Миша исследовал все устойчивые выражения которых знают родители 4 "Б" класса
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_doklad.docx | 64.31 КБ |
Управление образования и молодежной политики муниципального района «Могойтуйский район»
Районный конкурс научно-исследовательских работ по русскому языку
ТЕМА научно-исследовательской работы русскому языку
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИХ ЖИЗНЕННОГО
ОПЫТА
Выполнил:
Ученик 4 Б класса
Рогачев Михаил
Учитель-консультант:
Бадмаева Д.П.
Могойтуй, 2017
Введение 2-3
Содержание Глава 1. Теоретическая часть
1.1. История появления пословиц и поговорок 4-5
1.2.Особенности пословицы и поговорки как жанра фольклора 6-8
1.3. Роль пословиц и поговорок в речи 8
Глава 2. Практическая часть
2.1. Классификация пословиц и поговорок, употребляемых……………..10-18
родителями учащихся 4 класса МОУ «МСОШ №3»
Заключение * 19
Список использованной литературы 20-21
Введение
Актуальность работы
Пословицы и поговорки, являясь частью языковой культуры народа, всегда оставались и останутся актуальными, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс и т. д. В любые времена пословицы и поговорки будут характерной чертой народа, объектом внимания и исследования.
Знание пословиц и поговорок обогащает человека, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память. Речь современного человека обедняется, если в ней отсутствуют пословицы и поговорки.
Поэтому людям стоит чаще употреблять эти выражения, чтобы их меткость, моральное содержание, юмор, красота постепенно отпечатывались в сознании, тем самым это поможет сохранить наш удивительный язык для будущих поколений.
Тема учебного исследования: «Пословицы и поговорки, употребляемые родителями учащихся 4 класса, как показатель их жизненного опыта».
Цель: составление ценностного представления жизненного опыта семейной среды родителей ребят 4 класса МОУ«МСОШ№3» через пословицы и поговорки.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1) познакомиться с литературой по данной теме и систематизировать ее;
5) классифицировать пословицы и поговорки для выявления
тематических блоков и изучить особенности их употребления;
Объектом исследования является речь родителей
Предмет: пословицы и поговорки, употребляемые родителями учащихся 4 класса.
Гипотеза: предположу, что у пословиц и поговорок есть ответ на все жизненные ситуации, что родители активно употребляют их в своей речи, поэтому можно утверждать, что этот жанр устного народного творчества жив.
Основными методами учебного исследования являются анализ теоретического материала, беседа с родителями и наблюдение над их речью, структурно-семантический метод.
Тема «Пословицы и поговорки» всегда привлекала внимание многих исследователей. Особенно популярны словари, работы путешественника-этнографа, писателя, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Я прочитала достаточно много литературы по данной теме и постаралась систематизировать весь изученный материал. Но меня интересовал и другой важный для меня вопрос: анализ пословиц и поговорок, употребляемых родителями, собранный шестиклассниками.
Практическую значимость учебного исследования вижу в том, работа по сбору пословиц и поговорок обогащает речь, развивает кругозор, заставляет шире смотреть на язык как на общественное явление.
Думаю, что материалы данной исследовательской работы могут использоваться как на уроках русского языка и литературы, так и на факультативах и внеурочных занятиях при изучении выразительных возможностей малых жанров устного народного творчества.
Глава 1. Теоретическая часть 1.1. История появления пословиц и поговорок
Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в крупных поэтических жанрах, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка.
