Данная работа основана на анализе стихотворений и поэм древнегреческих поэтов Пиндара, Симонида и Гомера.
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiyskie_igry_v_drevnegrecheskoy_literature.rar | 1.75 МБ |
Слайд 1
По воле великого Геракла в честь эгидодержавного Зевса возникли на земле Эллады Олимпийские игры. До самых окраин мира, до страны гипербореев, до истоков могучего Истра и далеких берегов Эвксинского Понта долетала крылатая слава олимпийских героев. Раз в четыре года смирялись распри, стихал звон мечей и греки внимали могучим атлетам, что на спортивных ристалищах совершали подвиги во славу бессмертных богов, живущих на светлом Олимпе. Поэты читали стихи и гимны, сложенные в честь игр и их победителей, ораторы прославляли их в речах. На олимпийских играх выступали историк Геродот, философ Сократ, оратор Демосфен, писатель Лукиан, математик Пифагор. Последний был отличным атлетом и выходил победителем из поединков кулачных боях.
Слайд 2
Древнегреческий поэт Пиндар писал: «Нет другой звезды благороднее солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне мира. Так и мы прославляем те, что всех игр благороднее, — олимпийские игры».
Когда победитель возвращался на родину, навстречу ему с радостью выходила вся община, прославленная своим согражданином перед лицом всей Греции. Победителя, въезжавшего в город в пурпурной одежде на четверке белых лошадей, провожали к храму, где олимпийский герой возлагал венок на алтарь божества. Благодарная община награждала олимпийского победителя тем, что освобождала его от всех государственных повинностей, отводила ему почетное место на празднествах и в театре, а также давала денежную награду. Афинская община пожизненно содержала чемпиона и устанавливала его статуи в общественных местах. Знаменитейшие поэты, такие как Пиндар и Симонид, прославили своими стихотворениями многих победителей.
Слайд 3
В играх они достигали наград наивысших,
Блеском треножников дом украшен их был,
Многими чашами, кубками чистого злата.
Много победных венков в дар стяжали.
Повсюду сиял их доблести свет,
Где в ристаньях тела обнажали мужи,
Иль где гоплиты в бег, щитами бряцающий, шли.
Где заостренные копья руками метали,
Или где несся далеко каменный диск.
Слайд 4
Посмотрим на сами состязания. Многие из них начинались с простого (стадион) бега от одного конца стадии до другого. Необыкновенной выносливости требовал продолжительный бег (далихос), при котором атлет должен был без остановки пробежать стадию туда и обратно (по различным данным) шесть, десять и даже двенадцать раз, что равнялось в той же последовательности 36 минутам, 1 часу и 1 часу 12 минутам пути. Во время 65-й олимпиады (520 год до н. э.) в соревнования был введен вооруженный бег (оплитес дромос), т. е. бег со щитом, в шлеме и поножах. Позднее бегали только со щитом. Бег с вооружением сначала был только простой, позднее появился и двойной бег.
О древности этого состязания свидетельствует его описание в поэмах Гомера Поэт описывает и способ бега, где важную роль играли не только ноги, но и руки.
Слайд 5
Стали все в ряд. Указал им предел Ахиллес быстроногий.
Бег с черты начался. Тотчас впереди оказался
Сын Оилеев Аякс; за ним Одиссей устремился
Близко совсем, как близко к груди прижимает ткачиха
Цевку, руками ее притянувши, когда сквозь основу
С нитью челнок пропускает и близко к груди ее держит.
Так же близко бежал Одиссей за Аяксом, все время
В след его раньше, чем пыль поднималась, ногой попадая.
Слайд 6
Вторым излюбленным видом состязаний была борьба (пала), требовавшая самой серьезной подготовки. Существовало два основных вида борьбы, известных из Гомера: борьба стоя и лежа. При борьбе стоя (орта) борцы приближались друг к другу с поднятыми руками, внимательно следя за движениями соперника. Ловкими захватами (лаба) или неожиданным броском борец старался повалить противника на землю. Это он также мог сделать, оторвав противника от земли или подбив его ноги. Если это не удавалось, то борец мог обессилить противника крепким объятием, захватом шеи или выкручиванием рук. Таких приемов и хитростей было множество. Некоторые из них были болевыми, например, выкручивание большого пальца.
Борец, поваленный на землю, мог продолжать борьбу до тех пор, пока не выбивался из сил. Тогда он объявлял себя побежденным. При одинаковой ловкости немаловажную роль играли рост и вес противников. Борец, который был повален три раза подряд (триакса), должен был отказаться от дальнейшего состязания.
Слайд 7
На середину собранья они, подпоясавшись, вышли
И, наклонившись, руками могучими крепко схватились
Словно стропила, которыми дом завершает высокий
Плотник искусный, чтоб мог он противиться ярости ветра,
Дерзостно крепкие руки сжимали широкие спины,
Спины трещали, и влажным тела заливалися потом;
Частые полосы вздулись кроваво-багрового цвета
И на плечах и на ребрах. Они же упорно боролись,
Чтобы как приз получить тот треножник искусной работы.
