Голоса и звуки в рассказах А.М. Бондаренко играют огромную роль в раскрытии идейно-художественного содержания текста, именно через данную палитру определяется авторское отношение к героям собственных рассказов.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_golosov_i_zvukov_v_rasskazah_a.m.bondarnko_.docx | 63 КБ |
Министерство образования и науки РФ
Отдел образования администрации г.Лесосибирска
МБОУ «Основная школа №5»
Голоса и звуки в рассказах
А.М.Бондаренко
Научно-исследовательская работа
Выполнили: уч-ся 8А класса
МБОУ «Основная школа №5»
г.Лесосибирска
Таховеева Карина Энэсовна,
Таховеева Диана Энэсовна
Руководитель: учитель русского
языка и литературы
МБОУ «Основная школа №5»
г.Лесосибирска
Зайцева Людмила Юрьевна
г. Лесосибирск – 2012
Содержание
Введение.....................................................................................2
Заключение…………………………………………………..19
Библиография……………………………………………..…20
Приложения……………………………………………….…21
Введение
Голоса и звуки в рассказах А.М. Бондаренко играют огромную роль в раскрытии идейно-художественного содержания текста, именно через данную палитру определяется авторское отношение к героям собственных рассказов.
Предмет исследования:
Рассказы А.М.Бондаренко о природе.
Объект исследования:
- звуки и голоса в рассказах
-идейно-художественное содержание рассказов А.М.Бондаренко
Цель:
Определить, какую роль играют голоса и звуки в раскрытии идейно-художественного содержания рассказов А.М. Бондаренко.
Задачи:
Методы:
Гипотеза:
А.М.Бондаренко в своих рассказах о природе при помощи голосов и звуков создает красочную картину природы Сибири, которая живет, дышит и требует к себе особого отношения.
"Бондаренко Алексей Маркович (1946), прозаик. Родился в селе Маковском Енисейского района Красноярского края. Первый рассказ опубликован в журнале "Дальний Восток". Член Союза писателей. Живет в с. Озерном Енисейского района.
Страстная любовь художника к своей Родине, ее людям, родной природе проходит красной нитью в его творчестве. В своих художественных произведениях он не только воспевает красоту суровой сибирской земли, не только людей сильных, мужественных и красивых, но и борется за экологию родного края в своих очерковых произведениях. В Красноярском книжном издательстве "Гротеск" вышла книга очерков "Лесная быль", где писатель рассказывает о лесоводах края, которые охраняют и преумножают лесные богатства нашего края.
Писателем создана творческая общественная организация "Истоки", которая занимается объединением, развитием и пропагандой творчества молодых авторов. Под его руководством создана литературная газета "Глаголъ", в которой он и редактор, и корреспондент, и корректор. Но он старается привлечь к этой работе творческую молодежь. Большую помощь оказывает работе центров культуры г. Енисейска и Енисейского района.
Алексей Маркович — желанный гость в библиотеках края. Его часто приглашают на встречи в школы, техникумы, колледжи, институты. Биография Алексея Марковича не простая и далеко не легкая. И хотя его творчество не является чисто автобиографическим повествованием, но во многом отражает его жизнь, взгляды, герои его произведений взяты из жизни, мы их можем увидеть рядом, узнать в наших друзьях, соседях, односельчанах.
Родился Алексей Маркович в семье крестьян. "...Хотя от роду мне не больше восьми годов, я чувствовал себя главой семьи, вечно мыкающей
нужду, обиды и нехватки". Так пишет писатель о своей семье в светлом
рассказе "Гостинец от лисы". Мама, Елизавета Васильевна, сутками была занята на колхозной работе. В своих детских рассказах писатель повествует читателю об отважной мальчишеской натуре, о сибирском характере, с малых лет закаляющемся в труде, испытаниях, рано впитывающего в себя сметку и опыт старших.
Детство Алеши не отличалось от детства его сверстников. Во всех играх он был первым, верховодил, и недаром его уже тогда друзья называли "комиссаром", а еще страстная любовь к книгам и волнующее чувство взаимосвязи, единения с природой.
Мои одноклассники давно уже учились: кто в Ялани, кто в Енисейске, а я по-прежнему сидел на своей знакомой до каждой щелочки парте. Вечно занятой маме времени хватало только на колхозных коров. Отчим твердо был убежден, что грамоты, полученной в начальной школе, хватит мне за глаза. Председатель колхоза Кеха Сидельников ни за что не выпустит из деревни. На то веские причины есть. А основная из них: ты сын колхозников и должен оставаться в колхозе.
И все же Алеша выбрался из деревни. Он поступил в Подтесовское речное ГПТУ, изучал судовую радиомеханику. Алексей Маркович не пропускал ни одного занятия в вечерней школе, решив твердо получить среднее образование, которое в дальнейшем пришлось окончить в армии.
Окончив ГПТУ, два года работал на судах Енисейского речного пароходства. Затем служба в армии, Абаканский политехникум, работа в леспромхозе, в школе, в сельсовете. Записав на тетрадном листке свои творения о природе, он отправил их в "Енисейскую правду". И каковы же были его удивление и радость, когда, раскрыв газету, он увидел свои рассказики. Он стал чаще писать зарисовки и отправлять их в газету, и почти все они были напечатаны.
Способного юношу заметили и предложили ему поехать учиться в
Хабаровскую ВПШ, на факультет журналистики. Не раздумывая, раздал пожитки родне и друзьям, забрал семью и поехал в Хабаровск, чтобы получить высшее образование. Здесь же, в Хабаровске, и начал Алексей Маркович свою литературную деятельность. В университете впервые Алексей Маркович взялся за жанровый рассказ. Знание жизни, привычка вглядываться в лица людей, изучать их характеры, видеть в человеке главное толкнули его на создание рассказа "Подарок". Так впервые рассказ Алексея Марковича был опубликован в журнале "Дальний Восток", затем пошли публикации в газете "Тихоокеанская звезда", альманахе "Енисей". На конкурсе молодых писателей Алексей Маркович не раз награждался дипломами, был участником семинаров молодых писателей Дальнего Востока и Красноярского края. После окончания ВПШ ему предложили должность редактора краевого радио, но он отказался. Его тянуло в родные края и он вернулся в Енисейск. В Енисейске Алексея Марковича назначили зам. редактора газеты "Енисейская правда". Но работа журналиста не привлекала его. И поэтому ему пришлось уйти на административную работу. Но и это его не привлекло.
Общение с природой, ее живое прикосновение к душе дают новые силы для творчества. Недаром природа — один из главных героев его произведений. Писатель создает удивительные по достоверности описания картины тайги, таежного мира.
Алексей Маркович горячо и неистово взялся за работу. И вот наконец первый сборник рассказов составлен и можно отдавать книгу в печать.
И опять удача: в него поверил глава администрации г. Енисейска Дмитрий Викторович Шашков. Он изыскал деньги на издание книги, а Виктор Петрович Астафьев дал "добро", написав предисловие к книге "Мужская трава".
И вот вышла первая книга. Она была небольшая по объему, не совсем удачна по оформлению, плохо отредактирована. Но это была книга. По этой
книге Алексея Марковича приняли в Союз писателей. Она стала началом его большого творческого пути. С ее выходом зародилась большая бескорыстная дружба с Виктором Петровичем Астафьевым. Стало традицией ежегодные весенние встречи писателей в с. Овсянка. В это же время произошла встреча с лесосибирским композитором Александром Кузнецовым, которая переросла в творческий союз. За четыре года было создано 17 песен. Многие песни, такие, как "Черемуха душистая", "Ой, не верю", "Ах, сенокос" завоевали любовь слушателей, их часто транслировали по краевому радио.
Воодушевленный признанием, Алексей Маркович с головой ушел в работу. Возвратившись с охоты с массой впечатлений и планов, он пишет охотничьи рассказы, в которых воспевает родную природу. Ну вот, готова новая книга. Теперь ее надо издать. И начинается мучительная, унизительная процедура поиска спонсоров. Около двух лет ушло на то, чтобы найти деньги на издание книги "Закон-тайга". Деньги собирались по крупицам. И конечно, большое спасибо надо сказать друзьям писателя. Недаром он сказал: "Не было бы друзей — не было бы книг моих".
Алексей Маркович знакомится с поэтом Николаем Николаевичем Ереминым. Это знакомство перерастает в большую дружбу. Николай Еремин часто приезжает к писателю в Озерное, происходит много творческих открытий, они дискутируют, делятся творческими планами, организуют встречи в школах, в библиотеках. Эта дружба взаимообогащает их. Алексей Маркович начинает писать стихи. Он не относится к этому серьезно, называя это занятие "стихоплетством", но стихи так и "прут" из него. Автор видит поэзию деревенской жизни, красоту людей труда. И хотя Алексей Маркович относится к своей поэзии, как он говорит, несерьезно, Николай Еремин уговорил его издать сборник стихов. В красноярском издательстве ООО "Кларетианум" выходит два сборника стихов: "Берегиня", "Бес в ребро".
В 1998 году в этом же издательстве выходит книга Алексея Бондаренко "Позови меня снова", которая посвящена Виктору Петровичу Астафьеву в год его 75-летия. Драматичен и чист рассказ "Позови меня снова". Тонко и трепетно изображает писатель великое чудо жизни — любовь.
Книга "Лесная быль" выпущена издательством "Гротеск" в 2000 году, хорошо изданная, интересная — это яркое событие для лесоводов края..
И вот первая книга романа «Государева вотчина» "Самоядь" написана. Поставлена точка. Опытный редактор Галина Ивановна Сысоева дала согласие на редактирование книги. Книга отредактирована. Казалось, прекрасно. Можно приступать к изданию. Но не ту было! Деньги! Денег, как всегда, не было, а сумма ну была порядочная.
Можно подвести итоги пройденного пути: сделано много. Недаром писатель Николай Волокитин на презентации книги "Государева вотчина" сказал: "Он лихо ворвался в литературу". Эти же слова повторила Мария Семеновна Астафьева-Корякина, писатель, человек большой и прекрасной судьбы, жена, соратник и друг Виктора Петровича Астафьева. Имя Алексея Марковича Бондаренко известно не только в крае, с его творчеством знакомы читатели России. Он трижды был участником Литературных встреч в провинции (астафьевские встречи в с.Овсянка), трижды участником встреч писателей, пишущих о лесе, которые проходили в Москве. Его произведения печатаются в столичных журналах "Охотничьи просторы", "Муравейник", "Лесник". В Москве в издательстве "Экология" в 1998 г. вышел сборник "Я тебе доверяю...", в котором нашли место рассказы, стихи и очерк писателя. Рослесхозом к 200-летию учреждения Лесного департамента России был
издан огромный труд "Твои лесничие, Россия", в который вошли два очерка писателя. Ему была присуждена первая премия за ряд рассказов о природе на всероссийском конкурсе "Природа в освещении писателей". Награжден он губернаторской грамотой.
По всей стране у него друзья — и эстонский писатель Николай Батурин, и режиссер из Эстонии Арво Ихо, и ленинградские кинематографисты Михаил Литвяков, Александр Кузнецов, и писатели из Нижнего Новгорода, Томска, Москвы, Тобольска, Тюмени, Красноярска, Назарово.
Любовное, трепетное отношение к природе, уважительное отношение к настоящим охотникам-промысловикам Алексей Бондаренко сделал главной темой своего творчества. А.М. Бондаренко не только прозаик, он пишет и стихи, хотя считает это своим хобби. В своих художественных произведениях он воспевает красоту суровой сибирской земли, людей сильных, мужественных. Алексей Бондаренко в каждом своем произведении говорит о месте человека на земле и напоминает: «Каждый человек, живущий на этой грешной земле, в душе художник». Особое место в его творчестве занимают очерки, посвященные проблемам экологии Красноярского края.
Очень много времени и сил отнимает у Алексея Марковича общественная работа. Писателем была создана творческая общественная организация "Истоки", которая занимается объединением, развитием и пропагандой творчества молодых авторов.
Писатель обладает недюжинным талантом, трудолюбием, усидчивостью, самодисциплиной, великой силой духа.
Бондаренко пишет о тайге, об охотниках, о природе. Возвратившись с охоты с массой впечатлений и планов, он пишет охотничьи рассказы, в которых воспевает родную природу. Это не природа вообще, а природа определенное время года, она — действующее лицо художественного целого, она на редкость многолика, красочна, многозвучна, она не тормозит, а, наоборот, движет повествование.
В прошлом году мы вели исследование по рассказам А.М.Бондаренко, ориентируясь на роль цвета в идейно-художественном содержании рассказов о природе. Одновременно мы обратили внимание и на то, что в рассказах, описывающих красоту природы Красноярского края, много звуков и голосов. Это нас заинтересовало. При помощи чего мастер художественного слова издает такие красочные картины природы Сибири, почему она живет и дышит? Какие слова помогают услышать нам кряканье уток, пальбу охотников, журчание ручейка, дуновения ветра, кукование кукушки? Почему автор в одном случае использует звукоподражательные слова, а в другом – глаголы? Есть ли сложные слова, которые указывают на звуки и голоса? Чего больше в рассказах голосов или звуков?
Вначале мы, прочитав рассказы:
составили таблицу, опираясь на часть речи, обозначающую звук или голос.
Название рассказа | Голоса и звуки | ||
Имя существительное | Глагол | Деепричастия и причастия | |
«По щучьему велению» | (бабушкин) голос | (сквозь сон) слышу | причмокивая (губами) |
шепотом (добавляет) | (громко) стукнула | ||
скрипнула (дверь) | |||
ворчит (бабушка) | |||
(жалобно) скрипит | |||
(беспрестанно) шепчет | |||
(щука) спрашивает | |||
(бабушка) кричит | |||
(бабушка) командует | |||
(бабушка) Предупреждает | |||
(тихо) говорит | |||
(я) отвечаю | |||
сказала (моя мама) | |||
звенит (голос бабушки Фени) | |||
«Мужская трава» | (поползли) слухи | забилось (сердце) | заколоченные (избы) |
общение ( с теткой Акулиной) | вымолил (у отчима) | (я) попросив | |
безумолку (говорила) | (на судьбу) не роптала | (Егорыч ругается), говорю | |
(серебряный) звон | (я ее) звал | (Он), отпыхиваясь | |
шелестом (пижмы) | (тетка Акулина) отнекивалась | ||
Грохот (гусениц) | щебетали (пичуги) | ||
вой (мотора) | вздохнула (тетка) | ||
гудели (редкие комары) | |||
(непринужденно) смеялся | |||
(я) рассказывал | |||
(безумолку) говорила | |||
(Тетка Акулина) жаловалась | |||
(мужики) отказываются | |||
шелестела (на ветру) | |||
(тихо о чем-то) просила | |||
(тетка Акулина) шепнула | |||
(начальник) пыхтит | |||
(Егорыч) ругается | |||
(Егорыч) прикрикнул | |||
хохотнул (Иван) | |||
согласился (дядя Гриша) | |||
(самодовольно) мурлыкал | |||
глушил ( его голос) | |||
«Выстрел в тайге» | (затянул) песню | рассказывал (товарищам) | (громко) стукнув |
(пел он) с хрипотцой | звали (на берег) | ||
треск (выстрелов) | (захотелось) запеть | ||
крик (людей) | (Егор) примолк | ||
выстрелы (щелкали) | закричал (Тимка) | ||
(почти) шепотом | балагурил (Тимка) | ||
тишина (над рекой) | огрызнулся (Виктор) |
(пришел) разговор | поддакнул (из лодки) | ||
(встретили) возгласами | шепнул (Тимка) | ||
зазвенели (комары) | |||
(чуть слышно) плеснули | |||
всколыхнули (круги) | |||
треснул (сучок) | |||
(выстрелы) щелкали | |||
(сердце часто) колотилось | |||
ругнулся (Тимка) | |||
(звонко) шлепнула | |||
(щука) хлещет | |||
булькнет (блесна) | |||
пискнет (птица) | |||
поскребет (коготками) | |||
(они) нагремели | |||
запела (тугая леса) | |||
взвизгнула (трещотка) | |||
выдохнул (Тимка) | |||
(рыбина) разбушевалась | |||
звенел (колокольчик) | |||
шумел (перекат) | |||
(тихо) засмеялся | |||
хлопнул (выстрел) | |||
зашевелилась (птица) | |||
булькнула (рыбина) | |||
(громко) ругался | |||
хрустит (трава) | |||
(не травы) шуршат | |||
зафыркал | |||
не скули | |||
«Ведро клюквы» | ворчал (он) | насвистывая (мотив) | |
лаяла (в корни) | |||
тренькала (синичка) | |||
«Случай в тайге» | всплеск (воды) | шипит (река) | (трясется), отфыркиваясь |
шепчет (таежник) | |||
(дерево) скрипнуло | |||
(звери) бултыхнулись | |||
(громко) захохотал | |||
(он) прохрипел | |||
заговорил (таежник) | |||
попискивают (угольки) | |||
«Скворцы прилетели» | поднялся (шум) | бьется (сердце) | |
«Зажурчали ручьи» | журча, (побежали ручьи) | ||
«Сосульки» | искрились (искрами) | ||
«Кузница дятла» | (нарастает) перестук | крикнула (птица) |
Вывод:
В результате составления классификации мы увидели, что большую часть автор использует глаголов (86 слов, 74,5%), меньше имен существительных (21 слов, 17,8%), совсем мало причастий (1 слово, 0,8%) и деепричастий (8 слов, 6,8%). Во всех рассказах слов, обозначающих звуко-голосовую
палитру, 116. Мы без затруднений построили диаграмму, учитывая уровень частеименного употребления слов.