Пословицы и поговорки - древний жанр народного творчества. Вопрос о первоисточниках стоит еще открытым. Пословицы и поговорки возникли в далекие времена и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Они передавались из уст в уста от поколения к поколению, пока не были записаны и не стали фольклорными сокровищами. Ранние сборники пословиц «издавались» еще вДревнем Египте, около 2500 г. до нашей эры. Ветхий Завет приписывает около 900 пословиц царю Израиля Соломону (10-й век до н.э.). В средневековой Европе составлялись сборники пословиц; до нас дошло около трех десятков рукописных сборников, составленных в XIII—начале XV веков. Тексты подобного рода встречаются вплоть до XV века, иногда с иллюстрациями:тогда пословица служит подписью к рисунку. Однако, первым человеком, который обобщил и классифицировал пословицы, был греческий философ Аристотель. Его ученик, Синезий писал, что Аристотель считал пословицы древней мудростью: «Пословицы - это элементы старой философии, которая выжила благодаря своей краткости и точности». Коллекционером пословиц был Аристофан Византийский, который составил шесть книг пословиц (две в стихах и четыре в прозе). Плутарх, знаменитый биограф, написал «Лаконичные изречения», которые, по су/ги, являются сборником пословиц и поговорок. Во времена Римской Империи, Зиновий, греческий софист составил свод римских пословиц, поговорок и изречений. В византийский период монах и переводчик Максим Плануд записал 275 пословиц. Распространение древнегреческих и древнеримских пословиц в различных европейских странах является результатом работы известного голландского гуманиста Эразма Роттердамского. В своем труде «Пословицы», который был опубликован в 1500 году, Эразм перевел около 3000 греческих и римских пословиц и поговорок. Их с удовольствием читали образованные люди Европы на латинском языке, который был международным языком того времени. Позже они были переведены на разговорные языки европейцев.Пословицы и поговорки в русском языке - пласт языковой культуры.Это тончайшие наблюдения повседневности и философия русской жизни.Можно выделить такие основные источники возникновения русских пословиц и поговорок: народное, литературное, библейское происхождение, заимствование, также русские пословицы и поговорки «перетекают» в разговорную речь из литературных произведений. Они обеспечивают понимание человеческого поведения и характера. Они выжили благодаря своей краткости, простой форме, а рифма и ритм радуют ухо
и помогают памяти. Особые свойства сделали пословицы и поговорки стойкими и необходимыми в быту и речи. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свой наблюдения. Подобно всем произведениям фольклора, пословицы и поговорки тоже не остаются неизменными. Переходя из уст в уста, они переосмысляются, появляются в ином виде. В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости. С развитием цивилизации малые жанры развиваются, обретая все больше и больше новых тем и направлений.
Пословицы и поговорки, как и много веков назад, и сегодня отражают нашу жизнь и делают речь точнее и образнее. В них заключена народная оценка жизни, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа. Они отражают менталитет народа во всем его разнообразии и противоречиях, более того, они являются важной частью народных черт, образа жизни, его моральных стандартов.
1.2.0собенности пословицы и поговорки как жанра фольклора
7 Термины "пословицы" и "поговорки" - русские. Их связь с корнями слов "говорить", "говор", "слово" свидетельствует и том, что данные конструкции появились и употребляются в живой разговорной речи.
Пословица - это меткое краткое народное изречение с назидательным содержанием [7].Владимир Даль так определяет содержание и форму пословицы: «Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора» [5].
В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т. п. Но пословица обладает способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии. "Грибы ищут - по лесу рыщут" -это суждение передает житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо собирал грибы. В нем заключен прямой смысл пословицы: чтобы набрать лукошко грибов, нужно хорошенько побродить по лесу! Одновременно с этим пословица несет с собой и переносный смысл - она подходит ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия. Суждение "Лес рубят — щепки летят" интересно не прямым смыслом, а тем, что может быть применено к другим аналогичным ситуациям. Предмет высказывания рассматривается в свете общепризнанной истины, выраженной пословицей. Отсюда её идейно-эмоциональная характерность.
Пословица интересна не только смыслом, который непосредственно в ней выражен, но и смыслом, который возникает от применения по сходству к самым разным ситуациям и положениям. «Нет дыму без огня» - у всего есть свои причины: например, если распространился слух, то есть и какая-то причина.
Не всегда можно доверять пословицам, ведь встречаются и такие, как: «Хорошо бы орать, да рук не марать»; «Век живи век учись - дураком помрешь».
«В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни,»-отмечал Ушинский.
Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и мн. др.
Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. Пословица призывает следовать ее мудростям, даже говорят: «Как пословица говорит, так и действуй». Пословица вселяет уверенность в людях в том, что опыт народа ничего не пропускает и ничего не забывает.
Выражение мысли в пословице нерасторжимо связано с эмоциональной оценкой явлений. Ритмический строй пословиц отличается повышенной четкостью. Композиционное членение суждения в пословице, часто подкрепляемое ритмом, рифмой, ассонансами, аллитерациями, совпадает с синтаксическим. : "Жизнь прожить - не поле перейти", «В гостях хорошо, а дома лучше». В этих случаях пословица констатирует. Констатирующей пословице соответствует определённая синтаксическая форма - повествовательное предложение данных пословицах Поучительность других пословиц выражается в частом использовании обобщенно-личных предложений с повелительными формами глагола в форме побудительного предложения: «Век живи - век учись», «Куй железр, пока горячо», «Назвался груздем, полезай в кузов».
Итак, пословица - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме [13].
Следует отметить, что пословица и поговорка всегда "живут" вместе, они не разделяются никем, начиная с Даля. Хотя Даль и дал нам вроде очень чёткую "формулу", по которой можно бы отделить пословицы от поговорок: Поговорка - цветочек, пословица - ягодка, но всё-таки сам он не пошёл на такое разделение. Во всех изданиях сборника В. И. Даля пословицы, и поговорки не отделены друг от друга.
Поговорка — это краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания [7] В отличие от пословицы - целого высказывания, поговорка - всегда его часть, устойчивое сочетание слов, которое можно назвать другим словом, более простым, обиходным. Например, "стучать зубами" - замерзать. Например, поговорка «семь пятниц на неделе» используется как часть суждения о тех, кто отступает от слова, меняет решение. Отличия, отделяющие пословицы от поговорок, условны. Пословицы и поговорки образуют единую (пословично-поговорочную) группу языковых афоризмов.
1.3. Роль пословиц и поговорок в речи
Значение пословиц и поговорок очень велико. Не зря ведь сам народ говорит: «Имеешь ум - следуй за умом, нет его - следуй за пословицей». А.С.Пушкин восторженно восклицал: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! И что за золото!
Пословицы и поговорки помогают нам более ярко выразить свои эмоции, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении в человеческой жизни. Чем больше человек знает пословиц и поговорок, тем образнее, красочнее, выразительнее его речь. Умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки для точного выражения своей мысли свидетельствует о находчивости, об остром уме. Для каждого культурного человека актуально использовать пословицы и поговорки в речи.
Глава 2. Практическая часть
2.1.Классификация пословиц и поговорок, употребляемых родителями учащихся 4 класса МОУ «МСОШ№3»
В прошлом учебном году после изучения темы «Фольклор», я задалась вопросом, знают и употребляют ли мои ровесники пословицы и поговорки. Я провела анкетирование, которое показало, что мои сверстники мало знают пословиц и поговорок, и практически не используют их в своей речи. (Самой известной оказалась пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» её назвали 43). После чего я подумала о том, может ли речь наших родителей являться примером для подражания. В течение всего прошлого учебного года мои одноклассники записывали пословицы и поговорки, которые они слышали от своих родителей. В итоге их получилось 144.
№ | Пословицы | Выбор | Место |
1 | А воз и ныне там | ||
2 | Бабы в избу - мухи вон | ||
3 | Бабы не грибы, не посеешь, не взойдут | ||
4 | Беда не приходит одна | ||
5 | Без стыда лица не износишь | ||
6 | Без труда не выловишь и рыбку из пруда | 7 | 1 |
7 | Береги честь смолоду | 2 | 6 |
8 | Бережёного Бог бережёт | 2 | 6 |
9 | Близок локоток, да не укусишь | ||
10 | Богат как Кресс | ||
11 | Богатому и в раю тесно | ||
12 | Большому куску и рот рад | ||
13 | Богатство человека от смерти не избавит | ||
14 | Брать быка за рога | ||
15 | Была бы коровушка, будет и молочко |
11
16 | Бьётся как рыба об лёд | 1 | |
17 | Век живи - век учись | 7 | 1 |
18 | Видит око да зуб неймёт | 1 | |
19 | В долгу, как в шелку | 1 | |
20 | Волков бояться - в лес не ходить | 1 | |
21 | Волка ноги кормят | 1 | |
22 | Всё что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра | 3 | 5 |
23 | Встречают по одёжке, провожают по уму | 1 | |
24 | В тихом омуте черти водятся | 1 | |
25 | В чужом глазу соринку заменит, а в своём глазу бревна не видит | 2 | 6 |
26 | Где родился, там и пригодился | 1 | |
27 | Где тонко, там и рвётся | 1 | |
28 | Глаза боятся - руки делают | 3 | 5 |
29 | Голодному и во сне хлеб снится | 1 | |
30 | Голова не попа, завяжи да лежи | 1 | |
31 | Горе одно не приходит | 2 | 6 |
32 | Горе тому, кто не порядком в доме живёт | 1 | |
33 | Готовь сани летом | 1 | |
34 | Гусь свинье не товарищ | 1 | |
35 | Дарёному коню в зубы не смотрят | 3 | 5 |
36 | Делу время - потехе час | 6 | 2 |
37 | Держи язык за зуба^ми / | 1 | |
38 | Для дурака семь вёрст не круг | 1 | |
39 | Добрая слава доброте богатство | 1 | - |
40 | Дома и стены помогают | 1 | |
41 | Дорог хлеб, коли денег нет | 1 |
12
42 | Дорога ложка к обеду | 2 | 6 |
43 | Друг познаётся в беде | ||
44 | Других не суди, на себя погляди | ||
45 | Дурная голова ногам покоя не даёт | ||
46 | Дыма без огня не бывает | ||
47 | Жить да быть - ума копить | ||
48 | Жизнь прожить - не поле перейти | 2 | 6 |
49 | За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь | ||
50 | Знай, сверчок, свой шесток | ||
51 | Знал бы где упасть, соломки подстелил | ||
52 | Как аукнется, так и откликнется | ||
53 | Как об стенку горох | 2 | 6 |
54 | Какой палец не укуси, всё равно больно | ||
55 | Как поживёшь, так и прославишься | ||
56 | Как потопаешь, так и полопаешь | 3 | 5 |
57 | Кашу маслом не испортишь | 1 | |
58 | Клин клином вышибают | 2 | 6 |
59 | Когда я ем я, глух и нем | 2 | 6 |
60 | Копейка рубль бережёт | 2 | 6 |
61 | Кто много читает, тот много знает | 1 | |
62 | Кто празднику рад, тот накануне пьян | 1 | |
63 | Кто предупреждён, тот вооружён | 1 | |
64 | Кто рано встаёт, тому, Бог даёт / | 2 | 6 |
65 | Ласковый телёнок две титьки сосёт, а бодливому ни одного не попадает | 1 | |
66 | Лень вперёд тебя родилась | 1 | |
67 | Лёгок на помине | 1 | |
68 | Лес рубят - щепки летят | 1 |
13
69 | Лучше поздно, чем никогда | 1 | |
70 | Любишь кататься -люби и саночки возить | 3 | 5 |
71 | Мал золотник, да дорог | ||
72 | Маленькое дело, лучше большого безделья | ||
73 | Материнская ласка конца не знает | ||
74 | Мать и дочь - полная ночь | ||
75 | Меньше знаешь, крепче спишь | ||
76 | Москва слезам не верит | ||
77 | Мягко стелешь - жёстко спать | ||
78 | На бедняка и кадило чадит | ||
79 | На бога надейся, а сам не плошай * | ||
80 | Назвался груздём - полезай в кузов | ||
81 | На обиженных воду возят | ||
82 | На чужой каравай рот не разевай | ||
83 | Не всё то золото, что блестит | ||
84 | Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей | 2 | 6 |
85 | Не говори топ. пока не перепрыгнешь | 2 | 6 |
86 | Не плюй в колодец, из которого пить придётся | 1 | |
87 | Не та мать, что родила, а та, что воспитала | 1 | |
88 | Один в поле не воин | 1 | |
89 | Один рот и тот дерёт, а было бы восемь драло бы всю осень | 1 | |
90 | Одна голова хорошо, а две лучше | 2 | 6 |
91 | Осенью ложка воды - ведро грязи, весной -ведро воды, ложка грязи | 1 | |
92 | От осинки народится апельсинка | 1 | |
93 | От добра добра не ищут | 1 | |
94 | Первое слово дороже второго | 1 | |
95 | Повторенье - мать ученье | 4 | 4 |
96 | Под лежачий камень вода не течёт | 1 |
14
97 | Пока не пнёшь, не полетит | 1 | |
98 | Попытка не пытка | 1 | |
99 | После драки кулаками не машут | 2 | 6 |
100 | Поспешишь - людей насмешишь | 3 | 5 |
101 | Предупреждён - значит вооружён | 1 | |
102 | При солнышке светло, при матери тепло | 1 | |
103 | Пчёлка мала, а и та работает | 1 | |
104 | Рассвет не за горами | 1 | |
105 | Риск - дело благородное | 1 | |
106 | Сам не дам, и другим не дам | 1 | |
107 | Сделал дело - гуляй смело * | 5 | 3 |
108 | Семеро одного не ждут | 3 | 5 |
109 | Семь бед - один ответ | 1 | |
110 | Семь пятниц на неделе | 1 | |
111 | Семь раз отмерь - один раз отрежь | 6 | 2 |
112 | Сила есть ума не надо | ] | |
113 | Скатертью дорожка | 1 | |
114 | Сколько волка не корми, он всё в лес смотрит | 1 | |
115 | Слово не воробей, вылетит - не поймаешь | 2 | 6 |
116 | Смотришь в книгу - видишь фигу | 2 | 6 |
117 | Солдат спит - служба идёт | 1 | |
118 | Старый друг лучше новых двух | 3 | 5 |
119 | Сытый голодного не разумеет | 1 | |
120 | Так что хоть верхом идти, хоть низом, а всё до воды посуху | 1 | |
121 | Терпение и тру£ всё перетрут | 3 | |
122 | Тише едешь, дальше будешь | 4 | 4 |
123 | Тишь да гладь - божья благодать | 1 | |
124 | Терпи казак, атаманом будешь | 1 | |
125 | Тому тяжело, кто помнит зло | 1 |
15
126 | Труд кормит, а лень портит | 1 | |
127 | Тяжело в ученье, легко в бою | 2 | 6 |
128 | У семи нянек дитя без присмотра | 1 | |
129 | Ум человека красит | 1 | |
130 | У страха глаза велики | 1 | |
131 | Утро вечера мудренее | 5 | 3 |
132 | Ученье - свет, а неученье - чуть свет на работу | 3 | 5 |
133 | Худой мир лучше, чем доброго мира | 1 | |
134 | Цветок пчёлкам, мёд жёнкам | 1 | |
135 | Цыплят по осени считают | 1 | |
136 | Чем дальше в лес. тем больше дров (толще партизаны) | 1 | |
137 | Что написано пером, не вырубишь топором | 1 | |
138 | Что посеешь, то и пожнёшь | 3 | 5 |
139 | Шило в мешке не утаишь | 1 | |
140 | Яблоко от яблони не далеко падает | 3 | 5 |
141 | Язык без костей | 1 | |
142 | Языком болтай, а рукам волю не давай | 1 | |
143 | Яйца курицу не учат | 1 | |
144 | Язык мой - враг мой | 1 |
Из перечисленных пословиц и поговорок самыми употребляемыми оказались 38.
№ | Пословицы | Выбор | Место |
1 | Без труда не выловишь и рыбку из пруда i | 7 | 1 |
2 | Век живи - век учись / | 7 | 1 |
3 | Делу время - потехе час | 6 | 2 |
4 | Семь раз отмерь - один раз отрежь | 6 | 2 |
5 | Сделал дело - гуляй смело | 5 | 3 |
16
6 | Утро вечера мудренее | 5 | 3 |
7 | Повторенье - мать ученье | 4 | 4 |
8 | Тише едешь, дальше будешь | 4 | 4 |
9 | Всё, что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра | 3 | 5 |
10 | Глаза боятся - руки делают | 3 | 5 |
11 | Дарёному коню в зубы не смотрят | 3 | 5 |
12 | Как потопаешь, так и полопаешь | 3 | 5 |
13 | Любишь кататься -люби и саночки возить | 3 | 5 |
14 | Поспешишь - людей насмешишь | 3 | 5 |
15 | Семеро одного не ждут * | 3 | 5 |
16 | Старый друг лучше новых двух | 3 | 5 |
174 | Терпение и труд всё перетрут | 3 | 5 |
18 | Ученье - свет, а не ученье - тьма (чуть свет на работу) | 3 | 5 |
19 | Что посеешь, то и пожнёшь | 3 | 5 |
20 | Яблоко от яблони недалеко падает | 3 | 5 |
21 | Береги честь смолоду | 2 | 6 |
22 | Бережёного бог бережёт | 2 | 6 |
23 | В чужом глазу соринку заметит, а в своём глазу бревна не видит | 2 | 6 |
24 | Горе одно не приходит | 2 | 6 |
25 | Дорога ложка к обеду | 2 | 6 |
26 | Жизнь прожить - не поле перейти | 2 | 6 |
27 | Когда я ем. я глух и нем. | 2 | 6 |
28 | Клин клином вышибают | 2 | 6 |
29 | Кто рано встаёт, тому Бог даёт | 2 | 6 |
30 | Как об стенку горох=хоть кол на голове теши | 2 | 6 |
31 | Копейка рубль бережёт | 2 | 6 |
32 | Не имей сто рублей, а имей сто друзей | 2 | 6 |
33 | Не говори гоп, пока не перепрыгнешь | 2 | 6 |
34 | Одна голова хорошо, а две лучше | 2 | 6 |
35 | После драки кулаками не машут | 2 | 6 |
36 | Слово не воробей, вылетит - не поймаешь | 2 | 6 |
