся невредимым домой. Был награжден медалью за Победу, за службу своей Родине.
Наступило мирное время. После возвращения в родную деревню работал в колхозе бригадиром, восстанавливал разрушенное хозяйство.
До конца своих дней не мог забыть ужасы прошедших лет. И детям, и внукам своим строго настрого завещал не забывать его рассказов о кровопролитной войне.
(Боец Красной Армии)
По – разному сложилась военная судьба каждого бойца: одни дошли до Берлина, другие погибли в сражениях. Многие получили тяжёлые ранения в самом начале войны, поэтому не смогли разделить радость Великой Победы со своими сослуживцами. Именно так закончилась война и для моего прадеда, Садовникова Фёдора.
Он, уроженец деревни Долбино, до 29 лет никогда не покидал пределы нашего района. В 18 лет женился на моей прабабушке Дарье, вскоре родился сын Афанасий.
Когда работы в деревнях стало мало, прадед в 1940 году уехал на заработки в Москву. Известие о наступлении войны застало его в столице, оттуда и отправился на фронт, даже не попрощавшись с родными. Воевал прадед на территории Московской области. Побывал во многих боях.
Часть, где служил прадед, перебросили в другой населённый пункт. Так сложилась судьба, что состав проходил через Белёвскую железнодорожную станцию. Узнав, что будет получасовая стоянка, Фёдор со всех ног помчался домой, чтобы ещё раз увидеть жену и сына. Еле успел он вернуться к назначенному часу, вскочил на подножку отъезжавшего поезда, а через несколько минут налетели немецкие бомбардировщики.
На этом и закончилась служба для Садовникова Фёдора. Ему удалось выжить, но во время бомбежки оторвало ногу, а другую ампутировали в госпитале из-за начавшейся гангрены. Но и после этого война не оставила его в покое, самое страшное ждало солдата дома. В то время, когда бои проходили на территории деревни Долбино, осколком снаряда убило сына Афоню.
(Боец Красной Армии)
Да, военное время – страшное время. Миллионы солдат оказывались оторванными от родного дома, от семьи. В разлуке обострялись чувства любви к своим родным и близким. Родной дом, мать, любимая девушка, жена – всё это свято для солдата. Это стало частицей Родины, которую он защищал.
В моей семье часто вспоминаю историю прадедушки, Стёпочкина Кирилла Дмитриевича. Родился он 23 февраля 1917 года в деревне Ровно. Мама воспитывала его одна, поэтому с самого детства мальчик был очень самостоятельным, строгим, не любил много разговаривать. И даже не догадывался совсем, что рядом живет девочка, без которой он не сможет прожить ни дня.
Я говорю о прабабушке, Сафроновой Евдокии Арсентьеве. Она родилась в селе Мишенское 12 августа 1921 года в большой крестьянской семье. Евдокии приходилось присматривать за младшими братьями и сёстрами, поэтому и выросла девочка очень терпеливой и трудолюбивой.
Однажды встретившись на сельском празднике, Кирилл и Евдокия решили не расставаться, но Великая Отечественная война разрушила их планы. Стёпочкин Кирилл был призван в армию в первые дни войны. Как и многие сельские мальчишки, попал в танковые войска, стал механиком Т-34.
А любимая девушка в это время не сидела сложа руки. Она также отправилась в Белёвский военкомат и по распределению попала в санчасть. Работала в городском госпитале медсестрой, а потом попросилась на фронт, надеясь встретить там своего жениха.
Но эта встреча произошла намного позже. Прабабушка к тому времени стала старшиной медслужбы, имела награды и боевое ранение, из-за которого и была комиссована. А прадедушка смог дойти до самого Берлина, так же награжден Орденом Красной Звезды и медалью За отвагу, получил ранение. В родную деревню вернулся 24 марта 1946 года и сразу же отправился к родителям Евдокии. Вскоре сыграли свадьбу, а через год появился их первенец.
Мои прадедушка и прабабушка прожили в месте ровно 45 лет, вырастили троих детей, младшей из которых стала моя бабушка, Пинчук Прасковья Кирилловна. Бабушка часто вспоминает, что ее родители были совсем разными и по этому очень хорошо дополняли друг друга.
А главное, что они смогли пронести свою любовь через всю войну!
(Труженица тыла)
«Вклад в нашу победу принадлежит тылу на половину, если не больше!»
Маршал Советского Союза Г.К. Жуков
Говоря о солдатском подвиге, нельзя умолчать о тех людях, которые не имели военных званий, но навсегда остались в нашей памяти защитой и опорой родной земли. Женщины, старики и дети заменили ушедших на войну мужчин – делали танки, самолеты, снаряды, пахали землю и выращивали хлеб, собирали теплые вещи и одежду для фронтовиков, участвовали в партизанском движении.
Эти люди не держали в руках автоматы и не бросались под пули. Они просто жили и выживали в эти тяжелые годы. Трудовые усилия каждого советского человека - тружеников промышленного производства, сельского хозяйства, строителей – слились в единый поток освободительной борьбы против фашистских агрессоров. Тыл страны, экономический потенциал общества материально и духовно питали Красную Армию, обеспечивали ее всем необходимым для достижения победы. В агрессии против советского народа фашистский блок потерпел и военное и экономическое поражение.
В одном из таких тылов, находившихся на территории Белевского района, и трудилась моя двоюродная бабушка, Романова Татьяна Ивановна. Родилась она 23 февраля 1927 года в деревне Ровно Тульской области Белевского района в небогатой крестьянской семье. Война застала ее четырнадцатилетней девочкой. Отец, Романов Иван Фролович, как и все мужчины, ушел воевать в первые дни войны. Мать, Романова Елизавета, погибла в 1941 году, спасая своих детей от смерти. Она стояла возле дома, когда увидела, что прямо на ее детей летит снаряд, успела оттолкнуть их, а сама умерла от многочисленных оскольчатых ранений. В те годы немцы бомбили деревню и днем и ночью, и возможности похоронить мать на кладбище не было. Ее тело было закопано рано утром только на десятый день после смерти около дома, под высокой елью. О смерти жены отец узнал из письма. И до того слабое здоровье отца резко ухудшилось, и его комиссовали на родину с язвой желудка. Мужчине было трудно одному воспитывать двух дочерей. В начале 1942 года он женился второй раз. Мачеха стала для девочек самым близким человеком, и за эту любовь и ласку дочери остались бесконечно ей благодарны.
До войны Татьяна успела закончить только 4 класса. Она с детства мечтала стать врачом, но наступившая война разрушила все планы. Страшное извести пришло в деревню не сразу. Радио не было, поэтому все новости передавались с посыльным из райцентра. Татьяна Ивановна до сих пор с дрожью в голосе вспоминает тот момент, когда впервые в их доме прозвучали режущие слух слова «война», «фашист». А потом, к концу 41 во многих семьях поселилось ещё одно ужасное слово «голод».
В этот нелегкий год все селяне (в основном оставшиеся женщины, дети и старики, непригодные для военной службы) рыли окопы возле деревни Каменка. Романова Татьяна вместе с младшей сестрой трудилась наравне с взрослыми людьми. После захвата города Белева, всех односельчан эвакуировали в деревню Жеремино. Выезжавшие в эвакуацию люди были, как правило, налегке, рассчитывая на скорое возвращение, которое затянулось надолго. Тяжелые домашние вещи, такие как шкафы, столы оставались в домах. Путь эвакуированных был не долог, но они стали хорошей мишенью для фашистов и часто подвергались обстрелу с воздуха. Семье Романовых удалось выжить. Приехав на отведённое место, Таня сразу же получилась трудовое задание: её вместе с сестрой отправили скирдовать сено. Трудная работа легла на хрупкие плечи, в ту пору на полях раздавались только детские голоса. Ребята по целым месяцам не видели родных. Приходилось работать и днём и ночью. Каждый старался внести свой вклад в общее дело. Со всех сторон доносилось: «Всё для фронта, всё для победы!». Взрослые в это время рыли окопы, работали в госпиталях.
В середине 1943 года семью Романовых перевели в деревню Говорёнки. И здесь Таня продолжила обрабатывать землю. Работа эта была не только тяжёлой, но и очень опасной. К тому времени лошади, коровы и быки стали большой редкостью, поэтому люди сами впрягались в ярмо. В военные годы выражение «Пашу как вол» обрело прямое значение. Но страшнее всего были бомбежки, которые немцы устраивали в разгар рабочего дня. Не всякий осмеливался выйти в открытое поле, зная, что может оттуда не вернуться. А шестнадцатилетняя Татьяна шла, свято веря, что бороться с фашистами нужно не только на фронте, но и в тылу. Младшая сестрёнка часто болела, и девушка брала себе двойную рабочую норму.
Только в начале 1944 года, после освобождения Белева, Романовы смогли вернуться в родную деревню. Её невозможно было узнать! Уже с дороги виднелись обгоревшие яблони у того места, где раньше стоял крепкий дом семьи. А от самого дома осталась только почерневшая от копоти русская печка с высокой накренившейся набок трубой. И так почти в каждом дворе…
Татьяна Ивановна вместе с сестрой и родителями сначала жили в землянке. После окончания войны отец смог выстроить новый дом. В 1947 году девушки потеряли отца, а затем и мачеху. Началась трудная, самостоятельная жизнь.
