В работе рассматриваются модернистские направления и его признаки
Вложение | Размер |
---|---|
roman_kafki_protsess._ksenzenko_ugryumova_tonkih.docx | 57.62 КБ |
Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся
Бюджетное образовательное учреждение г. Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 72
С углублённым изучением отдельных предметов»
Реферативная работа:
«Процесс» Ф. Кафки как модернистский роман»
Авторы: Ксензенко Юлия, Угрюмова Светлана,
9 класс
Руководитель: Тонких Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2014-2015 учебный год
Оглавление
Глава 1. Модернизм в литературе. 5
1.1. Модернизм как литературная категория. 5
1.2. Литературные течения в модернизме. Приём абсурда. 7
Глава 2. «Процесс» Ф. Кафки как модернистский роман. 10
В настоящее время курс школьной литературы чаще всего строится в хронологическом порядке, ведь с течением времени меняются вкусы, темы, жанры и манера написания, поэтому ученики изучают писателей и поэтов в контексте определённого литературного направления. Все школьники глубоко и подробно изучают классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм. Однако модернизм и современный нам постмодернизм, если и находят отражение в учебном курсе литературы, то в достаточно небольшом объёме или чаще всего в старшем звене. Но ведь не все дети продолжают обучение после девятого класса. А это значит, что многие из них так никогда и не узнают о современной литературе. У обучающихся складывается мнение, что в ХХ и ХХI веках ничего хорошего уже не пишут. Но с этим категорически нельзя согласиться.
Зарубежной литературе также отведено минимальное количество уроков. Это объясняется нехваткой времени, большим количеством русских произведений и многим другим. Но мы считаем, что зарубежным авторам тоже нельзя не уделить должного внимания. С именами великих иностранных писателей так же необходимо знакомить, как и с русскими классиками.
Нам захотелось подробнее разобраться с понятием модернизма в литературе. Мы заинтересовались зарубежным автором, творчество которого лежит в рамках этого литературного направления, и выбрали один из его романов для анализа.
Франц Кафка – одна из ключевых фигур ХХ века. Его творчество является предметом рассмотрения культурологов, историков, философов и, конечно, литературоведов. Оно связано с философией абсурдизма. Абсурдизм представляет собой «особую систему философских взглядов…в рамках которой утверждалось отсутствие смысла человеческого бытия» [13, с. 45]
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Объектом исследования является роман Ф. Кафки «Процесс» а предметом рассмотрения – его композиционные и художественные особенности в контексте модернизма.
Работа состоит из введения, двух глав, в одной из которых даны теоретические сведения о категории «модернизма», литературных течениях, приёме абсурда, в другой – представлен анализ роман Ф. Кафки «Процесс» в контексте модернизма, заключения, списка литературы, состоящего из 17 источников.
Практическая ценность нашего исследования заключается в том, что содержание данной работы может быть использовано в практике преподавания тем на уроках литературы.
Под термином «модернизм» различные литературоведы и культурологи понимают разное. Некоторые считают этим литературную эпоху, другие – художественную систему, третьи – литературное направление, четвёртые – индивидуально-авторскую манеру.
В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» автор статьи А.М. Зверев объединяет воедино три значения: «направление», «система» и «метод»: «Несмотря на отсутствие программного документа, сформулировавшего главные отправные посылки и эстетические устремления модернизма, развитие этого направления в художественной культуре Запада и России выявляет устойчивость свойственных ему особенностей, позволяющих говорить об определённой художественной системе (в ряде работ предпочтение отдано другому термину – художественный метод)». [10, с. 567] В.П. Руднев в «Словаре культуры ХХ века» определяет временные рамки: «Модернизм – достаточно условное обозначение периода культуры конца XIX – середины XX веков, то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда» [14, с. 164] Т.е. обознается период с 1900-х годов по 1960-е годы.
Однако как бы ни определяли модернизм: как литературное направление, как художественную систему или метод, - нельзя не понимать, что модернизм является той категорией, без которой невозможно обойтись.
Модернизм – явление международное, объединяющее различные стили и направления. Он вобрал в себя художественные противоречия эпохи. Все предыдущие направления в искусстве так или иначе были связаны с традицией (классицизм – с античностью, романтизм – со Средневековьем и Эпохой Возрождения). Модернизм – первая культурная и литературная эпоха, которая покончила с классическим наследием и стала по-новому давать ответы на «вечные» вопросы.
Как художественно-эстетическая система модернизм зародился накануне Первой Мировой войны и отражал духовный кризис эпохи, противоречия массового и индивидуального сознания. Формы реалистического повествования оказались исчерпаны. Фигуры, предметы превращаются в символы. Образы становятся неожиданными и причудливыми. Фантастические элементы получают более чёткое выражение. Создаваемые писателями-модернистами художественные миры совершенно не похожи друг на друга, каждый из них носит яркую творческую индивидуальность.
Осознавая дисгармоничность мира, отчуждение личности, отсутствие свободы и нестабильность художника в капиталистическом мире, модернизм отрицает при этом возможности прошлой культуры противостоять силам разрушения, выразить своё отношение к ним. Отсюда использование антитрадиционализма, нередко приобретающего эпатирующий характер.
Мир модернистов предстаёт как холодный, жестокий и абсурдный, противоречия и конфликты всегда неразрешимые и безысходные. Человек в таком мире одинок и обречён, его поступки чаще всего бессмысленны, а окружающие его обстоятельства – непреодолимые и враждебные. Пессимистический настрой отражал сознание крушения гуманистических идеалов.
Писатели-модернисты осмысляют человеческое существование как краткий миг. Человек может даже не осознавать трагизм нашего абсурдного мира, и поэтому задача, стоящая перед художником – показать не только величие и красоту, но и ужас существования. Социальная проблематика, занимавшая важное место в реализме, в модернизме уходит на второй план и даётся лишь как часть портрета личности. Главное, что хотят показать писатели: восприятие человеком мира, работа его сознания и памяти, душевные состояния человека, которые раньше отходили на второй план. Герой этой эпохи – это любой человек, каждый из нас. Он может быть не только не великим, а наоборот – мелким, ничтожным.
Модернизм открыл новые художественные средства, которые повлияли на последующее развитие эстетики: коллаж, поток сознания, монтаж и другие.
Большое влияние на литературу повлияла философия А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, З. Фрейда и других.
Основные центры модернизма – Франция, Германия, Италия и Россия, а основоположниками модернизма в литературе считаются три выдающихся писателя ХХ столетия: Марсель Пруст, Джеймс Джойс и Франц Кафка.
Модернизм как художественно-эстетическая система разделяется на множество литературных течений (форм, направлений, методов). «Модернизм – общее название различных абсурдистских течений в искусстве конца XIX – начала ХХ века» [2]
В русской модернистской литературе принято выделять следующие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм. Мы рассмотрим только интересующие нас в данном контексте европейские течения.
Одним из направлений в европейской литературе становится импрессионизм, основной целью которого является передача своего личного впечатления художественными способами.
В Европе зарождаются упомянутые выше направления, пришедшие впоследствии в Россию: символизм и футуризм. Основой первого из них становится символ, который является главным художественным приёмом и в окружающей действительности имеет лишь соответствия с посторонним миром. [15] Для футуристов главным был разрыв с культурной традицией. Они искали новые формы для изображения современного машинного, динамичного мира. [15]
Еще одно течение – дадаизм – отрицало абсолютно всё. Дадаисты видели смысл своей деятельности в разрушении, уничтожении всего созданного. Они не думали ни о прошлом, ни о будущем, только о настоящем.
Творчество Ф. Кафки различные исследователи относят к двум различным направлениям. Необходимо подробнее обратится к ним обоим.
Первое направление – сюрреализм. Оно происходит от французского – «надреализм». Основой метода являлось выражение действия мысли без контроля разума, освобождение от морали и нравственных соображений. Художник должен был стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, т.е. в вечное. «Сюрреализм принимает форму всеобъемлющего протеста против культурных, социальных и политических ценностей». [3, с. 238]
Сюрреалисты опирались на подсознание человека, поэтому одним из стилей такого искусства стало «автоматическое письмо»: безотборочная фиксация того, что пришло в голову. Сближаются совершенно не похожие друг на друга вещи, что создаёт впечатление случайности. Отсюда – использование приёма абсурда – алогизма, соединения несоединимого.