37 | Смотришь в книгу - видишь фигу | 2 | 6 |
38 | Тяжело в ученье - легко в бою | 2 | 6 |
По тематическому содержанию их можно распределить таким образом:
№ | Тема | Пословицы | |
1. | Работа, труд | 1 2 | Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Сделал дело - гуляй смело. |
3 4 | Глаза боятся - руки делают. Как потопаешь, так и полопаешь. | ||
5 | Любишь кататься - люби и саночки возить. | ||
6 | Поспешишь - людей насмешишь. | ||
7 | Терпение и труд всё перетрут. | ||
2. | Учение | 1 | Век живи - век учись. |
2 J | Ученье - свет, а не ученье - тьма (чуть свет на работу). Что посеешь, то и пожнёшь. | ||
4 | Повторены; - мать ученье. | ||
5 6 | Одна голова хорошо, а две лучше. Тяжело в ученье - легко в бою. | ||
3. | Осторожность, бдительность, бережливость | 1 2 3 4 | Береги честь смолоду. Бережёного бог бережёт. Копейка рубль бережёт. Тише едешь, дальше будешь. |
4. | Мудрость | 1 2 | Горе одно не приходит. Жизнь прожить - не поле перейти. |
3 » 4 / 5 | Семь раз отмерь - один раз отрежь. Утро вечера мудренее. Клин клином вышибают. | ||
6 | Когда я ем. я глух и нем. | ||
5. | Дети | 1 | Яблоко от яблони недалеко падает. |
6. | Подарки | 1 | Дарёному коню в зубы не смотрят. |
7. | Время | 1 | Всё, что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра. |
18
2. Делу время - потехе час. 3. Дорога ложка к обеду. 4. Кто рано встает, тому Бог подает. 5. После драки кулаками не машут. 6. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. | ||
9. | Дружба | 1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 2. Старый друг лучше новых двух. |
10. | Недостатки характера | 1. В чужом глазу соринку заметит, а в своём глазу бревна не видит. 2. Как об стенку горох. 3. Не говори гоп, пока не перепрыгнешь. 4. Смотришь в книгу - видишь фигу. 5. Семеро одного не ждут |
Проведя наблюдение над тематическим содержанием пословиц и
поговорок, можно сделать вывод о том, что у наших родителей словарный запас достаточно богат. В общении с детьми, они часто употребляют пословицы и поговорки, которые служат воспитанию таких положительных качеств, как стремление к учёбе, любовь к труду, чувства чести, дружбы, бережное, рациональное использование времени. Речь родителей может являться примером для подражания.
/
Заключение
Пословицы и поговорки - кладези мудрости. В них заключен глубинный смысл и народная вековая мудрость, уходящая своим корнями в далекое прошлое. Их ценность в краткости изложения и емкости передаваемого смысла, точности и глубине мысли.
Проанализировав 144 пословицы и поговорки, употребляемых родителями учащихся 6 класса, я пришла к следующим выводам:
6) обогащают наш язык, делают речь родителей яркой и выразительной.
Речь родителей является примером, образцом для подражания,напоминает о народной мудрости. Они необходимы в нашем общении, иучащимся стоит чаще употреблять эти выражения. Это действительнопоможет сохранить наш удивительно богатый язык для будущихпоколений.
Гипотеза моей работы подтвердилась: пословицы и поговорки, употребляемые в речи родителями 4 класса МОУ «МСОШ№3», существовали издавна, живут по сей день и являются элементом национальной культуры.
Список использованной литературы:
- Выпуск 3,-1975г.
»
17) Филиппова О.В. К речевому идеалу с помощью русских пословиц и
поговорок // Русская словесность.- 2011,- №3.- с. 18-24.
21
Невидимое письмо
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Самый главный и трудный вопрос
Усатый нянь
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись