Материал предназначен для уроков литературного чтения
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_fyodorova-isaeva.pptx | 1.76 МБ |
Слайд 1
Как появилась первая «Азбука» Ученицы 2 «б» класса Исаева Камилла Коробова Анастасия МБОУ « Дивеевская СОШ» Учитель: Каганова Ирина ВладимировнаСлайд 2
С чего все началось?
Слайд 3
Мы решили ответить на следующие вопросы Что послужило основой для создания «Азбуки»? Насколько азбука братьев отличается от современного алфавита? Как потомки чтут память этих людей и выражают им свою признательность?
Слайд 4
Основой для славянской азбуки послужил греческий алфавит, который был дополнен буквами, сообразуясь со звуками славянской речи. По имени составителя монаха Кирилла азбука стала называться кириллицей. Эта азбука была распространена в Болгарии и Македонии, а со времени крещения русских была перенесена на Русь. Этой азбукой написаны все рукописные книги Древней Руси .
Слайд 5
С начала книгопечатания на Руси появляются первые печатные учебные книги, первое место среди которых принадлежит « Азбуке » Ивана Фёдорова.
Слайд 6
«Азбука» была издана во Львове в 1574 г. и второе издание вышло в Остроге в 1578 году. Слово «азбука» происходит от названия первых букв алфавита «Аз» и «Буки». Ученые предполагают, что тираж «Азбуки» был приблизительно 2000 экземпляров. В мире сохранилось только три экземпляра этих уникальных книг.
Слайд 7
Во втором издании «Азбуки» (1578 г.) Иван Фёдоров для упражнения в чтении поместил «Сказание како состави святый Кирилл философ азбуку словенску и книги переведе от гречески на славянски язык» .
Слайд 8
«Азбука» Ивана Фёдорова отражает древнюю буквослагательную систему обучения грамоте, унаследованную от греков и римлян. В начале книги помещен алфавит, насчитывающий 46 букв. От буквы «аз» до « ижицы».
Слайд 9
Далее алфавит дан в обратном порядке, затем разные части алфавита в восьми столбцах по вертикали. Это сделано для лучшего запоминания порядка расположения букв. Далее следуют двухбуквенные, затем трехбуквенные слоги, представляющие собой сочетания согласных со всеми гласными буквами.
Слайд 10
Буквослагательный метод обучения состоит в том, что обучение начинается с твердого заучивания всех букв славянского алфавита и усвоения двух и трехбуквенных слогов. Подобная система обучения надолго утвердилась в нашей школе. Даже в середине 19 века некоторые авторы букварей продолжали следовать этому методу.
Слайд 11
Далее в особом разделе приводятся некоторые сведения из грамматики, прежде всего о глаголе. Спряжения глаголов даны отдельной таблицей. «Азбука» в грамматическом разделе имеет рубрику: «По прозодии », где помещены сведения об ударениях.
Слайд 12
Раздел «По ортографии » включает первоначальные сведения об отдельных частях речи (глаголе, имени существительном, прилагательном, местоимении). Упор делался на обучении грамотному чтению и письму.
Слайд 13
После усвоения грамматических сведений дети переходили к чтению отдельных предложений, которые давались в алфавитном порядке.
Слайд 14
Затем следует материал для чтения. Это, конечно же, были молитвы, воспитательные тексты из Библии. Таким образом, уже первые учебные книги отражали естественные глубинные связи обучения и воспитания. Запятых при обращении в старославянском тексте нет.
Слайд 15
Завершают азбуку две гравюры, одна из которых изображает герб города Львова, а вторая – типографский знак первопечатника. Подлинное издание выполнено в черно-белом варианте.
Слайд 16
Издания Ивана Фёдорова открыли новую страницу в истории просвещения русского, белорусского, украинского и всех славянских народов, которые использовали опыт Ивана Фёдорова для первоначального обучения грамоте в своих странах. Азбука - первая книга, которая была предназначена, как говорит в ней сам составитель, «возлюбленному честному христианскому русскому народу» и которую он « писах » и « сложих » «ради скорого младенческого научения ».
Слайд 17
Мы сделали следующие выводы: Азбука Ивана Федорова — первый восточнославянский учебник, сыгравший колоссальную роль в истории отечественной педагогики. Разработанная Иваном Федоровым система начального обучения грамоте оказалась очень практичной и бытовала в России на протяжении 120—150 лет. Потомки не забыли заслуги своих первоучителей. Они до сих пор чтут их память.
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Рождественские подарки от Метелицы
За еду птицы готовы собирать мусор
Филимоновская игрушка
Ветер и Солнце