В работе рассматривается метаморфоза образа учителя, выявляются положительные и отрицательные черты героя Виктора Служкина
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_uchitelya._bondarenko_tonkih.docx | 60.71 КБ |
Департамент образования Администрации города Омска
БОУ ДОД г. Омска «Центр дополнительного образования детей «Эврика»
Городская конференция обучающихся 5-11 классов «Шаги в науку»
Направление «Филология»
Образ учителя в современной русской литературе (на материале романа А. Иванова
«Географ глобус пропил»)
Бондаренко Анастасия Сергеевна,
обучающаяся 11 А класса
БОУ г. Омска «СОШУИП № 72»
Руководитель:
Тонких Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
БОУ г. Омска «СОШУИП № 72»
Омск - 2017
Оглавление
Глава 1. Трансформация образа учителя в истории и русской литературе. 6
Глава 2. Образ учителя в романе А. Иванова «Географ глобус пропил» 10
Учитель – одна из самых ценных профессий в мире. Именно учителя формируют наше поколение, воспитывая человека, закладывая в нём нравственные основы и передавая свои знания. Однако отношение к учителю в российском обществе неоднозначное. В современном мире всё чаще говорят о том, что эта профессия не престижна, благодарный труд перестал быть таким, и многие ученики не хотят связывать свою жизнь с педагогикой. Даже люди, получившие педагогическое образование, иногда меняют своё решение и не желают идти работать в школу.
На учителях лежит большая ответственность. От них зависит, какими будут дети, какие нравственные ориентиры будут определять их жизнь. Педагогические ошибки видны не сразу, а постепенно, но последствия их могут оказаться масштабными.
Учитель – это не просто профессия. Очень часто говорят о том, что это не работа, а призвание. Такой человек не просто должен дать знания по какому-то предмету, но и должен достучаться до сердца ребёнка, оставить след в его душе. Вот почему учитель – это человек, который должен быть образцом, неким идеалом, наставником и примером, которому нужно следовать. Именно поэтому человек этой профессии всегда в центре внимания: его оценивают коллеги, родители, ученики. О нём говорят по телевидению, пишут в газетах. В настоящее время каждый пытается указать педагогу, как и что нужно преподавать, хотя это неправильно.
Естественно, что со временем меняются люди, меняется общество, поэтому и к учителю теперь предъявляются иные требования. Неудивительно, что с годами изменился и облик педагога. Ему необходимо соответствовать новым стандартам, приобретать другие навыки, постоянно учиться самому.
Весь накопленный опыт фиксирует художественная литература. В ходе работы мы хотим узнать, каким становится учитель в литературе конца XX века и отличается ли его облик от тех представителей, с которыми мы встречались раньше. Этим обусловлена актуальность нашей работы.
Гипотеза исследования – учитель в современном обществе и, как следствие в литературе, уже не идеал в нравственном отношении, а человек, стоящий на одной ступени с учениками.
В современной литературе уже написано много произведений на подобную тематику, но наш выбор пал на книгу Алексея Иванова «Географ глобус пропил» неслучайно. Написанный почти 20 лет назад, роман привлёк к себе широкое внимание аудитории недавно, когда вышла одноимённая экранизация. Это заинтересовало и нас. Ознакомившись с книгой и прочитав некоторое количество отзывов в Интернете, большинство из которых были негативными, нам захотелось разобраться, действительно ли герой недостоин носить гордое звание учитель.
Цель работы – выяснить, как изменился образ учителя в современной литературе, на материале романа А. Иванова «Географ глобус пропил».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является роман А. Иванова «Географ глобус пропил», а предметом рассмотрения – образ учителя в романе.
В ходе исследования были применены методы: теоретический, комплексного филологического анализа текста, сопоставительного анализа, стилистического анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, в которых дан краткий обзор художественной литературы на школьную тематику с указанием на особенности трансформации образа учителя в данных произведениях, краткие сведения о жизни Алексея Иванова и истории создания его книги, анализ романа «Географ глобус пропил», заключения, списка литературы, состоящего из 11 источников.
Наше исследование имеет практическую ценность как в области литературы, так и в области педагогики и психологии: содержание данной работы может быть использовано в практике преподавания тем на уроках литературы, а также поможет разобраться во взаимоотношениях учителю и ученику, понять, какие поступки правильны, а какие ошибочны.
