Эссе
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе искусство быть классным руководителем | 20.82 КБ |
ЭССЕ
Искусство быть классным руководителем
Искусство – зеркало, отражающее того,
кто в него смотрится.
Оскар Уайльд
Уж полночь близится… А сон всё не идёт. Да, пожалуй, сегодня уже не уснуть.
Ну что ж, начнём всё сначала. Итак, Мария Ивановна ушла с урока – довели. Прибежала в учительскую вся в слезах. Они, видите ли, решили опробовать новую коллективную игру, «Гармошка» называется: напиши фразу, прикрой согнутой полоской листа и передай другому - «текст» получается – умрёшь со смеху. Конечно, слов нет, куда как весело! А у учителя нервный срыв!
«Ваши дети, Алексей Алексеевич, опять…» - дня не пройдёт, чтобы кто-то из коллег не начал разговор со мной с этой фразы. Да, мои. Все 22. А я их руководитель. Классный. Ну, конечно, в прямом, первичном значении слова. А впрочем, какой же всё-таки смысл первичный? Класс – класс. Или класс – класс!!! А я какой классный? Хотелось бы с восклицательным знаком.(Размечтался!) Подумай-ка лучше, что делать. Урок сорвали. (Сорванцы!) Кабинет не убрали. (Хрюшки!).Двойками обросли. (Лоботрясы!).Дерзят! Им слово, а они десять в ответ (Цицероны несчастные!) Научили коллеги-словесники изъясняться на свою голову…
Мои дети! Как же я Вас всех люблю, звонкие вы мои! Вот и ночами не сплю, о вас думаю. И о себе, конечно, как же: вы и я – две вещи неразделимые! Ведь если хоть кому-то от общения с вами становится плохо, значит, в этом огромная доля моей вины: чего-то не сделал или сделал не так.
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом…
Пушкин, Пушкин.. Почему , когда я пытаюсь постичь тайну искусства воспитателя, постоянно на память приходят строчки из произведений нашего великого поэта? Неспроста, видимо. Ассоциативная связь? Разберёмся. Я ищу ответы на вопросы, связанные с моей профессией. Я – учитель, педагог. Мне доверили детей, класс. Понимаю: деятельность настоящего (классного!) руководителя - это своего рода искусство. Вот оно, связующее слово! Искусство. Пушкин – гений! Он-то прекрасно понимал, что должен делать поэт, чтобы то, чем он занимается профессионально, стало произведением искусства. «Глаголом жги сердца людей»,- вот что завещано им потомкам. Красиво! Но ведь это миссия поэта, пророка, вдохновлённого Богом. А я… Кто я? Обычный классный руководитель из провинциальной гимназии. Учитель. Помнится, когда-то я услышал одну очень красивую легенду. Собрал Бог всех светлых ангелов и сказал им: «Будете учителями для детей. Несите им Мой Свет и помогите узреть в себе Мой Образ. Устремите их стать такими же совершенными, как Я. И запомните: нет Моей Воли, чтобы погиб один из малых сих». С тех незапамятных времён рождаются на земле ангелы, как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Они и называются учителями. Выходит, я – один из них и во мне есть Искра Божия. Значит, я – носитель света, моя миссия – дарить детям свет. Я – свет дарящий .
Проводником света и будет слово, жгущее сердца, пробуждающее «чувства добрые», дающее детям мощный импульс к духовному совершенствованию. Как найти такие слова? К поэту они приходят в момент вдохновения. Любое искусство невозможно без вдохновения. А что вдохновляет настоящего педагога, который знает слова, способные дойти до сердца ребёнка и найти там отклик? Конечно, любовь. Только любовь способна преобразовать дух и сердце человека. Только продиктованное любящим сердцем слово действенно.
Искусство немыслимо без таланта. Талант художника, талант писателя, талант музыканта. Талант воспитателя. Исполнять работу классного руководителя талантливо – вот искусство! Искусство творца Ибо каким ещё другим словом, как не «творчество», можно назвать то, что нам поручено, – быть посредниками и помощниками в глубоком таинстве становления и формирования личности, человека будущего.
Я смотрю сквозь окно на звёздное небо… Не знаю ничего более прекрасного, манящего и завораживающего, чем эта мерцающая бесконечность, созданная великою силою любви Творца. Любовь рождает красоту, красота пробуждает любовь… Вспоминаются реплики одного диалога:
-Как вы воспитываете учеников?
- Как яблоко растит в себе семя.
- Где ваша педагогика?
- Я черпаю её из Звёздного Неба.
- Где ваше Звёздное Небо?
- Во мне.
Устремлённость к идеалу – это верный путь к самосовершенствованию. Иду ли я по нему, стараясь постичь и освоить искусство классного руководителя? Может быть, очень медленно, но иду. И идеал есть у меня. Это герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» Алёша Карамазов. У него я учусь , как надо разговаривать с подростками, как проявлять свою любовь и уважение к ним. Вот что лежит в основе духовного единения с учениками, по Достоевскому:
(из разговора Алёши Карамазова с Колей Красоткиным)
- разговаривайте с подростком , как с равным себе по летам или даже со старшим летами человеком;
- не бойтесь признаваться в своих сомнениях, предлагайте детям самим пытаться отыскать ответы на трудные жизненные вопросы;
- в разговоре с детьми очень важно найти правильный тон, выбрать нужную интонацию. Алёша Карамазов говорит сдержанно, спокойно, с улыбкой, где-то эмоционально, не скрывая чувств и очень искренно( «Ну где, ну где вы этого нахватались! С каким это вы дураком связались!» – восклицает Алёша, слушая социалистический бред юного атеиста )
- Только проявивший неподдельный интерес к внутреннему миру ребёнка учитель может рассчитывать на ответное уважение и любовь.
- любой разговор с подростком должен быть похож на объяснение в любви. Чтобы почувствовать потом сладкое замирание сердца, когда услышишь в ответ: «Вы точно я. Больше всего восхищает, что вы со мною совершенно как с ровней. Как я дорожу вашим мнением! Какой у вас глаз! Вы всё видите! Вы – пророк!»
- Помните: «ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства. Прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть»
Талантливый педагог, Классный! руководитель владеет искусством оставлять в памяти его воспитанников прекрасные воспоминания. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь. Это и есть главная цель педагога, ибо, помните, «нет Моей Воли, чтобы погиб один из малых сих».
Мой любимый герой Достоевского, страницы романа «Братья Карамазовы» (особенна часть «Мальчики») всегда со мной как камертон, настраивающий моё сердце на волну истинного уважения и бескорыстной любви к детям. Так создаётся моё Звёздное Небо.
Ночь близится к концу… Спасибо тебе, бессонница!. Спасибо тебе, мой любимый 6 «Б» за то , что нет мне покоя, за то, что даришь мне великую возможность думать, искать, творить, идти путём восхождения к идеалу.
Компас своими руками
Весенняя гроза
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Кто должен измениться?
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен