Исследовательская работа "Исследование сказок народов Севера и их главных персонажей", практически невозможно точно назвть дату появления Северных сказок, но продолжают оказывать. серьёзное влияние на современную культуру. Северные сказки интересны и своеобразны. в них отражается быт и культура Северных народов. Герои сказок тесно связаны с природой и с уважением и почтением относятся к ней.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Исследование сказок народов Севера и их главных персонажей" | 56.88 КБ |
Примерно в XVII веке, впервые слово «сказка» появилось в письменных источниках. Зачем же нужна нам сказка? И сразу же завоевала своих поклонников, людям нравилось слушать интересные поучительные истории, да ещё и весёлые. Сказка нужна для обучения ребёнка в семье правилам жизни, для того, чтобы ребёнок понимал, что нужно сделать, чтобы его цель была достигнута, как защитить свой идеал и воспитать достойное отношения к другим людям.[1] Развитие творческого потенциала, фантазии, воображения и сочувствие, тут без сказок вообще не обойтись. Сказка имеет особенный языковой стиль, ему характерны напевность, повторы различных словосочетаний, поэтичность. Метафоры, сравнения, поучительные пословицы и поговорки, которые содержат сказка, позволяют нам увидеть её необычный волшебный мир. [2] Что касается северных сказок, они вообще являются международным историческим достоянием. В них отражается развитие культуры древних цивилизаций. Несмотря на то, что сейчас очень сложно точно назвать дату их появления, они продолжают оказывать серьёзное влияние на современную культуру.[3] По мнению учёных северные сказки появились где-то в 5 веке нашей эры, и просуществовали тысячу лет. Идея северных сказок чаще всего заключалась в том, чтобы показать суровою жизнь Северных народов, умение правильно сделать свой жизненный выбор.[4]
Я очень люблю сказки, когда я была маленькой, мне читали их мама или бабушка. Потом я стала читать их сама. Со сказками Северных народов, я познакомилась, когда мы начали изучать новый предмет «Литературное краеведение». На данных уроках я заметила, что не для всех моих одноклассников северные сказки и их персонажи представляют интерес. Я решила провести опрос среди своих одноклассников и других учащихся начальной школы, насколько интересны им сказки Северных народов, и каким героям сказок они симпатизируют. Из своей анкеты я узнала, что у ребят, мало информации о северных сказках, а героев данных сказок мало кто помнит. Поэтому я решила, что моё исследование позволит расширить мне свои познания о северных сказках и их героях и заинтересовать своих одноклассников, а так же доказать, что изучать данные сказки полезно и интересно.
И я поставила перед собой цель: - изучить особенности Северных сказок и их главных персонажей.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Гипотеза: если изучить самобытность северных сказок и проанализировать поступки их положительных и отрицательных героев, то можно сделать вывод о том, как северная сказка способствует формированию нравственных ценностей, идеалов и может быть полезна, интересна и поучительна для чтения.
Объект исследования: Северные сказки и их герои;
Предмет исследования: положительные и отрицательные герои северных сказок;
Методы исследования: анализ, опрос, анкетирование, наблюдение, сравнение, обобщение.
Этапы исследования:
Актуальность
По моему мнению, каждый человек, проживающий в Ямало – Ненецком округа, должен ценить и знать историю, культуру, традиции и обычаи не только своего родного народа, но и национальную культуру народов, на территории которой он проживает. Национальную культуру малочисленных народов Севера, мы тоже можем сохранить и продолжить в веках, но она должна быть интересна подрастающему поколению. Поэтому, наша задача приобщить учащихся к национальной культуре коренного населения Ямала. Я считаю, что куль тура любого народа уникальна и своеобразна.
Практическая значимость и рекомендации:
Материал данной работы актуален и может быть интересен: учителям, родителям и учащимся. Данная работа носит как теоретический и практический характер, так как она позволила расширить познания в изучении северных сказок, а при помощи словаря – терминов, сделает чтение более понятным, а значит, интерес к чтению северных возможно возрастёт, так как будет легче восприниматься. Использовать данный материал можно уроков «Литературного краеведения», во внеклассных мероприятиях, для составления кроссвордов, викторин, проектах посвящённых праздникам народов Севера.
Глава 1. Самобытность и особенности северного фольклора – сказки.
Сказка фольклорная — это прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Северные народы создали свою своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. [4] Сказки были одним из самых любимых развлечений у людей, после того, как они возвращались с работы после трудового дня, она скрашивала тяжёлое существование людей. С самого детства народы Севера приобщают своих детей к национальной культуре, так как в этом возрасте они любознательны, пытливы и с большим удовольствием воспринимают всё новое. Сказки, легенды – любят и взрослые и дети, они быстро воспринимаются, поэтому позволяют детям легко усваивать традиции своего народа, нравственные нормы, знакомят с обычаями, праздниками. [3] В сказке прослеживается история народа, в ней содержится его социальная память. Каждый ребенок и даже взрослый задаётся вопросом «Кто я? Откуда? И какого рода, племени?». Она погружает нас в яркий, красочный мир этнической культуры, раскрывает бытовой уклад жизни, знакомит нас волшебниками и шаманами, завораживает своей своеобразностью. Суровый северный край, тяжёлый труд сформировал в людях не только физическую силу, выносливость, закалку, сноровку, но и глубокое уважение друг к другу, к старшим, к соседям, к членам семьи, к окружающему миру. Северный фольклор отличается своей самобытностью и неповторимостью, благодаря этому, делает эти сказки интересными и занимательными.[5] В нравственно – эстетическом и трудовом воспитании детей сказки имеют большое значение в жизни людей проживающих на Севере. Сказки народов Севера пронизаны художественной выразительностью, национальным колоритом, житейской мудростью и всё это характерно для народных сказаний, легенд, преданий, Почему же мы любим сказки:
Глава 2. Разновидности Северных сказок.
Следы древних обычаев и обрядов, вот что хранит своих недрах северная сказка. Именно в этих сказках наиболее правдиво изображается жизнь, трудовая деятельность, чувства, мечты. В сказках Северных народов отражается бытовой уклад жизни оленеводов, рыбаков и охотников, ответственность человека за судьбы людей, умение жить в согласии с природой.[2] Жители северных районов поклонялись языческим героям, богам и верили в добрые силы, которые победят зло и помогут жить им в любви и согласии. Северные сказки можно разделить на три большие группы: бытовые сказки, сказки о животных, волшебные сказки.
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ, отличие их от волшебных сказок существенное, так как в них отражаются события, и темы, которые происходят в семейно-бытовой, каждодневной жизни. В этих сказках действуют реальные герои: муж, жена, дети родители. В данных сказках герои женятся, а героини выходят замуж, строптивые жены исправляются, неумелые и ленивые хозяйки становятся добрыми, покладистыми и нежными. В этих сказках можно увидеть одураченных богатых людей и бедных сообразительных и хитрых. Бытовые сказки рассказывают о важнейших бытовых проблемах человека: взаимоотношения детей и родителей, мужа и жены, богатого и бедного, жадного и щедрого, умного и глупого, сильного и слабого. [1] Все бытовые сказок направлены против несправедливости отношений между близкими людьми, социального гнета и непонимания, которое порой заканчивается трагедией. Бытовые сказки содержат весьма занимательные сюжеты, они полны разных нравоучений. В бытовой сказке показаны реальные события, которые происходят с нами в повседневной жизни, большая познавательная ценность. Они позволяют нам понять как важно, когда тебя окружают родные люди.
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ, содержат фантастические и невероятные события, неслыханные происшествия, небывалые и загадочные приключения. Таким образом, волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным миром. Чудесный мир волшебной сказки, его фантастические образы и яркие картины удивляют и поражают и взрослых и детей. Они учат смелости, доброте, справедливости и многим другим хорошим человеческим качествам, но происходит это без скучных наставлений, а просто показывают на примерах сказочных героев, что может произойти, если они будут поступать не по совести.
Герои сказок одерживают победу над врагами, среди которых нередко оказывается злая ведьма, колдуны, нечистая сила, спасают друзей, разыскивают своих возлюбленных, находят диковинные предметы, опускаются в подземное царство, поднимаются выше туч, достают мертвую и живую воду, побеждают смерть и выходят победителями. А помогают им добрые волшебники, которые дарят им различные волшебные предметы, для того чтобы они смогли одолеть злые силы. В сказках много разнообразных элементы волшебства — чудодейственные дарители и их дары, вещие силы, духи — хозяева стихий, смерть и оживление. В Северных сказках действующими лицами являются и животные, и обыкновенные люди — простые охотники, рыбаки, оленеводы, и выдающиеся чудесные герои, богатыри-великаны, и духи — добрые и злые. [5 ]Все герои, борцы за свой род и племя, наделены высокими физическими и моральными качествами. Они отличаются сверхъестественной силой, необходимой для подвигов, мужеством, бескорыстием, честностью, правдивостью, добротой, люди почитают их и боготворят, считают их своими покровителями. В сказках битва обязательно заканчиваются победой народных героев, над силами социального зла. [2] Таким образом, люди старались объяснить в волшебной форме происхождение земли, человека, звездного неба, всё то, что ребёнку в обыкновенной жизни бывает трудно понять. Заканчивалась волшебная сказка, тем, что главные герои или героини сражаются с волшебными силами и всегда побеждают их или убеждают в том, что они поступают неправильно и пытаются убедить их в том, что добрым быть на самом деле лучше. Развязка сказки – это спасение любимых, родных и близких людей. И конечно обычные герои в конце сказки приобретают более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ, они занимают особое место в северном фольклоре, люди любят животных, наделяют их человеческими качествами, а раньше считали их своими братьями. Северные люди живут среди природы и их связь с ней для них священна, они не выделяли себя из мира природы, считались со всем живым и поклонялись ей. Они с большим уважением относились к тем вещам, которые им были необходимы в повседневной жизни. Они с уважением относились к огню, простому камню, реке, озёрам, так как без огня трудно будет прожить в лесу, в реках и озёрах он добывали для себя пропитание и воду. Сказки о животных обычно небольшие, но поучительные. [5] Ее героями являются животные, которые наделяются разумом, даром речи. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя. На сказочных персонажей переносятся различные черты человеческого характера: верность слову, дружелюбие, алчность, хитрость, вероломство, глупость, ум. Сказки о животных развлекательные и в них все пронизано нравственностью, отражается мораль трудового человека. И конечно персонажи северных сказок о животных являются животные, которые обитают в данной местности. Лисица, медведь, росомаха, песец, домашний и дикий олень, куропатка, заяц, сова, волк – все они фигурируют в данных произведениях.. Из домашних животных главный герой - собака. Ненцы считают священными животными медведя и волка. Лось – считался символом достатка и благополучия. Медведь, лось приравнивался к человеку, о них нельзя было говорить плохо, к относились с уважением и почтением. Лягушка, которую мы считаем животным не совсем привлекательным и относимся к ней с пренебрежением, северные народы относятся к ней с уважением, называют её "между кочек живущая женщина". [4 ] Ей приписывается способность дарить семейное счастье, определять количество детей. Северные сказки о животных представляют собой чаще всего диалог, небольшие по размерам рассказы, простые по композиции и языку. По своей форме Язык сказок интересен ещё и тем, что животные воспроизводят и бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов. В текст могут включаться небольшие песенки, стихотворения, что делают эту сказку ещё более привлекательной. Композиция сказок о животных несложная, основана на повторении ситуаций. Сюжет и события в сказках развивается очень быстро.
Глава 3. Положительные и отрицательные герои северных сказок.
В северных сказках присутствуют положительные и отрицательные герои, которые в определённых ситуациях вызывают у нас симпатию или наоборот негодование. Положительные герои сказок учат быть нас добрыми, великодушными, помогать в трудных ситуациях друзьям, близким и просто окружающим людям. В каждой сказке добрые герои разные, но все они учат совершать нас только добрые дела. Благодаря их помощи, поступкам в сказках добро побеждает зло. Отрицательные герои, наоборот строят какие – то преграды, совершают противоречивые поступки, которые у нас вызывают осуждения и непонимание. Именно благодаря им положительные герои сказок, остаются на высоте, и мы хотим быть похожими на них. Им помогают волшебники, колдуны, шаманы, животные, волшебные предметы, при помощи которых, они спасают свой народ. В бытовых сказках высмеивается глупость, непослушание, невежество, хвастовство. А побеждают герои, которые заботились о близких людях, соблюдали установленные правила и были честными. В сказках о животных чаще всего высмеиваются отрицательные человеческие качества характера, которые мешают им, приобщится к обществу. Для доказательства моей гипотезы, я сравнила героев бытовых, волшебных и сказок о животных. И на примере данных произведений, я попробую доказать, что северные сказки могут способствовать формированию нравственных ценностей.
Бытовые сказки:
Волшебные сказки:
Сказки о животных:
Вывод: мир сказок удивителен, когда я их читала, то поражалась сильному духу людей, их трудолюбию, доброте и желанию помогать друг другу. В сказках о животных герои помогают людям, приходят на выручку своим собратьям и своими поступками показывают, как мы люди должны вести себя в подобных ситуациях. Волшебные сказки Севера, тоже приближены к реальной жизни, в них есть волшебство, но чаще всего оно заключается в том, что люди превращаются в животных и достигают своей цели, уже таким путём. Во всех сказках раскрываются воспитательные моменты, правила поведение в природе и её сохранение. Они как никто другой понимают, что без природы мы погибнем, поэтому и призывают нас, её беречь. Я думаю, что сказки могут сформировать в детях нравственные качества, понимание доброго и прекрасного. При помощи героев сказок мы научимся отличать искренность и понимать лучше поступки людей.
Глава 4. Практическая часть. Исследования северных сказок и их героев.
В практической части своей работы я отразила свои сравнения, наблюдения и данные анкетирования. В опросе принимали участие учащиеся 3 – х классов. Диаграммы и вопросы (см. Приложение 1) по результатам анкеты выяснили, что только 43% учащихся, любят северные сказки, из них 20% предпочитают волшебные сказки, 8% бытовые сказки, 15% сказки о животных. По результатам анкетирования я сделала для себя вывод, что большая часть опрошенных ребят мало читает сказки северных народов, считают, что они сложно воспринимаются, так как там много незнакомых слов. По данным анкеты предпочтение отдают волшебным сказкам, они привлекают ребят своей непредсказуемостью и загадками. Сказки о животных занимают вторую позицию, ребята любят животных и им интересны ситуации, в которые они попадают и весёлые события, которые заставляют ребят посмеяться. А что касается бытовых сказок, то для ребят они менее интересны, хотя и поучительны. На третий вопрос, большинство ребят ответили, что они не очень хорошо знают отрицательных и положительных героев сказок, а назвать смогли только 15 человек, из 50 опрошенных. На четвёртый вопрос, я получила положительных ответов больше, опрошенные учащиеся считают, что, северные сказки способствует формированию нравственных ценностей у учащихся.
Затем я проанализировала по теме своего исследования литературу, интернет – источники и пришла к выводу, что северные сказки, действительно строились на событиях, которые происходили в повседневной жизни северных людей. Они воспитывали и прививали любовь подрастающего поколения к своей культуре, традициям, природе своего сурового края, опираясь на свою нелёгкую повседневную жизнь. Истории, которые происходили с ними в домашней обстановке, на охоте, рыбалке и ложились в сюжеты бытовых сказок. В сказках изобилие специфических терминов: названия одежды – малица, ягушка; обуви – кисы; действий – каслать; способ передвижения по тундре – аргиш; животные – важенка. Всё это ведет к усилению эффекта реалистичности происходящего в сказке. Волшебные сказки, возникали благодаря выдумкам, фантазиям и конечно в них присутствовали языческие герои и шаманы, которые и создавали вокруг себя загадочную ауру. Сказки о животных – это особый жанр, дань уважения природе, которая для северных народов была неотъемлемой частью.
Мною был составлен словарь терминов в картинках, часто встречающихся в сказках народов Севера, который поможет мне и моим одноклассникам лучше понимать смысл северных сказок. (см. Приложении 3).
Далее я продолжили исследования сказок и их героев, при помощи сравнения и наблюдения, для этого я прочитала и изучила несколько северных сказок о животных, волшебные и бытовые, на примере которых я сравнивала положительных и отрицательных героев сказок. Результаты своего исследования я оформила в виде таблицы. (см. Приложение 2).
Вывод: по данным таблицы видно, что во всех северных сказках есть положительные и отрицательные герои, которые противостоят друг другу. В сказках прочитанных и проанализированных мною, чаще всего побеждает добро, но иногда они заканчиваются гибелью положительных героев и это огорчает. Мораль сказок такова, надо доверять своим близким людям и любить своих родных, и тогда зло обойдёт нас стороной.
Заключение:
Список использованной литературы
Хитрость Дидоны
Подарок
Рукавичка
Лиса-охотница
Сторож