Слайд 8
Метание диска (дискоболиа) имело очень древнее происхождение. Оно упоминается уже в поэмах Гомера. Диск, который герои бросали на играх, представлял собой тяжелый круг из литого железа и назывался солос. В позднейшие исторические времена диск делали из бронзы или другого материала, например камня или дерева. Цельный или с отверстием посредине, он был чечевицеобразно сплющен к краям.
Слайд 9
Выложил после он круг из железа, недавно отлитый.
Прежде метала его Гетиона великая сила,
Стали один за другим. И первым Епей тот железный
Диск ухватил, закружил и швырнул. Засмеялись ахейцы.
Бросил вторым этот диск Леонтей, Аресова отрасль.
Третьим великий Аякс рукою швырнул многомощной,
Сын Теламона, и метки других далеко перебросил.
Диск после этого поднял рукой Полипет боестойкий.
Так далеко, как пастух запускает свой посох с размаха,
И, закрутившись, чрез стадо коровье проносится посох, -
Так далеко перекинул за круг он. И все закричали.
Слайд 10
Кулачный бой принадлежал к древнейшим греческим играм и забавам. Для усиления ударов руки от запястья через ладонь обвязывали ремнями. При этом руку можно было сжать в кулак. Оба противника занимали удобные позиции; затем, широко расставив ноги и наклонив тело вперед, а шею и голову назад и влево, начинали наносить удары руками. Иногда один из бойцов ограничивался обороной, отражая удары и выматывая противника. Удары прежде всего приходились на верхнюю часть тела, главным образом на голову. Больше всего страдали уши, лицо и зубы. Кулачный боец редко сохранял в целости уши и зубы. Бой с перерывами длился до полного изнеможения одного из противников.
Слайд 11
На середину собранья бойцы, подпоясавшись, вышли,
Подняли разом один на другого могучие руки,
Сшиблись, и в быстрых размахах тяжелые руки смешались.
Треск челюстей раздавался ужасный; струился обильный
Пот из их тел.
Слайд 12
Не менее любимым состязанием были гонки на колесницах и скачки (агон иппикос) на ипподроме, которые обычно проходили на второй день олимпийского праздника. В Греции победителем считался владелец упряжки, а не колесничий, который как правило был рабом. Быть владельцем колесницы и выставлять ее на состязания мог позволить себе только очень состоятельный человек.Аристофан, комический драматург,описывает беду отца, чей сын слишком много тратил на дорогих лошадей: "Кредиторы едят меня живьем... И все потому, что это лошадь-чума!".
Десятки тысяч греков наблюдали за гонками, которые были настоящим испытанием на мастерство управления и стойкость нервов. 24 круга по 9 километров свободно вмещали 160 лошадей, бьющих копытом на старте.
Степень опасности гонок доходила до абсурда, в основном из-за отсутствия разделительных полос. Колесницы нередко сталкивались лоб в лоб. Поэт Пиндар пишет, что в одной из гонок разбились 43 из 44 колесниц, победитель остался единственным выжившим на поле.
Самым сложным на дистанции был разворот: колесницу нужно было развернуть на 180 градусов практически на месте, т.е. колесница вращалась вокруг своей оси. Именно в этот момент происходило большинство несчастных случаев: колесницы переворачивались, атлетов выбрасывало, а лошади наталкивались и спотыкались друг о друга.
Слайд 13
Вдруг энианца кони, закусивши
В упрямстве удила, метнулись вправо -
Меж тем к концу шестой уже шел круг –
И в повороте головой о кузов
Ударились ливийской колесницы;
На них другие налетели. Всюду
Паденье, грохот, общий крик и ужас;
Обломки конского крушенья вмиг
Наполнили крисейскую поляну.
Слайд 14
Итак, самые, пожалуй, святые и чистые спортивные игры , которые создал человеческий разум, — это Олимпийские. Они в себя вобрали все лучшее, что спорт дает человеку. Олимпиады не просто состязания сильных духом и телом, а современная мировоззренческая концепция, название которой — олимпизм.
О СПОРТ! ТЫ - МИР! Ты устaнaвливaешь хорошие, добрые, дружественные отношения между нaродaми. Ты - соглaсие. Ты сближaешь людей, жaждущих единствa. Ты учишь рaзноязыкую, рaзноплеменную молодежь увaжaть друг другa. Ты - источник блaгородного, мирного, дружеского соревновaния. Ты собирaешь молодость - нaше будущее, нaшу нaдежду - под свои мирные знaменa. О спорт! Ты - мир!
Финист - Ясный сокол
Заяц-хваста
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Три загадки Солнца
Сказка "Морозко"