Пушкин дорог нам как выдающийся человек своей эпохи. А в этой трагедийной эпохе, вероятно, одна из самых значимых и горестных страниц – дуэль поэта. Какими мыслями руководствовался Пушкин, посылая картель Дантесу? Искал ли он смерти? Что терзало его? Какие духовные силы помогли до последнего вздоха остаться человеком с большой буквы.
На эти вопросы ученица попыталась найти ответ в своей исследовательской работе, опираясь на биографические сведения (1836 год в жизни поэта) и его творчество.
Ведь как справедливо заметил один из ближайших друзей А.С. Пушкина П.А.Плетнёв: «Без биографии Пушкина, как без ключа, нельзя проникнуть в таинство самой поэзии». Но справедливо и обратное: лирика Пушкина раскрывает множество тайн его жизни.
В связи с этими можно определить объект, предмет, цель и задачи данного исследования.
Объект исследования:
Биография и творчество А.С.Пушкина.
Предмет исследования:
Тысяча восемьсот тридцать шестой год в жизни и творчестве А. С. Пушкина.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_1837_god_v_zhizni_i_tvorchestvea.s._pushkina.docx | 899.83 КБ |
«…Мне кажется, мы еще в одном очень виноваты перед Пушкиным. Мы почти перестали слышать его человеческий голос в его божественных стихах…»
А.А.Ахматова
Александр Сергеевич Пушкин — один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.
Мир пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них.
Последние два года жизни Пушкина были полны неприятностей, денежных хлопот, тревог, мелких, злых уколов и крупных обид. Но еще никогда, ни один поэт в России не пользовался таким общим признанием. Его слава – тогда говорили сиянье его имени – была общерусским достоянием. Она не допускала ни сомнений, ни споров. Пушкин, при всей своей скромности и простоте, понимал свое положение, не только видел в нем почет, но и сознавал, что это накладывает ответственность. Перед последней дуэлью все повторял, что он обязан защищать свое имя, так как оно принадлежит России.
Оно и не могло быть иначе. Пушкину, наряду с великим умом, была дана великая душа и верное, горячее сердце. Но эти свойства не так бросались в глаза, как его ум, его поэтический гений.
Тем не менее, Пушкин дорог нам как выдающийся человек своей эпохи. А в этой трагедийной эпохе, вероятно, одна из самых значимых и горестных страниц – дуэль поэта. Какими мыслями руководствовался Пушкин, посылая картель Дантесу? Искал ли он смерти? Что терзало его? Какие духовные силы помогли до последнего вздоха остаться человеком с большой буквы.
На эти вопросы я попытаюсь найти ответ в своей исследовательской работе, опираясь на биографические сведения (1836 год в жизни поэта) и его творчество.
Ведь как справедливо заметил один из ближайших друзей А.С. Пушкина П.А.Плетнёв: «Без биографии Пушкина, как без ключа, нельзя проникнуть в таинство самой поэзии». Но справедливо и обратное: лирика Пушкина раскрывает множество тайн его жизни.
В связи с этими определю объект, предмет, цель и задачи данного исследования.
Объект исследования:
Биография и творчество А.С.Пушкина.
Предмет исследования:
Тысяча восемьсот тридцать шестой год в жизни и творчестве А. С. Пушкина.
<1>
Цель исследования:
Через анализ лирики, личную переписку поэта проследить роковую роль событий 1836 года в жизни А.С.Пушкина.
Определить источник духовной силы и человечности поэта.
Задачи исследования: провести анализ литературы по теме исследовательской работы, осветить наименее изученные стороны данной проблемы, ближе познакомиться с поэтическим наследием А.С. Пушкина, определить истинные причины дуэли, приведшие к трагедии; прочувствовать атмосферу, в которой находился поэт в последние годы жизни.
Актуальность исследования связана с тем, что сегодня, в век падения нравственности и морали, особенно важно напомнить людям об истоках человечности, о том, что, преодолевая трудности и перипетии смутного времени, можно оставаться человеком и нести окружающим добро, мир, радость своим творчеством. Это нам доказывает жизнь А. С. Пушкина - человека с нелегкой судьбой и великим талантом.
<2>
Чёрт догадал меня родиться в России с душою и талантом!
А.С. Пушкин. Из письма жене (18 мая 1836 г.).
До женитьбы Пушкин деньгам придавал мало значения. В ранней молодости часто сидел без копейки. Но жизнь с каждым годом, с каждым балом становилась все дороже, все труднее ему было оберегать себя, создавать себе такую обстановку, в которой можно творить, работать. «Для вдохновения нужно сердечное спокойствие, а я совсем не спокоен», – писал он осенью 1835 года Плетневу из Михайловского.- Мой единственный определенный доход – это жалованье, которое Государю угодно было назначить. Для меня, конечно, нет ничего унизительного в том, чтобы работать для заработка. Но я привык к независимости, писать для денег для меня просто невозможно. Жизнь в Петербурге страшно дорога…»
Пушкин никогда не говорил жене – ты промотаешь, – всегда брал часть вины на себя – мы промотаем. Он не корил жену, но и не скрывал от нее, что расходы их растут гораздо стремительнее, чем доходы. Стихами его она особенно не интересовалась, но следила за тем, сколько ему за них платят, гневалась, что он не умеет требовать более высоких гонораров, иногда вмешивалась в его переговоры с книгопродавцами.
В последний год своей жизни Пушкин навалил на себя еще новую обузу – стал редактором и издателем журнала «Современник».С обычной своей энергией и добросовестностью в работе впрягся Пушкин в эту новую для него деятельность. Трудности вставали на каждом шагу Старый враг, цензура, получила над ним еще большие права. Теперь уже не только как поэт, но и как редактор чувствовал он тяжелую подозрительность властей, ждал выговоров, которыми и без того уже десять лет угощал его шеф жандармов. Новая, горькая тревога слышится в его письмах жене. В мае 1836 года поехал он по делам «Современника» в Москву и очень беспокоился о Наталье Николаевне, так как подходило время ее четвертых родов. «Что твое брюхо, и что твои деньги? – писал он ей. – Я не раскаиваюсь в моем приезде в Москву, а тоска берет по Петербургу. На даче ли ты? Как ты с хозяином управилась? что дети? Экое горе! Вижу, что непременно нужно иметь мне 80 000 доходу. И буду их иметь. Недаром же пустился в журнальную спекуляцию – а ведь это все равно, что золотарьство, которое хотела взять на откуп мать Безобразова: очищать русскую литературу есть чистить нужники и зависеть от полиции. Того и гляди, что… Чорт их побери! У меня кровь в желчь превращается. Целую тебя и детей. Благословляю их и тебя» (5 мая 1836 г.).
<3>
В конце марта, или, возможно, в апреле 1835 г. Пушкин записал одно из самых страшных своих пророчеств:
Чудный сон мне Бог послал—
С длинной белой бородою,
В белой ризе предо мною
Старец некий предстоял...
Он сказал мне: "Будь покоен,
Скоро, скоро удостоен
Будешь Царствия небес.
[Скоро странствию земному]
Твоему придет конец,
Уж готовит Ангел смерти
Для тебя святой Венец.
Пророчество это написано по мотивам баллады Роберта Саути «Родерик, последний из готов», фрагмент из которой ("На Испанию родную") Пушкин незадолго до того вольно перевел. Однако, более вероятно, что Пушкин написал его попутно, для себя, не имея в виду печатать. И можно было бы не придавать особого значения этому малоизвестному широкой публике пушкинскому отрывку, если бы не одно обстоятельство: тогда же в апреле, а затем и в мае, и в июне Пушкин еще не однажды вернется к тревожному мотиву близкой и (увы!) желанной кончины.
29 марта 1836 года, в день Светлого Христова Воскресенья, умерла мать Пушкина, Надежда Осиповна. Отчасти из-за ее болезни навалил он на себя обузу отцовских дел и долгов. Великий поэт много делал для семьи, считал себя обязанным их всех выручать, поддерживать.
Эта смерть приблизила его к тайне, усилила, углубила мысли о смерти, которые уже давно звучали в его стихах, слышались в его разговорах.
Черновики, отрывки стихов показывают, как подкрадывалась к нему смертельная усталость, как его горячее, страстное сердце искало покоя. Он так и писал:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.
(1836)
Стихотворение осталось незаконченным, но дальше идет прозаический конспект, в котором целый план жизни, мечта не сбывшаяся:
«О, скоро ли я перенесу мои пенаты в деревню. Поля, сад, крестьяне, книги, труды
<4>
поэтические, семья, любовь, религия, смерть».
Похоронив мать, Пушкин сразу, не выезжая из монастыря, купил себе место на кладбище, рядом с ее могилой. Теперь, наконец, у него завелся свой клочок земли, свое крепкое жилище, единственное, которое он сумел приобрести за всю свою трудовую жизнь. Да и то было связано с мыслью не о жизни, а о смерти.
Лето 1836 года, свое последнее лето, Пушкин проводил на Каменном Острове, на даче, за которую вряд ли все было заплачено. Жизнь бежала, как всегда, шумная, беспорядочная, расточительная. Но у него хватило сил сделать это лето в творческом отношении тем, чем была для него прежде осень. И то, что он написал, стало своего рода подведением итогов — своеобразным смотром фундаментальных принципов и духовных ценностей, которые он пронес через всю жизнь.
В то лето на Каменном Острове написал Пушкин «Молитву», «Недорого ценю я громкие права». В стихотворениях лета 1836 г. — так называемом каменноостровском цикле — поражает, насколько органично размышления Пушкина, выстраданные собственным жизненным опытом, сливаются с вечными библейскими истинами, а сами эти истины как бы открываются им заново, становятся чем-то глубоко личным.
«Памятник», датированный 21 августа, был последним по времени летним стихотворением Пушкина. Здесь, подводя итог своему поэтическому творчеству и нравственным принципам, он вел счет уже не на человеческий век, а на вечность.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит…
Последняя строчка своей неожиданной усмешкой отстраняет опасность напыщенности, улыбкой прикрывает грозное предчувствие близкого конца. Это больше чем стихи. Это пророчество. Оно сбылось.
За год до того, в июле 1835 г., когда Пушкин еще не подвел итоги, не разобрался с исповедуемыми им духовными ценностями, он не чувствовал в себе ни готовности умереть, ни силы предстать перед судом вечности:
…Я осужден на смерть и позван в суд загробный—
И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит…
Теперь, после каменноостровских стихотворений лета 1836 г., после «Памятника» смерть уже не страшила Пушкина. Он готов был встретить ее с открытым забралом.
Аринштейн Л.М. Пушкин. Непричесанная биография. Издание второе, дополненное. М.: ИД «Муравей». 1999
<5>
Пушкин только созрел как художник и все шел в гору как человек…
В.А. Жуковский
После стихотворений каменноостровского цикла тема ожидаемой смерти, исчерпав себя в многочисленных размышлениях и пророчествах 1835-1836 гг., исчезает из творчества Пушкина. На первый план выдвигается другая важная для него тема, тема чести — ценности, которая в глазах Пушкина и многих его современников значила более самой жизни
К осени 1836 года, когда вокруг Пушкиных скопились признаки надвигающейся бури, Наталье Николаевне только что минуло 24 года. За шесть лет замужества она родила четверых детей, но красота ее не потускнела. Она была из тех редких женщин, которые с каждым ребенком хорошеют. Это была уже не робкая провинциальная девочка. Сочетание красоты, кокетства и чистоты усиливало ее неотразимость. История с Дантесом- единственный темный эпизод в ее жизни с Пушкиным. Но и эта трагедия забрызгала Наталью Николаевну не грязью, а кровью. Может быть, потому, что Пушкин поспешил заслонить ее своим телом.
4 ноября 1836 г. в жизни Пушкина произошел крутой перелом, потребовавший от него полной реализации его представлений о праве, чести, достоинстве дворянина. В тот день некоторые его близкие друзья и знакомые — Вяземские, Виельгорский, Россет, Хитрово, Соллогуб — получили с утренней почтой оскорбительный для чести Пушкина анонимный пасквиль следующего содержания: "Полные Кавалеры, Камандоры и кавалеры Светлейшего Ордена Всех Рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного Великого Магистра Ордена Его Превосходительства Д.Л.Нарышкина, единодушно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором Великого Магистра Ордена Всех Рогоносцев и историографом Ордена".*
Долгое время установить автора пасквиля не удавалось. По этому поводу возникали различные версии. К настоящему времени все более вырисовывается единственно возможная фигура — давний "демон" Пушкина, его ложный друг Александр Раевский. Вероятно, и сам Пушкин подозревал Раевского, однако первоначально он счел автором пасквиля приемного отца Дантеса, нидерландского посланника барона Геккерна.
Впрочем, появление пасквиля заставило Пушкина сконцентрироваться не столько на вопросе, кто его автор, сколько на ситуации, на которую он намекал. Не тратя времени даром, Пушкин посылает вызов Дантесу, расквитаться с которым за его открытое ухаживание за Натальей Николаевной было для поэта во много раз важнее, чем разбираться с автором анонимного пасквиля.
Вызов Пушкина чрезвычайно напугал Геккерна: под ударом оказывалась карьера Дантеса и его собственная. С момента получения вызова Посланник направляет весь свой гибкий ум, волю и энергию на то, чтобы дуэль не состоялась. 5-го утром он посещает Пушкина, уговаривая его
<6>
отказаться от дуэли или, по крайней мере, отсрочить ее на несколько дней. Не теряя ни минуты, он убеждает всех заинтересованных лиц, что произошло недоразумение: его приемный сын никогда-де не интересовался Натальей Николаевной и бывал в доме Пушкиных с единственной целью — завоевать руку и сердце ее старшей сестры Екатерины... В подтверждение этой версии Дантес делает Екатерине Гончаровой предложение.
По петербургским салонам поползли пересуды: бедняжка Дантес, спасая честь любимой женщины, жертвует молодостью, связывая себя на всю жизнь со старой девой, никогда им не любимой... Слухи, разумеется, дошли до Пушкина.
Развратник, радуясь, клевещет,
Соблазн по городу гремит,
А он хохоча, рукоплещет... —
с горечью набросал тогда Пушкин в рабочей тетради. И, не желая больше ничего и никого слушать, написал Геккерну оскорбительное письмо:
«Поединка мне уже недостаточно ... и каков бы ни был его исход, я не почту себя достаточно отмщенным ни смертью вашего сына, ни его женитьбой... Я хочу, чтобы вы дали себе труд самому найти основания, которые были бы достаточны для того, чтобы побудить меня не плюнуть вам в лицо...
Имею честь быть, барон, вашим нижайшим и покорнейшим слугою А.Пушкин. 21 ноября 1836»
Одновременно Пушкин написал учтивое объяснительное письмо Бенкендорфу:
Граф! Считаю себя вправе и даже обязанным сообщить Вашему сиятельству о том, что недавно произошло в моем семействе. Утром 4 ноября я получил три экземпляра анонимного письма, оскорбительного для моей чести и чести моей жены... Говорили, что поводом к этой низости было настойчивое ухаживание за нею г-на Дантеса... Тем временем я убедился, что анонимное письмо исходило от г-на Геккерна, о чем считаю своим долгом довести до сведения правительства и общества.
Будучи единственным судьей и хранителем моей чести и чести моей жены и не требуя вследствие этого ни правосудия, ни мщения, я не могу и не хочу представлять кому бы то ни было доказательства того, что утверждаю...» (21 ноября 1836 г.).
Друзья, постоянно встречавшие Пушкина в это время, впоследствии писали, что он был возбужден, встревожен, переходил от мрачности к желчному веселью, от вспышек гневной ярости к слезам.
Пушкин знал, что рано или поздно дуэль неизбежна, и от всякого общенья с Дантесом отказывался. У него было одно желанье – поскорее рассчитаться с обидчиком, который нарушил его покой, бросал тень на его честь, делал его смешным, порочил репутацию Натальи Николаевны.
Пушкин, послав вызов, принял решение, которое считал единственно правильным, неизбежным, и 26 января 1837 года он снова пошлет Дантесу вызов, уже окончательный.
<7>
В своей работе я старалась выделить наиболее яркие эпизоды, осветить наименее изученные стороны, остановиться на том, что более всего меня заинтересовало и взволновало в указанный период жизни А.С. Пушкина (1836 год).
Анализ литературы по теме исследовательской работы, более детальное знакомство с этим этапом жизни и исследование поэтического наследия великого поэта дает право утверждать, что это был человек благородный, отзывчивый, умеющий видеть в других лучшие качества и свойства. Он был наделен особым даром - чувствовать и ценить прекрасное, умел пробуждать «чувства добрые» в людских душах. А главное - жить всерьез и в жизни, и в творчестве.
В этом, я думаю, и заключается источник духовной силы и человечности поэта.
Последние годы жизни Пушкина были наполнены денежными хлопотами, заботами о семье. Сколько бы мог написать поэт гениальных стихотворений, а вместо этого ему приходилось редактировать чужие рукописи и выслушивать нападки цензоров
Когда я работала над рефератом, мне представлялся облик не столько великого поэта, сколько великого человека, смертельно уставшего от мелочности, суеты, человеческой подлости, безмерно любящего свою жену и оберегающего честь семьи. Недаром в творчестве этого периода преобладают две темы: смерти и чести. Вот так неожиданно тесно переплелись они между собой в последних стихотворениях поэта.
Я думаю, что роковая дуэль была вызвана больше не ревностью, а отвращением к грязи, которой старались закидать его и Наталью Николаевну.
Судьба, чтобы еще резче оттенить открытый, благородный характер Пушкина, противопоставила ему двух иностранцев – молодого, ничтожного бездельника и низкого светского негодяя, который, точно ядовитое насекомое, исподтишка жалил его. Поэта приводило в негодование ощущение нечистых, неуловимых прикосновений к его семье.
Семейная драма Пушкиных развертывалась на глазах любопытной, насмешливой, безжалостной толпы. И как дорого заплатил он за желание найти обыденное счастье обыденных людей.
<8>
<9>
Оглавление
Стр.
1.Введение…………………………………………………………. 1-2
2. Работа и забота………………………………………………….. 3
3. Размышления о вечности………………………………………. 4-5
4. Между отчаянием и любовью…………………………………. 6-7
5. Заключение……………………………………………………… 8
6. Библиография…………………………………………………… 9
7. Приложения…………………………………………………….. 10-11
Приложения
Пушкин. Гравюра Т. Райта. 1836. Наталья Николаевна Гончарова.
А. И. Брюллов. 1831–1832.
Александр Христофорович Бенкендорф. Петр Александрович Плетнев.
Литография И. И. Разумихина А. В. Тыранов. 1836.
с оригинала П. Н. Орлова. 1839.
<10>
Барон Геккерн. Гравюра. 1843. Жорж Дантес-Геккерн. Портрет Бенара
с оригинала неизвестного художника. 1830-е гг.
Анонимное письмо, полученное
Пушкиным 4 ноября 1836 года. Святые ворота Святогорского монастыря.
<11>
Рецензия
на реферат ученицы 10 класса Жарковой Ольги
«Тысяча восемьсот тридцать шестой год в жизни и творчестве
А. С. Пушкина»
В работе ученицы соблюдены все структурные элементы, характерные для исследования: определена цель работы, задачи, предмет исследования. Актуальность темы обусловлена тем, что раскрывает ведущую черту характера и творчества поэта. Человека благородного, отзывчивого, наделённого особым даром - умением пробуждать «чувства добрые» в людских душах. Именно в этом, по мнению ученицы, заключается источник духовной силы и человечности поэта.
Какими мыслями руководствовался Пушкин, посылая картель Дантесу? Искал ли он смерти? Что терзало его в последние годы жизни? Какие духовные силы помогли до последнего вздоха остаться человеком с большой буквы? Эти вопросы волнуют и современных школьников, что придаёт работе ученицы особую актуальность.
Реферат отличает логичность изложения, личностное изложение материала, самостоятельность исследования.
Как мне кажется, цели и задачи работы сформулированы достаточно чётко и соответствуют заявленной теме, а итоговые выводы – задачам и целям работы.
Материал изложен грамотно, работа написана хорошим литературным языком, внешнее оформление в целом соответствует предъявляемым требованиям, как и оформление библиографии.
Управление образования и молодёжной политики
Городецкого муниципального района
Районная научно-практическая конференция учащихся
«Живое пушкинское слово»
Тысяча восемьсот тридцать шестой год в жизни и творчестве
А. С. Пушкина.
Автор: ученица 10 класса МБОУ «Бриляковская СШ»
Жаркова Ольга.
Руководитель:
учитель русского языка и литературы Чуланова Т.А.
2017 г.
Почему люди кричат, когда ссорятся?
За чашкой чая
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Мальчик и колокольчики ландышей