Следующее направление – экспрессионизм. Писатели этого течения признавали единственно важным человеческую судьбу в бесчеловечном мире. Главная фигура – человек, мальчик, мужчина, затерянный в огромном мире – контрастном, бредовом. Он сталкивается с силами, враждебному человеку. Основной задачей экспрессионисты считали поиск общего для всех в сферах духовной и общественной жизни, пытались обнаружить главное в скрытом, в деталях. Поэтому так же, как и сюрреалисты, использовали приём абсурда и интересовались областью подсознания.
Модернистские течения называют абсурдными неслучайно. Ведь многие произведения строятся именно с помощью приёма абсурда. Ф. Кафка также использует его в своих произведениях. Необходимо обратиться к значению термина. «Следует также отметить, что со времён античности понятие абсурд имело три значения. Во-первых, оно обозначало эстетическую категорию, выражающую отрицательные свойства действительности. Во-вторых, слово абсурд имело значение так называемого логического абсурда, то есть отрицание главного элемента рациональности – логики, отсутствие смысла. И, наконец, в-третьих, слово абсурд обладало метафизическим значением, состоящим в нахождении за гранью разумного. В каждую эпоху внимание акцентировалось на какой-либо одной стороне данной категории». [1, 11] «Писатели, использующие приём абсурда, рассуждают об абсурде как о характеристике человеческого бытия в ситуации потери смысла, которая объясняется отчуждением личности как от общества и истории, так и от самого себя, от своих социальных функций» [17] Итак, мы видим, что данный приём помогает авторам добиться задачи, стоящей перед ними.
Можно также согласиться с А. Петровым о назначении приёма: «Писатель, создающий свои произведения таким образом, не просто описывает или анализирует действительность, но и создаёт свой собственный код, который кажется ему более походящим для передачи той или иной информации, чем код стандартный, представленный уже существующим языком, литературными формами и прочим. Разумеется, такой подход требует и от читателя куда больше. Читатель должен разобраться в этом, новом для него коде, ведь без этого он увидит перед собой лишь набор различного рода «ошибок»…» [11]
Ф. Кафка пришел в немецкоязычную литературу в начале второго десятилетия ХХ века. Как и всё поколение, вступившее в литературу накануне первой мировой войны, Кафка проникнут ощущением распада традиционных скреп мира, глубочайшей враждебности этого бездушного, механизированного и бюрократизированного мира человеческой индивидуальности. Проза Кафки – это явление, которому нет аналогов.
Произведения Кафки, их мотивы связаны с его личностью. Его любимая женщина Милена Есенская писала, что деньги, валютный банк, пишущая машинка были для него мистическими вещами, а служба чем-то загадочным и удивительным. Франц не умел жить. Эта беззащитность перед внешней стороной жизни доставляла Кафке непрекращающиеся мучения. А главное они порождали в нем глубокое чувство вины перед жизнью и перед людьми. Он закладывал это в свои произведения. В «Письме к отцу» он пишет: «Мир делился для меня на три части:
1) мир, где жил я раб жизни, подчиняясь законам, которые придуманы только для меня и которые я, не знаю почему, не смогу полностью соблюдать,
2) другой мир бесконечно далёкий от меня, где жил ты, занятый управлением, изданием приказов и негодованием по поводу их невыполнения
3) третий мир, где жили остальные люди, счастливые и свободные от приказов и повиновения» [8]
Однако произведения Кафки не получили бы такой резонанс, если бы он показал просто свои личные комплексы. Атмосфера его романов «Процесс» и «Замок» воспринимается как грандиознейшая метафора бездушного и механического бюрократизма.
Согласно поэтике экспрессионизма в романе «Процесс» Кафку интересуют взаимоотношения личности с миром, а также вопросы вины и свободы человека.
Рассмотрим образы героев.
«Роман XIX века обычно «подготавливает» читателя, мы начинаем знакомство с внешности героя или с пейзажной зарисовки. Отсутствие этого позволило О. Мандельштаму говорить о конце романа: «Человек без биографии не может быть тематическим стержнем романа… роман сразу лишился и фабулы… и психологии». [4, с. 136] Однако в модернистском произведении внешность и жизнеописание героя чаще всего не играет большой роли. У Кафки и представлен такой «человек без биографии». В романе также нет подробного описания внешности персонажей, их одежды, акцент делается лишь на некоторые детали в облике героев. Герои как бы прячутся в мире вещественном. «По мнению С. Аверинцева, Ф. Кафка наследует библейскую поэтику – когда поступку человека не даётся психологической интерпретации». [4, с. 137]
Детали у Кафки не индивидуальны для героев, а наоборот типичны и сближают их друг с другом. Например, волосы у мужчин чёрные с сединой. Следователь, адвокат, студент, привратник так получают некую общность. С помощью эпитета описана внешность только главного героя Йозефа К. Мы узнаём, что у него «чудесные тёмные глаза». При описании внешности других персонажей Кафка использует гротеск. У студента Бертольда «кривоватые ноги», жена служителя суда называет его «маленьким уродцем». Нос одного из стражников «крупный, свернутый набок», удивительно не гармонирующий с худощавым лицом. Девочка с горбом провожает К. к Титорелли. В описании внешности этих героев подчёркнуто физическое уродство. Эти образы воплощают «абсурд природы», заставляют нас забыть о Законе природы. [4, с. 139]
Кафка уделяет внимание одежде персонажей. Например, стражники одеты в черные костюмы, а сам К. в этот момент – в ночной рубашке. Суд в образе стражников нарушает привычный мир К.
При описании героев для Ф. Кафки важны мимика и жесты. Поэтому некоторые литературоведы считают, что Кафка создал новый тип человека в романе – это человек-роль. Перед нами действительно проходит множество героев: адвокаты, обвиняемые, посредники, чиновники. Все они типизируются. Более того, у нас есть образ подсудимого – главного героя, но нет образа судьи. С ним мы встречаемся только на портрете.
Таким образом, можно сделать вывод, что в романе «Процесс» Ф. Кафка не следует за традицией изображения персонажей в литературе, а пишет по-новому. Описания героев не раскрывают их внутренний мир, не подчёркивают их индивидуальность, а типизируют их. Детали больше рассказывают о природе Суда, чем о характере героев.
Нет ничего более сложного для понимания, чем символическое произведение. Роман Ф. Кафки «Процесс» такой, поэтому мы попытаемся найти символы, которые использует писатель. Наполнение произведения символами также является признаком модернизма.
Важным структурообразующим элементом у Ф. Кафки является художественное пространство, а его отдельные элементы функционируют в качестве определённых символов [16].
Один из них — чердак доходного дома, то место, где располагаются залы заседаний и канцелярии суда в романе. Помещая суд — солидное учреждение — на чердак, куда нищие обитатели доходного дома выбрасывают ненужный хлам, писатель подчеркивает абсурдность самого существования этого суда.
Символическое значение в текстах писателя приобретают лестницы, которые должны направлять героя. Но на самом деле они его только запутывают, сбивают с толку, лишают уверенности. Так, Йозеф К. в романе, ступив на центральную лестницу по дороге к следователю для выяснения обстоятельств своего дела, вдруг обнаруживает, что вокруг него находится огромное количество различных лестниц.
Придя в суд с твердым намерением доказать необоснованность обвинений в свой адрес, Йозеф К. попадает в лабиринт разнообразных ходов, блуждая по которому, теряет всякую уверенность в себе.
Таким образом, герой оказывается в замкнутом пространстве, выход из которого найти очень непросто. В результате Йозеф К. становится агрессивным, раздражительным, а затем впадает в апатию.
Следующий пространственный элемент – окно как символ связи героя с внешним миром. И этой связи в романе нет, так как все окна остаются закрытыми.
Особую роль в создании художественного пространства в книге Ф. Кафки играют двери. Они выполняют три функции:
1) связующим элементом между героем и внешним миром;
2) оградить героя от внешнего мира;
3) преграждают герою путь туда, где его появление нежелательно.
Необходимо отметить, что в произведении Кафки немаловажную роль играет источник освещения. Это может быть свеча или луна. Свет свечи появляется там, где очертания помещения «растворяются» в темноте, и пространствообразующие предметы, возникая из неё, не формируют образ целостного пространства, а существуют как бы по отдельности. Луна у писателя излучает холодный свет, в котором предметы приобретают демонический, угрожающий характер. Как следствие, свет и свечи, и луны несёт в себе чувство опасности, которое сопровождает героя на протяжении всего повествования. [16].
Таким образом, отдельные элементы пространства у Ф. Кафки являются символическими. Они помогают выявить суть конфликта между реальным и идеальным. Его персонажи чужды реальности, они борются за своё пространство, в котором они могут существовать. И такое пространство для них - абсолютное одиночество и свобода, в первую очередь внутренняя.
Одним из характерных признаков современного модернизма можно считать неразрешимое противоречие: претензии на постижение неких «извечных», «универсальных» истин, с одной стороны, и боязнь правды жизни, с другой стороны. Единственный выход из этого противоречия - беспрестанное разрушение картины действительности.
«Нащупать окончательную, предельно абстрагированную истину (которая заключается в том, будто человек немощен и бессилен, а окружающий его мир, хотя и ужасен, но неизменен) стремился Франц Кафка». [5, с. 203]
Кафка разрушал действительность изнутри, доводя обыденные жизненные ситуации до абсурдно-гротескной формы, до состояния, в котором реальность как бы сама собой снимается. Реальные пороки капиталистического мира принимали в сознании растерянного, отчаявшегося Кафки абсурдные, фантастические формы.
Первым признаком абсурдного произведения является естественность, которая наполняет содержимое романа. Йозеф К., непонятно за что осуждённый, пытается прекратить дело, но делает это без всякого изумления, будто это типичный порядок вещей. Чем необычнее приключения персонажа, тем ощутимее естественность повествования. В этом парадоксе и заключается абсурд. Герой совершенно не удивляется всему происходящему с ним, этому удивляется только читатель. Всё это отвечает задумке писателя. Мы читаем в тексте: «…как будто его появление было в порядке вещей» [9, с. 9] Автор показывает нам «суд» как ещё один символ, символ бюрократической монархии. Для Кафки мир честно разделён на две разграниченные части: на тех, кто правит и на тех, кто повинуется. Никто, кроме Йозефа К. и не помышляет об изменении этой раз и навсегда установившейся системы, она бессмысленна, несправедлива, но в то же время – естественна, разумеется сама собой, как смена дня и ночи. Эта естественность и кажется писателю абсурдной, поэтому он её такой и показывает.
Кафка создаёт «своеобразный слепок действительности» [7], в котором не только действия персонажа абсурдны, но и некоторые ситуации. Несмотря на арест героя, он продолжает жить совершенно обычной жизнью, это не мешает ему выполнять обязанности. Суд находится на чердаках, причём всех домов без исключения, а комната заседаний располагается в бесплатной квартире, где постоянно меняют обстановку. Все обвиняемые, за исключением главного героя, ходят, согнув спины. На службе у Йозефа случается странная ситуация: человек, называющий себя экзекутором, бьёт плетьми двух стражников, приходивших за Йозефом, поскольку последний пожаловался на них. Йозеф пытается их освободить, но экзекутор не поддаётся уговорам. На следующий день ситуация повторяется. Однако странность заключается ещё и в том, что всё это происходит в кладовке. Также мы узнаём, что судебные канцелярии располагаются не только на чердаках, но и за дверью Художника. Причём герой этому так же, как и ранее, совсем не удивляется.
А. Камю создает свою интерпретацию произведения. Человек в мире Кафки поставлен перед бессмысленной задачей. Мир непознаваем – человек ищет зря, блуждает в темноте. У человека есть надежда найти ответ, пока он её ищет, он несвободен. Сизиф занимается бесполезным трудом (катит камень на гору), и Йозеф К. делает то же самое. Но Сизиф свободен от желания жить, и поэтому счастлив, а герои не освобождены. [7]
Мир Кафки – это действительность, состоящая из повседневности и фантастики, в которой герой ищет что-то, понимая, что он никогда ничего не найдёт. Абсурдный герой обитает в абсурдном мире, но бьётся, пытаясь выбраться из него и умирает в отчаянии.
Особенность стиля Кафки заключается в том, что он, сохранив грамматико-синтаксическую связность и логичность повествования, воплотил в нём кричащую, вопиющую нелогичность, бессвязность, абсурдность содержания.
Специфически кафкианский эффект – всё ясно, но ничего не понятно!
В.А. Подорога пишет, что, возможно, Кафка описывает пространство сна. Этим объясняется абсурдность произведений. Если воспринимать текст как кошмарный сон, то никаких объяснений и не нужно. Чердаки, чуланы, комнаты, не соотносимые друг с другом в пространстве, позволяют понять нам, что К. спит. [12]
Мы видим, что Ф. Кафка пишет не полностью абсурдное произведение. Он лишь частично использует приём абсурда, чтобы раздвинуть рамки реальности и показать страдания героя. И именно этот приём позволяет раскрыть писателю идею, которая была одной из ведущих в модернизме. Ф. Кафка показывает насильственное разрушение личности героя под влиянием бюрократического аппарата. Кафку интересует не реальный суд, а философский – суд человека над самим собой. Неслучайно имя героя – К. Некоторые считают, что так автор зашифровал сам себя. Отсюда появление мотива вины. Герой знает, что виновен, но не понимает, в чём. Появляется сила, которая обусловливает судьбу этого человека – некая сложная разветвлённая форма социальных установок, предельно бюрократизированная и бездушная – сила, за которой не просматривается ни одной идеи, кроме той, чтобы задавить индивида. Это Закон – власть внешнего мира. Т.е. перед нами человек, задавленный бюрократическим аппаратом. Суд неофициален, но всесилен. Священник, один из должностных лиц суда, говорит: «Суду ничего от тебя не нужно. Суд принимает тебя, когда ты приходишь, и отпускает, когда ты уходишь» [9, с. 239]. Получается, что Йозеф мог бы не заниматься своим процессом, а уйти от него, мог позвать на помощь во время казни, но он не сделал этого, так как уже и сам себя считает виновным. Кафка рассматривал человека как слабое и беспомощное существо, а суд – это реально существующая сила, враждебная человеку. Это буржуазный мир, каким его видел Кафка. Йозеф умирает, неспособный бороться.
В «Притче о Вратах Закона» мотив вины выражен ещё сильнее. Человек, прождавший у Врат закона всю жизнь, не попадает туда, а оказывается, что они были специально для него. Кажется, что здесь тоже использован приём абсурда, но это не так. Человек мог войти, но он боится. Человек идёт по проверенной дороге и опасается чего-то нового, хотя это может вести прямиком к цели, как в данном случае. Вина здесь – отсутствие воли. Он боялся глубин бытия и понимает, что умирает с позором, «как собака».
Блоку удается растянуть свой процесс на 5 лет, потому что он унижается перед всеми, а К. казнён уже через год, потому что не желает подчиняться несправедливым законам. «Кафка нарисовал страшную карикатуру на человека, он утверждал его неразумие, трусость, бессилие. Кафке мерещился «проклятый мир» - мир, застывший в отчаянии, мир, раздираемый врождёнными неистребимыми пороками». [5, с. 212]
Мир романа «Процесс» – это субъективно окрашенный мир, увиденный Кафкой сквозь призму собственного страдания. Поэтому он туманен, расплывчат, символически фантастичен.
Ф. Кафка, как и иные модернисты, разрушал объективную картину действительности, трактовал жизнь как поток абсурдных, ускользающих сновидений.
В школьном курсе литературы мало внимания уделяется литературному понятию «модернизм» и зарубежным авторам. В связи с этим для анализа нами был выбран роман одного из интереснейших писателей ХХ века, являющегося крупнейшим представителем модернизма – Франца Кафки. Сложность подходов к наполнению термина «модернизм», трудность интерпретации романа Ф. Кафки «Процесс», а также слабая разработанность проблемы делают исследование актуальным.
Изучив литературу, мы выяснили, что под термином «модернизм» различные литературоведы и культурологи понимают литературную эпоху, художественную систему, литературное направление или индивидуально-авторскую манеру, а также, что модернизм как художественно-эстетическая система разделяется на несколько течений.
Творчество Ф. Кафки относят к двум литературным течениям: сюрреализму и экспрессионизму. Мы считаем, что у Ф. Кафки есть общее и различное с ними обоими. С сюрреализмом его творчество действительно роднит интерес к подсознанию, воспроизведению снов человека, но отличает отказ от морали, безотборочная фиксация всего, что приходит в голову. Кафка, напротив, тщательно выверяет всё в своём произведении и отбирает информацию для романа, даже несмотря на использование приёма абсурда. От экспрессионизма автор берёт главного героя и основную мысль их творчества: вина и невиновность человека, жизнь человека в жестоком, ужасном мире. Однако для этого течения была характерна яркость образов, использование средств выразительности, что совершенно отсутствует в произведениях Кафки. Следовательно, мы можем сделать вывод, что Кафка на основе данных литературных течений создаёт свой собственный индивидуальный стиль, творческую манеру, которая принадлежит к каждому из течений не полностью, а только частично.
Однако, несмотря на то, что творчество Ф. Кафки нельзя отнести полностью ни к одному из течений, его роман «Процесс» можно считать образцом модернистской прозы. Мы выявили следующие признаки модернизма:
1) Герой романа. Ф. Кафка представляет «человека без биографии». Персонажи романа лишены каких-либо описаний, за исключением деталей. Но эти детали больше характеризуют систему романа, чем самих героев.
2) Символичность романа. С помощью символов представлено всё пространство романа: чердаки, лестницы, окна, двери, освещение. Ключом к пониманию романа является также одежда персонажей и сама система «судопроизводства».
3) Активное использование приёма абсурда. Художественный мир Кафки характеризуется соединением реального и фантастического, и автор частично использует приём абсурда, чтобы раздвинуть рамки действительности и показать страдания героя. Этот приём позволяет раскрыть писателю идею, которая была одной из ведущих в модернизме.
4) Идея романа. Суд – реально существующая сила, порабощающая его. Герой стремится найти своё место в этой буржуазной действительности, но не может ничего сделать, чтобы изменить её, поэтому в результате гибнет. Писатели-модернисты, и Ф. Кафка в том числе показывали «страшный» мир, который наполнен пороками в котором нет места свободному человеку.
Данная работа может быть использована как для дальнейшей исследовательской деятельности, так и для работы на уроках внеклассного чтения в средней и старшей школе. В перспективе мы хотим продолжить исследование модернистской и постмодернистской прозы.
1. Буренина О. Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина // Абсурд и вокруг: сб. статей / Отв. ред. О Буренина. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – с. 7-72
2. Бурьяк А. Абсурдизм как глобальная угроза. http://absurdism.narod.ru/ABS0030.htm#7.1. Дата обращения 20.10.2014
3. Гальцова Е.Д. Сюрреализм // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2 / Гл. ред. С.Я. Левит. – СПб: Университетская книга, 1998.
4. Данилкова Ю.Ю. Антропологическое измерение романа Ф. Кафки «Процесс» // Филологический журнал. М., 2006. № 1 (2). С. 136-146
5. Затонский Д.В. Смерть и рождение Франца Кафки // Иностранная литература, 1959 г. № 2. С. 202-212
6. Затонский Д.В. Роман Кафки «Процесс» // Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М.: Высшая школа, 1972.
7. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки // Камю А. Избранное. Миф о Сизифе. – М.: Фабр, 1993
8. Кафка Ф. Письмо к отцу. http://www.kafka.ru/dnevniki/read/pismo-otsu/2 Дата обращения 28.10.2014
9. Кафка Ф. Процесс: романы, рассказы. – М.: Эксмо, 2014.
10. Литературная энциклопедия терминов и понятий – под ред. А.Н. Николюкина. – М.: ИНИОНРАН; НПК «Интелвак», 2001.
11. Петров А. Что такое «литература абсурда» http://refleksiya-absurda.ru/literary_nonsense.html Дата обращения 21.10.2014
12. Подорога В.А. Франц Кафка. Конструкция сновидения // Подорога В.А. Выражение и смысл. - М.: Ad Marginem, 1995
13. Рудановская, С.В. Опыт абсурда в экзистенциальной философии // Филологические науки. – 1995. – № 4. – С. 45-49.
14. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М.: Аграф, 1997.
15. Символизм. Футуризм // Словарь литературных терминов http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-7741.htm Дата обращения 15.10.2014
16. Ткаченко В.И. Модель пространства в произведениях Франца Кафки // Филологические науки (филология и лингвистика). Калиниград, 2011. № 2. С. 118-123 http://journals.kantiana.ru/vestnik/111/217/ Дата обращения 15.11.2014
17. Шпильке В.В. Мировоззренческие основы литературы абсурда http://www.rusnauka.com/27_NNM_2011/Philologia/8_92829.doc.htm Дата обращения 21.10.2014
Колумбово яйцо
Зимовье зверей
Агния Барто. Сережа учит уроки
Рисуем ананас акварелью
Убунту: я существую, потому что мы существуем