Рассматривая взаимодействие учителя и ученика, необходимо уделить внимание историческому процессу, ведь именно эпоха влияет на происходящие в стране изменения, в том числе на изменения в системе образования. При изучении этого вопроса мы опирались на работу В.И. Лещинского «Всегда ли прав учитель?»
В первой половине XIX века стала формироваться государственная система образования. В её основу легло беспрекословное подчинение учителю ученика и правота педагога. Императора привлекал этот вариант единообразием программ, методов работы, а также возможностью чётко контролировать систему. В.И. Лещинский отмечает, что деятельность педагога мог отследить каждый, и учитель не мог отстоять свои права [7, с. 18]. Естественно, что в таких условиях учитель не мог творить, система образования строилась на шаблонах. Основная задача учителя заключалась в контроле за дисциплиной учеников. Именно в это время появляется стереотип: «Учитель всегда прав».
Особенности личности в этот период определялась низкой престижностью положения, обязанностью подчиняться, страхом и невозможностью высказать свою точку зрения, но при этом уверенностью во власти над учениками.
В первые послереволюционные годы взаимоотношения между учениками и учителями изменились. Совместная работа учебных комитетов и администрации, свободное общение и диспуты способствовали демократизации школьной жизни. Особый упор был сделан на необходимость уважать личность учащегося, учитывая его интересы [7, с. 27].
Однако стереотип дореволюционной школы продолжил укрепляться. Лещинский так прокомментировал эту ситуацию: «Учителя лишают инициативы, возможности творчески выполнять свой профессиональный долг. Правильно лишь то, что спущено «сверху». Никаких споров и возражений. Никаких потуг на индивидуальность. Жёстко регламентировано всё: от содержания обучения до формы взаимоотношений людей…». [7, с. 32] Однако этот подход даёт положительные результаты: отмечается подъём сознания, у учеников формируются высокие нравственные идеалы, воспитываются честность, человечность, трудолюбие, патриотизм. Взаимоотношения между учителями и другими людьми характеризуются взаимоуважением, пониманием, доверием.
В период после перестройки намечаются другие тенденции. Моральные ценности начинают подменяться материальными. На передний план выходят не общественные, а личные интересы. Это находит отражение и в школе. Учителя, как и люди других профессий, ищут способа заработать. Деньги и карьера становятся основными интересами. В результате отношения ученика и учителя приобретают негативный оттенок. Со стороны учеников намечается протест, и стереотип «учитель всегда прав» ставится под сомнение. Учащиеся получают чрезмерную свободу. Свобода действий и уравнение в правах привело к печальным последствиям: частичному или полному отсутствию границ между нравственностью и безнравственностью.
Таким образом, мы увидели, что изменения в обществе, обусловленные историческим процессом, отражаются и в сфере образования. Учитель меняется с течением времени и под влиянием окружающей обстановки. Литература, в свою очередь, фиксирует эти изменения, а значит образ учителя в литературе также трансформируется.
Мы не ставили перед собой цель рассмотреть все произведения на школьную тематику, а обратились к наиболее популярным и значимым. Во многих произведениях русской классики мы встречаемся с учителями.
Так, в своем произведении «Детство» Лев Николаевич Толстой показывает читателю учителя, который не просто рассказывал детям свой предмет, но и с теплотой относился к воспитанникам, воспринимая их, как родных. Справедливым и понимающим предстаёт перед нами Карл Иванович на протяжении всей повести. Но, к сожалению, не всегда труд учителя оценивается по достоинству. В этом произведении поднимается тема неблагодарного отношения к педагогу, который полностью отдал всего себя своим ученикам.
Следующий рассказ Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» раскрывает перед нами образ учителя Харлампия Диогеновича. Он использовал методику «высмеивания», шутил над детскими проступками. Его шутки не были обидными, и дети любили учителя за это. Сам преподаватель не был слабохарактерным, не потакал своим ученикам. Его методика позволяла ребенку самому понять свою ошибку и исправиться.
В рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» писатель говорит о том, что учитель – это особый человек в деревне того времени. Он не просто тот, кто учит, он ещё и общественный деятель: «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал в сельских торжествах» [2]. В то время образованный человек вызывал уважение и восхищение, так как образование было недоступно для масс, поэтому и жители деревни относились к учителю с благоговением.
Иногда способ педагогического воздействия кажется окружающим неприемлемым, но главное, чтобы это воздействие затронуло душу ребёнка и изменило его. Это происходит в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна не просто умный преподаватель французского языка, но и чуткий, отзывчивый педагог. Понимая, что мальчик в бедственном положении, она начинает игру на деньги, для того чтобы помочь заработать на еду. Администрация посчитала такой поступок недостойным для педагога, и Лидия Михайловна вынуждена была покинуть школу и уехать. Однако сам автор не расценивает этот поступок, как ошибку. Напротив, через всю жизнь он проносит память об этой учительнице, которая преподала ему не только уроки французского, но и уроки человечности и добра. Мы понимаем позицию автора: необходимо выяснять причины поступков, потому что под внешне неблаговидными действами, может скрываться желание спасти другого.
Как было сказано ранее, в постперестроечное время на первый план выходят материальные ценности и карьера. В связи с этим появляется новый тип учителя. Теперь это человек, который стремится к успеху и занят своими личными делами. Таков образ Маргариты Ивановны из повести «Чучело» В.К. Железникова. В школе она является не только учителем, но и выполняет обязанности классного руководителя, однако из-за предстоящей свадьбы Маргарита Ивановна не замечает ничего происходящего вокруг. Проблемы в жизни класса ей кажутся незначительными на фоне её собственных, а тем временем жизни её учеников разрушаются. Ученики в ответ на несерьезное отношение к себе учителя относятся к ней точно также – с равнодушием.
Иной тип классного руководителя представлен в рассказе А.Г. Алексина «Безумная Евдокия». Мы узнаём, что эта женщина одержима идеей коллективизма, не любит проявления индивидуальности, не принимает никакого типа профессии, кроме народной. Но когда её ученица Оля, которая и прозвала женщину «безумной Евдокией», ушла без разрешения из похода, не думая о том, что за неё будут волноваться, мы понимаем, что учительница была права. Она пыталась уничтожить не индивидуальность в Оле, не талант художника, а её эгоизм. Читатели понимают, что до этого мы видели учителями глазами девочки и её родителей, а следовательно вместе с ними не замечали главных качеств педагога: её одержимость в работе, самопожертвование, внимательное отношение к каждому ребёнку.
Итак, проанализировав художественные произведения XIX и XX веков, мы можем сделать вывод, что социально-нравственный статус учителя был высок. Интеллигентность, любовь к ученикам и своему делу, готовность к самопожертвованию – отличительные качества учителя того времени.
К концу ХХ столетия вслед за изменяющейся обстановкой в России начинает меняться сфера образования. Учитель оказывается в трудных условиях: с одной стороны к нему предъявляются определённые требования со стороны учеников и их родителей, с другой – требования школьной администрации, которая влияет на стиль его поведения. Отношения ученика и учителя в этот период становятся натянутыми и характеризуются отсутствием взаимоуважения и взаимопонимания. Ученику важны только его собственные права и желания. Это вызывает ответную реакцию у учителя.
Отражение такой реальности можно увидеть в книге Алексея Иванова «Географ глобус пропил».
Главный герой этого романа Виктор Сергеевич Служкин становится учителем только потому, что единственное место, куда ему удаётся устроиться – это местная школа в Перми, где он, биолог по образованию, начинает преподавать географию. Таким образом, герой становится учителем не по призванию, а от безысходности. Мы попытаемся разобраться, можно ли этого человека назвать достойным педагогом.
Из-за отсутствия педагогического образования и опыта работы в школе, знания методики преподавания и детской психологии Служкин не может правильно построить отношения с учениками. Как результат, учащиеся не признают его авторитет, а администрация в лице завуча Розы (или Угрозы, как называет её главный герой) Борисовны постоянно делает замечания Служкину: «Дисциплина на уроке всегда зависит от педагога. А педагог – это человек, который не только знает свой предмет, но и умеет других заставить его знать… Двойки надо ставить за отсутствие знаний у ученика, а не за отсутствие педподготовки учителя» [5, с. 24, 25]
Давайте поподробнее посмотрим, что же Служкин делает не так и почему он получил в качестве врага завуча школы. За критерий правильности мы взяли некоторые правовые документы и законы Российской Федерации.
Итак, Виктор Сергеевич получает три девятых класса. Они различны по своему поведению и подготовке. Самый сложный «В» класс учитель называет «зондеркомандой». Как известно, так называли различные формирования специального назначения в нацистской Германии. В этом классе у Служкина с ребятами складываются самые напряжённые отношения. Первый же урок с треском проваливается и вместо его проведения учитель начинает дрессировать класс: «Встать всем!!! Задние парты тоже!!! – гремел Служкин. – Подравнять ряды!!! Сесть!!! Встать!!! Сесть!!! Встать!!!» [5, с. 23] В этом моменте необходимо также обратить внимание на синтаксис. Все предложение не просто восклицательные, а с тремя знаками, это показывает, что герой уже эмоционально неуравновешен и не может сдержаться.
Виктор Сергеевич делает многое из того, что не подобает делать учителю. Рассмотрим всё по порядку.
Согласно закону РФ «Об образовании» нельзя применять к ребёнку меры психического и физического насилия. [12] Однако Служкин кричит, обзывает детей, дерётся на уроках. «Ти-ха!! – гаркнул Служкин. – Закрыть рты!!» [5, с. 21]. И если уроки в 9 «А» и в 9 «Б» классе проходят более-менее спокойно, то в «В» классе учитель без остановки ругается, что также подчёркивает синтаксис. Почти каждая реплика педагога заканчивается тремя восклицательными знаками: «- Сколько можно орать!!! – орал он. – У вас четверть заканчивается!!! Одни двойки!!! И никто слушать не желает». [5, с. 77]. «Служкин двумя пальцами поднял открытый ранец за нижний уголок и высыпал на пол всё содержимое… Служкин носком ботинка откинул пару учебников» [5, с. 79]. Конфликт обостряется не только с классом, но и с конкретным учеником Градусовым, который является лидером «зондеркоманды»: «Только дёрнись, гад, рожей в стенку суну» [5, с. 79].
Согласно Конституции РФ учитель не имеет права выгонять ученика с урока [12]. Но в романе мы видим обратное. Когда Градусов, чтобы разозлить учителя, приносит на урок собаку, Служкин выставляет его из кабинета: «Я не выдержал, в удобный момент сцапал Градусова и вышиб в коридор» [5, с. 162]. Естественно, Роза Борисовна снова обвинила педагога в некомпетентности, а нерадивого ученика посадила на место. Однако через некоторое время ситуация повторяется уже с другим учеником. «Служкин тщательно повозил обомлевшего двоечника по полу, от всей души отвесил ему несколько таких пинков, от которых затрещал организм Ергина, и выбросил его вниз с лестницы» [5, с. 263].
По Трудовому кодексу РФ учитель не может опаздывать на урок [12]. Однако Виктор Сергеевич допускает и это ошибку. «Мы честно проторчали семь минут после звонка и только потом ушли». Оказывается, Служкин не знал об изменении в расписании, что не подобает учителю. Даже не самая прилежная ученица говорит ему: «Посмотреть-то его не судьба была? – фыркнула Митрофанова» [5, с. 157].
Человек, выполняющий воспитательные функции, по Трудовому кодексу не имеет право совершать аморальные поступки. Служкин же пьет в обществе учеников, курит, матерится. Причём делает это даже в школе. Мы, конечно, не можем не согласиться со словами завуча: «Это школа, а, извините, не пивная. И вообще, попрошу вас не показываться ученикам с сигаретой. Наши дети и без того достаточно распущенны, чтобы ещё и учителя подавали им дурной пример» [5, с. 23]. Именно в тот момент, когда Служкина встречают в пьяном виде ученики и рождается выражение, вынесенное в заглавие романа: «Географ глобус пропил». А неправильное ударение в слове пропил делает из этого выражения своеобразную дразнилку.
К своему предмету и проведению уроков Служкин также относится не очень ответственно. Он говорит ученику, которому не нравится география, что ему самому неинтересно, но деньги нужны. А когда один из ребят спрашивает, зачем им это учить, Виктор Сергеевич удивляется, почему вопрос задан ему, ведь не он автор учебника. Служкин идёт на поводу у учеников и вместо изучения материала часто отвлекается, читает стихи собственного сочинения и разговаривает на посторонние темы. «Он вздохнул, сел на свой стол и начал рассказывать, как переворачиваются в стремине байдарки и пороги смывают экипаж с катамарана, как по весне вздувшиеся реки прут через лес, как зарастают лопухами зимние перекаты…» [5, с. 49]. Правда, делает это Служкин при условии, что материал ребята выучат самостоятельно, однако этого не происходит, и контрольные проваливаются.
В ходе проверки тетрадей Виктор Сергеевич делает вольные записи: «Зачем обглодал тетрадь? Заведи новую. География несъедобна» [5, с. 83]. Служкину очень тяжело работается в 9 «В» классе. Он даже не может их видеть: «Бога молил, чтоб они проспали, - так нет, всей стаей, все до последней макаки пришли» [5, с. 224]. «Я вас всех уже видеть больше не могу. Будь моя воля, я бы вас со всех уроков подряд вышибал, а по улице ходил бы в противогазе, чтобы с вами одним воздухом не дышать» [5, с. 265]. В результате, чтобы избавиться от детей учитель соглашается на игру в карты, и, проигрывая, отпускает их с урока.
Сложные дети Служкина резко меняются на других уроках, особенно на русском языке, который у них ведёт завуч Роза Борисовна. И, когда она входит в класс, ученики сразу принимают другой вид: «Зондеркоманда вмиг преобразилась, я даже остолбенел: все сидят, все пишут без помарок, все хорошисты, все голубоглазые» [5, с. 163].
Неправильное поведение учеников и нежелание признать авторитет приводит к ответной реакции учителя, взаимоотношения складываются всё хуже и хуже, в конечном счёте, конфликт обостряется так, что, кажется, выхода из ситуации не найти. Однако мнение учеников делится на два типа. Те, кого он ругает и заставляет учиться, ненавидят педагога и называют козлом. Градусов даже сочиняет издевательскую песенку. Остальные ребята считают его хорошим преподавателем, уважают и хотят пойти в поход именно с ним: «Все хотят с вами, потому что вы учитель клёвый… У вас на уроках зыко: и побазарить можно, и приколоться… А на других уроках – только дёрнись. Вас и доводить-то неохота… Градусов – фигня. Зато к вам на урок, наоборот, двоечники идут, а отличники не хотят. Это потому что вы какой-то особенный учитель, не брынза, как Сушка или там немка…» [5, с. 99]. Сам Виктор Сергеевич, конечно не одобряет подобных высказываний, потому что прекрасно понимает, что ведёт себе недопустимо: «Раздолбай я клёвый, а учитель из меня, как из колбасы телескоп» [5, с. 99].
Действительно, молодому неопытному педагогу очень трудно найти подход к современной молодёжи. Изменилось устройство общества, изменились взгляды на образование как у ребят, так и учителей. Неслучайно А. Иванов строит своё повествование на контрасте, он возвращает нас в прошлое самого географа, где идёт речь о советской системе. Ирида Антоновна Чекасина (Чекушка), учитель русского языка и литературы, была уважаемым педагогом и классным руководителем Служкина. Она была строга, но справедлива, отчитывала детей за опоздания, грамотно подавала материал, а также занималась внеучебной деятельностью. «Очень не любя классную руководительницу, Витька тем не менее в душе её уважал. Почему так получалось, он понимал с трудом… Видно, Витька, как и все, уважал Чекушку за то, что она была центром мира» [5, с. 111]. Вернув читателей в прошлое, в день смерти Л.И. Брежнева, автор показывает отношение учеников к происходящим событиям. С одной стороны молодёжь того времени показана так же, как нынешняя: ребята даже в траурные дни интересуются личной жизнью, пытаются построить романтические отношения, слушают зарубежную музыку и носят заграничные джинсы, с другой стороны – каждый из них в этот момент чувствует свою причастность к значимому событию. Творческая группа готовит большое мероприятие, где Ирида Антоновна выступает в качестве лидера, которая не только руководит процессом, но и сама вовлечена в него, чем она опять подкупает учеников, становясь для них примером: «Витька неожиданно почувствовал прилив симпатии к Чекушке. Она на глазах у всех творила, созидала новое, воплощала в жизнь свой талант. В действиях Чекушки он вдруг ощутил свою правоту, а в реакции своих одноклассников – привычную лень, косность и глупость» [5, с. 132].
Итак, автор одновременно сопоставляет и противопоставляет прошлых и современных учеников, но образы учителей прорисованы на контрасте. Но так ли плох Виктор Сергеевич Служкин? Давайте рассмотрим описанные выше ситуации с другой точки зрения.
На основе противопоставления мы увидели, что «школьников больше не третируют государственным трауром по поводу смерти коммунистического вождя и патриотическими страхами перед воинственными американцами и их вражеским джинсовым покушением на наше безрадостно-безвкусное одёжное целомудрие» [10] Социальное пространство школы, потеряв советскую оболочку, не обрёл новых нравственных ориентиров. Ученики, зная, что учитель бесправен, не может наругать, наказать учеников, ведут себя совершенно по-хамски. Ещё не познакомившись с новым учителем, ученики уже называют его козлом, обращаются к нему на «ты», говорят, что не будут заводить тетради и выполнять требования учителя. Они ругаются и всячески провоцируют педагога: приносят на урок щенка, играют в карты, пишут на доске матершинные оскорбления. Служкин борется с учениками, поступает не как должен, а как может. Почему же он не увольняется? Сам герой отвечает на этот вопрос следующим образом: «Вроде отвратно, а тянет обратно» [5, с. 162]. Виктор Сергеевич – человек ищущий, думающий и умеющий любить и прощать. Он не без пороков, но он мечтает научить своих учеников умению жить, бороться с трудностями, смотреть правде в глаза и любить [8]
Именно благодаря своей профессиональной неподготовленности Служкин обнаруживает то, что привычному взгляду не видно: школа - это сгусток энергии, который можно превратить либо в источник злости и вражды, либо в источник любви и преданности. Учительство становится для Виктора Сергеевича служением. И мы считаем, что в этом контексте фамилия персонажа становится говорящей. На фоне педагогически правильной и строгой Розы Борисовны и холодной и пустой Киры Валерьевны, учительницы немецкого языка, Служкин выглядит «Лучом света в тёмном царстве» воспитания без чувств и любви. Виктор Сергеевич понимает, что наставления и нотации в духи социализма уже не имеют воздействия на современную молодежь и даже если внешне ученики слушают такого учителя и поддерживают на уроке дисциплину, то внутренне они его либо боятся, либо не уважают. Гораздо важнее не то, как проходят уроки, а какой результат из этих уроков впоследствии вынесут ученики.
В качестве педагогического кредо можно взять слова географа: «Я – вопрос, на который каждый из них должен ответить» [5, с. 383].
Служкин вовлекает детей не в учебный процесс, а учит умению решать практические задачи. Он учит детей самих открывать истины. Его правота – это не нотации и нравоучение и даже не пример, как нужно учиться и жить. Он, напротив, абсолютно не подходит под категорию образцового учителя: он нарушает морально-этические нормы, профессиональные запреты. Однако правота в его незаурядности, искренности и обаянии. Именно этими качествами географ заслуживает уважение и любовь даже «зондеркоманды». Поэтому ученики рвутся в поход именно с ним. Самостоятельный проход ребят через Долгановский порог становится победной кульминацией учительства Виктора Сергеевича. Служкин предоставляет максимум свободы своим подопечным, но действует он не спонтанно, как может показаться на первый взгляд: «Я знаю, что научить ничему нельзя. Можно стать примером, и тогда те, кому надо, научатся сами, подражая. Однако подражать мне не советую. А можно поставить в такие условия, где и без пояснения будет ясно, как чего делать. Конечно, я откачаю, если кто утонет, но захлёбываться он будет по-настоящему» [5, с. 312]. В свете такого вывода даже пьянство Служкина выглядит продуманным педагогическим ходом, в результате которого Географ, как его теперь все называют, передаёт свои полномочия командира самим ребятам. И именно благодаря этому они становятся единой командой и справляются с опасной для жизни ситуацией. [10] Во время похода Служкину удаётся добиться понимания и уважения даже от двоечников и хулиганов.
В ходе анализа нельзя не затронуть ещё одну сюжетную линию романа: Служкин влюбляется в свою ученицу – Машу Большакову. И кажется, что это уже крайняя степень безнравственности героя. Однако это проверка на порядочность персонажа. Автор специально вводит в роман подобную историю, чтобы показать непорочность героя. У Служкина несколько раз была возможность соблазнить Машу, но он не поддался ей. Виктор Сергеевич постоянно укоряет себя за чувства, понимает, что так не должно быть и в итоге отказывается от истинной любви в пользу будущего девушки, а сам говорит о том, что хотел бы соблюдать святость: «Я для себя так определяю святость: это когда ты никому не являешь залогом счастья и когда тебе никто не является залогом счастья, но чтобы ты любил людей и люди тебя тоже любили. Совершенная любовь, понимаешь?» [5, с. 296].
«Школа как некий реальный социальный институт оказывается готовым концентратом человеческих характеров и страстей, средоточием живого материала, а в данном случае – ещё и экспериментальной площадкой, на которой Служкин проверяет себя и окружающий мир на прочность» [10] Именно поэтому в «походных» эпизодах повествование от третьего лица сменяется повествованием от лица самого географа. Мы читаем его мысли, в которых он лично анализирует свои поступки.
Огромную роль в романе играет природа. Это не просто фон, это как бы отдельный персонаж. Пейзаж выступает в качестве противовеса социальной обстановке. Можно даже увидеть элементы символизма. Служкин говорит: «Хочется мне, чтобы ещё кто-нибудь почувствовал это – смысл реки…» Мы считаем, что смысл реки раскрывается как смысл похода, а смысл похода как смысл обучения.
Итак, простачок на первый взгляд, совершенно безграмотный и некультурный человек, пришедший в школу из безысходности, внимательно следит за каждым сдвигом в развитии своих учеников. Он помогает им, радуется, замечая, как они взрослеют, набираются ума и сил и, в конце концов, становится другом этих ребят. Как бы ни были наглы и циничны ученики девятых классов, Служкину удаётся пробудить в них человеческие качества. Это касается и знаний. В итоге мы видим, что выпускники сдали экзамены и даже заядлый двоечник Градусов получил пятёрку.
Виктор Сергеевич, который продержался в школе почти год и выстоял под напором «зондеркоманды», справился с учениками и наконец нашёл общий язык не выдерживает острого конфликта с завучем. На учителя давят сверху, заставляют работать так, как будто изменений после распада Советского Союза не произошло.
Внешне итог романа печальный: Служкин вынужден написать заявление об уходе, Машу он теряет, а дома с женой всё остаётся плохо, перед героем «уходила вдаль светлая и лучезарная пустыня одиночества». [5, с. 444].
Однако Алексею Иванову удалось создать яркий образ героя, чья незаурядность помогла отразить и изменить школьный мир. В отличие от многих строгих преподавателей «старой закалки» Виктор Сергеевич Служкин оказался тем учителем, который, несмотря на все свои непедагогические способности и отсутствие специального образования, сумел найти к ребятам подход, который сдружил их и научил «не для школы, а для жизни».
Учитель – одна из самых ценных профессий в мире. Однако отношение к учителю в российском обществе неоднозначное. Даже люди, получившие педагогическое образование, иногда меняют своё решение и не желают идти работать в школу. На учителях лежит большая ответственность. От них зависит, какими будут дети, какие нравственные ориентиры будут определять их жизнь. Педагогические ошибки видны не сразу, а постепенно, но последствия их могут оказаться масштабными.
Со временем меняются люди, меняется общество, поэтому и к учителю теперь предъявляются иные требования. Неудивительно, что с годами изменился и облик педагога. Ему необходимо соответствовать новым стандартам, приобретать другие навыки, постоянно учиться самому.
Художественная литература отображает историческую действительность, в том числе и систему образования. Мы проанализировали несколько классических произведений, в которых рассматриваются образы учителей и обнаружили, что они меняются. В XIX и ХХ веках учительство рассматривается как служение, а педагог – человек, который является авторитетом, образцом морали и несёт в массу культуру.
В наши дни отношения учителя и ученика обостряются. Это меняет и художественный образ. Чувствуется необходимость появления нового типа учителя: понимающего, сочувствующего, педагога-друга. Проанализировав современный роман А. Иванова «Географ глобус пропил», мы выяснили, что таким становится главный герой Виктор Сергеевич Служкин. Несмотря на все свои недостатки, это открытый человек, который благодаря своей незаурядности сумел заинтересовать ребят и научил их применять теоретические знания в жизни.
Конечно, мы не можем не согласиться со многими замечаниями, которые ему делали опытные учителя, мы не считаем героя идеальным учителем, но и нельзя сказать о том, то он беспечен и не думает о своих учениках. Напротив, мы убедились в обратном.
Данная работа может быть использована для работы на уроках внеклассного чтения. Мы согласны с мнением Галины Ребель, которая считает: «Есть книжки, на которые можно делать ставку не только в литературном образовании школьников, но и в их нравственном, личностном становлении, в учительско-ученическом взаимосамоопределении, в выстраивании жизненных и образовательно воспитательных стратегий». К такому типу книг и относится роман А. Иванова «Географ глобус пропил».
Ворона
Композитор Алексей Рыбников
Привередница
Две снежинки
Спасибо тебе, дедушка!