Все рассказы о природе очень яркие и запоминающиеся. Читая их, мы увидели, что звукоподражательных слов почти нет. Редкие употребления их в основном при показе голосов птиц (тук-тук в рассказе «Кузница дятла», чив-чив – голос синицы в рассказе «Сосульки»). Думаем, что это связано с тем, что такой насыщенный звук отвлечет читателя от основных действий главных героев рассказа.
Еще при наблюдении за словом мы увидели, что звуковая гамма четко делится, расслаивается на голоса человека (бабушка кричит, сказала мама), голоса животных и птиц (рыбина разбушевалась, тренькала синичка), звуки, издаваемые машинами, приборами, лодками (мотор глушил его голос), звуки предметов (скрипнула дверь, запела тугая леса), звуки частей леса (звенел колокольчик, треснул сучок).
Довольно эмоциональны, конечно, звуки, издаваемые людьми. Чувствуется, что автор смело использует диалектизмы (нарастает перестук, зашелестел багажник = рюкзак). Но при этом много экспрессивно-окрашенной лексики (разговорной) (балагурил Тимка, ворчал он, пыхтит начальник). Еще мы обратили внимание, что голоса и звуки насыщенно показывают метафоры и олицетворения (запела тугая леса, зазвенели комары, взвизгнула трещотка, попискивают угольки, бьется сердце).
Те, кто читал рассказы А.М.Бондаренко, обращают внимание на то, что во многих рассказах автор не только восхищается красотой природы, но и заставляет читателям задуматься, кто человек в природе: часть или хозяин? Это особенно ярко показывают слова, обозначающие выстрелы, пальбу из ружья (выстрелы щелкали, они нагремели, треск выстрелов, хлопнул выстрел, снаряд бахнул). Используя эти слова, А.М.Бондаренко сравнивает их с набатом колоколов, как будто говоря, мы люди – часть природы, мастеровые в мастерской. Не случайно после этого выстрела животные, птицы, рассыпаются, разбегаются, но издают звуки, похожие на сигнал SOS (щука хлещет, всколыхнули круги, защебетали пичуги, взвизгнули трещотки, зашевелилась птица, зарыдали лисицы). Хочется думать, что автор заставляет задуматься, так ли мы действуем, уничтожая живых братьев наших меньших. После выстрелов ружья, двустволок лес (деревья, кустарники) долго шумит, шепчется, шуршит, чтобы опять воцарилась тишина.
На что мы еще обратили внимание, что некоторые звуки очень громкие (звенит голос бабушки, кричит бабушка, командует бабушка, шумел перекат, громко ругался), а другие тихие, душевные, спокойные (чуть слышно плеснули, тихо о чем-то просил, тетка Акулина шепнула, Егор примолк). Считаем, что звуки и голоса автором перемешаны, одно заменяется другим. Это связано с жизненным путем человека, как говорится, одна полоса темная, другая светлая. Если человеку больно, он кричит, если успокоился, тогда на душе спокойно.
Все выше перечисленные примеры говорят о том, что автор, показывая в своих рассказах голоса и звуки, используя больше голосов, приукрашивая их лексически, напоминает читателю, что природа живет, дышит, требует к себе внимания и уважения, заставляет читателя еще раз задуматься о своем предназначении в жизни.
Заключение
Любовное, трепетное отношение к природе, уважительное отношение к настоящим охотникам-промысловикам Алексей Бондаренко сделал главной темой своего творчества. Алексей Бондаренко в каждом своем произведении говорит о месте человека на земле и напоминает: «Каждый человек, живущий на этой грешной земле, в душе художник».
Это не природа вообще, а природа определенное время года, она — действующее лицо художественного целого, она на редкость многолика, красочна, многозвучна, она не тормозит, а, наоборот, движет повествование - говорит Алексей Маркович.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
Библиография
Приложения
Название рассказа | Голоса и звуки | ||
Имя существительное | Глагол | Деепричастия и причастия | |
«По щучьему велению» | (бабушкин) голос | (сквозь сон) слышу | причмокивая (губами) |
шепотом (добавляет) | (громко) стукнула | ||
скрипнула (дверь) | |||
ворчит (бабушка) | |||
(жалобно) скрипит | |||
(беспрестанно) шепчет | |||
(щука) спрашивает | |||
(бабушка) кричит | |||
(бабушка) командует | |||
(бабушка) Предупреждает | |||
(тихо) говорит | |||
(я) отвечаю | |||
сказала (моя мама) | |||
звенит (голос бабушки Фени) | |||
«Мужская трава» | (поползли) слухи | забилось (сердце) | заколоченные (избы) |
общение ( с теткой Акулиной) | вымолил (у отчима) | (я) попросив | |
безумолку (говорила) | (на судьбу) не роптала | (Егорыч ругается), говорю | |
(серебряный) звон | (я ее) звал | (Он), отпыхиваясь | |
шелестом (пижмы) | (тетка Акулина) отнекивалась | ||
Грохот (гусениц) | щебетали (пичуги) | ||
вой (мотора) | вздохнула (тетка) | ||
гудели (редкие комары) | |||
(непринужденно) смеялся | |||
(я) рассказывал | |||
(безумолку) говорила | |||
(Тетка Акулина) жаловалась | |||
(мужики) отказываются | |||
шелестела (на ветру) | |||
(тихо о чем-то) просила | |||
(тетка Акулина) шепнула | |||
(начальник) пыхтит | |||
(Егорыч) ругается | |||
(Егорыч) прикрикнул | |||
хохотнул (Иван) | |||
согласился (дядя Гриша) | |||
(самодовольно) мурлыкал | |||
глушил ( его голос) | |||
«Выстрел в тайге» | (затянул) песню | рассказывал (товарищам) | (громко) стукнув |
(пел он) с хрипотцой | звали (на берег) | ||
треск (выстрелов) | (захотелось) запеть | ||
крик (людей) | (Егор) примолк | ||
выстрелы (щелкали) | закричал (Тимка) | ||
(почти) шепотом | балагурил (Тимка) | ||
тишина (над рекой) | огрызнулся (Виктор) |
(пришел) разговор | поддакнул (из лодки) | ||
(встретили) возгласами | шепнул (Тимка) | ||
зазвенели (комары) | |||
(чуть слышно) плеснули | |||
всколыхнули (круги) | |||
треснул (сучок) | |||
(выстрелы) щелкали | |||
(сердце часто) колотилось | |||
ругнулся (Тимка) | |||
(звонко) шлепнула | |||
(щука) хлещет | |||
булькнет (блесна) | |||
пискнет (птица) | |||
поскребет (коготками) | |||
(они) нагремели | |||
запела (тугая леса) | |||
взвизгнула (трещотка) | |||
выдохнул (Тимка) | |||
(рыбина) разбушевалась | |||
звенел (колокольчик) | |||
шумел (перекат) | |||
(тихо) засмеялся | |||
хлопнул (выстрел) | |||
зашевелилась (птица) | |||
булькнула (рыбина) | |||
(громко) ругался | |||
хрустит (трава) | |||
(не травы) шуршат | |||
зафыркал | |||
не скули | |||
«Ведро клюквы» | ворчал (он) | насвистывая (мотив) | |
лаяла (в корни) | |||
тренькала (синичка) | |||
«Случай в тайге» | всплеск (воды) | шипит (река) | (трясется), отфыркиваясь |
шепчет (таежник) | |||
(дерево) скрипнуло | |||
(звери) бултыхнулись | |||
(громко) захохотал | |||
(он) прохрипел | |||
заговорил (таежник) | |||
попискивают (угольки) | |||
«Скворцы прилетели» | поднялся (шум) | бьется (сердце) | |
«Зажурчали ручьи» | журча, (побежали ручьи) | ||
«Сосульки» | искрились (искрами) | ||
«Кузница дятла» | (нарастает) перестук | крикнула (птица) |
Пчёлы и муха
Волшебная фортепианная музыка
Пустой колос голову кверху носит
Калитка в сад
Злая мать и добрая тётя