Прошло ровно 66 лет со дня Великой Победы, а в памяти военного поколения навеки сохранились та боль и ужас, которые переживала наша страна. Героине моего сочинения сейчас 84 года. Она, как и прежде живёт в посёлке Ровно в доме, построенном руками её отца. Имеет медали Почётного труженика тыла. Татьяна Ивановна многое видела на своём веку, и до сих пор убеждена в том, что люди сильны своей сплочённостью и верой в лучшее!
Пошли на смертный бой с врагами
Ее орлы, ее сыны.
Мать ожидает их годами:
Быть может, все ж, придут с войны…
Спит у Мамаева кургана,
Под Сталинградом, сын один,
Другой — средь моря-океана,
Средь хмурой Балтики глубин.
Л. Забашта.
Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив Время на «довоенное» и «военное», разделив всех нас на «фронт» и «тыл». Тыл — это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону: «Все для фронта, все для Победы!», самоотверженно переносил все невзгоды, терпел, любил, верил, ждал! На фронте солдаты сражались за каждую пядь родной земли, за отчий дом, за своих родных и близких!
В нашей семье свято храниться память о моих дедушках и бабушках, которые ценой своей жизни подарили мирную жизнь живущим поколениям.
Я никогда не видел своего дедушку – Воробьёва Григория Ивановича, разве, что, только на фотографии. В моей семье хранится его орден «Слава». Это память о нём, о Великой Победе. Он прошёл с первого до последнего дня, дошёл до Берлина. За мужество и отвагу, проявленную в Сталинградской битве, где получил ранение – ему был вручен орден «Слава». После войны у дедушки были и есть награды за 20, 30 лет победы в Великой Отечественной войне.
А ещё я помню истории моих бабушек, которых я тоже не видел, но память о них жива. Да и не были они бабушками, так как они навечно остались молодыми. Это Бочарова Мария Ивановна и Лобова Юлия Михайловна – выпускницы Серпуховского медицинского техникума 1941 года, добровольно ушедшие на фронт.
Лобова Юлия Михайловна – военный фельдшер, погибла в боях, спасая раненых при освобождении деревни Широково Сталинградской (Волгоградской) области. Юные следопыты школы этой деревни поддерживали связь с моей родной бабушкой, собирали материал для своего музея школы, брали фотографии, сообщали о том, как ухаживают за Братской могилой, приглашали в школу, в село, где на плите у братской могилы высечено имя Лобовой Юлии Михайловны.
Бочарова Мария Ивановна – хирургическая медсестра, прошла всю войну, работала в разных военных госпиталях. В августе 1945 года пропала без вести.
А моя родная бабушка, Бочарова Зинаида Ивановна, всю войну работала в тылу, была молотобойцем в кузнице, рыла окопы, прошла по ним от Крапивны до самого Белёва. За вклад в освобождение Крапивны, Одоева, Белёва, ей лично Жаворонков вручал в городе Туле медаль «За доблестный труд», а после войны ещё медали – 20, 30, 40 лет Победы.
Вот такая моя боевая и орденоносная славная семья!
9 мая – это наш семейный праздник, праздник памяти, праздник Победы!
Рассказанные нами истории – это всего лишь малая часть из многочисленных творческих работ, которые смогли выполнить школьники.
Последним этапом нашего проектного исследования стало ознакомление с его результатами учащихся нашей школы. Под руководством учителей истории и русского языка нами была подготовлена обзорная экскурсия в школьном музее Боевой Славы. Первыми посетителями стали ученики начальных классов.
Во время экскурсии они узнали о ходе боевых действиях на территории Белёвского района, а именно:
Центральное место в экспозиции заняла стенгазета «Связь поколений» и выставка сочинений на тему «След войны в моей семье». Наши младшие товарищи с интересом слушали о людях, которые внесли неоценимый вклад в Великую Победу. После основной части экскурсии ученикам была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с материалами сочинений.
Данная работа вызвала огромный интерес у юных посетителей музея. У многих возникло желание заняться изучением военной истории своей семьи.
ΙΙΙ Заключение
В ходе исследовательской работы мы выяснили, что война, действительно, оставила след в каждой семье. Наша гипотеза подтвердилась, поставленные цели и задачи достигнуты. Более 26 миллионов своих сыновей и дочерей потеряла наша страна. В руинах 1710 городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень. Уничтожено то, что создано трудом нашего народа.
Мы, благодарные потомки, будем всегда помнить о стойкости, о мужестве, о подвигах наших дедов и прадедов на фронте и в тылу. Они не только отстояли свободу и независимость своего Отечества, но и спасли от фашизма другие народы.
В завершении своей работы мы ещё раз хотели бы вернуться к проведенному анкетированию, о котором упоминалось выше. В пятом задании предлагалось продолжить высказывание: «Любовь к Родине – это…».
Большинство учащихся нашей школы наряду с бережным отношением к природе и ответственным отношением к учебе указали такие аспекты, как: сохранение исторического прошлого своей страны и преклонение перед теми, кто на себе испытал все тяготы Великой Отечественной войны.
Надеемся, что это не просто слова, а нравственное убеждение каждого!
На этом наше выступление закончено. Спасибо за внимание!
Анкета
Для создания творческого проекта, посвящённого 66-летию Великой Победы, просим Вас ответить на предложенные вопросы.
(выбранный вариант ответа подчеркнуть)
1. Есть ли в Вашей семье информация о том, что кто-то из родственников принимал участие в Великой Отечественной войне? ДА / НЕТ
2. Укажите количество участников в ВОВ в Вашей семье: 1 2-3 4 и более
3. Часто ли обращаетесь к информации о военных событиях, коснувшихся Вашу семью?
А) Слышали от родителей семейные истории, связанные с ВОВ, но сами не интересовались ими.
Б) Иногда сами интересуемся семейными историями о ВОВ, т.к. получаем задания от учителя.
В) В семье часто вспоминают истории родных, связанные с ВОВ.
Г) В доме хранится семейный архив с военными фотографиями, письмами, орденами. 9 Мая считается семейным праздником.
4. Укажите, кем были ваши родные в годы войны:
- тружениками тыла, малолетними узниками
- военнослужащими, детьми войны
- военными медиками, другое (свой вариант)
5. Выразите личное мнение:
Любовь к Родине – это _____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Методические рекомендации для участников проекта «След войны в моей семье»
Материал для творческих работ Вы берёте из общения со своими родными и близкими. Возможно, Вам предстоит беседа с самим участником ВОВ (бабушкой или дедушкой). Постарайтесь отнестись к данной беседе, как настоящий профессионал – репортёр. Проведите предварительную подготовку. В этом Вам помогут следующие рекомендации.
До первой встречи с ветераном (их представителями)
Внимательно прочтите информационные материалы проекта, чтобы вы смогли ответить ветерану на его вопросы о целях и задачах проекта, его участниках, организаторах и т.д.
Постарайтесь получить хотя бы минимальную биографическую информацию о ветеране, что поможет вам лучше сориентироваться во время первой и последующих бесед.
Уточните ваши задачи, обязанности и полномочия как участника проекта, получите необходимые документы и материалы.
1. Проверьте состояние диктофона, батареек. Приготовьте 1 аудиокассету (90 мин.) и 1 запасную. Если у вас есть возможность взять с собой фотоаппарат и сфотографировать ветерана, проверьте исправность фотоаппарата. Если вы берете видеокамеру, так же не забудьте подготовить ее к работе.
2. В большинстве случаев во время интервью вам предложат чай (не стоит от этого отказываться), и если вы располагаете такой возможностью, принесите с собой что-нибудь к чаю.
3. Возьмите с собой номер телефона классного руководителя, человека, это может понадобиться для оперативного решения возникших вопросов.
4. Продумайте, как вы будете выглядеть во время интервью: открытый живот, яркий макияж, множество украшений - все это для многих пожилых людей является раздражающим фактором.
5. Проведите самоподготовку с учетом того, что часть времени интервью вам предстоит быть активным слушателем.
Нижеследующие советы помогут вам научиться быть им.
Скорее всего, ваш собеседник говорит значительно медленнее вас – попрактикуйтесь говорить медленней, чем обычно. Громкость голоса, особенно, если вы тихо говорите, должна быть несколько выше, чем обычно.
Примеры вопросов:
Где и когда вы родились?
Кто были ваши родители, как жила ваша семья?
Где и кем вы работали/учились до войны?
Как вы узнали о том, что началась война? Что вы сделали, когда узнали об этом? Как изменилась жизнь вашей семьи?
Когда и где вы были призваны в армию?
Где, как, сколько и по какой специальности вас обучали до отправки в действующую армию? Куда вас направили, что там происходило?
Чем вам запомнилась первая военная операция, в которой вы участвовали? Когда и где это происходило, чем это закончилось?
Какие военные операции, в которых вы участвовали, запомнились вам больше всего и почему? Где и когда это происходило?
Как вы узнали о том, что война кончилась? Где вы встретили это известие, что делали в этот момент?
Как вы возвращались домой? Что там произошло, пока вас не было?
Как сказалась война на вашей жизни и жизни вашей семьи в первые послевоенные годы?
Не оставляйте без внимания никакое важное событие, о котором вы узнали в ходе беседы!
Машенька - ветреные косы
Рисуем зимние домики
Астрономический календарь. Февраль, 2019
В поисках капитана Гранта
Хитрый коврик