Губина Елена, 11А класс.«Золушка» - вечное торжество добра. (Записки из дневника)
Вложение | Размер |
---|---|
Губина Елена, 11А класс.«Золушка» - вечное торжество добра. (Записки из дневника) | 25.58 КБ |
«Золушка» - вечное торжество добра. (Записки из дневника)
30 августа.
Недавно у меня гостила маленькая племянница Катюша, большая любительница сказочных историй. Она с интересом рассматривала мои детские книжки, но только одна из них, старая и потрепанная, привлекла ее внимание. Это была моя любимая и прочитанная мною не раз сказка «Золушка» Шарля Перро. Все это пробудило во мне самые радостные воспоминания о детстве, и я решила прочесть Катюшке эту волшебную сказку. Сегодня у меня мечтательно- романтическое настроение. Мы забрались в уютное кресло, закутались в теплую шаль, закрыли глаза… И вот мы уже не в своей квартире, а в необыкновенном завораживающем мире сказки и волшебства!
Ах, как же приятно вновь окунуться в воспоминания из мира детства, когда я мечтала оказаться на месте Золушки: встретить своего сказочного Принца или в красивом платье танцевать на балу. Мне нравится, что в этой чудесной волшебной сказке доброта, чистота и искренность чувств противопоставляются тщеславию и эгоизму. Доброта и любовь - эти вечные ценности остаются неизменными на протяжении многих веков, они волнуют человеческие сердца как много лет назад, так в наши дни.
1 сентября.
Меня все никак не покидают воспоминания о том вечере с «Золушкой». Вспомнилось, что когда-то в детстве я мечтала стать балериной (наверное, многие девочки в детстве мечтают о подобном). Мечтала танцевать в красивых костюмах, завораживать зрителей своей грацией и пластикой, ловить на себе их восторженные взгляды. Разве это не может не волновать маленькую девочку? И что самое удивительное, эта мечта родилась после просмотра балета «Золушка»! Меня настолько впечатлила музыка С.С.Прокофьева, удивили красивые декорации, роскошные бальные платья и, конечно же, танцы, что я решила - буду балериной. Увы, мечты так и остались мечтами. Но и сегодня, услышав музыку Сергея Сергеевича Прокофьева, я с трепетом и благоговением вспоминаю тот день, когда я впервые увидела на сцене «Золушку».
Интересной оказалась и сама история создания балета. Будучи вдохновленным грацией и обаянием Галины Улановой, Прокофьев решил написать балет, в котором именно она и исполнила бы главную роль. И как же прекрасно ей удалось исполнить роль романтичной и мечтательной Золушки! А ведь и я могла бы сейчас играть ее на сцене, если бы не оставила свою мечту...
2 сентября.
Детские воспоминания... Чтобы отвлечься от них, слушаю «отдельные темы персонажей балета». Вдохновенная мелодия на фоне мягких аккордовых фигураций погружает меня в сказочно-романтический мир. Поразительно, как Прокофьев интересно противопоставил мечтательную и романтичную Золушку злым и тщеславным сестрам с мачехой. Так, к примеру, в музыкальной характеристике последних большую роль играют острые стучащие ритмы, «царапающие» хроматические ходы, размашистые рубленые скачки мелодии. Композитор высмеивает тщеславный и эгоистичный мир отрицательных персонажей, показывая его в ироничном свете.
Образ Золушки же в противовес сестрам и мачехе нежен и лиричен. Музыкальная характеристика героини основана на кантиленных мелодиях. Какая выразительность и тонкий психологизм... Как же это трогает и восхищает меня! Например, в теме «обиженной Золушки» мелодия устремляется к вершине, но затем сжимается и печально никнет. Устремленность мелодии, ее порыв, и следующая за ними скованность получают полное развитие в теме «влюбленной и счастливой Золушки». Я считаю, что это мелодия - дифирамб любви, воспевание красоты большого человеческого чувства.
К слову, сегодня наткнулась на цитату В. Васильева (первого постановщика «Золушки»), в которой, как мне кажется, он точно определил магическое воздействие музыки С.С. Прокофьева: «Балет передает глубинные движения человеческой души. Сила этой музыки такова, что ей невольно поддаются люди даже неискушенные, независимо от их культурной подготовленности. У Прокофьева чудно соединяются сарказм, гротеск с тончайшим лиризмом. В заключительном адажио любовь Принца и Золушки одним порывом захватывает всех, в том числе даже и тех, кто пытался мешать их счастью. Зло бессильно перед силой чувства. Совершенная гармония объединяет сцену с залом. В этот миг мне хотелось бы увидеть на глазах у зрителей слезы радости. Это и означало бы, что спектакль удался».
5 сентября.
Слова Владимира Васильева запали мне в душу, и я решила пересмотреть его постановку «Золушки». Какой же это все-таки невероятно красивый спектакль! В нем меня заворожило буквально все: и чудесное исполнение прокофьевской партитуры, и хореография, декорации, танцы и, конечно же, костюмы в пышном стиле старинной Франции! Их создал Жерар Пипар, художник-модельер фирмы «Nina Ricci». Но больше всего меня восхитил танец Екатерины Максимовой. Ее Золушка отличается какой-то неуловимой хрупкостью, нежностью, вдохновенностью. Интересным мне кажется и решение В.Васильева самому исполнить роль мачехи, чтобы подчеркнуть своими гротескными движениями комичность музыки Прокофьева.
9 сентября.
Как странно: кажется, этот балет меня буквально преследует! Готовясь к школьным урокам, случайно наткнулась в интернете на «Золушку» в постановке Рудольфа Нуриева. Смотрела и слушала – на одном дыхании. Меня удивило, что это уже не та классическая история, которую всем привычно видеть. Здесь действие происходит в Голливуде в тридцатые годы прошлого века - иными словами, это старая сказка на новый лад. Добрая фея превратилась во всемогущего голливудского продюсера, в финале Золушка не только находит любовь, но и заключает контракт с киностудией. Удивляет техническая подготовка актеров. Сильви Гиллем, исполнительница роли Золушки, бесподобна и в классическом танце на пуантах, и в бальных танцах на высоких каблуках. Новое видение и новая трактовка старой сказки лично мне кажется очень интересной и необычной.
10 сентября.
Гуляя по Екатеринбургу, я наткнулась на афишу балета «Золушка» в нашем Оперном театре. «Золушка» не забыта и до сих пор живет на сцене! Сама Надежда Малыгина, постановщица, обещает новый и необычный взгляд на старую сказку. Ведь ее задумка - показать сказку, существующую в реальной жизни. Здесь все, как в настоящем современном мире: и телевизоры, и стереосистемы, и машины вместо привычной нам кареты. Однако это «осовременивание» давно знакомой нам классической «Золушки» приходится по вкусу далеко не всем, но лично меня заинтриговала эта необычная задумка. Нужно обязательно уговорить маму съездить на этот спектакль.
Да, многие балетмейстеры предпочитают создать свою оригинальную версию балета С.С.Прокофьева. Думаю, перенос действия в другую эпоху, приближенную к нашему времени, делает спектакль более реалистичным и близким пониманию, внутренним ощущениям современного зрителя. Но где бы ни происходило действие, гениальная музыка Прокофьева остается неизменной. Она помогает хореографам раскрыть, а зрителям понять идею вечного вневременного сюжета. Я уверена, что бессмертный балет «Золушка» будет восхищать любителей прекрасного и спустя тысячелетия, потому что любовь и доброта, честность и искренность – непреходящие ценности.
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Что такое музыка?
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Никто меня не любит
«Течет река Волга»