Предлагаю работу своего ученика Ишкинина Фарида по теме "Габдулла Туай".
Вложение | Размер |
---|---|
tukay_1.pptx | 1.79 МБ |
Слайд 1
Габдулла Тукай Презентация на тему: «Край замечательных людей» Работу выполнил: ученик средней школы 57 4 «Б» класса Ишкинин Фарид Казань 2017Слайд 2
Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович ) родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Арского района Республики Татарстан) в семье приходского муллы. Когда ему было пять месяцев, умер отец. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню. Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и четырехлетний Габдулла остался круглым сиротой. Так началась горькая жизнь «в людях».
Слайд 3
Сначала мальчика приютил дед по материнской линии, Зиннатулла , в многодетной и полуголодной семье которого Габдулла оказался просто лишним ртом. В конце концов дед отправил его в Казань, где на Сенном базаре Габдулла взял на воспитание кустарь Мухаммедвали . В его семье впервые улыбнулось мальчику счастье. Однако вскоре грянула беда: новые родители заболели и потому решили вернуть сироту в деревню Училе к деду, которому через некоторое время удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай . В 1892 – 1985 годы жизнь его проходит в семье Сагди , где не было нужды в куске хлеба. Здесь Габдулла начал приобщаться к крестьянскому труду.
Слайд 4
В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Усманова , где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенных Тухватуллиных , кроме того посещал русский класс и проявил высокую одаренность. Начавшаяся в стране революция всколыхнула жизнь и в таком небольшом городке, как Уральск. Здесь появились первые татарские газеты и журналы « Фикер », « Аль-Гасраль-джадид », « Уклар » и другие. Г. Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. В начале 1907 года Тукай покинул медресе « Мутыгия » ( Тухватуллиных ).
Слайд 5
Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как « Шурале », «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины. Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты « Аль-Ислах » («Реформа») — Фатих Амирхан и др.
Слайд 6
Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 гг. он совершил путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приехал в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остался в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева . В Астрахани он встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым , сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решился на более значительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Петербург. В Уфе он встретился с М. Гафури , в Петербурге - с Муллануром Вахитовым , впоследствии видным революционером.
Слайд 7
Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань вернулся в начале августа. В столице Тукай работал в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжал писать. 2 (15) апреля 1913 года Габдуллы Тукая не стало. Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,— писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.
Слайд 8
Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань). «Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землёй, не зайдёт уже никогда» М. Шаймиев
Слайд 9
Спасибо за внимание!!!
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Как нарисовать небо акварелью
Философские стихи Кристины Россетти
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики